17 означает, что ознакомление детей с определенной областью
действительности от года к году обучения усложняется, то есть содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи. В одних случаях это тематические связи, в других – общность педагогического замысла. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия – зрительный, слуховой, кинестетический;
4) при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных,
развивающих и обучающих задач, при этом следует решать их, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на основе
комплексно-тематического подхода с учетом интеграции направлений развития позволяет достичь этой цели. В качестве «видов тем» могут выступать «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др. Построение воспитательно-образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития слабослышащих и позднооглохших детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход построения образовательного процесса позволяет легко
вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Цикл тем может корректироваться в связи с событиями, значимыми для группы / детского сада / города; интересами детей и др.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями;
5)
коммуникативный подход в программе раскрыт через последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением слуха разных форм словесной речи в зависимости от этапа обучения. Словесная речь, формирующаяся как средство общения в ходе всего
18 воспитательного процесса,
является основой обучения, развития и воспитания дошкольников, способом присвоения ими социального опыта.
В Программе учтены специфические требования, относящиеся к организации и содержанию педагогической работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми дошкольного возраста. Наиболее важным является формирование словесной речи у таких детей в тесной связи с коррекцией и совершенствованием их познавательной деятельности и социально-личностного развития. В процессе обучения слабослышащих и позднооглохших детей языку в различных сочетаниях используются устная, письменная формы речи, применение которых обусловлено возрастом ребёнка, коммуникативными потребностями, этапом обучения, а также качественной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования. В процессе коррекционно-развивающих
занятий использование остаточного слуха, развитие слухоречевого восприятия способствуют формированию у слабослышащих и позднооглохших детей устной речи, максимально приближенной к норме.
Активное включение родителей в систему работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми рассматривается авторами Программы как одно из важнейших условий нормализации жизни и обучения ребенка.
При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие Стандарту и парциальные образовательные программы, а также методические и научно-практические материалы.
1.2. Планируемые результаты Результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими детьми примерной адаптированной основной образовательной программы для слабослышащих и позднооглохших дошкольников представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений слабослышащего ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера,
особенностей развития детей и организации, реализующей программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями слабослышащих и позднооглохших детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным