15 карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия). Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий; – стремится к общению со взрослыми; – понимает речь, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек; – проявляет интерес к сверстникам; – проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания; – повторяет за взрослым предложения из 3-4-х слов, двустишия или четверостишия; – любит слушать стихи, песни, короткие сказки, двигаться под музыку, вступает в контакт с детьми и взрослыми. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.); – с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивает, лазает, перешагивает и пр.). 1.2.3. Целевые ориентиры дошкольного возраста Целевые ориентиры освоения Программы слабовидящими детьми, детьми с амблиопией, косоглазием в младшем дошкольном возрасте К четырем годам ребенок способен самостоятельно – различать и называть основные цвета; – различать и называть цвета окружающих предметов и предметных изображений; соотносить игрушки с цветными и силуэтными изображениями; – различать и называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и объемные геометрические тела (куб, шар); соотносить форму предметов ближайшего окружения с геометрическими эталонами; – различать, выделять и сравнивать величину (большой – маленький) предметов ближайшего окружения; – узнавать и правильно называть изображения предметов; простейшие одноплановые сюжетные изображения; – понимать расположение и название каждого пальца; – выполнять заданные педагогом действия; – показывать и называть части своего тела, части тела куклы; – выполнять действия по определению правой и левой сторон «на себе»; – ориентироваться в помещениях группы;
16 – определять источник звука; – называть свои имя, фамилию, имена своих родителей; – понимать и обозначать в речи назначение предметов повседневного пользования; – осуществлять перенос сформированных ранее игровых действий в различные игры; – выполнять просьбы и требования взрослого; – отражать собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи; – выражать интерес и проявлять внимание к различным эмоциональным состояниям человека; – выполнять элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания; – объединяться для игр в небольшие группы (2–4 человека), действовать согласно правилам игры; – демонстрировать элементарные навыки культуры общения (прощаться, здороваться, благодарить, попросить у товарища игрушку, правильно вести себя за столом, принимать гостей). – создавать предметные конструкции из 3–5 деталей с помощью тифлопедагога или воспитателя; – показывать и называть по словесной инструкции 2–4 основных цвета и 2–3 формы; – выбирать из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); – создавать постройку из 3–4 кубиков по образцу, заданному взрослым; – создавать коллективные постройки при непосредственном участии взрослого; – воспринимать и запоминать инструкцию из 3–4слов; – планировать и выполнять элементарные действия с помощью взрослого и самостоятельно; – моделировать элементарные действия, указывающие на величину, форму предметов, их протяженность, удаленность; – присчитывать «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначать итог счета; – определять контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); У ребенка: – появляются потребность в общении и общие речевые умения; – расширяется понимание речи;
17 – расширяется активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы. Ребенок может: – использовать в речи простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели; – использовать в речи простейшие речевые фразы. – раскладывать и наклеивать элементы аппликации на бумагу с помощью взрослого; – создать предметный схематический рисунок по образцу; – проявлятьинтерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; – проявлять эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; – эмоционально положительно относиться к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; – знать используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы, их свойства; – пользоваться доступными возрасту средствами и приемами рисования, лепки; – планировать основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого; – прислушиваться к звучанию звучащих предметов; узнавать и различать голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов; – с помощью взрослого и самостоятельно выполнять музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах; – эмоционально откликаться на музыку разного характера, определять характер музыкального произведения, его динамику и темпы. В области физического развития Ребенок может: – безбоязненно передвигаться в ограниченном пространстве, проявляя стремление к самостоятельной двигательной деятельности; – реагировать на специальные сигналы, выполнять скоординированные действия при ползании, ходьбе, согласовывать свои действия с другими детьми; – с помощью взрослого и самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения по образцу, упражнения по словесной инструкции; – реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним; – принимать активное участие в подвижных играх; – использовать предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполнять