Главная страница
qrcode

Программа для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с зпрр здоровье и условия воспитания


Скачать 188.5 Kb.
НазваниеПрограмма для обучения и развития ребенка младшего дошкольного возраста с зпрр здоровье и условия воспитания
АнкорStrebeleva Individualnye programmy razvitia.doc
Дата12.10.2017
Размер188.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаStrebeleva_Individualnye_programmy_razvitia.doc
ТипПрограмма
#28437
страница2 из 3
Каталог
1   2   3

Формирование активной речи:

  • делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

  • учить подражать действиям губ – «по - пу - пы”, “мо-мы”; “то – ты - ту”, “до-ды”, делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию); “спрятать язычок - вот он - нет язычка, щелкать язычком»; учить произносить звукоподражание и слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка);

  • уточнить (закрепить) произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!

  • закрепить произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д.

  • уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов;

  • учить произносить отдельные слова (логопед группирует их по частям речи): Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там; так и т.д.

  • учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»;

  • учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Ребенка рисовала», «Маша проснулась», «Подними Машу» и т.д.

  • обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;

  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;

  • учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;

  • вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);

  • формировать у Ребенка потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть? В лото или домино?»; Кто пришел? Кто приехал? Кто там идет? Как зовут эту ребенка? и т.д).

  • учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту («Где Ребенка была? Гуляла на улице. Что там видела? Там холодно, много снега. С кем гуляла? Кого видела? Как зовут няню? Тетя Галя);

  • учить при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать с Ребенка игры с пальчиками с речевым сопровождением:

например, считалки: “Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши”; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать.- Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. - И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. - А Митрошечка: Ну, Пожалуйста!- Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: - Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. - Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу;

  • учить отвечать на простые вопросы логопеда по демонстрации предметов и картинок: что это? – это дом; что это? – это мяч и т.д.

  • учить отвечать на вопросы логопеда, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из 2- 3– 4 –х слов: например, «Что делает девочка? - Девочка едет. Девочка едет на велосипеде», «Что делает мальчик? - Мальчик рисует. Мальчик рисует картину» и др. Птичка сидит в гнезде. Рыба плавает в воде. Мальчик идет в школу» и т.д.;

  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.

  • Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т.д.

Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам.
7. Формирование игровой деятельности:

  • учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): кормление, укладывание куклы спать, гулянье с нему; строительные игры – нагружаем кубики, везем их строить зоопарк, строить дом;

  • включать знакомые игровые действия в простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.).

  • учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни и др.


8. Формирование продуктивных видов деятельности:

Главное в занятиях - сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.

Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке) реальные предметы окружающей действительности.

Лепка

  • формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»);

  • учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;

  • учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).

Рисование:

  • вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом он может брать краску рукой, а не только кисточкой. Он изображает снежинки или капли дождя, которые падают на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобка, который катится по дорожке; ежика под елочкой и т. д. Рисуя снежинки, взрослый говорит: «Вот они снежинки, падают на землю. Снежинок много на земле, на деревьях, на крышах домов и т.д.

  • учить рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки;

  • учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.;

  • в дальнейшем учить Ребенка рисовать знакомые предметы в определенной ситуации – «колобок катится по дорожке», «дождь идет», «листья опадают», «ежик идет по дорожке», «зернышки для курочек» и т.д.

  • учить рисовать знакомые предметы по образцу.

Конструирование:

  • учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции: “Лесенки”, стол и кроватка для матрешек; «Клетки для большого и маленького зверему», «Гаражи для большой, среднему и маленькой машин», «Дачи высокую и низкую для матрешек», дорожки между домами и т.д.; обыгрывать знакомые постройки.

Аппликация:

  • познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;

  • учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.


ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

лаборатория дошкольного воспитания детей с проблемами развития

зав.лабораторией Е.А.Стребелева,

д.п н, профессор

(тел. 245 – 06 – 05)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ребенка старшего дошкольного возраста

с умственной отсталостью легкой формы

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ:

1 часть:

1. Условия воспитания:

  1. Здоровье: - поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.

  2. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка.

  3. Массаж проводится (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).

4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).

5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

  1. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.


2. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно в быту:

  • В спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);

  • В ванной (умываться; чистить зубы; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);

  • Во время еды.

  • одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

  • приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);

  • продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, трусы; убирать за собой посуду, мыть ее и т.д.);

  • учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т.д.).


3. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым в новых условиях.

Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь? и т.д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я, …..». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и "Вы", по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я …………».

Закрепить представление о том, что она девочка (мальчик). Учить обозначать себя словом: «Я - девочка, меня зовут ……..». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях, а также узнавать пол другого человека.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я - дочка»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?", Почему?" и т.п.

(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности (играет, пишет, читает, рисует) и членов ее семьи).

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т.д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т.д.).

Учить адекватно использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т.д.

Формирование основных способов усвоения общественного опыта:

продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали), по речевой инструкции.

4. Физическое развитие и физическое воспитание - развитие общих движений:

  • учить делать вдох через нос, а выдох - через рот;

  • развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);

  • совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);

- учить ходить "гусиным шагом" (приподнимая высоко колени);

- учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т.п.);

- учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;

  • учить ударять по мячу ногой из положения стоя, попадая в "ворота";

  • учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;

  • чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);

  • учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;

  • учить бросать мячи в цель двумя руками;

  • учить ловить мячи разного размера;

  • учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.

5. Познавательное развитие:

Сенсорное воспитание и ознакомление ребенка с окружающим миромрекомендуем проводить по следующим разделам: формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т.д.; по цвету; величине.

- учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т.д.)

- учить целостно воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

- учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал), учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т.д.);

- учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);

- учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 - 4-х отличий), сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (1-2 отличия);

- учить находить место предмета в ряду других (из 4 -5 -6-ти), раскладывать по порядку 5-6 предметов, отличающихся друг от друга (по нарастанию) новыми элементами;

- учить находить все предметы на «зашумленной» картинке, когда изображения нескольких предметов накладываются друг на друга.

Счетные операции:

- учить воспринимать количество предметов в пределах 3-х – 5и всеми анализаторами, соотносить с количеством пальцев, предметов, выделять по слову заданное количество;

- учить использовать при сравнении количества приемы наложения и приложения, выделения по слову;

  • продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше; при сравнении определять – «больше на..., меньше на ...»;

  • учить пересчитывать предметы в прямом и обратном порядке с подведением итогового числа;

  • учить считать от заданного числа до заданного числа;

  • учить решать задачи с открытым результатом в пределах 5-и, с закрытым в пределах 4-х – 5-и;

  • формировать счетные операции путем умственных действий (например, в коробке 5 карандашей – 3 синих, остальные красные. Сколько красных карандашей в коробке?).

Формирование наглядно-образного мышления и элементов логического мышления:

  • формировать умение выполнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, разложи картинки – какая к какой подходит: игра «Логический поезд»);

  • игры «съедобное – несъедобное», «летает – не летает».

Ознакомление с окружающим.

Продолжать формировать представления об явлениях окружающей действительности, обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут - тает снег; дождь идет - на улицах лужи и т.д.);

- на изменения погоды и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный), идет снег и т.д.).

В работе по формированиюу Ребенка фонетико-фонематического слуха рекомендуем начать с повторения за педагогом слогов (на парные согласные и чередование гласных: па – ба – па;

по – пы – по и т.д.) и простых слов.

Далее проводится работа по уточнению слогового состава разных слов (от простых к сложным).

При необходимости упражнения сопровождаются игровыми действиями (отхлопывание, отстукивание молоточком и т.д.).

Следует особо обратить внимание на дифференцирование слогов и слов, близких по звучанию, со стечением согласных, сложных по своей слоговой структуре.

Также предлагается прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи (течет вода из крана, звенит колокольчик и т.д.).

Формирование активной речи:

  • делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

  • учить выражать свои потребности фразой в конкретной ситуации: «Тетя, дай куклу!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «идем спать»;

  • при произнесении фразы обращать внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть с куклой», «Будем рисовать солнце», «Будем строить красный дом», «Мы готовим обед для куклы», «Аня рисовала грибок» и т.д.

  • обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;

  • учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;

  • учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;

  • вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);

  • учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок 2-мя – 3-мя фразами.

  • учить совместно с взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок.

  • Побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: Тетя, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? И т.д.

  • продолжать учить выражать свои потребности словом: «Я хочу пить чай. Я буду играть (рисовать, писать, читать и т.д.)…; отвечать на вопросы: «Что ты хочешь? Что ты будешь делать?

  • учить выражать свой опыт в слове: «Я могу писать, рисовать и т.д.»;

  • учить использовать в речи сложную фразу (потому что, чтобы, когда и т.д.), использовать местоимения, наречия, союзы, сложные предлоги (из-за, из-под), предлоги при ответах на вопросы (с, у, за, над и т.д.), обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний имен существительных при ответах на вопросы.

Постановка звуков осуществляется по традиционным методикам, при этом учитывается работа по выше указанным разделам.

Развитие грамматического строя языка:

- отработка предложно-падежной конструкции слов по лексическим темам (употребление предлогов - за, на, под, над, перед, около, позади, впереди);

- отработка номинативного словаря (слова-предметы);

- отработка слов-эпитетов;

- отработка в речи слов-действий;

- количественных и порядковых числительных

- формирование простой фразы из 2-4 слов (составление простого предложения по картинке. Подкладывание палочек заменяющих наглядно одно слово: Корова жует траву.

Подготовка руки к письму:

- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т.д.;

- работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т.д.);

- учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;

- формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;

- рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые;

- познакомить с тетрадью в клетку и линейку.

6. Продуктивные виды деятельности:

Рисование - рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний), «Снежинки». Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т.п. Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти). Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать. Рисовать по подражанию.

Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.

Лепка - лепить предметы круглой формы разной величины, развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»), прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»). Учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Аппликация - создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки». Учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.). Продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».

Конструирование - учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);

- учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;

Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

Учить готовить и убирать рабочее место.
1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом