4
ВВЕДЕНИЕ
Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда,
окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.
Нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей, в том
числе слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием.
Слабовидящие дети характеризуются наличием остроты зрения от 0,05 (5%) до
0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками:
1) острота зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу - отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.
Все это затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала;
2) острота зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу - относятся к инвалидам, хотя острота зрения у них выше. Именно поэтому во многих литературных источниках по тифлологии зрение до 0,2 обозначается как «медицинское слабовидение»;
3) Острота зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Эта верхняя граница слабовидения соответствует международным нормам признания детской инвалидности. Поэтому
признается необходимость специальной педагогической, психологической и медицинской поддержки этой группы детей.
К детям с функциональными нарушениями зрения относятся
дети с амблиопией, косоглазием. Амблиопия - различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Косоглазие - различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока.
Дети с нарушением зрения при их общности с психофизическим развитием нормально видящих детей имеют свои специфические особенности в развитии.
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и
5 реабилитации является точное понимание педагогами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией, косоглазием (далее – Программа) разработана с учетом специфики дошкольного образования как
фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт).
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.
Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее –
Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией, косоглазием.
По своему организационно-управленческому
статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.
Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией, косоглазием, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области,
содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно- пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации.
Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией, косоглазием.