Главная страница
qrcode

Проблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы Образцы аргументации


НазваниеПроблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы Образцы аргументации
АнкорTablitsa argumentov.pdf
Дата13.05.2017
Размер0.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTablitsa_argumentov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18625
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

1 Тематический блок Семья, общество и государство Формулировка

проблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы Образцы аргументации
1. Социальные проблемы буржуазного общества- социальной несправедливости- бедности и нищеты, униженности маленького человека в обществе- равнодушия государства и его чиновников к простым людям Проблему маленького человека наиболее полно раскрывает русский писатель
Н.В.Гоголь. В повести Шинель он повествует читателю о Акакии Акакиевиче – бедном титулярном советнике из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, нов общем, роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. В истории кражи новой шинели герой не находит отклика, помощи общества».
«Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Перед нами предстают картины нищеты, надругательства над личностью. Человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности. О тяжелом положении народа и о полном безразличии к его бедам чиновников Не- красов написал в стихотворении Размышления у парадного подъезда. Поводом для его написания послужила обычная для того времени уличная сцена крестьян-ходоков, издалека пришедших в Петербург за правдой, прогоняют от подъезда дома чиновника- вельможи. Поэт явно с сочувствием рисует этих крестьян, которых, видно, крайняя нужда заставила пуститься в долгий путь. В стихотворении Некрасов нарисовал потрясающую по силе и правдивости картину народных страданий
Родная земля
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал
Бедный русский крестьянин стонет по полям, по дорогам. по тюрьмам, по острогам И даже знаменитая песня бурлаков, раздающаяся над Волгой, – это тоже стон
Этот стону нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой В повести В дурном обществе Короленко рассказал об участи нищих, голодных, больных детей, живущих в подземелье на городском кладбище. Знакомство и дружба с этими детьми, Валеком и Марусей, – первый серьезный жизненный урок мальчика Васи, сына местного судьи. Он начинает понимать, что бездушные законы так называемого порядочного общества противоречат нормам человечности и любви.
- неоправданного разрастания потребительских ценностей
- нравственной и интеллектуальной деградации буржуазного общества- роста преступности- отчуждения людей друг от друга Пароход Атлантида – это как бы модель капиталистического общества. Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба. Внизу – обливающиеся едким, грязным потом рабочие, растапливающие топку, а наверху, в баре, беззаботная веселящаяся публика, все время которой занято едой или подготовкой к поглощению пищи. Пассажиры едят, пьют и забывают о Боге, о смерти, о покаянных мыслях. Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под «бесстыдно-грустную музыку, обманывают себя лживой любовью и за всем этим не видят истинного смысла жизни. В рассказе Братья Бунин раскрывает сущность колониализма, бесстыдной, жестокой, грабительской политики буржуазного общества. Бунин рассказывает историю двух земных братьев – молодого цейлонского рикши и богатого колонизатора, которого рикша возит в своей коляске. Жадные до денег, богатства европейцы, вторгшись в жизнь лесных людей, превратили их в рабов, дали каждому свой номер. Но также они вторглись ив личную жизнь лесных людей. Они лишили молодого рикшу надежды на счастье, радость, любовь, отняв у него невесту. И жизнь потеряла всякий смысл для рикши. Единственное освобождение от жестокости мира он видит в смерти, которую принимает от укуса маленькой, но самой ядовитой змеи. Бунин уверен, что такое несправедливое общество не может просуществовать долго, что постепенно капиталистический мир движется к пропасти. Разграбив Восток, Африку, этот мир, раздираемый внутренними противоречиями, начнет самоуничтожаться, как ив той самой буддийской легенде, рассказанной англичанином. В изображении Достоевского Россия переживает страшный кризис, российский народ духовно и ценностно дезориентирован, и именно поэтому она становится ключевой в Братьях Карамазовых». Как отмечал писатель в черновых набросках к роману, в семействе Карамазовых», как в зеркале, изображается многое, что похоже… на всю Россию. Полное отчуждение, духовный цинизм, алчность, страсть карамазовской семьи – это лишь часть из перечисленных нами явлений, которые выступают, по Достоевскому, эмблемой разъединения и духовного неблагополучия в России, переживающей смутные времена, времена буржуазного развития. Братья Карамазовы, каждый по-своему, символизируют те или иные явления, доминирующие в обществе. АС. Пушкин Станционный смотритель, И. С.
Тургенев
«Муму», Бирюк, В. Г.
Короленко В дурном обществе, НА. Не- красов Кому на Руси жить хорошо, Железная дорога, Размышления у парадного подъзда», НС. Лесков. Левша, М. Горький Детство, Н. В. Гоголь Шинель, Л. Н. Толстой После бала,
Л.Н.Андреев Петька на даче, М. Ме- терлинк Синяя птица,
Ф.М.Достоев ский Преступление и наказание, Братья Ка- рамазовы»,
И.А.Бунин Господин из
Сан-
Франциско», Братья,
А.П.Чехов Анна на шее.

2 Демократия есть правление неимущего большинства ради собственного блага (Аристотель. Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных (Уинстон Черчилль). Демократия – это обман народа ради блага народа с помощью народа (Оскар Уайльд). Растление молодежи ведет к деградации населения
(Леденев). У больного общества не может быть здоровых лидеров (Домиль)
«Каждый шаг прогресса… представлял собой движение от эшафота к эшафоту…» (Филлипс). Человеку легче стать обезьяной, чем от нее произойти
(Шульц). Все прогрессы реакционны, если рушится человек (А.Вознесенский). Прогресс состоит вовсе большем преобладании разума над животным законом борьбы (Л.Толстой).
- социальной ответственности ответственности перед обществом и самим собой за реализацию своих способностей, вопрос о служении людям иго- сударству); В наше время часто можно встретить людей, которые утверждают, что человек должен думать только о своем благополучии. Впрочем, эта точка зрения не нова можно вспомнить философию разумного эгоизма Петра Петровича Лужина, героя романа
Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Мне кажется, история нашей страны убедительно доказывает ущербность такой жизненной позиции сегодня многие заботятся только о личном преуспевании, ив результате мы живем в государстве, где царит эгоистический произвол, процветают коррупция и бюрократизм. Историк Е. Тарле водной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда ректор представил ему лучших студентов, Николай I сказал Ненужны мне умники, а нужны мне послушники. Отношение к умниками послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества. Концепция образа Данко, героя рассказа М.Горького Старуха Изергиль», – всегда оставаться с людьми и жить для людей. Для них, оказавшихся во мреке и холоде неизвестности особенно яркими желанным кажется появление Данко, берущего на себя ответственность за судьбы людей, за их будущее. Автор создает в легенде образ неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его ничтожными вредным человеком, решили убить его. Однако юноша простил людям их гневи несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь. Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
- идеологического противостояния различных слоев общества икон- фликта поколений По мнению современных психологов, возрастной разрыв между поколениями сокращается, и новое поколение с отличной от предыдущего системой ценностей появляется сейчас через семь – восемь лет. Это приводит к нарастанию конфронтации в обществе. Во многих произведениях русской литературы изображен конфликт поколений Чац- кий оказывается непонятым «фамусовским» обществом, Базаров – братьями Кирсановы- ми и собственными родителями. Если Грибоедов всецело на стороне молодого героя, носителя прогрессивных взглядов, то Тургенев демонстрирует более сложное отношение к изображаемому конфликту. Симпатизируя умному и волевому Базарову, он наделяет его трагической судьбой, тем самым утверждая и мудрость позиции отцов. В романе Н.Г.Чернышевского изображен конфликт новых и пошлых людей. Что же отличает их друг от друга Новое понимание человеческой выгоды, естественное, неизвращенное, соответствующее природе человека. Для Марьи Алексевны выгодно то, что удовлетворяет ее узкий, неразумный мещанский эгоизм. Новые люди видят свою выгоду в другом в общественной значимости своего труда, в наслаждении творить добро другим, приносить пользу окружающим – в разумном эгоизме.
- социальные утопии и последствия их осуществления в социальной практике История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра генерал Аракчеев, создавая вначале века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться. И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. Вере Павловне во сне является картина жизни утопического города-государства: стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают. Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, машины позволят человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Самые ужасные времена для глуповцев наступают с приходом на пост градоначальника бывшего полкового палача (прохвоста) Угрюм-Бурчеева. Он движим идеей осуществления соиальной утопии создания государства казарменного типа, подданные которого будут полностью лишены свободы. Угрюм-Бурчееву система такого государственного М. Горький Старуха Изер- гиль, Е. Замя- тин. Мы,
Ф.М.Достоевск ий Преступление и наказание,
М.Е.Салтыков-
Щедрин История одного города,
Н.Г.Чернышевс кий Что делать,
Е.Замятин Мы, Е.Шварц Дракон
И.С.Тургенев Отцы и дети,
М.Горький Мать,
А.С.Грибоедов Горе от ума,
Н.Г.Чернышевс кий Что делать устройства кажется идеальной. Для осуществления этой бредовой идеи город был разрушен до основания и перенесен на новое место. Подобно своему прототипу, императору Николаю Павловичу, прозванному в народе Николаем Палкиным, Угрюм-Бурчеев стремится во всем обществе, как ив армии, ввести палочную дисциплину. Он превратил город в пустыню, поскольку пустыня и представляет в его глазах именно ту обстановку, которая изображает собой идеал человеческого общежития. Угрюм-Бурчеев вводит в Глупо- ве своеобразный казарменный коммунизм. Погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать затем, что делается в аду, повернуть реку вспять – вот утопические идеи этого правителя. Однако с природой Угрюм-Бурчееву совладать не удается, и вода раз за разом прорывает возводимую по его приказу плотину. К сожалению, и сегодня многое из описанного Михаилом Евграфовичем вполне применимо к русской действительности.
- коммерциализации культуры, образования, спорта и т.д. Президент МОК Самаранч впервые выдвинул концепцию олимпийское движение должно управляться не политическими, а экономическими механизмами. Его девиз не плыть по воле политических волна управлять с позиций финансовой силы. Коммерциализация олимпийского спорта стала реальностью. Олимпийский конгресс 1994 г. в Париже поддержал концепцию ХА. Самаранча о профессионализации и коммерциализации спорта и одновременно призвал не допустить того, чтобы дух коммерции пришел на смену олимпийским идеалам. Профессионализация и коммерциализация спорта породили ряд других проблем. Одной из них стала проблема допинга. На сессии МОК, состоявшейся накануне открытия XXIV Олимпийских игр, Самаранч заявил Принимать допинг - значит умереть. Умереть физически, как показали трагические факты последних лет. Умереть нравственно, поставив себя вне рамок тех правил поведения, которых требует гуманное общество. МОК приложил немало усилий для решения этой проблемы ввел допинг-контроль, организовал работу 18 специализированных лабораторий, оснащенных ультрасовременной аппаратурой. Однако проблема допинга остается одной из нерешенных.
«Козин А.А. Коммерциализация музыки, за и против (статья Сегодня, когда экономическая власть, с ее вездесущими агентами-менеджерами, заявляет о своей претензии на полное и безраздельное господство, в самый раз подумать о сдержках и противовесах. Ни один народ, ни одна культура неспособны выжить, если в качестве господствующего мотива и императива выступает прибыль. Можно согласиться с эффективностью рыночного отбора в собственно экономической области. Но от нас сегодня требуют большего довериться естественному рыночному отбору во всех областях без исключения. Если рынок бракует какие-то высокочтимые ценности или образцы поведения, нас призывают не оплакивать их и не сопротивляться, а признать авторитет рынка как последнюю инстанцию. Коммерциализация культуры приводит не только к вымиранию и вытеснению таких институтов высокой культуры, как театр, филармония, национальная библиотека и университет. Она знаменует собой неслыханный во всей истории человеческой цивилизации реванш устной речи над письменной, вульгаризованной спонтанности над культурным усилием. Патриарх Кирилл, выступая на открытии Всемирного Русского Народного Собора, заявил, что попытки превратить образование в сферу коммерческих услуг чужды национальной традиции, народному менталитету и просто опасны. Поскольку сфера образования по своей сути является сферой национальной безопасности страны, то российское общество должно воспрепятствовать превращению школьного образования в сферу коммерческих услуг. Оно должно активно противостоять этим реформам, а не сидеть и ждать пока наши дети окончательно станут безграмотными. Именно от общества сегодня многое зависит в нашей стране. И раз оно сегодня так активно выступает против ювенальной юстиции, то настолько же активно должно препятствовать и этому превращению в сфере образования, – заключилПротоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им.
А.И.Герцена в Санкт-Петербурге». Проект нового образовательного стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования. Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования школьники хи х классов должны будут сами выбирать, какие предметы ив каком объеме им изучать. Обязательными станут четыре дисциплины пока еще не созданная Россия в мире, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область естественные науки входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы потрем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направленна социализацию учащихся, базовый курс обучает основами лишь профильный — занимается подготовкой к последующему профессиональному образованию. «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета. Все, что

4 не гарантируется стандартом, по-видимому, предполагается в рамках платного изучения. По планам Минобрнауки новый образовательный стандарт станет обязательным с 1 сентября года. Предполагалось, что уже к 15 февраля 2011 года его должен утвердить министр образования.
- бюрократизма, чинопочитания, казнокрадства, взяточничества Рассказ Чехова Толстый и тонкий повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя по-людски: Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Но стоило им обменяться анкетными данными, как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов. В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. В Драконе Евгения Шварца народ предстает перед нами покорным, послушным слугой своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он создает лишь видимость заботы о народе. Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и защитнику, как роботы, беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами. Бюрократ – фигура для авторов Золотого теленка примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех прочих, быть наставником, руководителем, хозяином.
Полыхаев, начальник учреждения Геркулес, восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штампов. В Повести о капитане Копейкине» Гоголь рассказывает о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа. В произведении Гоголя Мертвые души жизнь губернского города NN внешне несколько отличается от застылой усадебной жизни, которую ведут помещики. Но при ближайшем рассмотрении это различие оказывается только видимым. Наделе энергия чиновников призрачна, государственные должности они рассматривают лишь как средство для легкой и беспечной жизни Управители города были единодушны в стремлении пожить за счет сумм нежно любимого ими отечества. Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повсеместные и вполне закономерные. Поэтому так сильна и прочна среди них круговая порука – все они в той или иной степени виновны перед верховной властью и готовы немедленно сплотиться в случае опасности, покрывая грешки друг друга, чтобы защитить свое благополучие, свой столь привычный дармовой покой и комфорт, свое теплое местечко, свое право жить насчет должности.
2. Статистические данные
Статистика, собранная группой экспертов для частного консалтингового агентства
РиФ (размещена на сайте компании. Данные на 1 января 2009 года
- за последние 10 лет с карты России исчезло 12.000 деревень и 290 городов
- до 70% потребности России в продовольствии покрывается за счет импортных поставок- в России состоят на учете более 1000 уголовных авторитетов
- Россия потребляет более 20 % героина, производимого в мире
- каждый день в России около 100 человек умирает от передозировки наркотиков
- среднестатистический россиянин потребляет 18 литров спирта в год. По заключению экспертов ООН, годовое потребление 8 литров спирта надушу населения приводит к серьезной деградации населения
- 1,5 % населения РФ владеют 50% национальных богатств
- 925 банков и объектов крупной российской промышленности – это иностранная собственность населения страны не имеют сбережений
- на 30.000 питерских бездомных приходится менее 300 мест в ночлежках
- в России насчитывается 62 миллиардера, которые платят самые низкие в мире налоги
(13%), из них в Госдуме и совете Федерации – 12;
- минимальный размер оплаты труда наемного работника – 4,330 руб/мес.
- средний размер пенсии составил 6,629 рублей
- каждая медаль на зимней Олимпиаде в Ванкувере обошлась России в 12 млн долларов- в России производится 8 млн абортов в год, полтора процента из них на поздних сроках- из 20 млн мужчин трудоспособного возраста отбывает заключение 1 млн
- в России официально зарегистрировано 2 млн сирот
Н.В.Гоголь Мертвые души,
М.Е.Салты ков-
Щедрин История одного города,
А.П.Чехов Толстый и тонкий,
Е.Шварц Дракон,
И.Ильф,
Е.Петров Золотой теленок

5
- каждую минуту в России умирает 5 человека рождается только 3;
- 305 детей из тысячи рождается вне брака
- по причинам криминального характера каждый год гибнет свыше 150.000 человек
- на максимальную оценку 100 баллов ЕГЭ сдали 496 человек в России, что составляет
0,05 %. Два миллиона российских подростков не умеют читать из школьной программы на 2010 год исключен предмет астрономия предмет русская литература исключен из списка обязательных предметов ЕГЭ, это решение вполне соответствует государственной линии на дерусификацию России. Необязательность Пушкина и Толстого в принципе обозначает необязательность русской культуры вообще. Стоимость обучения в Сор- бонне – 12 – 50 тысяч в год, в МГИМО – 118 – 290 тыс.
- поданным ЮНЕСКО, за 2007 год сумма взяток в сфере высшего образования составила млн рублей.
- мужская смертность превышает женскую в 4 раза, что соответствует потерям, сходным с потерями СССР в годы ВОВ;
- в национально-этническом составе Москвы русских только 31 %». Афоризмы Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (Антоний Регульский). Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре (Шекспир). Вся работа правительства сводится к искусству быть честным (
Джефферсон).
«Многочисленность законов в государстве есть тоже, что большое число лекарей признак болезни и бессилия
(
Вольтер
). Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители
(
Монтескье
). Государственный человек более других сограждан должен быть… движим… любовию к Отечеству
(
Державин).
Там, где законы в силе, – и народ силен (
Публий
). Взимание непомерных налогов – это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства (
Сюньцзы
). Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы (
Тацит
).
3. Проблемы войны и мира, революционных катаклизмов, национальной вражды, нарастания угрозы терроризма. Ив Англии, и во Франции, ив России буржуазные революции начинались казнью монарха, а заканчивались возвращением монархии и казнью тех, кто эту революцию начинал.
Нарисованная в Двенадцати картина революции поражает сочетанием несочетаемо- го. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал — светлого, гармоничного, которое Блок видит впереди, и темного, которое он видит в прошлом и олицетворением которого служит старый мир. Сфера этого противопоставления захватывает и большой мири внутренний мир человека. Как и его герои, Блоки негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость провести своих героев через три основные временные сферы, показать в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть.
«Замятин вводит в сюжет романа (Мы) революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д, строителя Интеграла. С этой целью I-330 соблазняет его, Д влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город. В развязке романа в Газовом Колоколе погибает любимая женщина главного героя, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье. Мы

роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я, даже во имя самых прекрасных теорий.
Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве. Герой Бабеля переживает нравственный разлад. Рождение нового человека идет болезненно и медленно. Лютов, разделяя цели революции и гражданской войны, не может принять методы, которыми они достигаются. Герой Бабеля не одинок кучер Грищук, оказывается, тоже думает и чувствует также, как Лютов. Жизнь для них обессмысливается, если смерть подстерегает человека повсюду Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина Ночевала тучка золотая. Автор показывает нам трагические событиях годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, освобожденные от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на нив чем неповинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор
А.С.Пушк ин Капитанская дочка,
Н.В.Гогол ь Тарас Бульба, МЮ. Лермонтов Бородино,
Л.Н.Толст ой Севастопольские рассказы, Война и мир, АИ.
Куприн Поединок, Л. Андреев Красный смех, А. Пристав- кин Ночевала тучка золотая,
Е.Замятин Мы,
А.Блок Двенадцать,
Э.Бабель
«Конар- мия»,
М.А.Шоло хов Донские рассказы. Тихий Дон,

6 убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное, человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества. Афоризмы От войны нельзя ждать никаких благ (
Вергилий
). Затевающие войну сами попадают в свои сети Иоанн Дамаски н. Война – преступление, которое не искупается победой (Анатоль
Франс
). Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, ас других – слезы (
Теккерей).
«Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями (
Вольтер
). Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны (
Эразм Роттердамский. Когда гремит оружие, законы молчат (Цицерон. Войны прокляты матерями (Гораций. Хочешь мира – готовь его (С. Цвейг). Деньги нерв войны (Цицерон. Всякую войну легко начать, но крайне трудно закончить (
Саллюстий
). Самый несправедливый миря предпочел бы самой справедливой войне (Цицерон. Уничтожить деньги – уничтожить войны (
Квинтилиан
). К войне как к крайнему средству прибегают лишь государства-банкроты» (Ромен
Роллан).
«Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий мое и твое (
Филдинг)
«Революция как Сатурн – она пожирает своих детей (Г.Бюхнер). Из мучительства рождается вольность. Из вольности – рабство
(А.Н.Радищев). Народу кажется, что он свободен в революциях, это – страшный самообман. Он – раб темных стихий. В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы (Н.
Бердяев
). Анархия всегда приводит к абсолютизму (Наполеон Бонапарт
).
4. Проблемы насилия государства над человеком, геноцида, тоталитаризма и их последствий. История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра I генерал Аракчеев, создавая вначале века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться ... Или- шенный свободы человек, превращенный в раба, восстал поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научили выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год
– приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, таки живет первобытнообщинным строем трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили всенародный праздник. Этот пример – красноречивое свидетельство того, что человек должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умными счастливым насильно. Историк Е. Тарле водной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда ректор представил ему лучших студентов, Николай 1 сказал Ненужны мне умники, а нужны мне послушники. Отношение к умниками послушникам враз- личных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества. В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур за крамольные речи о полёте на Луну. Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотрели пророческие глаза восторженного мечтателя. Для жителей Единого Государства Благодетель – это Бог, сошедший на землю. Благодетель единственное существо, которому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства. Кульминацией романа является разговор главного героя Д с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья Истинная алгебраическая любовь к человеку непременно бесчеловечна, и непременный признак истины – ее жестокость. В романе Доктор Живаго» (1955) Пастернак утверждал, что свобода человеческой личности, любовь и милосердие выше революции, человеческая судьба – судьба отдельной личности – выше идеи всеобщего коммунистического блага. Он оценивал события революции вечными мерками общечеловеческой нравственности. 31 октября 1958 г. в Доме кино состоялось общее собрание московских писателей. Критиковали роман, который почти никто не читал, всячески унижали автора. Сохранилась стенограмма собрания (она опубликована в книге В.Каверина Эпилог. Пастернака вынудили отказаться от Нобелевской премии. Высылке автора заграницу помешал звонок Хрущеву Джавахарлала Неру, который предупредил, что в этом случае скандал получит международную огласку. В 1959 г. Пастернак написало пережитом им горькое и провидческое стихотворение Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне Где-то люди, воля, свет Аза мною шум погони Мне наружу ходу нет. В Колымских рассказах (1954 – 1973) Шаламова повествуется о том, как осужденные быстро теряли свое прежнее лицо, и часто зверь был милосерднее, справедливее и добрее их. И действительно, персонажи В. Шаламова, как правило, утрачивают веру в добро и справедливость, предстают нравственно и духовно опустошенными. Души их, заключает писатель, подверглись полному растлению. Деспотическое правление – это такой порядок вещей, при котором властвующий низок, а подвластный унижен
(Шамфор). Все преступления возникли из тирании, которая была первым из всех (Сен-Жюст), Тирания – всегда
А.И.Солже ницын Архипелаг ГУЛАГ, В круге первом, один день Ивана Денисовича, А. Пристав- кин Ночевала тучка золотая,
В.Шаламо в Колымские рассказы,
Е.Гинзбург Крутой маршрут,
В.Гроссма н Жизнь и судьба,
Л.Чуковск ая Софья Петровна,
Б.Васильев Капля за каплей,
А.Жигули н черные камни,
А.Рыбаков Дети Арбата, й и другие годы,
Ю.Трифон ов Домна набережной, Исчезновение,
В.Быков Облава,
В.Тендряк ов Хлеб для собаки, Пара гнедых,

7 признак слабости (Лоуэлл).
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом