Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Доклад земельное право. Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав


Скачать 24.34 Kb.
НазваниеПраво собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав
Дата26.03.2019
Размер24.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад земельное право.docx
ТипДокументы
#44210
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится «имуществом» — тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки.

Право собственности на землю в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю; в субъективном — совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей.

Правомочие владения означает основанную на законе возможность собственника иметь у себя имущество, содержать его в собственном хозяйстве, т.е. обладать им. Правомочие пользования - это основанная на законе возможность собственника эксплуатировать, использовать имущество путем извлечения у него полезных свойств, его потребления. Правомочие распоряжения выражается в возможности определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству).

Кроме названной триады правомочий, собственник обладает правами, указанными в п. 2 ст. 209 ГК РФ. Он вправе использовать свое имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, если этим не будут нарушены нормы закона и иных правовых актов, а также права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник имеет право передать имущество в доверительное управление другому лицу - доверительному управляющему (п. 4 ст. 209 ГК). Передача отдельных правомочий другим лицам не приводит к прекращению собственником права собственности (например, по договору аренды, хранения, доверительного управления имуществом и т.д.). Собственник должен содержать имущество и сам нести расходы на эти цели. На собственнике лежит риск случайной гибели вещи (в случае пожара, наводнения, землетрясения и т.д.).

Отношения собственности на земельные участки регулируются Конституцией РФ, ГК РФ, природоресурсовым и природоохранительным законодательством России и субъектов Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность федеральную, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований — необходимое условие земельного строя страны. Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю была установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Однако практика показала, что процесс разграничения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы.

В связи с этим Федеральным законом от 17.04.2006 №53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» , федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю» отменен, а ФЗ о введении в действие ЗК дополнен нормами, регламентирующими основания такого разграничения.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Субъектами права собственности являются: физические и юридические лица, в т.ч. иностранные; Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Объектом права собственности выступает земельный участок. Согласно ст. 1 ФЗ «О государственном земельном кадастре» земельный участок - часть поверхности земли (в т.ч. поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними .

В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, находящихся в свободном обороте (свободно отчуждаются и переходят от одного лица к другому), изъятых из оборота (нахождение в обороте не допускается) или ограниченно оборотоспособных (ограничен круг участников оборота либо оборот допускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе. В ст. 209 ГК РФ воспроизведено конституционное положение о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие основания приобретения права собственности на земельный участок:

1) основания, предусмотренные Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

2) из федеральных законов, законов субъектов РФ;

3) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;

4) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом;

5) приобретение по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основания прекращения права собственности на земельный участок изложены в ст. 44 ЗК РФ:

1) при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;

2) при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

3) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 52 ЗК РФ отчуждение собственником земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом ограничения оборотоспособности - земельных участков.

Условия и порядок отказа собственника от права на земельный участок регулируются ст. 53 ЗК РФ. Следует иметь в виду, что отказ собственника земельного участка от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения права собственности этого лица на участок.

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством. Согласно абз. 1 ст. 236 ГК РФ гражданин может отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Судьба бесхозяйной вещи решается в судебном порядке в соответствии со ст. 225 ГК РФ следующим образом: бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда муниципальной собственностью, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Основания принудительного лишения собственника земельного участка регламентированы гражданским законодательством. Кроме случаев, перечисленных в ст. 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается. Среди таких случаев в указанной статье названы выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд, основания и порядок которого регламентированы ст. 49 и 55 ЗК РФ; реквизиция и конфискация, порядок осуществления которых в отношении земельных участков регулируется соответственно ст. 50 и 51 ЗК РФ.

Земельный участок может быть также принудительно изъят у собственника как санкция за ненадлежащее использование этого участка в случаях:

1) если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст. 285 ГК РФ);

2) если участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ). В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, и время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Конституция РФ установила, что государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (см. п. «в» и «г» ст. 72). Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время решается в соответствии с Конституцией РФ, С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 17 апреля 2006 года 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ФЗ «О разграничений государственной собственности на землю» утратил силу на основании Федерального закона от 17.04.2006).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации). В п. 2 этой же статьи сформулировано чрезвычайно важное положение, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в, собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности на землю и иные природные ресурсы. Следовательно, при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного земельного участка в частной или муниципальной собственности автоматически резюмируется государственная собственность.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

В развитие положений ГК РФ был принят ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , имеющий важное значение для регулирования отношений в области разграничения государственной собственности на землю, поскольку право собственности на недвижимое имущество, в т.ч. право собственности публичных образований на земельные участки, возникает именно с момента государственной регистрации данного права в учреждении юстиции.


1) земельные участки, находящиеся только в федеральной собственности, которые не могут быть отчуждены, ни в каком случае;

2) земельные участки, которые могут находиться в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований и отчуждаться в рамках указанных субъектов;

3) земельные участки, которые могут отчуждаться из государственной собственности не только муниципальным образованиям, но и в частную собственность.

В ст. 17 ЗК РФ также установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Их три:

1) специальное указание в федеральном законе на принадлежность тех или иных земель. Например, Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» в ст. 13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю — на основании принятых до 1 июня 2006 г. актов Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также на основании вступивших в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю;

3) приобретение Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 ЗК), конфискованные в порядке ст. 50, реквизированные (ст. 51). Государственной собственностью становятся земли, национализированные в установленном порядке (ст. 235 ГК), муниципальной собственностью — бесхозяйные земельные участки (ст. 225 ГК).

К федеральной собственности согласно ст. 3.1 ФЗ о введении в действие ЗК относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от действовавшего до последнего времени правила к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые только теми зданиями, строениями, сооружениями, которые находятся в собственности РФ, но не те, на которых располагается приватизированное имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

Также в ФЗ о введении в действие ЗК отсутствует указание на земли лесного фонда, особо охраняемых природных территорий федерального значения, водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, обороны и безопасности. И это логично, поскольку соответствующие нормы содержат ЗК, ВК, ЛК и другие федеральные законы. Так, в соответствии с п. 6 ст. 95 ЗК в федеральной собственности находятся земли государственных заповедников и национальных парков. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК федеральной собственностью являются также земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей