Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Преодоление заикания у дошкольников. Методическое пособие — Левина Р.Е. Методическое наследие. Книга 5.pdf Логопедия при заикан. Логопедия при заикании. Л.Н. Смирнова. Предисловие Смирнова Людмила Николаевна


НазваниеПредисловие Смирнова Людмила Николаевна
АнкорПреодоление заикания у дошкольников. Методическое пособие — Левина Р.Е. Методическое наследие. Книга 5.pdf Логопедия при заикан
Дата12.01.2018
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛогопедия при заикании. Л.Н. Смирнова.doc
ТипДокументы
#34562
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7




ББК74.3

Предисловие


Смирнова Людмила Николаевна -

учитель-логопед ДОУ№1237г. Москвы, автор статей «Логопедическая ритмика как терапия

у детей с системными нарушениями речи»,

«Коррекционно-развивающие игры», «Экспресс-метод при

нарушении звукопроизношения», «Связь работы логопеда и

воспитателя в детском саду».

Смирнова Л. Н.

Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.

Пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5-7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Представленная в пособии система специализированных оригинальных игр и рассказов окажет существенную помощь при восстановлении речи у заикающихся детей.

Предлагаемый материал является результатом многолетнего творческого труда автора.

©Смирнова Л.Н., 2006 © «Мозаика-Синтез», 2006

Заикание является распространенным речевым нарушением. Оно чаще всего возникает у детей в период наиболее активного формирования речи (в возрасте 3-5 лет).

Заикание - это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-лого-педического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

Заикающиеся дети дошкольного возраста получают специализированную помощь в лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждениях, а также в логопедических группах детских садов. В настоящее время в этих учреждениях широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

  • лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);

  • коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

Предлагаемый в пособии речевой материал тесно связан с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения - своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

  • обеспечивает коррекцию речи и личности;

  • развивает чувство темпа и ритма;

  • активизирует внимание и память;

  • растормаживает мышечный тонус;

  • развивает речедвигательную координацию;

  • развивает мелкую моторику;

  • формирует навык грамотной связной речи.

Мы рекомендуем заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15-30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

Коррекционный материал предполагает большое количество картинок, которые логопед может найти в любом лото или нарисовать сам необходимые для занятия узнаваемые силуэты тех или иных предметов.

Методический материал составлен с учетом симптомокомплекса имеющейся у детей недостаточности и является результатом многолетнего творческого труда автора. При составлении пособия автор использовал опыт науки и практики, накопленный в этой области.

Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5-7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Тематические циклы

В корзину кладу пушку, в ящик кладу погремушку. В корзину кладу мишку, в ящик кладу шишку. В корзину кладу улитку, в ящик кладу пирамидку.

«Считалка». Дети вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).


Игрушки

(первая неделя)

«Мы с игрушками играем». Логопед в два ряда выставляет перед детьми игрушки или картинки и читает четверостишие. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши в такт стихотворения (на каждую строчку - четыре хлопка).

Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Барабан, юла, гармошка, Робот, куколка, матрешка.

«Картинки». Логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием парами выкладывает картинки. Вместо картинок можно использовать узнаваемые силуэты игрушек, изобразив их на карточках.

Мы картиночки берем, Рядом парами кладем: Вот гармошка с погремушкой, Вот Дюймовочка с Петрушкой, Вот матрешка с неваляшкой, Вот зайчишка с Чебурашкой.

«Куца кладешь игрушку?» Логопед раздает детям по две игрушки или картинки. Они по очереди кладут их в корзину и ящик и комментируют свои действия, используя рифмованные миниатюры.

В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.

В корзину кладу матрешку, в ящик кладу гармошку.

В корзину кладу неваляшку, в ящик кладу черепашку.

В корзину кладу мартышку, в ящик кладу зайчишку.

Раз, два, три, четыре, Мы считалочку учили, Говорили,говорили И мячом по полу били.

«Тряпочная кукла». Эта речевая подвижная игра служит для расслабления мышц.

Логопед читает стихотворение, а дети изображают куклу Машу.

А у нас есть кукла Маша, Тряпочная кукла наша, Кукла мягкая, как вата, Твердости в ней маловато.


«Машина» (речевая подвижная игра). Дети садятся на стульчики. Логопед читает стихотворение, а дети воспроизводят движения в соответствии с его содержанием.




На машину сели,







Ехать захотели.







Машину завели,







По дороге повели.







Ехали мы, ехали,







До леса доехали,







Влево повернули,







Лес обогнули.







Катились, катились







И остановились.




«Дети играют». Дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова текста, исключая союзы и предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интрнационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

Для игры можно использовать предметные картинки.

У Тани - мячик и зайчик. У Маши - матрешка и гармошка. У Димы - домик и гномик. Мячик, зайчик, матрёшка, гармошка, домик, гномик - это игрушки. Дети играют с игрушками.

Овощи

(вторая неделя)

«Назови овощи». Логопед раздает детям картинки с изображением овощей. Дети по очереди называют овощи, обводя их по контуру пальцем. Логопед при необходимости помогает.

У меня помидор, это овощ.

У меня огурец, это овощ. И так далее.

«Разложи овощи». Логопед раскладывает на столе овощи в два ряда и проговаривает текст. Дети по строчкам повторяют его вслед за логопедом. Затем можно предложить им выполнить упражнение самостоятельно.
В руки овощи берем, В два ряда на стол кладем: Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

«Сажаем овощи» (речевая подвижная игра). Логопед читает стихотворение, а дети изображают, как они сажают овощи. Потом дети повторяют четверостишие и заучивают его наизусть.

Мы на корточки присядем И на грядке мы посадим: Лук, укроп, морковь, горох, Будет урожай неплох.

«Считалка». Дети вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на первую строчку - пять ударов мяча,

на остальные - по четыре). Для игры можно использовать предметные картинки или натуральные овощи.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем овощи считать: Лук, редиска, кабачок, Помидор и чесночок.

«Раз, два, три». Логопед читает четверостишие. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши на каждый слог стихотворения.



Раз, два, три; раз, два, три, На картинки посмотри: Бак-ла-жан, ка-ба-чок, О-гу-рец, чес-но-чок.
«Мы рисуем огород». Логопед рисует на доске грядки и овощи, произнося рифмованный текст. Затем дети рисуют то же самое на листах бумаги под стихотворный «аккомпанемент» логопеда.

Логопед читает стихотворение еще раз, а дети повторяют за ним каждую строчку. Потом они заучивают текст наизусть.

Мы рисуем огород,



Там много овощей растет.

В огороде у нас в ряд -

Пять длинных гряд.

На первой грядке растет редиска

Не высоко, а низко.

На второй грядке растут огурцы -

Овальные зеленцы.

На третьей грядке растет кабачок,

Толстый у него бочок.

На четвертой грядке растет картошка,

.


Она похожа на матрешку.

На пятой грядке растет помидор,

Краснеет он, как светофор.

На грядках хватит овощей

Для салата и для щей.

фрукты

(третья неделя)

«Мы картиночки берем». Для игры используются предметные картинки с изображениями фруктов. Недостающие картинки можно заменить узнаваемыми силуэтами.

Логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием раскладывает картинки в три ряда. Затем он по очереди вызывает 3-4 детей, каждый из которых повторяет упражнение.

Потом логопед побуждает всех детей к повторению рифмованного текста.

Мы картиночки берем,

В три ряда на стол кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин,

Яблоко и ананас -

Все они волнуют нас,

Потому что это фрукты,

Кисло-сладкие продукты.

«Отстучи карандашом». Логопед читает стихотворение и выставляет на доске предметные картинки с изображениями фруктов. Дети ударяют карандашом по столу на каждый слог стихотворения.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом, От-сту-чим ка-ран-да-шом: Сли-ва, пер-сик, а-пель-син, Гру-ша, ки-ви, ман-да-рин, Яб-ло-ко, а-на-нас, Все кру-гом ус-лы-шат нас.

«Разложи овощи и фрукты». Логопед дает каждому ребенку один овощ и один фрукт. Ребенок кладет овощ в корзину, а фрукт - в вазу и комментирует свои действия.

Помидор кладу в корзину, яблоко кладу в вазу.

Огурец кладу в корзину, грушу кладу в вазу.

Лук кладу в корзину, банан кладу в вазу. Чеснок кладу в корзину, мандарин кладу в вазу.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и на каждое слово ударяют мячом об пол.

Раз, два, три, четыре, пять, (5ударов) Будем фрукты мы считать: (4 удара) Груша, персик, мандарин, (3удара) Абрикос и апельсин. (2удара) Раз, два, три, четыре, пять, (5ударов) Фруктов было ровно пять. (4 удара)

«Сосчитай фрукты». Логопед читает зачин и предлагает детям, загибая пальчики, сосчитать фрукты.

Каждый пальчик загибаем, Дружно яблоки считаем: Одно яблоко, два яблока, Три яблока, четыре яблока, Пять яблок, шесть яблок, Семь яблок, восемь яблок, Девять яблок, десять яблок.

Каждый пальчик загибаем,

Дружно груши мы считаем: Одна груша, две груши, Три груши, четыре груши Пять груш, шесть груш, Семь груш, восемь груш, Девять груш, десять груш.

Каждый пальчик загибаем, Апельсины мы считаем: Один апельсин, два апельсина, Три апельсина, четыре апельсина, Пять апельсинов, шесть апельсинов, Семь апельсинов, восемь апельсинов, Девять апельсинов, десять апельсинов.

«В саду». Логопед читает рассказ, а дети изображают описываемые в нем действия жестами, движениями («немое кино»). Затем он предлагает детям выучить рассказ наизусть.

Дети пошли в сад. Там на деревьях растут яблоки. Они круглые, кисло-сладкие. Внутри у них маленькие зернышки. Иногда яблоки падают на землю. Дети поднимают их, кладут в корзинку и несут домой. Дети моют яблоки, режут их пополам и угощают маму и папу. Вкусные яблоки.

Дети проговаривают рассказ хором, координируя его с движениями и жестами.

Осень


(четвертая неделя)

«Когда это бывает?» Логопед в четыре ряда раскладывает на наборном полотне или игровом поле предметные картинки, называя каждую из них. Затем вместе с детьми проговаривает стихотворение. Дети заучивают его наизусть.

.

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Ветер, туча, дождь, грибочки, Клюква, желтые листочки, Шапка, плащ и листопад, Голый лес и голый сад, Птицы к югу улетают... Ну, когда это бывает?

«Речевая подвижная игра». Логопед читает двустишия, а дети воспроизводят движения в соответствии с их содержанием. Затем они самостоятельно выполняют упражнение: проговаривают текст и показывают движения.

Мы идем с тобою в сад, Там увидим листопад. Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо.

Туча по небу плывет, Туча дождик нам несет.

Дождик капает и льет, Нам гулять он не дает.

«По листочкам я шагаю». Логопед раскладывает на полу (в ряд или полукругом) бумажные силуэты листьев. Дети по очереди шагают по ним в такт стихотворению (делают четыре шага на строчку).

По листочкам я шагаю, И листочки я считаю: Один, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, восемь, Листья уронила осень.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

Дождик, дождик, ты не лей, Ты нас, дождик, пожалей, Мы хотим с мячом играть И считалку рассказать.

«Осень в гости к нам пришла». Логопед читает четверостишие. Дети повторяют его и хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре удара).

Осень в гости к нам пришла, Деток радует она, Разукрасила наш сад, Подарила листопад.

«Осень». Логопед по ходу рассказа выкладывает на игровое поле предметные картинки. Дети повторяют рассказ вслед за логопедом, а затем произносят его самостоятельно (хором и индивидуально).

Прошло лето. Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует ветер, идет дождь. Стало холодно - люди надевают куртки, шапки, сапоги. Листья на деревьях желтеют, краснеют. Потом они падают на землю. Начинается листопад. Осенью появляются грибы, созревают клюква, арбузы, дыни, овощи, фрукты. Это осенний урожай. Перелетные птицы улетают в теплые края. А потом наступает зима.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей