Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Проблема эмоционального развития глухих школьников


Скачать 201.5 Kb.
НазваниеПроблема эмоционального развития глухих школьников
АнкорГурова И.В. Проблема эмоционального развития глухих школьников.doc
Дата28.10.2017
Размер201.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГурова И.В. Проблема эмоционального развития глухих школьников.d
ТипДокументы
#30112
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Проблема эмоционального развития глухих школьников


Педагог-психолог

первой

квалификационной категории

Гурова Ирина Викторовна

2011

Оглавление

1.Введение 3

2.Психлого – педагогическая диагностика 4

3. Коррекционно – развивающая работа 10

4.Заключение 12

Список литературы 13

Введение.

Личность ребенка формируется в ходе усвоения соци­ального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нару­шением слуха, играет важную роль в развитии эмоций и формировании у него определенных черт личности. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реаль­ной позиции, которую он занимает в системе человеческих отно­шений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру пред­метов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельно­сти, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

Эмоциональная сфера глухого школьника недостаточно изучена педагогами, воспитателями, психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребёнок становится проблемным. Поэтому эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить детей с нарушенным слухом умению понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит глухому школьнику разрешать любые проблемы. И в связи с этим я начинаю проводить с ним различные диагностические методики.


Психолого – педагогическая диагностика.

Для решения данной проблемы мною было проведено комплексное психолого – педагогическое исследование эмоциональной сферы школьников с проблемами слуха.

В исследовании принимали участие группа учащихся 4 «а» и 4 «б» классов десять человек с 2008 – 2011 года.

Для диагностики эмоциональной сферы был подобран комплекс, состоящий из следующих методик:

Обсервационные методы (наблюдения и самонаблюдения);

  • беседа.

Праксиметрические (анализ продуктов деятельности испытуемых).

  • Графическое изображение эмоциональных состояний человека. (Т.М. Грабенко, И.М. Михаленкова)

  • Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен.

  • Тест завершения предложений (модифицированный).

Результаты мониторинга исследования, особенностей эмоциональной сферы личности глухих школьников, обучающихся в школе – интернате.

  1. Беседа.

Беседа – традиционный метод психологического и педагогического обследования.

Цель: выявление уровня знаний о девяти основных эмоциях.

Полученные результаты:

год

баллы

2008-2009

уч. год

2009 – 2010

уч. год

2010 – 2011

уч. год

6 - 9 правильно узнанных эмоций

50%

(5 учеников)

60%

( 6 учеников)

80%

( 8 учеников)

3 – 5 правильно узнанных эмоций

30%

( 3 ученика)

30%

( 3 ученика)

20%

(2 ученика)

0 – 3 правильно узнанных эмоций

20%

(2 ученика)

10%

(1 ученик)






Вывод: Учащиеся знают основные эмоции, и используют свои знания в практической деятельности: на уроках, занятиях, вне учебной деятельности.

  1. Графическое изображение эмоциональных состояний человека.

Цель: выявление степени умения определять эмоциональное состояние человека и уровня взаимосвязи вербальной и невербальной информации.

1 этап. Графические изображения актёров изображающих различных героев. Учащимся нужно определить, какие эмоции испытывают актёры.

Полученные результаты:

год

баллы

2008-2009

уч. год

2009 – 2010

уч. год

2010 – 2011

уч. год

6 - 9 правильно узнанных эмоций

40%

(5 учеников)

50%

( 6 учеников)

70%

(7 учеников)

3 – 5 правильно узнанных эмоций

30%

( 3 ученика)

30%

( 3 ученика)

30%

(3 ученика)

0 – 3 правильно узнанных эмоций

30%

(2 ученика)

20%

(1 ученик)






2 этап. Учащиеся получают листы с репликами героев. Учащиеся предлагается, определите, кому из героев принадлежат реплики.

Полученные результаты:

год

баллы

2008-2009

уч.год

2009 – 2010

уч .год

2010 – 2011

уч. год

6 - 9 правильно узнанных эмоций

30%

(3 ученика)

50%

( 5 учеников)

70%

( 7 учеников)

3 – 5 правильно узнанных эмоций

40%

( 4 ученика)

30%

( 3 ученика )

30%

(3 ученика)

0 – 3 правильно узнанных эмоций

30%

(2 ученика)

20%

(1 ученик)

10 %

( 1 ученик)


Вывод: Учащиеся научились определять основные эмоции и особенности их проявления. Получили знания об уровне взаимосвязи вербальной и невербальной информации.

3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен.

Методика предназначена для исследования эмоцио­нального состояния детей с нормальным развитием и отклонениями в психическом развитии.

Цель: Исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуа­ций общения с другими людьми.

Экспериментальное определение степени тревож­ности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Результаты тестирования:

Уровень тревожности высокий – 1 ученика (10%)

Уровень тревожности средний – 2 учеников (20%)

Уровень тревожности низкий – 7 ученика (70%)


Высокий уровень тревожности у одного 10% свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности глухого ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в школе.

При интерпретации результатов теста тревожности для детей младшего школьного возраста стало видно, что средняя оценка у детей от 4 до 7 баллов, – это показатель среднего и выше среднего уровня тревожности у 20% учащихся.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки . Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.

Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

4.Тест завершения предложений (модифицированный).

Цель: Выявления уровня способности к дифференциации и вербализации собственных эмоций и анализ опыта эмоционально личностного отношения глухих школьников к жизненным ситуациям и общечеловеческим ценностям.

Учащимся предлагается продолжить предложения и записать на листе.

Исследование проводилось в ноябре 2010 года с учащимися 6 классов.

Результаты исследования.

  1. Я радуюсь, когда ...

6 (60%) учащихся испытывают радость от общения со сверстниками и прибивания в школе – интернате они чувствуют себя комфортно.

4 (40%) учащихся испытывают радость общения со своими родителями дома.

2. Мне бывает грустно, когда …

4 (40%) учащимся грустно, когда за окном плохая погода;

4 (40%) учащимся грустно, когда занимаются неинтересным делом;

2 (20%) учащимся грустно, когда плохое настроение.

3. Я чувствую обиду, когда…

6 (60%) учащихся чувствуют обиду, когда учитель низко оценивает их знания на уроке;

4 (40%) учащихся чувствуют обиду, когда взрослые их не понимают и не принимают их желания.

4. Я испытываю гнев, когда…

5(50%) учащихся испытывают гнев, когда с ними разговаривают на повышенных тонах взрослые и ругают их;

3 (30%) учащихся испытывают гнев, когда их заставляют выполнять взрослые трудоёмкую бытовую работу;

2 (20%) учащихся испытывают гнев, когда смеются над ними и не уважают их сверстники.

5. Я испытываю чувство вины, когда …

6 (60%) учащихся испытывают вину, когда сделают необдуманные ошибки;

4 (40%) учащихся испытывают вину, когда обижают сверстников и взрослых необдуманно.

6. Мне интересно, когда…

5 (50%) учащихся интересно, когда они заняты любимым делом или любым делом вместе со взрослыми;

5 (50%) учащихся интересно, когда узнают, что – то новое от сверстников и взрослых.

7. Я получаю удовольствие, когда …

4 (40%) учащихся получают удовольствие, когда с родителями отправляются отдыхать;

2 (20%) учащихся получают удовольствие, когда гуляют со сверстниками на улице;

3 (30%) учащихся получают удовольствие, когда бездельничают или играют в компьютерные игры и телефон.

8. Мне бывает страшно, когда …

3 (30%) учащимся страшно, когда на улице гроза или агрессивность разных животных (собак, пауки);

5 (50%) учащимся страшно, когда взрослые или сверстники в гневе;

2 (20%) учащимся страшно, когда умирают близкие их потеря, страх за родителей;

9. Мне бывает стыдно, когда …

4 (40%) учащимся стыдно, когда их ругают прилюдно взрослые;

3 (30%) учащимся стыдно, когда попадают в нелепую ситуацию;

3 (30%) учащимся стыдно, когда получают плохие оценки.

Данное исследование отражает актуальный уровень эмоционального развития глухих школьников, а так же является источником разработки индивидуального психолого – педагогического сопровождения.

Все результаты, полученные в ходе предварительного и контрольного диагностирования, обрабатывались методами описательной статистики. Такая форма представления результатов была выбрана для того, чтобы иметь единые критерии оценивания развития эмоциональных способностей испытуемых.

Данные психолого – педагогической диагностики свидетельствуют о том, что учащиеся с нарушением слуха испытывают затруднения в осознании явлений эмоциональной сферы, что связано с особенностями общего и речевого развития, взаимодействия с социумом. Выявленные особенности эмоционального развития говорят о необходимости проведения специально организованной коррекционно – развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа.

Рекомендации по проведению занятий.

Работа с детьми, имеющими недостатки слуха, требует специ­альной организации. Эффект от занятий я достигаю при непременном соблюдении следующих условий их проведения:

  • Использование звукоусили­вающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования в целях развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи.

  • Работа над произносительной и ритмико-интонационной сторонами устной речи (использова­ние элементов фонетической ритмики, коррекция и автома­тизация произносительных навыков и др.).

  • Широкое использование предметно-практической деятельности (рисование, иллюстрирование, создание аппликаций и др.).

  • Использование программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов в целях соблюдения преемственно­сти работы педагога – психолога, учителя (учителя-дефектолога) и воспитателя.

Коррекционно – развивающую работу с эмоциональными нарушениями у глухих детей ориентирую на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями развития ребенка.

Коррекционно – развивающую работу осуществляю в двух формах: индивидуальной и групповой.

Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений в группах детей, с которыми я работаю, являются:

  • смягчение эмоционального дискомфорта у учащихся;

  • повышение их активности и самостоятельности;

  • устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;

  • коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Я использую следующую структуру коррекционо – развивающих занятий.

Структура коррекционо – развивающих занятий предполагает реализацию четырёх этапов.

1 этап. Вводный.

Задачи этапа: создание комфортной развивающей среды; установление контакта между психологом и всеми участниками игровой деятельности.

Содержание этапа: игры, направленные на установления контакта; игры знакомства.

2 этап. Ориентировочно - диагностический.

Задачи этапа: Уточнение уровня эмоционального развития и продолжение диагностики форм поведения и особенностей общения детей.

Содержание этапа: спонтанные игры, наблюдение за учащимися, игры на невербальные коммуникации и коммуникативные игры.

3 этап. Коррекционно – развивающий этап.

Задача: коррекция основных показателей эмоционального развития (знания основных эмоций) и обучение учащихся нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Содержание этапа: игры, направленные на коррекцию эмоционального развития.

4 этап. Закрепляющий.

Задача: закрепление игровой практике полученного опыта и использование его в реальной жизни.

Содержание этапа: игры, закрепляющие и развивающие полученный игровой опыт, игры - этюды – ситуации.

На этих этапах происходит активное формирование эмоционального словаря, развивается ситуативная речь, формируются и совершенствуются навыки вербального общения, что создаёт предпосылки для успешной социализации и интеграции глухих школьников в среду слышащих.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:

- игровые (дидактические, ролевые, подвижные, этюды, лексические, инсценировки);- психогимнастика; - рисуночные методы; - телесно ориентированный; - обучение приёмам саморегуляции.

Анализируя работу с данной группой детей в течение трёх лет, я могу сделать выводы, что работая по структуре коррекционо – развивающих занятий и применяя эти методы достигла следующих результатов:

  • Учащиеся знают основные эмоции, и используют свои знания в практической деятельности: на уроках, занятиях, вне учебной деятельности.

  • Учащиеся научились определять основные эмоции и особенности их проявления.

  • Учащиеся способны к дифференциации и вербализации собственных эмоций и анализу опыта эмоционально личностного отношения к жизненным ситуациям и общечеловеческим ценностям



Заключение.

Эмоции могут оказывать регули­рующее воздействие на познавательные процессы, их можно рас­сматривать как результат и основу познавательной деятельности человека. Поэтому эмоциональному развитию глухих детей следует уде­лять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмо­циональное состояние других людей, адекватно выражать собст­венные эмоции. Без эмоционального отношения к окружающему миру, к живой и неживой природе, к сверстникам, родным, взрос­лым, к учебному материалу невозможны полноценное усвоение но­вых знаний, общение и взаимопонимание. В работе над эмоцио­нальной сферой важно учитывать возрастную динамику формиро­вания модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка.

Список литературы

  1. Агеева, И.А. Коррекционные техники в школе.//И.А. Агеева.- СПб.: Речь,2004.- 184с.

  2. Богданова, Т.Г. Сурдопедагогика.//Т.Г. Богданова. – М.:Академия,2002.- 224с.

  3. Грабенко, Т.М., Михаленкова И.М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Учебно - методическое пособие.// Т.М. Грабенко, И.М. Михаленкова. – СПб.:Речь, 2008. – 256 с.

  4. Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология // И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М., Академия, 1999. – 464 с.

  5. Крюкова, С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. // С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.:Генезис,2011.- 208с.

  6. Михаленкова, И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха.// И.А.Михаленкова. – СПб.: Речь, 2006. – 96с.

  7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб заведений//Л.В. Кузнецов, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.. – М.: «Академия», 2002. – 480с.

  8. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика.// Е.Г. Речицкая. – М.//Уебник дл ВУЗов – М.: Владос, 2004. – 304с.

  9. Речицкая, Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: Методическое пособие.// Е.Г. Речицкая., Т.Ю. Кулигина. – М.: Книголюб, 2006. – 2008с.




перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей