Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

[Медкниги]Шевцов В.С., Бессонов В.А. (сост.) и др. Учебно-методическое пособие по оказанию первой помощи пострадавшим. Примерный учебный план обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим 5


НазваниеПримерный учебный план обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим 5
Анкор[Медкниги]Шевцов В.С., Бессонов В.А. (сост.) и др. Учебно-методическое пособие по оказанию первой помощи пострадавшим.docx
Дата16.12.2016
Размер1.13 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMedknigi_Shevtsov_V_S__Bessonov_V_A__sost__i_dr_Uchebno-metodich
ТипРеферат
#3567
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Содержание

Введение 4

Примерный учебный план обучения работников оказанию

первой помощи пострадавшим 5

  1. Общие принципы оказания первой медицинской помощи 6

  2. Последовательность проведения мероприятий первой

медицинской помощи при ДТП 9

    1. Проведение первичного осмотра пострадавших для

оценки жизненно важных функций, характера и тяжести

полученных повреждений 10

    1. Приемы извлечения пострадавших из автомобиля и

их переноски 11

    1. Помощь при неотложных состояниях 17

    2. Помощь при ранениях 23

    3. Помощь при травме головы 25

    4. Помощь при травме груди 26

    5. Помощь при травме живота 27

    6. Помощь при травмах конечностей 27

    7. Помощь при травме позвоночника 29

    8. Помощь при длительном сдавлении тканей 30

    9. Помощь при термической травме (ожоги, тепловой удар,

общее охлаждение организма, отморожения) 30

    1. Помощь при особых обстоятельствах (электротравма,

утопление, воздействие агрессивных химических веществ) 33

3. Основы первой психологической помощи пострадавшим 37

4. Основные практические навыки первой медицинской помощи 39

5. Применение содержимого аптечек первой медицинской помощи 40

Введение

В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным совместным Постановлением Минтруда России и Минобразования России №1/29 от 13.01.2003 г. работодатель организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечить меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи, а также доставку работников в медицинскую организацию в случае необходимости оказания неотложной медицинской помощи.

Вместе с тем, во многих организациях края обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим не отвечает современным требованиям. Уровень практических, теоретических знаний работников, а также навыков оказания первой помощи пострадавшим в настоящий момент крайне недостаточный.

Ежегодный анализ производственного травматизма, проводимый специалистами министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, показывает, что более 50 человек получают смертельные травмы на производстве и свыше 100 человек – травмы с тяжелыми последствиями. В целом по краю по-прежнему вызывает беспокойство рост числа погибших и пострадавших в ДТП, причем с работниками практически всех отраслей.

Практика показала, что одной из важнейших предпосылок к тяжелому и смертельному исходам после получения травм является низкий уровень оказания первой помощи пострадавшему и психологическая неподготовленность людей к ее выполнению. Нередко из-за отсутствия медицинских знаний оказывающим медицинскую помощь наносится больше вреда, чем пользы, неверные действия способствуют летальному исходу или усугубляют тяжесть полученной травмы. В этой связи каждому человеку нужны знания правил, приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при самых разнообразных несчастных случаях, которая должна осуществляться в порядке самопомощи или взаимопомощи. Поэтому обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи является важной и актуальной задачей каждого руководителя и служб охраны труда, без исключения, всех организаций.

В этой связи министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с ГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Ставропольского края» разработано настоящее учебно-методическое пособие.

Примерный учебный план

обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим



пп

Тема

Количество

часов

1.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи

2

2.

Последовательность проведения мероприятий первой медицинской помощи при ДТП.

1,5

3.

Проведение первичного осмотра пострадавших для оценки жизненно важных функций, характера и тяжести полученных повреждений

Приемы извлечения пострадавших из автомобиля и их переноски

1,5

4.

Помощь при неотложных состояниях

1

5.

Помощь при ранениях

Помощь при травме головы

Помощь при травме груди

Помощь при травме живота

Помощь при травмах конечностей

Помощь при травме позвоночника

1,5

6.

Помощь при длительном сдавлении тканей

0,5

7.

Помощь при термической травме (ожоги, тепловой удар, общее охлаждение организма, отморожения)

1

8.

Помощь при особых обстоятельствах (электротравма, утопление, воздействие агрессивных химических веществ)

1

8.

Основы первой психологической, помощи пострадавшим

Основные практические навыки первой медицинской помощи

Применение содержимого аптечек первой медицинской помощи

2

9.

Проверка знаний

4

10.

Всего

16

  1. Общие принципы оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Одним из важнейших положений оказания первой медицинской помощи является ее срочность: чем быстрее она оказана, тем больше надежды на благоприятный исход.

Прежде всего, необходимо принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов физического, механического, электрического, термического, химического, радиоактивного, биологического происхождения. (Например: извлечь утопающего из воды, потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из горящего помещения или из зоны заражения ядовитыми веществами и т.п.).

Важно уметь быстро и правильно оценить состояние пострадавшего и установить, жив ли пострадавший или он мертв. Во многих случаях попавший в беду человек теряет сознание. Оказывающий помощь должен уметь отличить потерю сознания от смерти. Затем определяется тяжесть поражения, имеется ли кровотечение, есть ли нарушения костно-мышечной системы.

ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ:

  • наличие пульса на сонной артерии. Для этого указательный и средний пальцы прикладывают к углублению на шее спереди от верхнего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы, которая хорошо выделяется на шее;

  • наличие самостоятельного дыхания. Устанавливается по движению грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного ко рту и носу пострадавшего;

  • реакция зрачка на свет. Если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем быстро отвести ее в сторону, то наблюдается сужение зрачка.

При обнаружении признаков жизни необходимо немедленно приступить к оказанию первой помощи. Нужно выявить, устранить или ослабить угрожающие жизни проявления поражения — кровотечение, остановку дыхания и сердечной деятельности, нарушение проходимости дыхательных путей, сильную боль. Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет еще не означает, что пострадавший мертв.

Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти:

  • помутнение и высыхание роговицы глаза;

  • при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз;

  • появление трупных пятен и трупного окоченения.

Во всех случаях оказания первой помощи необходимо принять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение или вызнать «скорую медицинскую помощь». Следует помнить и о личной безопасности, поскольку оказание помощи зачастую связано с определенным риском. При контакте с кровью и другими выделениями пострадавшего в некоторых случаях возможно заражение инфекционными заболеваниями (сифилисом, СПИДом, инфекционным гепатитом и т.д.), поражение электрическим током, утопление при захвате пострадавшим, а также получение травматических и термических повреждений. Это ни в коем случае не освобождает от гражданской и моральной ответственности по оказанию медицинской помощи пострадавшим, но требует знания и соблюдения простейших мер безопасности.

При необходимости контакта с кровью и другими выделениями, по возможности необходимо надеть резиновые перчатки, при их отсутствии окутать руку пластиковым пакетом. При извлечении из воды утопающего нужно подплывать к нему сзади и крайне осторожно. Лучше извлекать человека с помощью палки, ремня, веревки или другого предмета. При пожаре необходимо принимать меры по предупреждению отравления продуктами сгорания, для чего срочно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны. При оказании помощи в автомобильной аварии пострадавшего выносят с проезжей части дороги и обозначают место аварии хорошо видимыми знаками.

АЛГОРИТМ ОЖИВЛЕНИЯ

Оживление или реанимации представляют собой восстановление жизненно важных функций организма, прежде всего, дыхания и кровообращения. Реанимацию проводят тогда, когда отсутствуют дыхание и сердечная деятельность или они угнетены настолько, что не обеспечивают минимальных потребностей организма. Возможность оживления основана на том, что смерть никогда не наступает сразу, ей всегда предшествует переходная стадия - терминальное состояние. Изменения, происходящие в организме при умирании, не сразу необратимы и при своевременном оказании помощи могут быть полностью устранены.

В терминальном состоянии различают агонию и клиническую смерть. Агония характеризуется затемненным сознанием, резким нарушением сердечной деятельности и падением артериального давления, расстройством дыхания, отсутствием пульса. Кожа пострадавшего холодная, бледная или с синюшным оттенком. После агонии наступает клиническая смерть, при которой отсутствуют основные признаки жизни - дыхание и сердцебиение. Она длится 3-5 минут. Это время, в течение которого возможно оживление пострадавшего.

После наступления биологической смерти оживление невозможно. Несколько минут, отделяющих состояние клинической смерти от биологической, не оставляют времени на разговоры, суету, размышления и ожидания.

При терминальном состоянии минимальная, но своевременно оказанная помощь бывает эффективнее сложнейших врачебных процедур, проводимых спустя длительное время после клинической смерти. Поскольку на месте происшествия не всегда может оказаться медицинский работник, знать основные приемы реанимации и уметь их правильно применять должен каждый взрослый человек.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ УТРАТЫ СОЗНАНИЯ, ДЫХАНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ИЗ ЗОНЫ ЧС

  • Взять за одежду на уровне бедра или за пояс с противоположной от себя стороны.

  • Осторожно повернуть сидящего спиной к себе.

  • Свои руки просунуть под мышки пострадавшего и обхватить ими одну из его рук, согнутую в локте.

  • Согнуть свои ноги, откинуться слегка назад, приподнять пострадавшего, осторожно оттащить в безопасное место.

ВНИМАНИЕ!

Если пострадавшего извлечь невозможно, то он должен находиться под постоянным наблюдением.

При бессознательном состоянии, при положении на спине у пострадавшего возможно возникновение рвоты с последующей закупоркой дыхательных путей, а также западение языка. Поэтому пострадавшему нужно придать правильное положение!

В первую очередь необходимо убедиться в наличии пульса на сонной артерии и дыхания. Если пульс есть, а дыхание отсутствует, немедленно приступают к проведению искусственной вентиляции легких.

Сначала обеспечивают восстановление проходимости дыхательных путей. Для этого пострадавшего укладывают на спину, голову максимально запрокидывают назад и, захватывая пальцами за углы нижней челюсти, выдвигают ее вперед так, чтобы зубы нижней челюсти располагались впереди верхних. Проверяют и очищают ротовую полость от инородных тел (куски пищи, песок, мокрота, зубные протезы и др.). Для этого используют бинт, салфетку, носовой платок, намотанные на указательный палец. Все это делают быстро, но осторожно, чтобы не нанести дополнительных травм. Открывать рот при спазме жевательных мышц можно шпателем, черенком ложки или любым другим аналогичным предметом, после чего в виде распорки вставляют между челюстями свернутый бинт или кусок ткани.

Если дыхательные пути свободны, но дыхание отсутствует, приступают к искусственной вентиляции легких методом – «рот в рот» или «рот в нос». Для этого, удерживая запрокинутой голову пострадавшего и сделав глубокий вдох, вдувают выдыхаемый воздух в рот. Нос пострадавшего зажимают пальцами для предотвращения выхода воздуха во внешнюю среду.

При проведении искусственной вентиляции легких методом – «рот в нос» воздух вдувают в нос пострадавшего, закрывая при этом его рот. Более гигиенично это делать через увлажненную салфетку или кусок бинта.

После вдувания воздуха необходимо отстраниться, выдох происходит пассивно. Частота вдуваний воздуха - 12 - 18 в минуту. Эффективность искусственной вентиляции легких можно оценить по поднятию грудной клетки пострадавшего при заполнении его легких вдуваемым воздухом.

Отсутствие пульса на сонной артерии свидетельствует об остановке сердечной деятельности и дыхания, требует срочного проведения сердечно-легочной реанимации. Для восстановления работы сердца во многих случаях может быть достаточным проведение прекардиального удара. Для этого ладонь одной руки размещают на нижней трети грудины и наносят по ней короткий и резкий удар кулаком другой руки. Затем повторно проверяют наличие пульса на сонной артерии и при его отсутствии приступают к проведению наружного массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Пострадавшего укладывают на жесткую поверхность.

Оказывающий помощь помещает обе свои ладони на нижнюю треть грудины и энергичными толчками надавливает на грудную стенку, используя при этом и массу собственного тела. Грудная стенка, смещаясь к позвоночнику на 4 - 5 см, сжимает сердце и выталкивает кровь из его камер по естественному руслу. Массаж сердца осуществляют с частотой 60 надавливаний в минуту. У детей до 10 лет массаж выполняют одной рукой с частотой 80 надавливаний в минуту.

Эффективность определяется появившимся пульсом на сонных артериях в такт с нажатиями на грудную клетку. Через каждые 15 надавливаний, оказывающий помощь, вдувает дважды к рот пострадавшего воздух и вновь приступает к массажу сердца.

Если реанимационные мероприятия проводят два человека, то один осуществляет массаж сердца, другой — искусственное дыхание в режиме одно вдувание воздуха через 5 нажатий на грудную стенку. Периодически проверяется, не появился ли самостоятельный пульс на сонных артериях. Об эффективности реанимации судят также по сужению зрачка, появлению реакции на свет.

При наличии или восстановлении дыхания и сердечной деятельности пострадавшего, находящегося в бессознательном или коматозном состоянии, обязательно укладывают на бок (безопасное положение), при котором не происходит

удушение пострадавшего собственным запавшим языком, а в случае рвоты рвотными массами. Для этого берут пострадавшего за дальнее от оказывающего помощь плечо и ближнее бедро и незначительным усилием поворачивают его на бок, сгибая при этом ногу в коленном суставе. Рука должна находиться спереди, а нога согнута в коленном суставе, чтобы препятствовать поворачиванию пострадавшего на живот. Это чрезвычайно важно для предупреждения асфиксии (удушья) в результате западения языка и попадания в дыхательные пути инородных тел. О западении языка часто свидетельствует дыхание, напоминающее храп, и резко затрудненный вдох.

2. Последовательность проведения мероприятий

первой медицинской помощи при ДТП:

  1. Прекращение действия поражающих факторов, обеспечение максимальной безопасности пострадавшего: извлечение из автомобиля, обесточивание автомобиля, стабилизация неустойчивого автомобиля, ограждение места ДТП и т. д.

  2. Оценка состояния пострадавших.

  3. Восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей.

  4. Остановка наружного кровотечения, угрожающего жизни пострадавшего.

  5. Проведение простейших противошоковых мероприятий (применение обезболивающего средства, обездвиживание или иммобилизация поврежденной конечности, охлаждение места повреждения, придание транспортного положения).

  6. Сердечно-легочная реанимация.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей