Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца


НазваниеПрограмма дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца
АнкорПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» АРБ им. Вагановой.doc
Дата17.09.2017
Размер367 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового та
ТипПрограмма дисциплины
#13517
страница3 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
Тема 23. основные источники изучения историко-бытовых танцев XIX веков

Живопись, графика – источник изучения быта, костюма и т.д. Художественная литература как информационный источник эпохи (О. Бальзак, Э. Золя, Л. Толстой, А Чехов и др.). Изучение музыкального наследия XIX века (И. Штраус, Ф. Шуберт, Ф. Лист, Ф. Шопен и др.).

Теоретическое наследие прошлых эпох: Л. Петровский «Правила для благородных общественных танцев» (1825 г.), А. Максин «Изучение бального танца» (1839 г.), Целлариус «Руководство к изучению новейших бальных танцев (1848 г.), А. Цорн «Грамматика танцевального искусства и хореография» (1890 г.), Н. Гавликовский «Руководство для изучения танцев» (1907 г.).

Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI–XIX веков» (1948 г., 2000 г.), М. В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В. М. Красовская «Русский балетный театр. Романтизм» (1996 г.), В. М. Красовская «Русский балетный театр. Вторая половина XIX века» (1963 г.), В. М. Красовская «Русский балетный театр. Начало XX века» (1972 г.) и др.
Раздел 5. Бытовой и бальный танец XX века
Тема 24. Танцевальная культура первой половины XX века

Характеристика социально-бытового уклада жизни общества XX века. Демократизация общества и его влияние на развитие новых форм досуга. Рестораны, кабачки или таверны как часть массового времяпровождения горожан. Смена стилей бытового танца. Парный танец как основная форма бытовой хореографии. Импровизация основа композиционного и лексического содержания. Ведущая роль партнера. Смещение акцента в танцевальных композициях с движений на ритм – танец шагов превратился в танец ритма. Влияние деятельности Верной Касл, Айрин и Джозеф Смит на изменение танцевальной лексики начала XX века. Слияние бальной и современной форм одежды. Популярные танцы первой половины XX века – степ, фокстрот, квикстеп, танго. Америка как законодательница танцевальной моды. Трансформация регтайма в популярные танцы 20-х годов столетия – свинг, чарльстон, степ. Корни степа – ирландская «джига». Русский термин степа – чечетка, американский – теп-данс («стучащий танец»).

Практические занятия:

  1. Основные элементы танцев первой половины XX века:

Вальс – Бостон.

  • Открытая перемена.

  • Зигзаг вперед, назад, с задержкой.

  • Правый поворот.

  • Левый поворот.

Фокстрот.

  • Тройной шаг.

  • Шаг перо.

  • Правый поворот.

  • Левый поворот.

  • Смена направления.

Танго.

  • Прогрессивный боковой шаг.

  • Открытый левый поворот.

  • Рокк.

  • Смена направления.

Чарльстон.

  • Основное движение.

  • Основное движение на одной ноге.

  • Попеременное движение с двух ног.

  • Двойное основное движение.

Квикстеп.

  • Четвертные повороты.

  • Правый и левый повороты.

  • Поступательное шассе.

  • Локк-степ вперед и назад.

2. Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.

  • Реверанс дамы XX века.

  • Приглашение и поклон партнера XX века.

3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев первой половины XX века:

  • Вальс-Бостон.

  • Фокстрот.

  • Квикстеп.

  • Степ.

  • Танго.

  • Чарльстон.

  • Краковяк.


Тема 25. Танцевальная культура второй половины XX века

Вторая половина XX века – эпоха коренных изменений общественных направлений и устоев. Модификация прежних танцевальных школ. Изменение традиционных приемов творчества. Рождение бесчисленных систем нового искусства, в том числе и танцевальных шлягеров. Танец как вида массового досуга второй половины XX века. Формы досуга – дансинги и дискотеки. Новая форма взаимоотношений между партнерами (танцуют на некотором расстоянии друг от друга, часто даже не смотря друг на друга и не разговаривая). Америка как законодательница танцевальной моды XX столетия. Импортирование новых танцевальных форм в Европу: твист, свинг, рок-н-ролл, буги-вуги, шейк, диско, мамба, ламбада, меренги и т.д.

Реставрация в середине восьмидесятых годов XX века моды на общественные танцы. Дискотека как вид молодежного досуга. Специфика музыкального оформления дискотек. Современные формы молодежного (социального) танца: фанк, автостоп, бамп, хасл, хип-хоп и др. Брейк-данс – один из самый популярных танцев восьмого десятилетия XX века.

Практические занятия:

  1. Основные элементы танцев второй половины XX века:

Рок-н-ролл.

  • Основное движение.

  • Смена мест справа налево.

  • Смена мест слева направо.

  • Повороты вправо влево.

Твист.

  • Основное движение.

  • Основное движение на одной ноге.

  • Попеременное движение с двух ног.

  • Попеременное движение с приседанием.

Диско.

  • «Пружинка».

  • Круговые вращения правой и левой рукой от локтя.

  • Хлопки в ладоши.

  • Удары ладошами по ногам.

  • Разворот прыжком вправо влево.

Макарена.

  • Шассе на месте с правой, левой ноги.

  • Движения рук по очередное.

  • Прыжок с поворотом вправо, влево (на месте).

  • Приставные шаги в сторону с хлопком.

Мамбо.

  • Основное движение вперед, назад.

  • Основное движение в сторону.

  • Соло поворот вправо, влево.

  • Смена мест справа налево.

  • Смена мест с лева направо.

  • Раскручивание от руки.

Шейк.

  • Основное движение поочередное.

  • Двойное основное движение.

  • Основное движение в повороте вправо, влево.

  • Движение «цыпленок».

  • Перекрестный шаг в сторону.

4. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев второй половины XX века:

  • Твист.

  • Свинг.

  • Рок-н-ролл.

  • Буги-вуги.

  • Шейк.

  • Диско.

  • Мамбо.

  • Ламбада.

  • Меренга.




  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы
Раздел 1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.

Тема: Историко-бытовой танец в системе подготовки педагогов бальной хореографии

Контрольные вопросы:

  1. Какую роль играет историко-бытовой танец в учебно-воспитательном процессе танцоров бальной хореографии?

  2. Дайте характеристику истокам бальной хореографии.

  3. Назовите основные исторические этапы самоопределения бального танца в отдельный вид искусства.

  4. Какие современные направления бальной хореографии, Вы знаете?

Тема: Музыкальные формы и стили историко-бытовой и бальной хореографии

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «музыкальная форма».

  2. Какие музыкальные формы прошлых эпох Вы знаете?

  3. Перечислите музыкальные формы современной бытовой хореографии.

  4. Определите основные принципы музыкального оформления практических занятий по историко-бытовому танцу.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прослушать музыкальные произведения композиторов прошлых эпох: Ж. Рамо, Ж. Люлли, И. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, И. Штрауса, П. Чайковского, А. Глазунова, С. Рахманинова и др.

  2. Определить причастность к исторической эпохе.

  3. Отобрать по одному произведению, относящемуся к каждой исторической эпохе.

  4. Определить форму, стиль, характер, выбранных музыкальных произведений.

  5. Определить метроритмическую основу выбранных музыкальных произведений.

  6. Определить музыкальный образ выбранных произведений по каждой исторической эпохе

Тема: Методика построения урока историко-бытового танца

Контрольные вопросы:

  1. Какие виды и формы урока используются в процессе обучения историко-бытовому танцу?

  2. В чем заключается особенность построения экзерсиса историко-бытового танца. Выявите его отличие от классического, характерного и др.

  3. Назовите основные виды танцевальных шагов историко-бытового танца изучающиеся в младших классах профессиональных учебных заведений.

  4. Что такое «дидактические принципы обучения» и в чем заключается методы их использования на уроке историко-бытового танца?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Определить форму, методы и приемы проведения урока.

  2. Поставить цель и определить задачи урока.

  3. Составить план урока, исходя из цели и поставленных задач.

  4. Подготовится к проведению урока:

  • подробно знать теоретический материал;

  • детально знать практический материал (танцевальные формы, стиль, характер и манеру исполнения танцев изучаемой эпохи, сочинять танцевальные комбинации, отдельные фрагменты и целые композиции на основе танцевальных форм изучаемой эпохи и т.д.);

  • подобрать музыку для сопровождения практического материала;

  • провести консультативную работу с концертмейстером;

  • использовать дополнительный материал: фотоальбомы, иллюстрированные издания, видеоматериалы и т.д.

  • использовать фрагменты и детали костюмов изучаемых эпох для воссоздания правдивости исторической атмосферы: юбок, головных уборов, платочков, вееров, мужских шляп, цилиндров и т.д.

Тема: Самостоятельная работа студентов по курсу "Методика преподавания историко-бытовых танцев"

Контрольные вопросы:

  1. Какое влияние оказывает самостоятельная работа на процесс освоения практического материала?

  2. В чем заключается самостоятельная работа педагога-балетмейстера?

  3. Какие методы и формы самостоятельной подготовки Вы знаете?

  4. Необходима ли на Ваш взгляд, самостоятельная подготовка педагога к уроку по историко-бытовому танцу?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучить учебно-методическую литературу по историко-бытовому танцу: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI – ХIХ веков»; М.В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»; И. Воронина И. «Историко-бытовой танец».

  2. Изучить учебно-методическую литературу по истории хореографического искусства: В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века», В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра», Л.Д. Блок «Классический танец. История и современность».


Раздел 2. Исторический бальный танец (средневековье, возрождение, XVII – XIX вв.)

Тема: Историко-бытовой танец эпохи средневековья

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключалось историческое значение эпохи Средневековья в процессе развития бытовой хореографии?

  2. Какое влияние оказал художественный стиль раннего Средневековья на покрой костюма?

  3. Что такое готический стиль и в чем проявилось его влияние на формирование одежды второй половины эпохи Средневековья?

  4. Какие сословные и профессиональные различия наблюдались в покрое и фактуре одежды эпохи Средневековья?

  5. Какое влияние оказывала трудовая деятельность народа на формирование лексики традиционных форм бытовой хореографии эпохи Средневековья?

  6. Назовите основные формы салонной хореографии эпохи Средневековья.

  7. В чем заключается особенность композиционного построения салонной хореографии Средневековья, и в чём её отличие от композиционного построения народных танцев?

  8. В чем заключается особенность лексики салонной хореографии Средневековья, и в чём её отличие от лексики народных танцев?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Совершенствовать технику исполнения танцевальной лексики, характера и манеры исполнения – крестьянского бранля, фарандолы, лендлера, бурре, салонного бранля.

  2. Подготовить план проведения урока по танцевальным формам эпохи Средневековья.

  3. Подобрать музыкальное сопровождение из произведений XIV–XV веков (или сходных по характеру, форме произведений более поздних эпох) для изучения танцевальных форм эпохи Средневековья. Определить форму, характер, метроритмическую основу каждого из них.

  4. Подготовить дополнительный материал (картины, репродукции, альбомы с изображением костюмов, танцевальных и бытовых сцен из жизни периода XIII–XVI веков) для иллюстративного использования в процессе проведения урока.

  5. Изучить дополнительные источники по истории возникновения и развития бытовой хореографии XIV–XV веков.

Тема: Историко-бытовой танец эпохи возрождения

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте художественные и эстетические понятия итальянского Ренессанса, в чем проявлялось его влияние на формирование европейского костюма?

  2. Перечислите основные элементы костюма (женского и мужского) эпохи Возрождения?

  3. Перечислите основные дополнения костюма (женского и мужского) эпохи Возрождения?

  4. Какая форма мужской и женской обуви бытовала в эпоху Возрождения?

  5. Какое влияние оказала эпоха Возрождения на развитие бытовой хореографии?

  6. Назовите основные танцевальные формы бытовой хореографии эпохи Возрождения?

  7. В чем проявлялось влияние придворного этикета на развитие бытовой хореографии эпохи Возрождения?

  8. Какая роль отводилась поклонам в композиционном построении салонных бытовых танцев эпохи Возрождения?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Совершенствовать технику исполнения танцевальной лексики, характера и манеры исполнения – монтаньяра, паваны, алеманды, вольты.

  2. Подготовить план для самостоятельного проведения урока по танцевальным формам эпохи Возрождения.

  3. Подобрать музыкальное сопровождение из произведений XVI–XVII веков (или сходных по характеру, форме произведений более поздних эпох) для изучения танцевальных форм эпохи Возрождения. Определить форму, характер, метроритмическую основу каждого из них.

  4. Подготовить дополнительный материал (картины, репродукции, альбомы с изображением костюмов, танцевальных и бытовых сцен из жизни периода XV–XVII веков) для иллюстративного использования в процессе проведения урока

  5. Изучить дополнительные источники по истории развития бытовой хореографии XVI века.

Тема: Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIV – XVI веков

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные элементы бального костюма (женского и мужского) XIV–XVI веков?

  2. Перечислите аксессуары и украшения, характерные для бального костюма XIV–XVI веков?

  3. Перечислите особенности бального костюма (женского и мужского), оказавших влияние на темп, структуру, характер танцев XIV–XVI веков?

  4. Какое влияние оказал бальный этикет на стиль, и манеру исполнения танцев XIV–XVI веков?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сочинить на основе движений салонного бранля танцевальный этюд современных эстетических принципов, исходя из особенностей формы обуви, характерной в период XV – XVI веков.

  2. Исходя из особенностей формы женского бального платья периода XV–XVI веков, сочинить на основе движений паваны танцевальный этюд.

  3. Сочинить на основе движений алеманды танцевальный этюд, с учетом аксессуаров, украшений, характерных для бального платья периода XV–XVI веков.

Тема: исторический бальный танец XVII века.

Контрольные вопросы:

1. Какой художественный стиль оказал влияние на покрой костюма XVII века?

  1. Перечислите основные элементы костюма (женского и мужского) XVII века?

  2. Какое влияние оказал костюм XVII века на развитие бытовой танца?

  3. Дайте подробную характеристику процессу развития бытового танца в XVII веке.

  4. Охарактеризуйте процесс развития балетного искусства в XVII веке.

  5. Какую роль играл танец в оперном спектакле?

  6. Что такое «дивертисментный танец» и что такое «действенный танец»?

  1. В каком году была открыта Королевская Академия танца, какова её роль в истории развития бытовой хореографии?

  2. В чем заключалась особенность композиционного построения бытовых танцев XVII века?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Совершенствовать технику исполнения танцевальной лексики, характера и манеры исполнения – медленного менуэта, куранты, романески.

  2. Подготовить план для самостоятельного проведения урока по танцевальным формам XVII века.

  3. Подобрать музыкальное сопровождение из произведений XVII–XVIII веков (или сходных по характеру, форме произведений более поздних эпох) для изучения танцевальных форм данной эпохи. Определить форму, характер, метроритмическую основу каждого из них.

  4. Подготовить материал по картинам художников XVI–XVII веков (костюмы, танцевальные и бытовые сценки из жизни) для иллюстративного использования в процессе проведения урока.

  5. Изучить дополнительные источники по истории возникновения и развития бытовой хореографии XVII века.

1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей