Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1 Вводная Общая нозология. Предмет, содержание и методы патофизиологии. Общая этиология и общий патогенез патофизиология и ее место среди медико-биологических и клинических наук


НазваниеПредмет, содержание и методы патофизиологии. Общая этиология и общий патогенез патофизиология и ее место среди медико-биологических и клинических наук
Анкор1 Вводная Общая нозология.doc
Дата21.09.2017
Размер332 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1 Вводная Общая нозология.doc
ТипДокументы
#16391
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ

Патофизиология и ее место среди медико-биологических
и клинических наук.


  • Термин «патофизиология» происходит от двух слов: «патология» и «физиология». Термин «патологическая физиология» впервые использовал Галиот, выпустивший в 1819 г. учебник под названием «Общая патология и патологическая физиология»; этим термином пользовался Р. Вирхов (с 1847 г.), а утвердил его В.В.Пашутин, издав «Лекции по общей патологии (патологической физиологии)».

  • Наряду с термином «патофизиология» за рубежом в ряде стран используется термин «экспериментальная патология», введенный еще Франсуа Мажанди (1783–1855).


Патофизиология - это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания.

Объектом исследования патофизиологии является больной организм.

Предметами патофизиологии служат:

  • выяснение общих и частных механизмов, лежащих в основе резистентности организма, возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;




  • изучение типовых патологических процессов, различная комбинация которых определяет клиническую картину заболеваний;




  • выявление специфичных для отдельных органов и систем типовых форм нарушений функций и их восстановления.


Разделы патофизилогии:

  • Общая патофизиология. Она включает общую нозологию (учение о сущности болезни), формирующую основные понятия и категории патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и изучающую социальные аспекты патологии; общую этиологию — учение о причинах и условиях возникновения болезни и принципах этиотропной профилактики и терапии; общий патогенез — учение о механизмах устойчивости, общих механизмах развития болезни, механизмах выздоровления и умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности.

  • Типовые патологические процессы - воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, отек и др. — т.е. те процессы, которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний.

  • Частная патофизиология - этот раздел включает типовые формы нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, крови, пищеварения, печени, эндокринной и нервной систем, почек и др.


2. Основные методы эксперимента

эксперимент на живых объектах

клиническая патофизиология с широким использованием современных высокоинформативных биофизических, биохимических, электрофизиологических и других методов исследования непосредственно в клинике

методы физического и математического моделирования

разработка философских и методологических аспектов, ее фундаментальных понятий и категорий, системного принципа в патологии


  • метод выключения — удаление или повреждение какого-либо органа и сравнение появившихся симптомов с клинической картиной заболевания при предполагаемом поражении функции того же органа у человека;

  • метод включениявведение в организм животных различных веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение полученных результатов с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека;

  • метод раздражения изменение функции того или иного органа путем различных воздействий (при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);

  • метод изолированных или «переживающих» органов (изолирование сердца, печени);

  • метод тканевых культур, который позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;

  • метод сравнительной патологии изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д.

Эксперимент не воспроизводит полностью болезни человека:

  • В обществе людей в определенной мере отсутствует естественный отбор;

  • В человеческом обществе огромна роль социального строя;

  • У животных отсутствует вторая сигнальная система, играющая у человека большую роль в процессах приспособления и защиты;

  • Ряд заболеваний (язвенная и гипертоническая болезнь, ИБС) лишь с известным приближением могут быть получены в эксперименте.

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. Термин «этиология» происходит от греч. этио — причина + логос — учение. Его ввел древнегреческий философ-материалист Демокрит, основоположник каузального направления в медицине.

Этиология — это учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней.

Изучая этиологию, мы отвечаем на вопрос: почему, в силу каких причин и условий возникло заболевание. Причиной болезни называют тот фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты.

Этиология делится на:

общую, изучающую общие закономерности происхождения целых групп заболеваний (инфекционных, аллергических, онкологических);

частную, изучающую причины возникновения отдельных заболеваний — сахарного диабета, пневмонии, инфаркта миокарда.
Классификация причин (этиологических факторов)

По происхождению все этиологические факторы делят на две группы:

  1. внешние, или экзогенные (механические, физические, химические, биологические, психогенные).

  2. внутренние, или эндогенные.


По интенсивности действия различают факторы:

  • чрезвычайные, или необычные, экстремальные (большая доза яда, электрический ток, молния и др.);

  • обычные, но действующие в необычных количествах и размерах (недостаточное содержание кислорода в воздухе);

  • индифферентные — факторы, которые у большинства людей не вызывают заболеваний, но у некоторых при определенных условиях могут стать причиной заболевания (пыльца растений, антибиотики).


Условия возникновения заболевания. Условие — это такой фактор, обстоятельство или их комплекс, которые, воздействуя на организм, сами по себе вызвать заболевание не могут, но они влияют на возникновение, развитие и течение заболевания (микобактерии туберкулеза вызывают заболевание лишь при наличии неблагоприятных условий).
Роль причинного фактора в возникновении заболевания:

  • Причинный фактор необходим. Всякое заболевание имеет свою причину, без нее болезнь не может возникнуть ни при каких условиях;

  • Причинный фактор незаменим, т.е. не может быть заменен совокупностью неблагоприятных условий;

  • Причина действует непосредственно на организм, вызывая то или иное следствие — заболевание, патологический процесс;

  • Причинный фактор обусловливает основные специфические черты заболевания (клинические проявления гепатита не похожи на клинические проявления стенокардии).


Роль причин в развитиизаболевания

  • В одних случаях этиологический фактор играет существенную роль и развитие заболевания мало зависит или совсем не зависит от условий, в которых он действует. Болезнь существует до тех пор, пока в организме находится причинный фактор (глистная инвазия, инфекционные заболевания).




  • В других случаях этиологический фактор действует короткое время, доли секунды (пуля, взрыв, радиация), а болезнь развивается уже на основе смены причинно-следственных отношений.



Роль условий при возникновении заболеваний

  • Условия, как и причины, необходимыдля возникновения заболевания, однако ни одно из них не является абсолютно необходимым.




  • Условия широко взаимозаменяемы; характер влияния условий на организм различен. Одни условия могут действовать на организм непосредственно (хорошее питание непосредственно Ý резистентность), а другое — опосредовано (солнечные лучи ¯ вирулентность микобактерий туберкулеза).


Роль условий в развитии заболеваний

  • Реже развитие заболевания мало зависит от условий F при действии чрезвычайных этиологических факторов.




  • Чаще условия оказывают существенное влияние на развитие болезни. Может быть благоприятным и неблагоприятным, т.е. условия могут облегчать течение заболевания или даже обрывать его.


4. Общий патогенез

Патогенез — это совокупность механизмов, включающихся в организме при действии на него вредоносных (патогенных) факторов и проявляющихся в динамическом стереотипном развертывании ряда функциональных, биохимических и морфологических реакций организма, обусловливающих возникновение, развитие и исход заболевания.

Изучение патогенеза сводится к изучению патогенетических факторов, т.е. тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора и в дальнейшем играют роль причины в развитии болезни
5. Патологический процесс рассматривается как длинная цепь причинно-следственных отношений

  • Первичным звеном в этой длинной цепи является повреждение, которое возникает под влиянием патогенного фактора и становится причиной вторичного повреждения, вызывающего третичное и т.д.

  • Под основным звеном патогенеза понимают такое явление, которое определяет развитие процесса с характерными для него специфическими особенностями.

  • Несвоевременное устранение главного звена приводит к нарушению гомеостаза и формированию порочных кругов патогенеза.


Механизмы патогенеза

  • Прямой - прямое повреждающее действие оказывают физические и механические факторы.

  • Гуморальный - опосредуется жидкими средами организма: кровью, лимфой, межклеточной жидкостью. Особую роль этот механизм играет в генерализации патологии.

  • Нейрогенный (нервно-рефлекторный) механизм патогенеза опосредуется через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.



6. Саногенез - динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патофизиологического характера, развивающийся в результате воздействия на организм патогенного раздражителя, функционирующий на протяжении всего патологического процесса и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма.
Саногенетические механизмы

  • Первичные защитные саногенетические механизмы — это механизмы или препятствующие проникновению в организм патогенного агента, или разрушающие его, или выводящие его из организма до того момента, как он вызовет развитие патологического процесса (лизоцим слюны, лизосомальные ферменты, кашель, рвота и др.).




  • Вторичные защитные саногенетические механизмы — это механизмы локализации, разрушения или выведения из организма проникшего в него патогенного агента; это механизмы восполнения нарушенных в результате патологического процесса функций (гипертрофия мышцы сердца при длительной увеличенной нагрузке).


Морфофункциональные взаимоотношения при патологии

  • Даже самые ничтожные изменения функции не могут произойти без существенных структурных изменений.

  • Функциональные изменения идут не впереди морфологических, а рядом с ними.

  • Отставание клинических проявлений болезни от ее действительного хода, их «запаздалость» по сравнению с развертыванием морфологических изменений F важнейшая закономерность развития патологического процесса.


7. Нозология - учение о болезни ставит перед собой несколько целей:

  • формулирование научно обоснованных понятий, используемых в медицине (здоровье, болезнь, патологический процесс, состояние и др.);

  • разработка номенклатуры болезней;

  • разработка рациональных классификаций болезней;

  • формулирование положений общего учения о болезни;

  • формулирование теоретических концепций медицины.


8. Понятия нормы и здоровья

Норма – это совокупность биохимических, функциональных и морфологических свойств организма, обеспечивающих оптимальную реализацию в данном индивиде видового генотипа.

Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, душевного и социального благополучия организма, допускающего наиболее полноценное его участие в различных видах общественной трудовой деятельности.

Можно заключить, что здоровье – это нормальное состояние организма
Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под влиянием вредных для него факторов внешней среды и характеризующееся ограничением приспособляемости и снижением трудоспособности человека при одновременной активации защитно-компенсаторных механизмов.
Ключевое отличие «нормы» от «патологии» заключается в объеме возможностей организма к адаптации.


9. Основные понятия нозологии

Патологическая реакция Fнеадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма или его систем на воздействие обычных или чрезвычайных раздражителей. Это либо следствие, либо проявление нарушенной реактивности организма.

Это кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие, не сопровождающаяся длительным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособности человека (↑ или ↓ АД под влиянием отрицательных эмоций, аллергич. реакция).
Патологический процесс F закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора.

Один и тот же патологический процесс может быть вызван различными этиологическими факторами и являться компонентом различных заболеваний, сохраняя свои существенные отличительные черты (воспаление может быть вызвано действием механических, физических, биологических, химических факторов).

Совокупность патологических процессов определяет патогенез заболеваний
Патологическое состояние — это стойкое отклонение структуры органа (ткани) от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма; нарушения, мало меняющиеся во времени.

Могут быть генетически детерминированы (полидактилия, дефект твердого неба) или быть следствием ранее перенесенных заболеваний: последствия травм → рубцы, утрата конечности, анкилозы; туберкулез позвоночника →горб; рахит → деформация скелета.
Типовые патологические процессы

  • Типовые патологические процессы — компоненты различных болезней.

  • Типовые патологические процессы подобны отдельным элементам мозаики, используя которые можно воспроизвести самые разнообразные картины. Например, типовой патологический процесс «воспаление» является компонентом самых различных болезней: менингита, пневмонии, гастрита, панариция, гепатита, дерматита, местных аллергических реакций и многих других.


Основу каждого типового патологического процесса составляет закономерно развивающийся комплекс реакций и процессов повреждения, деструкции, защиты, компенсации, репарации и приспособления, возникающих в ответ на воздействие патогенного агента.
Признаки типового патологического процесса

  • Полиэтиологичность

Типовой патологический процесс вызывается большим числом причин различной природы (физической, химической, биологической) и происхождения (экзо- и эндогенного, инфекционно-паразитарного и неинфекционного), реализующих своё патогенное действие в самых разных условиях.

  • Монопатогенетичность

Типовой патологический процесс имеет более или менее стандартный (стереотипный), единый механизм развития. Если говорить о воспалении, то — независимо от его причины, особенностей развития и локализации в организме — патогенез воспаления включает комплекс типовых механизмов альтерации, сосудистых реакций и изменений местного кровообращения, экссудации жидкости и эмиграции лейкоцитов, фагоцитоз и пролиферацию клеток.

  • Комплексность

Механизм развития типового патологического процесса — комплекс взаимосвязанных изменений повреждения и одновременно развивающихся процессов защиты, компенсации, репарации и приспособления (адаптации).

  • Стандартность проявлений

Типовой патологический процесс проявляется типичными для него, стандартными признаками. Так, воспалительный процесс любого происхождения характеризуется закономерными общими (лейкоцитоз, лихорадка, диспротеинемия и др.), а также местными (боль, краснота, отёк ткани, повышение её температуры и расстройство функции) признаками.
К типовым патологическим процессам относятся:

  • Расстройство местного кровообращения

  • Опухоли

  • Стресс

  • Воспаление

  • Аллергия

  • Гипоксия


Порочный круг

  • Для патогенеза ряда болезней и патологических процессов характерно формирование порочных кругов. Это явление заключается в том, что одно из звеньев патогенеза является причиной расстройств, поддерживающих и/или потенцирующих действие данного звена.

  • Например, при тепловом ударе существенное повышение температуры тела увеличивает нервно-мышечную возбудимость, что приводит к развитию судорог и усилению сократительного термогенеза. Последнее потенцирует повышение температуры и дальнейшее увеличение возбудимости нервных центров и мышц.


Порочный круг при висцеральном ожирении у женщин


Порочный круг при боли



Формы течения заболеваний

  • Ациклическое или прямолинейное течение (интенсивное нарастание сдвигов);

  • Циклическое, протекающее в несколько стадий (лучевая болезнь, инфекционные заболевания);

  • Типическое и атипическое. Последнее характеризуется отклонением от обычного течения и может проявляться в виде:

  • Стертой формы (с невыраженной симптоматикой);

  • Абортивной (с укороченным течением);

  • Молниеносной формы (быстро нарастающее и тяжелое течение заболевания).


Формы и характер течения болезни

  • Рецидив — возобновление или усугубление проявлений болезни после их временного исчезновения, ослабления или приостановки болезненного процесса (ремиссии) F брюшной и возвратный тиф, бруцеллез, малярия; при подагре, ревматизме и др.).

  • Если к основному заболеванию присоединяется другой патологический процесс или другое заболевание, не обязательные для данной болезни, но возникшие в связи с ним, то говорят об осложнении (корь → воспаление легких).

  • Обострение — стадия течения хронического заболевания, характеризующаяся усилением имеющихся симптомов или появлением новых.

  • По продолжительности течения различают острое заболевание (до 2 недель), подострое (от 2 до 6 недель), хроническое (свыше 6–8 недель).


Предболезнь

    • Возникновению болезни нередко предшествует состояние предболезни (преморбидное, «ни болезнь, ни здоровье»). Оно характеризуется перенапряжением приспособительных — саногенетических (греч. sanus здоровый) — механизмов организма в связи с действием на него повреждающих факторов и/или проявлением (экспрессией) дефектов генетической программы.


Болезнь

    • Латентный (применительно к инфекционным болезням — инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических признаков болезни. Этот период может быть коротким, как при действии боевых отравляющих веществ, и очень длинным, как при проказе (несколько лет). В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма. Латентный период важно знать при проведении профилактических мероприятий (изоляция в случае инфекции), а также для лечения, нередко эффективного только в этом периоде (бешенство).

    • Продромальный - это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов. Иногда этот пего риод проявляется ярко (крупозная пневмония, дезинтерия), в других случаях характеризуется слабым, но четким проявлением болезни. При.горной болезни, например, это беспричинное веселье (эйфория), при кори — пятна Коплика — Филатова и т. д. Все это важно для дифференциальной диагностики. В то же время выделение продромального периода при многих хронических заболеваниях часто затруднено.

    • Период разгара болезни характеризуется полным развитием клинической картины: судороги при недостаточности паращитовидных желез, лейкопения при лучевой болезни, типичная триада (гипергликемия, гликозурия, полиурия) при сахарном диабете. Продолжительность этого периода для ряда болезней (крупозная пневмония, корь) определяется сравнительно легко. При хронических болезнях с их медленным течением смена периодов неуловима. При таких болезнях, как туберкулез, сифилис, бессимптомное течение процесса чередуется с вспышками, причем новые вспышки иногда заметно отличаются от первичного проявления болезни.

    • Исход, или период окончания болезни

Выздоровление — исход болезни, заключающийся в восстановлении нормальной жизнедеятельности организма после болезни.

О выздоровлении судят по морфологическим, функциональным и социальным критериям. Когда нет морфологического и функционального восстановления, то очень важна социальная реабилитация.

Выздоровление не является возвратом к исходному состоянию! Различают полное и неполное выздоровление (имеется ограничение приспособительных возможностей организма и трудоспособности).

Смерть — самый неблагоприятный исход заболевания. Может быть естественной (в результате старения) и преждевременной, которая бывает насильственной и от заболевания.

Выделяют смерть мозговую (внезапная гибель головного мозга на фоне всех здоровых органов, поддерживаемых ИВЛ) и соматическую, наступающую в результате необратимого, несовместимого с жизнью поражения какого-либо органа, органов или систем.

Переход в патологическое состояние (после перенесенного эндокардита - порок сердца)

Рецидив

Хронизация
Принципы классификации болезней

  • Этиологическая классификация основывается на общности причины для группы заболеваний.

  • Например, болезни инфекционные и неинфекционные. По этому же принципу можно сгруппировать болезни, причиной которых является интоксикация (пищевая, профессиональная), нарушение генной и хромосомной мутации (наследственные болезни)и др.

  • Топографо-анатомическая классификация составляется по органному принципу: болезни сердца, почек, уха и т. д. Эта классификация не раз подвергалась серьезной критике на том основании, что органной болезни вообще не бывает, любое местное повреждение > неизбежно вовлекает в реакцию весь организм. Тем не менее, эта классификация распространена, так как она удобна практически. Кроме того, она отвечает современной тенденции в специализации врачебной помощи. Эта классификация сочетается с классификацией по функциональным системам: болезни системы крови, системы пищеварения, опорно-двигательного аппарата и т. д.

  • Классификация болезней по возрасту и полу.Различают детские болезни (в частности, болезни новорожденных), болезни старческого возраста. В последнее время геронтология и гериатрия выделились в самостоятельные науки, значение которых все возрастает в связи с увеличением продолжительности жизни населения и увеличением среди пациентов количества лиц пожилого возраста. Специальным разделом медицины является гинекология.



  • Экологическая классификация болезней исходит из условий обитания человека. Температура воздуха, атмосферное давление, солнечное освещение, чередование дня и ночи сказываются на состоянии здоровья населения определенных регионов (например, Крайний Север или тропики). Это краевая, или географическая, патология (малярия, серповидно-клеточная анемия и др.).

Классификация по общности патогенеза аллергические, воспалительные болезни, опухоли, шок, гипоксия




Значение изучения патофизиологии:

  • Для диагностики. Зная общую закономерность, легче разобраться в частном вопросе. Например, у больного отмечается лихорадка, нейтрофильный лейкоцитоз, повышенная СОЭ, т.е. общие признаки воспаления, которые при соответствующих жалобах больного и дополнительных исследованиях легких облегчают постановку диагноза пневмонии.

  • Для прогноза. При правильной диагностике легко установить прогноз F благоприятный или неблагоприятный.

  • Для терапии лечение может быть этиологическим, т.е. направленным на причину заболевания; патогенетическим, т.е. направленным на механизмы его развития и течения, на главное звено патогенеза, и симптоматическим, т.е. направленным на отдельные симптомы заболевания. Наибольшее значение имеет патогенетическая терапия.

  • Для профилактики. Этиологическая профилактика направлена на устранение причины, предупреждения контакта с болезнетворным этиологическим фактором (СПИД — одноразовые шприцы, личная гигиена; ионизирующая радиация — радиационная защита, дозиметрический контроль);

Патогенетическая профилактика направлена на повышение реактивности организма (вакцинация, закаливание и т.д.).



перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей