Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Проблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы Образцы аргументации


НазваниеПроблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы Образцы аргументации
АнкорTablitsa argumentov.pdf
Дата13.05.2017
Размер0.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTablitsa_argumentov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18625
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам (Жан Жак Рус- со. Принцип тоталитаризма Один за всех, все – за (Михаил Генин).
5. Проблемы патриотизма и его отсутствия. Что такое подлинный и мнимый патриотизм Роман Генерал и его армия известного русского писателя Георгия Владимова привлекает наше внимание обжигающей правдой о войне. Немецкий генерал Гудариан, сидя за рабочим столом Толстого в Ясной Поляне и готовясь к серьезному шагу в своей жизни – нарушить приказ Гитлера о наступлении на Москву, – вспомнил поступок сумасбродной гра- финечки», которая приказывает выбросить все фамильное добро и отдать подводы раненым.
Гудариан понял, что Бонапарт и Гитлер проиграли, еще не начав сражения.
Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится родная земля ив горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли. Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии вовремя гражданской войны, сотрудничать сними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий. Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома – чужбина чужая земля, чужое небо, чужой язык. Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину – значило для человека утратить все. Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предложили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю испросил А это вы тоже для меня купите Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался. Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце Любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаянья. Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к родине выше идейных политических распрей. Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Бесспорно то, что наши соотечественники – эмигранты и изгнанники – на всех изломах судьбы были обращены лицом к России. Несмотря на все тяготы изгнания, они до конца остались верны родине. Это чувство безграничной отеческой любви породило немало замечательных творений. Это А было недавно, а было давно, И даже могло и не быть…»
А. Галич, И.А. Бунинa И цветы, и шмели, и трава, и колосья, стихотворения Цветаевой,
Гиппиус, Бальмонтa и многих других. Вынужденные уехать, ноне потерявшие чувство Родины и испытывающие к ней чувство Любви, хранящие горстку земли ее всю жизнь, таки трудящиеся добровольно во имя её интересов – это всё люди с высокоразвитой структурой души. Ностальгия – боль по утраченному – такое состояние, которое не удалось избежать ни одному из покинувших Родину. Вспомним, например, Ф.И.Тютчева, чей гений долгие годы взрастал вдали от Родины. Он был блистательным европейцем, никогда не переставая быть русским. Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к России. Он говорило своей родине с бесконечной нежностью, его стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба России неразделимы: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви В строчках стихотворения прослеживается российская повседневность, отражающая тупость, косность ее общественного строя. Основная мысль заключена в строках
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех дороже мне. Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт Он считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой, какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине, возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий дом.
Когда в середине 19 века английская эскадра осадила столицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они мешали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражеским кораблям. Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба Почему я не могу победить тебя Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым. Когда над Англией нависла угроза страшной и опустошительной войны с Испанией, то все население, доселе раздираемое враждой, сплотилось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого звания записывались в ополчение. Даже
Л.Н.Толст ой Севастопольские рассказы, Война и мир,
Б.Васильев А зори здесь тихие,
В.Гроссма н Жизнь и судьба,
В.Быков Сотников пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И непобедимая армада испанцев была разгромлена. Турки вовремя своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые воины станут надежным оплотом государства. Но этого не произошло янычарам нечего было защищать, жестокие и беспощадные в бою, они при серьезной опасности обращались в бегство, постоянно требовали повышения жалованья, отказывались служить без щедрой награды. Кончилось все тем, что отряды янычар расформировали, а жителям под страхом смерти запрещалось даже произносить это слово. Античные историки рассказывают об одном греческом атлете, который отказался воевать за Афины, объяснив это тем, что ему нужно готовиться к спортивным состязаниям. Когда же он изъявил желание участвовать в Олимпийских играх, граждане ему сказали Тыне захотел разделить снами горе, значит, тыне достоин итого, чтобы делить снами радость. Знаменитый путешественник Афанасий Никитин вовремя своих странствий повидал много диковинного и необычного. Об этом он рассказал в своих путевых заметках Хождение затри моря. Но экзотика дальних стран не погасла в нем любви к отчизне, напротив, в его душе еще сильнее разгорелась тоска по отчему дому. Однажды вовремя первой мировой войны на одном военном совещании Николай II произнес фразу, которая начиналась так Мне и России Но один из генералов, присутствовавших на этом совещании, вежливо поправил царя Ваше Величество, Вы, наверное, хотели сказать России и Вам Николай II признал свою ошибку. Лев Толстой в своем романе Война и мир раскрывает военную тайну – причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, тов России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, ас такой могучей силой никто не может сладить. Наполеон, войдя в Россию, знал, что крестьяне сильно притеснялись помещиками, поэтому надеялся на поддержку простого народа. Но каково было его удивление, когда ему доложили, что мужики не хотят продавать фураж за твердую валюту. Они не понимают своей выгоды – в недоумении и растерянности воскликнул император. Когда выдающийся русский врач Пирогов придумал аппарат для вдыхания эфирных паров, то он обратился к одному жестянщику с просьбой изготовить его по чертежам. Жестянщик узнал, что этот аппарат предназначен для оперирования солдат, воевавших вовремя Крымской войны, и сказал, что сделает все бесплатно ради российского народа. Немецкий генерал Гудериан вспоминал поразивший его случай. Вовремя Великой Отечественной войны был захвачен советский артиллерист, который в одиночку волок пушку с единственным снарядом. Оказывается, этот боец подбил четыре вражеских танка и отразил танковую атаку. Какая сила заставила солдата, лишенного поддержки, отчаянно сражаться против врагов – этого немецкий генерал не мог понять. Именно тогда он произнес ставшую исторической фразу Непохоже, чтобы через месяц мы гуляли по Москве. Бойца Красной Армии Никодима Корзенникова называют феноменальным это был единственный во всех армиях мира глухонемой от рождения солдат. Он пошел добровольцем на фронт, чтобы защищать свою родину. Спасая командира отряда, он попал в плен. Его жестоко избивали, не догадываясь, что он просто неспособен выдать какие-либо военные тайны
– глухонемой Никодима приговорили к повешению, но он ухитрился сбежать. Раздобыл немецкий автомат и вышел к своим. Он воевал пулеметчиком на самых опасных участках войны. Откуда у этого человека, который не мог ни слышать, ни говорить, взялись силы делать тов чем ему отказала сама природа Конечно, это была искренняя и самозабвенная любовь к родине. Знаменитый полярник Седов подарил как-то балерине Анне Павловой красивую умную лайку. Анна Павлова любила брать эту собаку с собой на прогулку. Но случилось непредвиденное. Ехали они мимо заснеженной Невы, лайка увидела бескрайние просторы снежного поля, с лаем выскочила из саней и, радуясь знакомому пейзажу, быстро исчезла из виду. Таки не дождалась Павлова своего питомца. Привязанность к родному велика ив животных. Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отчаянным не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду. Защита отечества, как и Толстому, видится Гроссману долгой, нелегкой, работой, великим ратным трудом. Именно героизм простых солдат и офицеров решает исход войны. Это Тимохин, Тушин, Долохов, Денисов, Николай и Петя Ростовы у Толстого, Греков, Сережа Шапошников, Катя Венгрова, лейтенант Викторов у Гроссмана. Готовность к подвигу, патриотизм, вера в победу охватывает и тех, кто не должен в силу обстоятельств держать оружие в руках. Это кузнец Ферапонтов, семья Ростовых, княжна Марья, Пьер Безухов у Тол

9 стгого, Штрум, Чепыжин, Маша Соколова, Спиридонов, Вера в Жизни и судьбе. Напротив, ловцам награди выдвижений», таким, как Б. Друбецкой, Берг, номенклатурным работниками военным карьеристам Гетманову, Гришину, Неудобнову выносится нравственный приговор. Они нарост на теле государства, народа. Афоризмы Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский). Потомство мое прошу брать мой пример до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов). Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский). Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами (
Маколей).
Любят родину не зато, что она велика, аза то, что своя (
Сенека
). Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов (
Монтескье
). Патриотизм, чей бы тони был, доказывается не словом, аде- лом (В.
Белинский). Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может (Байрон). Если крикнет рать святая Кинь ты Русь, живи в раю, Я скажу Не надо рая, Дайте родину мою (
Есенин). Яне научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами… я думаю, что время слепых влюбленно- стей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной (
Чаадаев).

10 6. Проблема исторической памяти народа. Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дома наследующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой дом. Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Таки человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче. Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова Вишневый сад не помнит своей материи мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства. Ч. Айтматов в романе Буранный полустанок рассказывает легенду о манкуртах.
Maнкурты – это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик Вспомни имя свое Базаров, который пренебрежительно относится к старичкам, отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от почвы, от традиций своего народа. Водном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лети новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти.
Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти. В повести В.Распутина Прощание с Матерой живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом. Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамотеи музыке. Это было самое страшное наказание, потому что разрывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. В свое время футуристы выдвинули лозунг Сбросить Пушкина с парохода современности. Нов пустоте творить невозможно. Неслучайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. В годы Великой Отечественной войны сняли фильм Александр Невский, чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с богатырями прошлого.
Царь Петр I умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди, заметил, как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал Понимаю Ты мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда Ноты дурак я оставляю пример прочим, чтоб делали тоже, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь.
В персидской легенде рассказывается о надменном султане, который вовремя охоты отлучился от своих слуги, заблудившись, набрел на шалаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул
- Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов. Разбившийся сосуд произнес
- Ах, султан Напрасно ты мною гнушаешься Я твой прадед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолепной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел ив которую ты когда-нибудь превратишься. В Тихом океане есть крошечный клочок суши – остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого. Солдаты, отдавшие свою жизнь ради свободы и счастья Родины и будущих поколений, становятся для поэта А.Решетова составной частью живой земли. Таким образом, обеспечивается их присутствие в мире и душах спасенных людей Ищите без вести пропавших, ищите древних молодых… Ищите их по белу свету, ищите мертвых и живых И если всюду скажут Нету, найдите их в себе самих. А. Решетов, повторяя призыв, ведет читателя не только к мысли о благодарности, но и к мысли о продолжении жизни бойцов в душах соотечественников. Он как поэт – натура остро чувствующая и восприимчивая – ощущает, что убитым хочется дышать. Афоризмы Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна). Помни о тех, кто был, без
И.С.Ту ргенев Отцы и дети,
А.П.Че хов Вишневый сад,
Ч.Айтм атов Буранный полустанок,
В.Расп утин Прощание с Матерой,
А.Реше тов Лирика кого ты бы не был (В. Тальников). Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов).
«Но моя родимая землица Надомной удерживает власть, Память возвращается как птица, В то гнездо, в котором родилась (Николай Рубцов.
7. Проблемы семьи проблема взаимоотношений отцов и детей в семье. В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям детей к родителям Проблемы детства, взросления, становления личности. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности Раскрывая внутренний мир своих героев, писатели нередко ищут причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Так, например, в Гоголь в Страшной мести именно через обращение к детству главного героя повести – колдуна – пытается объяснить причины его поступков. Гончаров, изображая детство Обломова в главе Сон Обломова», находит объяснение доброго нрава, мягкости и одновременно лени и неде- ловитости в образе жизни поместного провинциального дворянства, среды, с которой Обломов был связан с детства. Иное детство – трудовое и аскетичное – было у его друга Штольца. Такие черты характера, как целеустремленность и трудолюбие, были заложены его отцом – человеком жесткими лишенным сентиментальности. В большинстве романов Диккенса можно проследить затем, насколько важно детство для становление каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман «Дэвид
Копперфилд». Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Дэвида, дают ему жизненный опыт.
В культуре индейцев существует обряд инициации это испытание подростка, пройдя которое он имеет право называться мужчиной и сидеть у костра с мужчинами племени. Интересно, что если испытание не пройдено, то сколько бы ни было лет юноше, он продолжает считаться несовершеннолетними сидеть у костра среди женщин. То есть взросление определяется не количеством лета физическими способностями и интеллектуальным развитием. У нас же взрослым становятся, получив паспорт…»
«Важную воспитательную роль играет примерив жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами. Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил натри части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам». Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского Униженные и оскорбленные, предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает ее уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей. Конфликт поколений мы видим во взаимоотношениях Базарова сего родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой – презирает глупую жизнь отцов. От родителей
Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия Кирсанова мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местами видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня стремя барчатами и долго плакала на его могиле. Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Неслучайно в народных сказках подлинная биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого. Царь Николай I нанял для образования своего сына Александра
II выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил план образования, отец приказал выбросить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого измучили в детстве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку.
Н.В.Гогол ь Страшная месть,
И.А.Гонча ров Обломов,
М.Горький Детство,
Л.Толстой Детство,
Л.Н.Андре ев Петька на даче,
В.Королен ко Дети подземелья,
Ч.Диккенс
«Дэвид
Коппер- филд», В. П. Астафь- ев. Конь с розовой гривой, В. Г Рас- путин Уроки французского.
Фазиль
Искандер Тринадцатый подвиг Геракла, Поучение Владимира
Мономаха, АС. Пушкин. Няне МЮ. Лермонтов. И вижу я себя бён- ком КГ. Пау- стовский. Повесть о жизни,

12 Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отношения с солдатами, основанные не на слепом подчинении командиру, а на сознательности, понимании приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказалась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулаки, обходя строй, стал повторять Вот это вам не капитан Деникин!» Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые безжалостные хищники, вырвавшие свое право на существование в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, – это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул. Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередную находку. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети учатся не только по книжкам, но ив ходе живого общения с природой. На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. Представьте, что выплывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер своем срывает клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме невидно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч маяка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение.
Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д' Арк, Александр Суво- ров, Николай Вавилов, Лев Толстой – все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и подарили людям веру в свои силы. Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их невидно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти всечеловеческие признаки. Детине могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери ... О чем это говорит этот пример О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное. В газете Аргументы и Факты недавно широкое освещение получила история ребен- ка-маугли из Ивановской области. Четырехлетнего мальчика родители, вместо того чтобы заниматься его воспитанием, запирали, чтобы не мешал, в чулан вместе с кошкой. Так, не видя игрушек и книжек и больше общаясь с кошкой, чем с людьми, ребенок прожил четыре года. Теперь ему удобнее передвигаться на четвереньках, спать на полу, свернувшись калачиком, царапаться, кусаться. Он не умеет одеваться-умываться, читать и писать, боится людей. Ему придется заново постигать мир. Некоторые ученые считают, что критический порог – это 7 – 9 лет, перевалив за который дети-маугли, если они не вернулись к людям, могут окончательно утратить возможность обрести человеческий разум. Доказательством тому служит случай, произошедший в х годах прошлого века. В Индии нашли двух девочек – восьми и полутора лет, – живших в волчьей стае. Младшая научилась ходить и говорить, а вот старшая таки ползала на четвереньках к 8 годам она приобрела психические особенности волка. Ученые давно уже говорят о так называемой пирамиде способностей. В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше – в вузах, хотя туда проходят по конкурсу во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В социально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освоения азов жизни и самоутверждения в ней, то есть в ранние годы затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений – взрослый, оставшийся ребенком, то есть человек, сохраняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще – к миру.

13 Афоризмы Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили (
Шиллер).
«Помните, что дети ваши будут обходиться с вами также, как вы обходитесь со своими родителями (
Фалес
). Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир (А.
Камю)
. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим (
Руссо Ж Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор. За вину предков платят потомки (
Курций
). Тематический блок Человек и природа Формулировка проблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы Образцы аргументации Экологические проблемы. Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы Утилитарное отношение человека к природе. Герой романа И.С.Тургенева Отцы и дети Е.Базаров утверждает Природа не храма мастерская, и человек в ней – работник. Его утилитарное отношение к природе, отношение человека-практика, неблизко писателю, предпочитавшему преклонять колени перед красотой, могуществом и вечностью Природы. Природа является одним из действующих лиц романа Лермонтова Герой нашего времени. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а водной из записей дневника, предшествующих встрече с княжной Мери, Печорин отмечает, что воздух Кисловодска таки располагает к любви.
Перу Михаила Пришвина принадлежат повести, сказки, дневники, где он пишет о природе. В книгах проявилась оригинальность пришвинского таланта он сочетает реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире природы. В произведении Кладовая солнца объединены правда и сказка. Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. В небольших по объему рассказах Рея Брэдбери И грянул громи Земляничная поляна звучит предупреждение о том, что может случиться с нашей цивилизацией, если нарушится связь человека и природы. Автор, путешествуя во времени, рассказывает нам две истории одна – из прошлого, другая – из будущего. Но объединяет их одна мысль может случиться катастрофа, если мы нарушим хрупкое равновесие в природе. Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нуме- рами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розового талона. Главный герой, Д, обреченна математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека, при этом природное начало можно интерпретировать как естественное. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная поэт отказывается от рая ради родины, ставя ее выше вечного блаженства, которое он обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувство патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Самоосознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.
Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им – конец. Человек жена наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад во имя потребностей своего производства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара-Кум – очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана Человек лишает самого себя в ближайшем будущем последних, необходимых ресурсов питания. В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник низа что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, нона самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.
В.П.Аст афьев Царь- рыба,
В.Г.Расп утин Прощание с Матерой,
И.С.Тур генев, Записки охотника, Природа,
Ч.Т.Айт матов Плаха, М. При- швин Кладовая солнца,
В.Бианк и Рассказы о животных.
А.А.
Фет Учись у них – у дуба, у берё- зы…»,
С.А.
Есенин. Песнь особа- ке»,
В.В. Маяков- ский. Хорошее отношение к лошадям, Е. Носов Трудный хлеб,

14 Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Известный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту. Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы Ученые все больше склоняются кто- му, что это результат необдуманной деятельности человека, который зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребительское отношение человека ждет жестокая расплата. Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиями скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей. Глобальное потепление, о котором все настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями. Ноне все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природных циклов. Неслучайно ученые все больше говорят о разумном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека. Польский фантаст С. Лем в своих Звездных дневниках описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история – грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит природу. Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря. В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день. Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но своевременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды oxвaтывает всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно распространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным последствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров. В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покрытый пышной зеленью, превратился вмертвую пустыню с торчащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракторы соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удобрением, людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отражает судьбу Земли, окруженной безбрежным океаном космоса Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди – ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бакланы, конечно, птицы вредные, И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Уничтожили. А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье вредных птиц-хищников в Скандинавии и вредных бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни животных, превышающие уровень обычной заболеваемости, погубившие огромное количество и птицы, и рыбы. После этого с немалым опозданием, было установлено, что вредители питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые инфекционные заболевания. Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осторожно нужно подходить к решению природных проблем. Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающегося в луже, вынимал из воды. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступления. По тем же причинам Швейцер выступал в защиту животных. В своем эссе, написанном в 1935 гон призывал быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причинам, в силу которых мы добры к людям. Во многих произведениях, например в повести В.Распутина Прощание с Матерой, романе Ч.Айтматова Плаха, повести В.Астафьева «Царь-рыба» ставится и проблема взаимоотношений человека и природы. Проблема эта, по мнению Распутина, – проблема нравственная. Разрушение природы – это и разрушение человека, нравственных

15 основ жизни. Вместе с Матерой уходит неповторимый мир, живой, наделённый памятью и душой, после его гибели остаётся ничем невосполнимая пустота. В романе Айтма- това Плаха вторжение человека разрушает вековые условия жизни природы. Нарушены ее основные законы, нет возможности продолжить свой род. Все волчата Акбары погибли, иона мстит человеку за это. Природа и человек сошлись в непримиримой схватке, в которой не может быть победителя. Убийство Бостоном Акбары и своего сына – жуткий, но захватывающий итог цепной реакции зла, разрушений человеком природы. Убийство природы – это убийство самого себя – таково символическое звучание финала романа. Символический поединок человека и природы, ведущий к катастрофе, ив центре произведения В.Астафьева «Царь-рыба». Природа мстит человеку зато зло, которое он совершил. Царь-рыба – это возмездие, от которого невозможно уйти.
«Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт Чувство родины – основное в моем творчестве. Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы. Восприятие человеком природы как живой материи. Вечность, сила и красота природы. Природа может существовать без человека. Человек же без природы не может. Это наиважнейший спутник человечества на тропе земной жизни, его учитель. В романе-эпопее Льва Толстого мы видим слабость и бессилие человека перед вечностью. Андрей Болконский, раненый, лежа на поле, понимает это, смотря на небо Как же я не видел прежде этого высокого неба И как я счастлив, что узнал его наконец. Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Небо – символ вечного и великого, тогда как земная слава тленна и пре- ходяща. Мы видим, что природа здесь оказывается более сильной и вечной, чем человек. В стихотворении Ф.И.Тютчева Последний катаклизм звучит мысль о вечном законе природы – смерти и возрождении, разрушении и созидании. Мысль о том, что всему в этом мире суждено идти путем зерна чтобы родилось новое, старое должно погибнуть. Два раза здесь звучит слово последний последний катаклизм, последний час. Но поэт сам противоречит себе – ничего последнего нет в Божьем мире. Слово опять – ключевое в третьей строке. Оно смыкает времена, отвергает всякое предположение оконечном смысле изображенного события.
В стихотворениях в прозе И.С.Тургенева Природа, Морское плавание звучит мысль Все мы дети одной матери – Природы. Все Неважно, человек ты или птица, блоха или животное. Все бренны перед лицом вечности. Символом вечности становятся горы (Разговор, деревья (Мои деревья. Две альпийские вершины Юнгфрау и Финстерааргорн живут вином пространственно-временном измерении, нежели люди (черные козявки) у их подножий. Тысячелетия человеческой жизни для них – одна минута. В стихотворении Мои деревья чахлый, скрюченный хозяин богатейшего поместья, приветствовавший на своей наследственной земле, под сенью своих вековых деревьев своего гостья, получает приговор не может полумертвый червяк называть своим то, что более вечно, чем он. Старый дуб становится символом вечности. Издревле повелось в поэзии одушевлять мир природы, сближая его с миром человеческих чувств. В русской поэзии XIX века А. Фетв этом умении – мастер непревзойденный. Его ночь негой дышит, цветы спят, луна мечтает, а человек настолько слит с природой, что сердце его может цвести (совсем, как цветок, а очи загораться (как звезды. Афоризмы Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты (М.Пришвин). Не будем. слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит (
Энгельс).
Нет ничего более изобретательного, чем природа (Цицерон. Природа всегда права ошибки же и заблуждения исходят от людей (Гете). Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой (Швейцер). От законов природы никуда не укроешься (Менандр). Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (Гете). Природа не знает никаких правей известны только законы (Джеймс. Нельзя безнаказанно управлять государством без народа и против воли народа (Торез). «Аэродромы,/пирсы/и перроны,/леса без птиц и земли без воды…/Все меньше – окружающей природы./Все больше – окружающей среды (Р.Рождественский). Тематический блок Наука, культура, образование Формулировка проблемы Произведения, в которых затрагиваются данные проблемы Образцы аргументации Проблема противостояния обще-
«Научный поиск требует самоотверженного служения. Древнегреческий философ Эм- педокл говорил современникам Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно
М.А.Булга ков Записки юного врача,
В.Дудинце в Белые одежды
И.С.Турге нев Природа, Разговор, Мои деревья, Морское плавание,
Ф.И.Тютче в Не то, что мните вы, природа, Последний катаклизм,
А.Фет На стоге сена ночью южной, Заря прощается с зарею, Сосны

16 ства неистребимой тяге человека к познанию, самоотверженность ученого. переходит в другое. Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в огнедышащее жерло вулкана. Поступок философа заставил сограждан задуматься может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая небо- ится даже смерти. Неслучайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи. Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фарадей решил устроиться слугой в дом
Дэви». В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На судне были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку. Прошло несколько лети кофейные деревья покрыли остров Мартиника. Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния. И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания. В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур за крамольные речи о полёте на Луну. Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотрели пророческие глаза восторженного мечтателя. Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о мироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям. Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода. Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови. Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой. Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию. Раннее Средневековье принято называть темными веками. Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий неумел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий вовремя походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старательно выводил буквы. Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.
Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениями физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни. Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой. Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна досадным научным недоразумением.
Герой главы Записок юного врача М.Булгакова Морфий – доктор, со страшной правдой и последовательностью описывал в своем дневнике те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Что стало причиной подобного поведения Халатность или самопожертвование Ведь он прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков. Но доктор пытается оправдать свою уже тягу к морфию тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств, чтобы понимать ощущения больных.

17 Взаимозависимость научных дисциплин, достижений науки и роста цивилизации, преемственности традиций в науке. Современный ученый-математик Н.Н.Моисеев развивает идею Вернадского о совместном гармоничном развитии природы и общества. По его мнению, надо использовать не только физические или математические методы исследования, но и методы исследования гуманитарных наук. Единство мира предполагает единство наук. Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников. Проблемы науч- но-технического прогресса, его неизбежности и его издержек. Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза. Не напоминает ли эта картина современного человека Не успев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле. Человечество в своем развитии достигло огромных успехов компьютер, телефон, робот, покоренный атом. Но странное дело чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что снами произойдет Куда мы движемся Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом. В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.
Мы сели в самолетно не знаем, куда он прилетит – писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем, садимся в самолет, не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер. В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Ноу многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования Что это будет за существо Человек Киборг Средство производства Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно- технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той цене, которую приходится платить за движение вперед. Водном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник – генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить И услышали в ответ Почему выдумаете, что это я его сотворил Это он меня сотворил В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком. В романе Е.Замятина Мы изображен мир технократии, где человек – винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законами расписаниям по часам. Человек этого мира – абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных имен ДОК. Автор дает яркое представление об их жизни все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Проблема нравственной ответственности ученого. В произведении русского советского писателя и драматурга М.Булгакова Роковые яйца наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охва-
В.Дудин цев Белые одежды,
В.Гросс ман Жизнь и судьба,
М.А.Бу лгаков Роковые яйца, Собачье сердце,
Е.Замят ин Мы
В.Дудинцев Белые одежды,
В.Гроссман Жизнь и судьба,
М.А.Булгаков Собачье сердце, Роковые яйца,

18 тывает паника. Благополучный исход связан с покровительством самой природы. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз в минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.
Ученые были убеждены, что знания никогда не обернутся злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Но иллюзии развеялись в августе 1945 года от взрывов атомных бомб. В Собачьем сердце МА. Булгаков рассказывает о научном эксперименте профессора Преображенского. Писатель показывает неоднозначность этого явления. С одной стороны, понятно желание профессора улучшить человеческую природу. Нос другой стороны, очеловечивание Шарика приводит к трагическим последствиям. Хороший и добродушный пес становится отвратительным хамом, способным на безнравственные поступки. Ученый несет огромную ответственность за свои научные открытия и эксперименты.
Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры – огромные чудовища, настоящие машины для убийства. Входе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, руководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара. Афоризмы Кто движется вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед (Аристотель. Научный труд требует общей интеллигентности человека (Д.С.Лихачев). Познать – значит увериться в чем- то, докопавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неизведанной глубины (Ю.Бондарев). Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит). Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус). Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении (Норберт Винер).
«Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас (В.Гжешик). Какова роль литературы, книг, чтения в жизни современного человека Каково общечеловеческое значение литературы В повести Детство М.Горький рассказывает о своей рано вспыхнувшей страсти к чтению, которая принесла ему не только много радости, но и обид и унижений. Хозяйка дома, где он служил, не позволяла ему читать по ночам, поднимала яростный крик, заметив, что свеча уменьшилась.
Записки охотника И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права. После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова Судьба человека, в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации. Американская писательница Г.Бичер-Стоу написала роман Хижина дяди Тома, в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну. Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. Известный детский писатель Н. Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезди остался ночевать на привокзальной площади с беспризорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родительского тепла, затаив дыхание стали слушать историю про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со своей судьбой. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей Недоросля. Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит- рофанушки, пережили подлинное перерождение стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма Три мушкетера. Атос, Пор-
М.Горьк ий Детство,
Д.Лондо н Мартин
Иден»,
Д.Фонви зин Недоросль,
Г.Бичер-
Стоу Хижина дяди Тома,
М.Шоло хов Судьба человека,
А.Т.Твар довский Василий
Теркин».

19 тос, Арамис, д'Артаньян – эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, – олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную, историческую личность. А ведь именно Ришелье ввел почти забытые вовремя религиозных войн слова «францyз», родина. Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссора ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел совсем другой облик, ивы- думка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины. Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин
Иден – рабочий парень, моряк, выходец из низов, знакомится с Руфь Морз – девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твердо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом – он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и ее семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за свое невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем. Афоризмы Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен). Совестливость – вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова). Мир книги – это мир настоящего чуда (Л. Леонов). Хорошая книга – просто праздник (М. Горький. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак). Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов. Проблемы сохранения богатства и чистоты родного языка. Роль заимствований в развитии языка. Засорение речи- жаргонизмами. Проблема канце- лярита. В чем опасность штампов в нашей речи Развитие речи как показатель культуры человека. Чувство гордости за родной народи его язык звучит в стихотворении в прозе
И.С.Тургенева Русский язык, он называет его великим, могучим, правдивыми свободным. Язык самого Тургенева, образный и музыкальный, служил образцом для писателей последующих поколений. Русский ученый-лингвист В.Костомаров считает, что язык приспосабливается к потребностям общества. Если в обществе процветает секс, насилие, страсть к легкому обогащению, то и язык будет мельчать, в нем отразится духовное обнищание нации. Писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера. Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет ласковыми, уменьшительными словами
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей