Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методики. При формировании слоговой структуры слова Т. А. Ткаченко выделяет в качестве одного из важнейших условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции


НазваниеПри формировании слоговой структуры слова Т. А. Ткаченко выделяет в качестве одного из важнейших условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции
Дата21.01.2020
Размер29.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодики.doc
ТипДокументы
#66445
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

При формировании слоговой структуры слова Т.А. Ткаченко выделяет в качестве одного из важнейших условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Поэтому предлагает применять в качестве вспомогательных средств зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков на начальном, пусковом этапе работы по формированию слоговой структуры слова. Автор считает, что такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова. Также автор обращает большое внимание на лексическое развитие детей, предлагая активнее использовать редко употребляемые, сложные по значению слова (например, макулатура, поверхность, горнолыжный курорт, неправдоподобный, фантастический и др.). Помимо смысла, требующего уточнения, они обладают усложненной слоговой наполняемостью, поэтому тренировка в их произнесении поможет улучшить состояние как слогового контура слова, так и словарного запаса ребенка.

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, предложенная Т.А. Ткаченко, включает четыре этапа: подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы), этап формирования слоговой структуры слова, этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, скороговорок с правильно произносимыми звуками) и заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА — овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.

2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА — способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.); слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА); слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости — глухости (ДА-ТА, ПА-БА); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости — мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).
ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

(3 ступени, 20 упражнений)

На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.

Для повторения ребенку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур (упражнения 1—6).

2-ая ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (упражнения 7—14).

3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков (упражнения 15—20).
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р'). Подразумевается, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется.

Отраженное проговаривание и заучивание: слов, словосочетаний и предложений, рифмовок и стихов, скороговорок, рассказов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи.

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

составление рассказов по опорным словам,

описание предметов,

придумывание конца или начала к рассказу педагога,

сравнение объектов,

диалог на заданную тему,

рассказывание по воображению,

придумывание сказок по набору игрушек

и т. п.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей