Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Принципы создания образовательных сюжетно-ролевых программ


НазваниеПринципы создания образовательных сюжетно-ролевых программ
Анкорsyuzhetno-rolevye programmy dlya lagerya.doc
Дата13.10.2017
Размер30 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаsyuzhetno-rolevye_programmy_dlya_lagerya.doc
ТипДокументы
#28516
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Принципы создания образовательных сюжетно-ролевых программ
С 2012 года студенческий педагогический отряд СПО РОС организуют в лагерях Ленинградской области сюжетно-ролевые смены по различным тематикам. Например, «Сказки дядюшки Римуса», экологическая смена «День Балтийского моря», сказочные новогодние смены по «Рождественским историям» Диккенса и мультику «Хранители снов» и другие. Это значит, что на протяжении всей смены отряды разыгрывают один большой сюжет и все мероприятия в этот сюжет вписаны. За это время сложилась определенная методика подготовки и проведения таких смен.
В 2016 году мы усложнили задачу. Все четыре летние смены в ДОЛ «Им. Ю.А. Гагарина» были посвящены теме «Космос». Мы добавили в нашу обычную схему образовательный элемент, благодаря которому, участвуя в мероприятиях на космическую тематику дети не просто развлекались, но и узнавали больше об истории покорения космоса, принципах работы космических аппаратов и современных исследованиях. Кроме того, легенды всех четырех смен были связаны одной общей историей, но каждая смены имела свой законченный сюжет.
Как придумать сюжетно-ролевую план-сетку

Придумать и организовать игру, в которую будут играть 130 детей на протяжении двадцати одного дня — сложная комплексная задача. Чтобы дети следили за сюжетом и были вовлечены в одну большую игру, мы используем следующий механизмы:


  1. Выбор темы

Создание программы начинается с выбора сюжета или темы, от которой у организаторов загораются глаза, и которая по по тем или иным причинам кажется необычной, захватывающей, интересной к реализации. Иногда тема смены возникает из идеи одного мероприятия. Например, идея смены по мультфильму «Вверх!», которая в итоге была посвящена всем возможным способам воздухоплавания, выросла из идеи сделать мероприятие по запуску гигантских мыльных пузырей.
Часто тема смена задается руководством в соответствии с актуальными направлениями в молодежной и образовательной политике, знаменательными датами и так далее. Тогда задача творческой группы найти в заданной теме, что-то интересное и важное для себя, с чем будет увлекательно прожить 21 день. Например, для реализации экологической тематики мы выбрали мультфильм «ВАЛЛ-И».
Интересность и понятность темы для тех, кто будет ее реализовывать — обязательное условие для успешного претворения программы в жизнь.


  1. Постановка проблемы: легенда.

Когда мы определились с темой игровой вселенной, в которой мы собираемся жить, формируется сюжет. Сюжет начинается с формулировки проблемы, которая стоит перед персонажами нашей вселенной. Например, мы узнаем, что на дне Балтийского моря во время Второй мировой войны было затоплено несколько кораблей с химическим оружием и наша задача найти эти корабли и обезвредить.

Если в основе смены лежит существующее произведение — книга или мультфильм — можно брать проблему прямо оттуда. Иногда проблема в художественном произведении не очевидна. Например, в «Сказках дядюшки Римуса» - задача была устроить свою жизнь в Волшебном лесу с максимальным комфортом. Но при этом мирно уживаться с соседями.
Введение в легенду с демонстрацией проблемы разыгрывается на сцене во второй день.


  1. Общие персонажи

Для поддержания легенды на смене действуют постоянный состав персонажей, с которыми происходят те или иные события, о которых мы узнаем из общелагерных мероприятий и ежедневных линеек. У персонажей есть свой характер и собственные задачи. На образовательных сменах это могут быть реальные люди или персонажи произведений. Так на смене по эпохе Возрождения в лагере можно было встретить Мона Лизу, Леонардо да Винчи, Галилея, Вазари.

Для развития сюжета можно использовать образ врага. То есть персонажа, который по каким-то причинам, мешает отрядам достигнуть цели. Например, в Волшебный лес наведывались то Дровосеки, то Охотники, которые мешали мирной жизни его обитателей.



  1. Роль отрядов

В соответствии с легендой смены отрядам выдается определенная роль в сюжете. То есть все они помогают главным героям достичь основной цели, но при этом у них могут быть разные образы. Например, в эпохе Возрождения каждый отряд представлял собой мастерскую одного из великих ученых и изобретателей — Леонардо да Винчи, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Николая Коперника, задачей которых было построить машину времени.


  1. Рейтинг

За свои достижения в различных сферах каждый отряд набирает баллы в общелагерном рейтинге. Таким образом все понимают, как далеко от общей цели мы находимся в настоящее время. Движение каждого отряда к цели визуализировано. Например, на экологической смене отряды уменьшают свой экологический след. В общелагерном уголке у каждого отряда есть след грязной пятки, который уменьшается на один кусочек за каждые 25 баллов.


