Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Проблеме, идее, типу героев и т д


Скачать 13.41 Kb.
НазваниеПроблеме, идее, типу героев и т д
АнкорMetodicheskie rekomendatsii k napisaniyu razvernutogo otveta S1-S4.docx
Дата30.09.2017
Размер13.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_k_napisaniyu_razvernutogo_otveta_S1-
ТипСочинение
#22515
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Методические рекомендации к написанию развернутого ответа (С1-С4

ЕГЭ по литературе)
Структура работы:

Часть А - анализ прозаического или драматического отрывка. Тест к приведенному отрывку.

С1 - интерпретация приведенного эпизода, сцены (текст приведен в задании, при ответе на вопрос необходима опора на текст).

С2 - сопоставление данного прозаического произведения с другими произведениями русских авторов (по теме, проблеме, идее, типу героев и т.д.)

Часть В - анализ поэтического произведения. Тест к приведенному стихотворению.

СЗ - интерпретация приведенного стихотворения или анализ конкретного элемента произведения (необходима опора на текст анализируемого стихотворения).

С4 - сопоставление данного стихотворения с другими стихотворениями русских поэтов (по теме, идее, средствам выразительности и т.д.). Таким образом, в каждой части 2 вопроса, т.с. необходимо дать 2 развернутых ответа (2 миниатюры в 5-10 предложений).

Как писать развернутый ответ на поставленный вопрос?

  1. Внимательно прочитать вопрос, разделить его на части, выделить ключевые слова и понятии.

  2. Не надо писать обо всем произведении в целом. Проверь: в ответе на поставленный вопрос должны фигурировать ключевые слова вопроса.

  3. Разделяем авторскую позицию и свою собственную. В ответе нужна позиция автора, а не твоя. Надо раскрывать авторское видение проблемы - это умение профессионально читать текст.

  4. Формулируя ответ на вопрос, опирайся на текст. Доказывай примером из текста каждый свой тезис.

  5. Уместно используй литературоведческие термины.

  6. Сочинение выстраивай как текст-рассуждение: тезис - доказательство (аргумент - пример из текста) - вывод).

  7. В сочинении на сопоставление ищи основание для сопоставления в самом вопросе!

Покрути в уме известные тебе произведения с разных сторон.
Примерные темы и произведения для сопоставления С2

- Тема «отцов и детей» (Грибоедов «Горе от ума» - Молчалин и наказ отца, Пушкин «Капитанская дочка» - Гринев и наказ отца, Тургенев «Отцы и дети» - отец и сын Кирсановы. Базаров и Кирсановы. Толстой «Война и мир» - отец и сын Болконские)

- Тема творчества ( Гоголь «Портрет» - художник Чартков, Гоголь «Мертвые души» - лирическое отступление «Счастлив писатель...», Булгаков «Мастер и Маргарита»)

- Нравы чиновников (Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», Салтыков-Щедрин «История одного города»

- Органчик, рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»)

- Проблема хамелеонства (рассказы Чехова, «Горе от ума» - Молчалин, Гоголь «Ревизор - чиновники города N, Островский «Гроза» - Кабаниха и Дикой боялись тех, кто сильнее)

- Сатира на нравы дворян - Фонвизин «Недоросль», Некрасов «Кому на Руси жить х< помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин, Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», Гоголь «Мертвые души» - галерея образов помещиков)

-Человек и война (Толстой «Война и мир», Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», Пушкин «Капитанская дочка», любое произведение о ВОВ или о гражданской войне)

- Человек и природа (Пушкин «Евгений Онегин», Толстой «Война и мир», Куприн «Олеся», Карамзин «Бедная Лиза»)

- Тема дуэли («Евгений Онегин» - Онегин/Ленский, «Герой нашего времени» - Псчорин/Грушницкий, «Капитанская дочка» - Гринев/Швабрин, «Отцы и дети» - П.11.Кирсанов/ Базаров, «Война и мир» - Пьер Безухов/ Долхов)

- Изображение города ( Петербург - Гоголь «Шинель», Достоевский «Преступление и наказание», Гончаров «Обломов», Москва - Булгаков «Мастер и Маргарита», Калинов - пьеса «Г роза» Островского)

- Мотив сна (Баллада Жуковского «Светлана», сон Петра Гринева в «Капитанской дочке», сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Обломова, сны Раскольникова в «Преступлении и наказании»)

- Тема русской истории (Пушкин «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Полтава»; I олстой «Война и мир», Шолохов «Тихий Дон», любые произведения о революции, фажданской войне, ВОВ)

- Использование фольклора ( «Слово о полку Игореве». Жуковский «Светлана», Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Лермонтов «Песня про ...купца Калашникова»)

- Тема воспитания («Фонвизин «Недоросль», Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин». Гончаров «Обломов», Толстой «Война и мир»)

- Тема социальной несправедливости и тирании (Островский «Гроза», Фонвизин «Недоросль», Пушкин «Пиковая дама - Лиза в услужении у старухи-графини, Тургенев «Муму», любое произведение о крепостном праве)

- Тема неравной любви («Горе от ума» - Софья и Мол чал и н, Карамзин «Бедная Лиза» - Лиза и Эраст, Пушкин «Пиковая дама» - Лиза и Германн, «Война и мир» - Николай Ростов и Соня)

- «Век нынешний и век минувший», конфликт поколений («Горе от ума». «Отцы и дети», «Вишневый сад»)

- Роль личности в истории ( «Капитанская дочка» - Пугачев, «Борис Году нов» - Годунов, Лжсдмитрий, «Полтава» - Петр! и Карл XII, «Война и мир» - Наполеон и Кутузов)

- Тема народного бунта, восстания («Капитанская дочка», Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - Савелий, богатырь святорусский, Яким Нагой, любое произведение о революции. А.Блок поэма «Двенадцать»)

- Тема личности и эпохи ( Онегин, Чацкий, Печорин, Пьер Безухов и Андрей Болконский)

- Психологизм в изображении героев («Отцы и дети» - у Тургенева «тайный психологизм», «Преступление и наказание», «Война и мир» - «диалектика души», «Герой нашего времени» - первый русский психологический роман)

- Тема праведничества (герои-праведники: Матрена - Солженицын «Матренин двор», «Война и мир» - Платон Каратаев. Лесков «Очарованный странник»- Флягин)

- Тема духовного оскудения, деградации личности (Чехов «Ионыч», Бу нин «Господин из Сан- Франциско», Горький «На дне», Гоголь «Мертвые души»)

- Тема исторической памяти (Ахматова «Реквием», Твардовский «По праву памяти», любое произведение о войне)

- Философские споры (Горький «На дне», Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Война и мир - споры Пьера и Андрея Болконского)

- История семьи, семейная мысль, семейная идиллия ( «Война и мир», «Обломов», Шолохов «Тихий Дон»)


  • Тема преступления и наказания, греха и возмездия ( Пушкин «Борис Годунов», «Пиковая лама», Достоевский «Преступление и наказание», Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», Булгаков «Мастер и Маргарита» - Понтий Пилат. Фрида. Маргарита, Мастер)

  • Тема «хозяев жизни» и их жертв ( «На дне», «Гроза», «Бесприданница», «Преступление и наказание» - Лужин и Свидригайлов)

  • Тема «униженных и оскорбленных» («На дне», «Преступление и наказание», «Шинель»)

  • Противоречивые натуры ( Печорин, Раскольников. Мелехов в «Тихом Доне»)

  • Герои-предприниматели (Чичиков, Штольц, Лопахин, купцы в пьесах Островского старуха- процентщица в «Преступлении и наказании»)

  • Тип «маленького человека» («Шинель» - Акакий Башмачкин, «Преступление и наказание» - Семен Мармеладов. Чехов «Человек в футляре» - Беликов, Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» - пискарь)

  • Тема недорослей (Фонвизин «Недоросль»- Митрофанушка, «Капитанская дочка» - Петр Гринев. Обломов (глава «Сон Обломова» - детство и юность Ильи Ильича)

  • Герои, приносящие себя в жертву ради других (тема самопожертвования) - Данко в «Старухе Изергиль», Соня Мармеладова, Олеся в повести Кудрина «Олеся». Маргарита в романе Булгакова)

  • Образ яркой сильной личности (Данко у Горького в «Старухе Изергиль», Лермонтов «Мцыри», Чацкий, Базаров)

  • Образ «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов)

  • Образ демократа-разночинца ( Базаров в «Отцах и детях», Гриша Добросклонов в «Кому на Руси жить хорошо», Петя Трофимов в «Вишневом саде»)

  • Образы слуг ( Лиза - служанка Софьи в «Горе от ума», Осип - слуга Хлестакова в «Ревизоре». Петрушка - слуга Чичикова в «Мертвых душах», Савельич - слуга Гринева в «Капитанской дочке», Захар в «Обломове», няня Татьяны в «Евгении Онегине»)

  • Образ идеального правителя ( Петр I в «Полтаве» Пушкина, Екатерина II в «Капитанской дочке», Наполеон в «Войне и мире»)

  • Тема русского национального характера («Кому на Руси жить хорошо», Татьяна в «Евгении Онегине», Наташа Ростова в «Войне и мире», Шолохов «Судьба человека» - Андрей Соколов, Матрена - Солженицын «Матренин двор»

Примерные темы и произведения для сопоставления С4 (лирика):

Пейзажная лирика (человек и природа) - С.Есенин, А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, И.Бунин. Единение человека с природой + философские мотивы - И.Бунин «Вечер», «Шире, грудь, распахнись для принятья», С.Есенин «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, нс плачу», А.Пушкин «Анчар»

Любовная лирика - А.Пушкин «Я вас любил...», «К***», Н.Некрасов «Я нс люблю иронии твоей». М.Лермонтов «Нищий», В.Маяковский «Лиличка!», А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью», М.Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мною»

Дружеская лирика - А.Пушкин «И.И.Пущину», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», М.Цветаева - циклы стихов А Блоку, А.Ахматовой, О.Манделшитаму, Б. Пастернаку «Расстояния, версты, мили», Владимир Высоцкий «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг...»)

Философская лирика- А.Пушкин «Три ключа», И.Бунин, Б.Пастернак «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Звездная тема- С.Есенин «Звезды», В.Маяковский «Послушайте!» («Если звезды зажигают»), О.Мандельштам «Я ненавижу свет однообразных звезд», М.Лермонтов «Выхожу один я на лоро! у» (Ночь тиха, пустыня внемлю! Богу, и звезда с звездою говорит)

  • Тема одиночества н потерянности -- М. Лермонтов «Парус», «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», В. Маяковский «Скрипка и немножко нервно», О. Мандельштам «Куда мне деться в этом январе?», И. Бунин «Одиночество»

  • Тема изгнания - М. Лермонтов «Тучки», «Нет, я не Байрон, я другой», И. Бунин «У птицы есть гнездо», И. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку» (Из забывших меня можно составить город)

  • Тема предназначения поэта и поэзии, творчества - А.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Г. Державин «Памятник», Н. Некрасов «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода), «Поэт и гражданин», В. Маяковский «Нате!», Б.Пастернак «Быть знаменитым некрасиво» (Цель творчества - самоотдача, а нс шумиха, не успех...), А. Ахматова «Творчество» (Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, нс ведая стыда...)

  • Религиозные образы — А.Пушкин «Свободы сеятель пустынный»(притча о сеятеле, Евангелие от Матфея), «Подражания Корану», «Пророк», М. Лермонтов «Молитва»

Гражданская лирика:

  • О Родине - М. Лермонтов «Родина» (Люблю Россию я, но странною любовью), Ф. Тютчев «Умом Россию не понять», И. Бунин «Родине» (Они глумятся над тобою), А Блок «Россия», цикл «На поле Куликовом», С. Есенин «Край любимый», «Гой ты, Русь моя родная», А. Ахматова «Реквием», «Мне голос был»

  • О патриотизме - стихотворения о войне, А. Ахматова «Мужество», «Молитва», «Клятва», М. Лермонтов «Бородино»

  • О социальных проблемах - И. Некрасов «Размышление у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская», «Вчерашний день часу в шестом», «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода), М. Лермонтов «Прощай, немытая Россия», А.Пушкин «Свободы сеятель пустынный, «Узник», А.Блок «Фабрика», «Сытые», поэма «Двенадцать», С. Есенин «Письмо к женщине», В. Маяковский «Левый марш», «Прозаседавшиеся», «О дряни»

  • О свободе (вольнолюбивая лирика) - А.Пушкин «Я памятник себе воздвиг», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Свободы сеятель пустынный», «Узник», М. Лермонтов «Прощай, немытая Россия», «Тучки», Н. Некрасов «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода), О. Мандельштам «Мы живем, под собою не чуя страны»

  • Историческая тема созвучна темам власти и народа, революции, войны, Родины, патриотизма - любые стихотворения о войне, о революции, М. Лермонтов «Бородино», А.Пушкин поэма «Полтава», А.Блок поэма «Двенадцать», А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения Н. Некрасова

  • Тема тоски но Родине - И. Бунин «У птицы есть гнездо», М. Цветаева «Тоска по Родине», «Расстояние, версты, мили»

  • Тема судьбы поколения - М. Лермонтов «Дума» (Печально я гляжу на наше поколенье),

  • О. Мандельштам «Мы живем, под собою не чуя страны», А. Ахматова поэма «Реквием», С. Есенин «Письмо к женщине», Б.Пастернак «Зимняя ночь» (Мело, мело по всей земле)

  • Тема города (Москва, Петербург) - А.Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье...», «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось...», О. Мандельштам «Я вернулся в свой город, знакомый до слез», А. Ахматова «Стихи о Петербурге», И. Бродский «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать», М. Цветаева стихи о Москве (например, «Москва, какой огромный странноприимный дом»)

ШАБЛОНЫ для С2, С4 (НА СОПОСТАВЛЕНИЕ)

Тема любви поднимается во многих произведениях русской классики. В качестве примера можно привести роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита (указываем конкретно жанр, заглавие и автора произведения). Так же, как и А. Куприн, Булгаков пишет о том, что...

Тема личности и эпохи занимает важное место в творчестве многих русских писателей. Например, к ней обращался в своей комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов. Как и Пушкин, Грибоедов представляет нам героя, который...(основание для сопоставления, аргумент)

Сопоставить стихотворение «Зимнее утро» А.Пушкина можно с лирическим произведением И.Бунина «Шире, грудь, распахнись...». Оба автора поднимают тему.../ затрагивают проблему.../ пишут о.../ используют для передачи настроения лирического героя...

Лирический герой М. Лермонтова отличается рядом своеобразных черт: он одинок, гоним, его не понимают, это страдающая, мятежная натура. Подобный подход к изображению лирического героя мы можем наблюдать в ...(жанр, заглавие, автор)

Также созвучные мотивы/схожую тему /похожее настроение мы находим в ...(жанр, заглавие, автор)

Подобно М. Лермонтову, к теме одиночества обращается в своих стихотворениях (автор, с кем сравниваем). В его произведении (заглавие) мы видим созвучные лермонтовским мотивы отчаяния, тоски.

Также примером произведения, в котором представлена тема.../ активно используются средства выразительности / присутствует мотив..., может служить (жанр, заглавие, автор)

Несколько иначе трактует эту тему (автор) в своем стихотворении (заглавие). В отличие от Пушкина, Бунин считает, что...
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей