Главная страница
qrcode

Этапы работы режиссера над воплощением драматур... При подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов


НазваниеПри подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов
АнкорЭтапы работы режиссера над воплощением драматур.
Дата13.01.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаEtapy_raboty_rezhissera_nad_voploscheniem_dramatur.rtf
ТипДокументы
#3910
страница3 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Ушибленная нога;

Он разъяряется от ее присутствия. Ему хочется остаться одному. Но в самый кульминационный момент ссоры, выясняется, что у нее очень ушиблена нога. Видимо, когда она убегала от преследователей, вывихнула ногу. Как может мужчина отказать женщине в помощи?

  1. Перевязка;

В момент, когда Он перевязывает ей ногу, между ними возникает новый этап. Я бы назвала его сближением. Потому что происходят тактильные прикосновения, Она начинает немного рассказывать о себе.

  1. Спор;

Но тут же возникает спор. Он посчитал, что перевязав ей ногу, он помог всем, чем мог. И теперь Она должна непременно покинуть чердак. Но загвоздка в том, что Она так не думает. И начинает обустраивать чердак по своему вкусу, попутно покрикивая на Него. Она уже сообразила, что ничего плохого Он Ей не сделает.

  1. Поиск спичек;

Затем она судорожно начинает поиск спичек. Он пытается ее выпроводить, но на любые его доводы, она только отмахивается. Пока ее не задевает его фраза.

  1. Ссора;

Вспыхивает ссора. Она говорит ему, что Он – никто, хлюпик и слюнтяй. Сначала она подумала, что Он – фарцовщик, но потом-то догадалась, что Он – обычное дерьмо, каких много. Она думает, что ее слова унизят его. Действует по принципу – другие мучаются, пусть и он мучается.

  1. Рассказ про мента;

Потом, унижения плавно переходят в рассказ собственной биографии. И она рассказывает про «мента», который поймал ее. И Она была вынуждена пойти с ним на определенную договоренность, чтобы свободно иметь доступ к наркотикам. Но рассказ прозрачен, поэтому непонятно, как именно она платила: то ли телом, то ли деньгами.

  1. Выяснение, кто главный;

Соответственно, Он никак не может указывать – оставаться ей или нет. Потому что, Он совершенно ничего не понимает в жизни, а просто прячется от нее на грязном чердаке. А Она жизнь знает. Находит спички.

  1. «Райское блаженство»;

Он не знает, что ответить на это. Ведь в глубине души Он понимает, что она абсолютно права. Что он такое в сущности? Ничего. Ничего он не понимает и не знает. Она, тем временем, начинает рассказывать ему про «райское блаженство». Про то, что дарят наркотики. Что реальная жизнь скучна и сера, а есть кайф, и «можно воспарить над бытием».

  1. Свое средство;

Но она не догадывается, что у Него есть свое средство. Она смеется над ним, дразнит. Для Нее Он – просто маленький мальчик, который совершенно не нюхал жизни. Нюхать жизнь означает употреблять наркотики. Прямым текстом в пьесе это не говорится, но подразумевается по поступкам персонажей. На вопрос, что же это за средство, Он выводит Ее на крышу.

  1. Звезда заговорила!

На крыше Он показывает Ей звезды. Она немного поражена этим расцветом духовности и человечности. И вдруг понимаешь, что не вся Она убита и отравлена. До Нее еще можно достучаться. Он показывает Ей свою звезду. На краткий миг Она поверила в возможность…

  1. Она рассказывает о себе;

Но это был всего лишь миг. Потому что уже в следующую секунду, Она вспоминает про все те ужасы, которые с ней происходили, про то, что происходит не Земле. Что верить в какую-то абстрактную надежду и свет от далекой звезды Она уже неспособна. И Ее прорывает на рассказ о себе, своих родителях. На нее находит самая настоящая истерика.

  1. «Я вздрагиваю от холода»;

Он хватает Ее и обнимает за плечи. Успокаивает ее. Читает Ей стихотворение Мандельштама.

  1. Он рассказывает о себе;

Видимо, после того, как он успокоил Ее, после Ее рассказа о себе. Он тоже захотел поделиться своим жизненным опытом. Его рассказ о себе, в отличии от Ее не изобиловал такими ужасами. Все было намного проще.

  1. Нескуренный косяк;

Но ее сентиментальности хватает ненадолго. Все-таки она привыкла к той жизни, которую ведет. И ей все равно захотелось наркотиков. Начиналась ломка. В тот момент, когда она поднесла свежий косяк ко рту, раздались шаги и на чердаке показались двое.

  1. Гонщик и Королева;

Это был Гонщик и Королева. Он и Она успели спрятаться до того, как они зашли. Но Гонщик нашел их.

  1. Требование своего;

Королева и Гонщик стали спрашивать у Нее, где товар. Она закричала, что это Ее, что Она сама заработала. Но это только вызвало истерический смех у Гонщика и Королевы. Просто так они сдаваться не собирались и начали свою игру.

  1. Травля;

Они унижали Ее и Его, как только могли. Куча способов надавить. Но все-таки самая страшная игра была впереди и Королева вступила в Нее.

  1. Игра Королевы;

Королева подозвала к себе Его. И стала делать вид, что начала влюбляться в Него, делая акцент на глаза. Она рассказала о своей якобы трагической жизни. О том, что же ее толкнуло на то, чтобы стать такой. И дала пояснение, то принимает наркотики только потому, что хочет забыться. И Он обязатльно должен попробовать. И блаженство непременно принесет ему облегчение. Но все было тщетно. Он не верил ей.

  1. Игра Гонщика;

Посмеявшись над неудачей Королевы, в игру вступил Гонщик. Он подошел к Ней и стал перед ней извиняться. Выяснилось, что он напоил Ее, а потом просто пустил по кругу, ну и сам воспользовался случаем. Она просто ненавидит его. И считает, то всех бедах, приключившихся с Ней, виноват он.

  1. Нашли!

Тут Он не выдерживает и отдает Королеве и Гонщику наркотики. Ему просто надоела эта бессмысленная игра. Она в отчаянии. Ведь у нее обостряется ломка.

  1. Ее ломка;

Что тут еще писать. Наркотики у Гонщика и Королевы, Он абсолютно беспомощен. Ломка.

  1. Унижение ради косяка;

Гонщик и Королева замечают Ее мучения. И специально закуривают косяк. Им интересно, что она будет делать. Они дразнят ее. Королева просит делать разных животных. Она в отчаянии выполняет все их просьбы. Но в результате остается без косяка. Перед уходом на крышу, Гонщик связывает Его.

  1. Гонщик и Королева. Звезды;

Гонщик и Королева на крыше. Вокруг ночное небо и звезды. Королева просто в восхищении от этого места. Она хочет остаться здесь навсегда. В прямом смысле слова навсегда.

  1. История Гонщика;

А в это время Гонщику ударяет в голову свобода. Он на вершине мира. Чувствуют себя королем. Рассказывает свою историю. Здесь мы понимаем, какие события его жизни повлияли на то, что он стал таким, какой он есть. Предлагает Королеве собирать звезды в мешок и продавать. Даже несмотря на действие косяка, циничность мысли поражает.

  1. Просьба Королевы;

Королева же в свою очередь просит его помочь ей умереть. Она «хочет в рай попасть». И просит Гонщика помочь ей в этом. Она хочет полететь. Но Гонщика сама мысль страшит. В отчаянии Королева прибегает к своему излюбленному методу.

  1. Последняя игра Королевы;

Она начинает обзывать Гонщика, говорит, что никогда его не любила. И не была с ним ни на сколько процентов. Они исчисляли свою любовь друг к другу в процентах. Но Гонщику не пришлось ничего делать. В момент своего красочного монолога, Королева поскользнулась и сама полетела навстречу своему раю.

  1. Рай для Королевы;

В это время на чердаке сидел Он со связанными руками. А на полу, измученная ломкой валялась Она. В этот момент, Она просто ненавидела Его. Он просит развязать ему руки. Но она отказывает. Он говорит, что звезда обязательно поможет, надо только верить. Она готова убить его за эти слова.

Но все-таки она его развязывает. В этот момент, на чердак входит Гонщик. Вид у него не лчший. Сообщает, что Королева отправилась в рай. Убегает.

  1. «Давай смотреть на звезды»;

Она плачет, но успокаивается и забывается в Его объятиях. Он успокаивает Ее. Говорит, что все будет хорошо. Раздается какой-то странный звук.

  1. Она ее услышала;

Она потрясена. Потрясена потому, что услышала ее. Звезда заговорила с ней Забылись и ломка, и унижения. Она ринулась на крышу. Он за ней.

  1. «Держись»!

Она стояла, высоко подняв голову. Видимо, она, наконец, поняла, что такое, когда с тобой говорит звезда и ты понимаешь ее. Она уже было хотела сказать об этом Ему, но внезапно поскользнулась. Он успел схватить ее за руку. «Держись»!

Событийный ряд.

  1. Уход из дому;

Исходным событием пьесы является ход мальчика из дома. Потому что, если бы Он не ушел, не произошла бы цепь дальнейших событий. Она никогда не узнала про Звезду, Королева и Гонщик, найдя Ее на чердаке, побили бы ее, но вернулись бы такими какими пришли.

  1. Кража наркотиков;

Кража наркотиков является главным событием пьесы.

  1. Она заговорила;

В момент наивысшего отчаяния девушки, Он слышит голос звезды и заставляет Ее прислушаться тоже.

  1. Сближение;

После этого происходи сближение, и Она рассказывает Ему о себе.

  1. Гонщик и Королева требуют свое;

В момент сближения на чердак приходят Гонщик и Королева и начинают требовать свой «товар».

  1. Травля;

Но девушка и парень успевают спрятать наркотик, и Гонщику и Королеве ничего не остается, как начать травлю-игру с целью вернуть обратно свое.

  1. Прыжок Королевы;

Когда наркотики были возвращены и раскурен косяк, Королева, выйдя на крышу и увидев, ночное звездное небо, принимает решение покончить жизнь самоубийством. Гонщик отказывается ей помочь. Но она сама поскальзывается и летит вниз.

  1. Она услышала Звезду;

Гонщик убегает. Он и Она остаются, оглушенные. Но Он просит Ее снова прислушаться. И девушка слышит голос Звезды. Но тоже поскальзывается на крыше. Ее спасли только крепкие руки Мальчика.

Пятисобытийный анализ

Исходное событие

Я долго думала, что же является исходным событием, объединившее всех?

Это уход из дому Мальчика. Это событие, в дальнейшем стало катализатором все остальных событий пьесы. Ведь не уйди он из дому, не найдя этот чердак, не встреться он с Ней, все события приняли бы другой оборот. Она никогда не слышала бы голоса звезды и не утвердилась в мысли, что можно жить нормальной жизнью. Королева не покончила бы собой.

Основное событие

Основным событием пьесы является кража наркотиков. Потому что если бы этого не случилось, ни Гонщик, ни Королева, ни Она, не пришли бы на чердак, не встретились с Ним. И не произошла бы череда событий. И, возможно, Она никогда не услышала бы голос Звезды.

Центральное событие

Центральным событием является отдавание наркотиков Им. Он ведь прекрасно знает, что без них Ей будет очень плохо. И Он прекрасно знает, что Ей пришлось вытерпеть, прежде чем Она смогла украсть, и добежать до этого чердака. Тем не менее, несмотря на все эти факты, он отдает требуемые Гонщиком наркотики. Справедливо полагая, что Она изменится, и что наркотики – это не та мечта за которой нужно так слепо идти. Однако, Он даже не представляет, как тяжело отказаться от этого. И какую реакцию вызовет это событие у Нее.

Главное событие

Достигнутое взаимопонимание. Причем у обеих пар. Как бы жестко и цинично это ни звучало по отношению к смерти Королевы. Но именно взаимопонимание было достигнуто абсолютно.

Королева обрела покой, Гонщик нашел свои наркотики. К тому же перед смертью Королева успела сказать всю правду не только о собственных чувствах, но и о себе.

Он и Она также обрели его. После ужасной ломки, Она пришла в себя. Видимо, организм еще не достаточно подсел на дозу, и все еще поправимо. Она поверила Ему про его рассказ о Звезде. Но не о звезде абстрактной, далекой, космической. А о звезде, живой. Той, что есть у каждого из нас.

Финальное событие

Спасение девушки Мальчиком. Все-таки Она услышала Голос звезды. Значит, все было не просто так. Все в ее жизни еще поправимо. И пусть Королева умерла. Почему-то, глядя на звезды, она выбрала смерть. Можно по-разному трактовать этот ее поступок. Сама она сказала, что хочет лететь, и умереть красиво.

Но то, что для Нее Звезда, возможно, стала путем к началу новой жизни, это огромное и значимое событие. Оно дает нам, зрителям надежду. Но в тот миг, когда мы надежду получаем, Она поскальзывается. Автор не раскрывает тайны, упадет Она или нет. Но все-таки надежда на лучшее поселяется в наших сердцах. А это самое главное.


    1. Основной конфликт пьесы и группировка действующих лиц


Под конфликтом подразумевают столкновение сторон и их интересов. Понятие конфликта для драматургии более общее, оно охватывает не только сюжетные коллизии, но и все остальные аспекты пьесы – социальные, мировоззренческие, философские. В пьесе может быть несколько конфликтов. Под основным конфликтом понимают такой, который напрямую или косвенным образом касается всех персонажей пьесы. Основу для этого конфликта дают стремления героев пьесы, точнее, противоречие стремлений.

Конфликт – специфическая художественная форма отображения противоречий в жизни людей, воплощенная в искусстве острого столкновения противоположных поступков, взглядов, идей, чувств, стремлений, интересов, страстей данных нам для сопоставления. Источником и основой драматического конфликта являются противоречия реальной действительности, борьба определённых социальных сил и тенденций общественного развития.

Конфликт – форма сопоставления, доведённая до точки нравственного столкновения. Действие и контрдействие-то, что находится в процессе непрерывного сравнения (т.е. работает брехтовский механизм «событие – сравнение» вне зависимости от того используем ли мы брехтовские приёмы зонгов, противопоставления отдельных событий и т.д.).

Конфликт одновременно непрерывен внутри себя (действие и контрдействие) и разомкнут, дискретен, открыт для сопоставлений по вневременной оси с иными контекстами внутри спектакля и вне его. Непрерывность линии конфликта, как правило, весьма условная, разомкнутая на массу более частных смыслов.

Также хочу отметить, что конфликт – это борьба двух мировоззрений. В пьесе это показано очень ярко и точно. Но проблема в том, что словам означить сложно. Не назовешь же наркоманы и нормальные, здоровые люди. Нет, здесь надо копать глубже. Начать с того, что все четыре действующих лица – это маргиналы общества. Он ушел из дому. Остальные три употребляют наркотики и продают их другим. Тоже не все хорошо. Но разница между ними в том, что у них нет смысла существования. Они не знают, зачем живут. Они циничны и бескровны, беспощадны. А вот Он, напротив, ищет выход из сложившейся ситуации. И находит ее в звезде, которая светит ему.

Но как бы мы не описывали сюжет, все сводится к одному. Борьба между цинизмом и вседозволенностью, с пониманием, добротой, любовью и способностью прощать. И пусть все эти понятия абстрактны, и всегда есть в любой мало-мальски приличной пьесе, здесь это нужно называть именно так.

Потому что, когда сталкиваешься со смертью молодого человека 20 лет, умершего от передозировки, и не нашедшего свой путь – это страшно.

Конфликт налицо.

Группировка действующих лиц:

В центре пьесы Он, как носитель ценностей. Неслучайно автор не делает его наркоманом, а создает ему условия для поиска себя. И, в конце концов, он находит. Находит собственную путеводную звезду, как бы пафосно это ни звучало.

И три наркомана: Гонщик, Королева и Она. Хотя если Гонщика и Королеву уже ничем не проймешь. В плане изменений в характере, или собственной жизни, то Она еще не совсем утратила какую-то духовность что ли. Она не разучилась слышать и видеть. Хотя во время ломки Она становится полностью неуправляемой. Но когда она проходит, к ней еще можно воззвать.

Это с психологической точки зрения.

Но если взять пьесу, то там получается, как противопоставление. Гонщик – Ему, Королева – Ей. Ведь даже этим двум персонажам автор даже имен не дала. Создав, таким образом, нечто сходное с чистым листом бумаги и оставив свободу выбора. Он и Она, кем будете дальше, зависит от вас и вашего свободного выбора.

А вот Гонщик и Королева вполне определившиеся молодые люди. Их уже ничем не проймешь. Никакими сказочками про звезды и спокойную жизнь.


    1. Сквозное действие пьесы


Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.

Под сквозным действием К.С. Станиславский понимал «действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли… Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает… все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».

Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.

Исходя из определенной темы пьесы, сквозным действием пьесы я считаю попытку доказать, что можешь жить так, как захочешь, невзирая на морали и устои общества.

Именно за этим мы и наблюдаем. Потому что употребление и продажа наркотиков само по себе действие незаконное, а тут герои еще и кричат об этом. Они думают, что имеют право разрушать чужие жизни.

На самом деле, это ни что иное, как попытка сказать себе: «кто я? Тварь дрожащая или право имеющая»? Это выражаясь литературным языком. Но доказывая себе это, они не щадят других. Методы и поступки циничны и безжалостны.

Да, понимаю, что абстрактно, но это, действительно, так. Он, сидит на чердаке, сбежал из дому только потому, что его мама полюбила другого человека. А он решил в ответ покончить жизнь самоубийством. И если бы не звезда, как он уверяет, он, не задумываясь, именно так бы и сделал. Разве это не эгоизм и безжалостность?

Мама перестала быть сосредоточием мира. Она может любить другого. Да, разочарование. И у Него начался поиск. Поиск того, что теперь дальше. Но вмешались уже дальнейшие, известные события.

Она. Она также ищет себя. В принципе из нормальной, по рассказам даже обеспеченной семьи. Но ее раздражает их чванливость, богатство и тупость. И по молодой глупости она попадает в руки Гонщика, который спаивает, а потом вместе с друзьями насилует ее. Мир рухнул. Куда идти. К родителям. А что там есть такого?

К Гонщику. Там, у него, она пробует наркотик и становится, по сути, игрушкой. Но от этого лучше не становится. Она не знает, что делать дальше. Поиск? Поиск.

Гонщик. Да, он выбрал путь торгаш наркотиками. Но все это для него уже мелко. Он хочет нормальной, но при этом красивой и дорогой жизни. Чтобы им восхищались. Это из слов о себе.

Королева хочет попасть в рай. И ищет путь туда. Ее желание – это «воспарить над бытием». Разумеется, когда она видит, стоя на крыше, звезды, ночное небо. Она понимает, что нашла то место, откуда сможет отправиться в рай. Кстати, очень символично. Кто-то ищет у звезд света для своего дальнейшего пути, а Королева попросила у этого света смерти красивой.

Вот так, все четверо, казалось бы, с разными судьбами, задачами, желаниями, объединены одной мыслю. Попыткой осознать, обрести себя.
    1. 1   2   3   4   5   6

      перейти в каталог файлов


связь с админом