  1. Визуализация цели

Цель смены визуализирована в общелагерном уголке. Например, если мы возвращаем похищенные из музея экспонаты, то в начале смены у нас есть стена с пустыми рамками, в которых появляются экспонаты по мере того, как отряды их находят.


  1. Движение легенды

Каждое мероприятие в лагере вписано в легенду и является маленьким шагом на протяжении к общей цели. Движение легенды подразумевает, что на каких-то этапах отряды могут проигрывать или что-то может серьезно мешать реализации поставленной задачи. Например, в «Что? Где? Когда?» на экологическую тему нужно набрать определенное количество баллов для того, чтобы атмосфера очистилась и персонаж Зеленый друг был спасен. Если отряды вдруг не набирают этого количества баллов, в сюжет вписывается дополнительная акция-мероприятие по спасению Зеленого друга.
Ближе к концу смены проводится мероприятие, которые ставит под угрозу все наше движение к цели. Например, из наших уже почти готовых к старту космических кораблей похищают важную деталь, которую невозможно восстановить.
Таким образом поддерживается напряжение в течение игры.
Как сделать сюжетно-ролевую программу образовательной

Существует множество способов сделать программу в лагере образовательной.

Это могут быть уроки на определенную тему в формате добровольных или обязательных занятий на кружках. Это может быть коллективная работа над проектом в течение смены, во время которой ребята приобретают новые умения и навыки. Эти формы обучения тоже присутствуют в нашей программе.

Сюжетно-ролевая программа подразумевает включение знаний на определенную тему в сам сюжет. Это достигается несколькими способами.

- Персонажи связаны с изучаемым предметом. Если программа посвящена космосу, среди персонажей на смене есть ученые физики и космонавты.

- Названия мероприятий и суть мероприятий связаны с изучаемым предметом. Например, каждый день смены по экологии посвящен одной из экологичеких проблем — загрязнению воды или спасению редких растений. В день загрязнения воды отряды ищут и фотографируют предметы, содержащие вещества наиболее губительные для воды. Редкие растения мы спасаем во время игры «Зарницу» по слегка измененными правилами.

  • Форматы интеллектуальных игр и игры по станциям. Интеллектуальные игры и игры по станциям легко использовать для подачи информации по любым предметам. Это могут быть как традиционные «ЧГК» и «Брейн-Ринг», так и общелагерная игра в «Шляпу», где командам нужно объяснять друг другу термины на определенную тему. Или шоу «Интуиция», в котором участвуют ученые, художники, путешественники, исторические деятели, факты о которых нужно угадать.

  • Интеллектуально-творческие задания, спрятанные на территории лагеря. Каждый день на территории лагеря прячется задание. Называется оно по-разному в соответствии с легендой: свиток из лабиринта Минотавра, книжка со сказкой дядюшки Римуса, картина, экокапсула. У каждого отряда есть шанс ее найти. В капсуле-книжке — задание для всего отряда. Например, выполнить научный эксперимент, если смена про изобретения, или ответить на вопросы о картине и нарисовать ее копию, если смена про искусство, или создать произведение искусства на тему определенной экологической проблемы, если смена про экологию.

У данного подхода к созданию образовательных программ в лагере есть ряд недостатков: нет системного методического подхода к подаче информации на определенную тему, информация дается разрозненно, кусочками, нет контроля за тем, насколько все дети эту информацию усваивают. Поэтому включение образовательных элементов в сюжетно-ролевую программу мы сочетаем с более традиционными способами получения образования — занятиями на кружках и проектной работой.

Кроме того, для создания целостного представления об изучаемом предметы, в программу включены научно-популярные фильмы. Например, для смен про космос мы использовали научно-популярный сериал «Космическая одиссея: пространство и время».

В то же время очевидны преимущества такого подхода. Благодаря вовлеченности в легенду, ребята попадают в обстановку, где знания о творчестве Леонардо да Винчи, первых полетах в космос, законах физики, архитектуре Флоренции, работах русских авангардистов, являются естественными, само собой разумеющимися знаниями о мире. Где самим приходится прикладывать усилия, чтобы получить необходимые данные для выполнения заданий и победы в конкурсе.

Погружение в атмосферу легенды-сказки создает общее информационное поле и позволяет комфортно и ненавязчиво мотивировать на участие в мероприятиях даже тех детей, которые обычно неохотно включаются в общелагерную жизнь. Необходимость логично поддерживать легенду заставляет придумывать новые формы мероприятий.

Настя Колпакова

ДОЛ «Им.Ю.А.Гагарина»

https://vk.com/dolvyborg_gagarin
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей