ПрАООП ДО для слабослышащих детей. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе фгос дошкольного
185 ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации. Дошкольные образовательные организации должны реализовывать различные программы: коррекционные, вариативные, дополнительного образования. Дошкольные образовательные организации выбирают для работы программы из числа рекомендованных к применению ДОО и адаптируют их с учетом особенностей контингента конкретной группы или организации. Для слабослышащих и позднооглохших детей обязательно должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков сенсорных, двигательных, речевых и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов. Выделяются следующие формы работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно. 3.7. Режим дня и распорядок Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т.ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований. 3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-
186 исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам, отраженными в организационном разделе. 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28 июня 2014 года). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Минтруда России №664н от 29 сентября 2014 г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13);
187 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)) 3.10. Перечень литературных источников Антология дошкольного образования. Навигатор образовательных программ. – М.: Национальное образование, 2015. – 15 с. Архипова Е.Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями. Дисс. … докт пед. наук. - М., 2009. Аттермиер С. М., Хаккер Б. Дж., Джонсон-мартин Н. М., Дженс К. Г., Аттерми Программа Каролина. Для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями М., 2005 (The Carolina Curriculum for Infants and Toddlers with Special Needs) Белая, Н.А. Психолого-педагогические условия развития речевого общения слабослышащих дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Н. А. Белая. - М., 2016. - 26 с. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Астрель, 2008. - 113 с. Гончарова, Е.Л. Как изменяются задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами [Текст] / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : науч.-метод. и практ. журн. - 2014. - № 6. - С. 5-12. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования. – М.: ВЛАДОС, 2009. Демина, А.В. Теоретико - методологические основы формирования диалогической речи слабослышащих учащихся [Текст] : монография / А. В. Демина ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования. "Орл. гос. ун-т" . - Орел : ОГУ, 2012. - 53 с. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью // URL: https://center- yasenevo.mosuzedu.ru/index-low.php?page=our2 Жданова М. А., Казакова Е. И., Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога
188 (под ред. Шипицыной Л.М.) Издательство: ВЛАДОС Гуманитарный издательский центр. – 2003. - 528 с. Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / О. В. Зонтова; Санкт-Петерб. НИИ уха, горла, носа и речи. - СПб.: Умная Маша, 2010. - 200 с. Йоханссон И. Особое детство –М.: Центр лечебной педагогики, 2001. Козлова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей 1-2 года жизни с нарушениями двигательного развития. - Дисс. … канд. пед. наук. - М., 2003. Копнина, О.О. Работа с семьей как одно из направлений социализации глухого ребенка / О. О. Копнина // Инвалидность в современном российском обществе: социология и социальные технологии: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Сев.-Кавказ. Федер. ун-т, Ин-т образования и соц. наук. - Ставрополь : Мир данных, 2013. - С. 134-171 Кузьмичева, Е.П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина ; под. ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2011. – 331 с. Леонгард, Э.И. Методическое пособие в помощь педагогам, работающим по системе Э.И.Леонгард. – М.: Центр Леонгард по обучению и соцкультурной реабилитации глухих, 2009. Майер, А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в ДОО. – М.: Педагогическое общество России, 2014. Макарова Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д., 2007. Матвеева Н.Н. Методика диагностики коммуникативной деятельности детей 2-3 лет с задержкой речевого развития / Матвеева Н.Н. // Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. - М.: АРКТИ, 2005. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогическое выявление детей с подозрением на снижение слуха // URL: https://www.eduhmao.ru/info/1/3828/24573/ Николаева Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом // Дефектология. - 2004. - № 2. - С.21-26. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом [Текст]: методическое пособие / Т.В. Николаева. - М.: Экзамен, 2006. - 112 с. Николаева Т.В. Материалы для комплексного психолого-педагогического
189 обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. М.: Экзамен, 2006. Носкова, Л.П. Словесная речь как средство социализации неслышащего ребенка [Текст]: монография / Л. П. Носкова; Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ, 2011. - 63 с. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогический скрининг, направленный на выявление младенцев с подозрением на снижение слуха // Альманах Института коррекционной педагогики № 3, 2001. URL: https://almanah.ikprao.ru/3/st05.htm Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом// Альманах Института коррекционной педагогики, 2003 № 7. URL: https://almanah.ikprao.ru/3/st05.htm Питерси М., Трелор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1-8. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно- развивающей помощи детям с церебральным параличом. Автореф. … д. пед. н., 13.00.03. – коррекционная педагогика. - М., 2009. Разенкова Ю.А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2001. № 3 URL: https://almanah.ikprao.ru/3/st01.htm Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Руленкова. - М.: Парадигма, 2011. - 191 с. Сироткина, Т.Ю. О некоторых особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Т. Ю. Сироткина // Дефектология : науч.-метод. журн. - 2014. - № 1. - С. 52-60. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2003. -120 с. Сошникова, Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста со сложными нарушениями развития: монография / Н. Г. Сошникова. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2011. - 203 с. Специальная педагогика: В 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы специального образования. М., 2008. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах
190 института коррекционной педагогики PAO. - M., 2001 № 4 Таваркиладзе Т.В., Шматко Н.Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. Методическое пособие. М., 2005. Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления и познавательной активности детей с нарушением слуха [Текст] / Л. И. Тигранова // Дефектология : науч.-метод. журн. - 2012. - № 2. - C. 22-26. Ткачева, В.В. Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников: учеб.-метод. пособие / В. В. Ткачева, Ю. А. Труханова. - М. : Нац. кн. центр, 2013. - 118 с. Труханова, Ю.А. Психологические условия развития воображения у слабослышащих старших дошкольников [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Ю. А. Труханова. - Н. Новгород, 2011. - 25 с. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. –Балашов: Николаев, 2004. – 80 с. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. № 2. URL: https://almanah.ikprao.ru/2/st10.htm Чуркина, О.Л. Развитие речи и познавательной активности дошкольников с нарушениями слуха. - Челябинск: Цицеро, 2011. - С. 134-137 Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н. Д. Шматко // Дефектология : науч.-метод. журн. - 2012. - № 3. - C. 45-51 Dr A. Gras-Vincendon - Dr A. de Saint-Martin DÉVELOPPEMENT PSYCHOMOTEUR: ASPECTS NORMAUX ET PATHOLOGIQUES. 2007. https://www- ulpmed.u-strasbg.fr/index.htm Engdahl Erik. Autism Spectrum Disorders - Neurological Abnormality and/or Cramp State of Communication Shutting Off. 2003 Guédeney A., Beddock P., Isnard P., Tanguy F., Dor E. Déficience intellectuelle du jeune enfant. 2007. https://www.em-consulte.com/article/18281 Linder, Toni W. Transdisciplinary play-based assessment: A functional approach to working with young children (2nd ed). Baltimore: Brookes. REFERENCES Athanasiou, M. S. (2007). Philippe Duverger et Jean Malka. Reperes-de-developpement-psychomoteur-chez-l- enfant-de-0-a-6-ans // https://www.univ-rouen.fr/.
191 Rowland C. Communication Matrix. Portland, OR Oregon Health and Science University. http: // www. communicationmatrix.org / 1996. 2004.