Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

профилактика зрения. Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях


Скачать 19.47 Kb.
НазваниеПрофилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях
Дата07.10.2019
Размер19.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрофилактика зрения.docx
ТипДокументы
#63998
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях.

Большое влияние на формирование зрения в детском возрасте оказывает характер, длительность и условия зрительной нагрузки. По мнению профессора Э.С.Аветисова и других авторов, часть детей, особенно младшего возраста, имеют слабую аккомодацию и при чрезмерной зрительной нагрузке испытывают трудности.

Хронометражные наблюдения показали, что на занятиях 80,2% времени проходит с активным участием зрения, поэтому в детском саду очень важен контроль за их длительностью и рациональным построением. Установленная длительность занятий – 25 минут для старшей и 30 минут для подготовительной к школе групп – не соответствует функциональному состоянию организма детей. при такой нагрузке у них, наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы), наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва

Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций может способствовать развитию зрительных расстройств. Прежде всего, это относится к логопедическим занятиям, занятиям по письму, счету, чтению, рисованию, требующим большого напряжения зрения.

Ограничение длительности занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Можно достигнуть при своевременной смене разных видов деятельности, не связанных с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. Если почему-либо характер самого занятия невозможно изменить, надо обязательно предусмотреть 2-3 минутную физкультурную паузу. Неблагоприятно для зрения чередование однотипных занятий, когда перовое и следующее за ним требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью, например, с гимнастикой.

Эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями можно повысить, предложив детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Дети смотрят сначала на сделанную на окне метку (черную точку, маленькую бабочку или цветок, или что-либо подобное) и затем вдаль. Если проводить такое несложное упражнение ежедневно, это поможет восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. В кабинете логопеда для тренировки аккомодации можно разместить высоко на стенах буквы или рисунки и периодически рекомендовать ребенку посмотреть вверх на них.

Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким небольшим предметом, находящимся в руках у педагога. Предмет нужно двигать медленно, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Предмет показывается чуть выше глаз впереди сидящих детей. По цвету он не должен сливаться с окружающей обстановкой. Можно сопровождать показ предмета с каким-нибудь игровым сюжетом. Например: колобок покатился сначала вправо (встретился с волком), затем вверх (повстречал зайца), вниз (встретился с медведем). Или: самолет летит вверх, затем вниз, опять вверх, вниз, влево, вверх, вправо, вниз и идет на посадку.

Сюда же подходят и упражнения на развитие прослеживания функции глаза с использованием готовых «дорожек». Для этого на большом листе бумаги, стене или доске изображаются линии, по которым дети должны пройти определенную дистанцию. Сначала педагог помогает детям, используя указку, затем они выполняют упражнение самостоятельно, по словесной инструкции.

Демонстрационные картинки должны быть крупного размера, с четким контуром. Перед использованием следует оценить наглядный материал и при необходимости обвести картинки по

контуру. Нужно учитывать фоны доски и картинки – не допускать их слияния, т.е. на белой доске не использовать светлые картинки. Зеленый фон оказывает релаксирующее влияние, оранжевый, наоборот, стимулирует активность работы сетчатки. Желательно, чтобы картинка для показа была в рамочке, а в идеале – объемной. Лучше работать на вертикальной поверхности, утром и вечером использовать черно-белые пособия, днем – цветные (для активизации работы сетчатки).

На этапе постановки и автоматизации изолированно можно использовать «лабиринт» для развития глазодвигательной функции. Он представляет собой замкнутую линию в виде рыбки, ёлочки, ёжика , т.е. контур какого-нибудь предмета. Второй вариант лабиринта – ребёнок должен «пройти» определённую дистанцию. Например, собачка бежит по красной дорожке. Куда она попадет? Первый раз ребёнок « проходит» дорожку молча, следя глазами; второй раз сопровождает движение звуком – собачка бежит и весело рычит: р-р-р. Для автоматизации звука в слогах используются упражнения для развития прослеживающей функции глаза. Например, буква «Р» едет на машинке в гости к другим буквам и поет свою песенку. Встретившись, буквы здороваются: Р_____А, Р_____О, и т.д. Эту игру можно организовать на доске или на столе. Для автоматизации звука в словах используются альбомы, в которых картинки расположены рядами слева направо, или размещаются на доске или на столе вертикально, что позволяет разрабатывать прямые мышцы глаз.

При изучении букв и обучении чтению применяются различные способы, помогающие проводить профилактику дисграфии и дислексии и развивающие зрительные функции. Например: найти одинаковые буквы , неправильные буквы, добавить недостающие детали букв, угадать букву по её фрагменту, «зашумлённые» изображения букв. Зрительный поиск помогает развитию глазодвигательных мышц.

Неправильные привычки в ходе чтения также способствуют ухудшению зрения. При чтении глаза совершают довольно быстрые движения с малой амплитудой вдоль длины строки и с ещё меньшей амплитудой движения по вертикали. Мышцы глаз, двигающие их из стороны в сторону, при этом загружаются в достаточной степени, а мышцы, двигающие глаза вверх-вниз, испытывают нехватку движения.

Нагруженные мышцы быстро утомляются, а мышцы второй группы пребывают в инертном состоянии. Возникающая неравномерная нагрузка на глазные мышцы приводит к деформации глазного яблока, в результате – плохое зрение. Недостаток движений глаза в полной амплитуде при чтении приводит к ослаблению глазных мышц и ухудшению кровоснабжения глаз. Движение взгляда не по буквам, а по белым полоскам, разделяющим строки, позволяет избежать ненужного напряжения зрения.

Вот несколько рекомендаций:
Книга должна находиться ниже уровня подбородка и на таком расстоянии, откуда лучше виден шрифт; не рекомендуется сильно наклонять вперед голову и тело, так как это приводить к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга; мышцы рук и плеч должны быть расслаблены;
  • при прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль в течение 1-2 сек. На какой-либо предмет;
  • во время чтения нужно чаще моргать (желательно, в конце каждой строки);
  • не следует читать при сильном солнечном освещении, так как из-за отражённых солнечных лучей на белой бумаге глаза сильно напрягаются и быстро устают;
  • не рекомендуется читать при головных болях, сильной усталости организма;
  • нельзя использовать глянцевые поверхности;
  • обязательно нужно применять подставки для книг;
  • при письме необходимо частое моргание; не следует читать только что написанные буквы, лучше перемещать взгляд за движением ручки.
    Важно обращать внимание на качество тетрадей, прописей книг. Поверхность должна быть матовой, клетки или линейки достаточно контрастными. Выбирая букварь для чтения, обращайте внимание на достаточный пробел между строчками, что способствует снятию зрительного напряжения.

    После 15-20 минут зрительной работы проводится специальная гимнастика – система специальных упражнений для глаз, направленная на укрепление и тренировку глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения. Под влиянием систематически выполняемых упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, существенно улучшается кровоснабжение глаза, что способствует предупреждению нарушений зрения и глазных заболеваний.

    Как и любой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и регулярного выполнения в течение длительного времени. Научившись избавляться от напряжения, дети помогают мышцам глаз стать более гибкими, автоматически реагировать на необходимость изменения фокуса.

    С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить зрительную гимнастику в игровой форме, сопровождать стихами, музыкой и т.д. Существуют специальные стихотворные тексты для зрительной гимнастики, но можно, проявив фантазию, использовать собственное сопровождение или совместить с проведением физкультминутки.

    Вопросы, связанные с организацией режима дня детей, особенно такие, как игры и трудовая деятельность, (чтение, рисование, лепка и др.), а также просмотр телевизионных передач следует достаточно часто обсуждать с родителями. Телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции, поэтому дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут, иначе могут ухудшаться зрительные функции. Оптимальное расстояние для зрения 2,0 – 5,5 м от экрана необходимо строго соблюдать. Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное ,естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Занятия рисованием, лепкой, чтением, письмом, выполнение различных работ с детским конструктором на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

    Таким образом, используя предложенные приемы и задания, учитель-логопед на своих занятиях решит очень важную задачу – профилактику зрительных расстройств у детей.

    Литература.

    Журнал «Логопед». 2011. № 1. Стр. 49-55.
    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей