Главная страница
qrcode

Nisheva программа. Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7


НазваниеПрограмма для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
Дата22.10.2019
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNisheva программа.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#64460
страница1 из 28
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

1
Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО
Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева
Санкт-Петербург
ДЕТСТВО-ПРЕСС
2015

2
Рецензенты:
И. А. Смирнова — канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга (г.
Санкт-Петербург);
А. С. Сунцова — канд. пед. наук, доцент, заместитель директора Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета (г. Ижевск, Республика Удмуртия);
С. В. Коноваленко — канд. психологических наук, учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории
(г. Москва);
Л. С. Вакуленко — канд. пед. наук, учитель-логопед высшей квалификационной категории, заведующий по инновационному направлению деятельности, старший воспитатель ГБДОУ № 62 Приморского района Санкт-Петербурга;
И. В. Скосырева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, председатель методического объединения учителей-логопедов (г. Сыктывкар,
Республика Коми).
«Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.
Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.
Из рецензий и отзывов
Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других).
Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.
Зам. директора Института педагогики,
психологии и социальных технологий
Удмуртского государственного
университета, канд. пед. наук, доцент
Сунцова А. С

3
Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ.
Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.
Доцент кафедры общей и специальной педагогики
Института специальной педагогики и психологии
им. Р. Валленбега (Санкт-Петербург),
канд. пед. наук Смирнова И. А.
Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.
Заведующий по инновационным направлениям деятельности,
старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад 62»
Приморского р-на Санкт-Петербурга,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
канд. пед. наук Вауленко Л. С.
Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории,
кандидат психологических наук,
Коноваленко С. В., г. Москва
Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционноразвивающей работе.
Учителя-логопеды Андриянова Е. Ю.,
Сырчина О. А., учитель-дефектолог,
тифлопедагог Шадрова Н. Л. МБДОУ
детский сад 164 «Золотой петушок», г. Новосибирск
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное

4 развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Учитель-логопед Воронина Л. П.
МДОУ детский сад 152, г. Мурманск
Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Руководитель методического объединения
учителей-логопедов г. Сыктывкара,
старший логопед МДОУ детский сад 61 Скосырева И. В.,
учитель-логопед Бараксанова О. В.

5
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы
1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
1.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
1.2.3. Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
(ОНР)
1.2.4. Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
Планируемые результаты. Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Планируемые результаты. Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Дошкольный возраст 4 до 7 лет)
2. Содержательный раздел
2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность
2.2.1. Образовательная область «Речевое развитие»
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
2.2.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
2.2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
2.2.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)

6
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
2.5. Культурно-досуговая деятельность
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
3. Организационный раздел.
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов
Младшая группа 3 до 4 лет)
Средняя группа 4 до 5 лет)
Старшая группа 5 до 6 лет)
Подготовительная к школе группа 6 до 7 лет)
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование
Младший дошкольный возраст 3 до 4 лет)
Средний дошкольный возраст 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст 6 до 7 лет)
3.5.
Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений
3.6. Методический комплект к программе
3.7. Специальная и методическая литература

7
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией
ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.
Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех специалистов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметнопространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с
Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект
Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом педагогических наук Н. В.
Верещагиной.
В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

8
Основой перспективного и календарного планирования коррекционноразвивающей работы в соответствии с программой является
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

перейти в каталог файлов


связь с админом