Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

План ВПФ 6-7 лет. Программа для работы с детьми 6-7 лет имеющих низкий уровень развития высших психических функций. Цель программы повышение уровня развития психических процессов


Скачать 62.19 Kb.
НазваниеПрограмма для работы с детьми 6-7 лет имеющих низкий уровень развития высших психических функций. Цель программы повышение уровня развития психических процессов
Дата27.04.2020
Размер62.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПлан ВПФ 6-7 лет.docx
ТипПрограмма
#68839
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Коррекционная программа для работы с детьми 6-7 лет имеющих низкий уровень развития высших психических функций.

Цель программы: повышение уровня развития психических процессов

Задачи программы:

1.Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

2. Формировать навыки самостоятельной работы.

3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.

Направленность программы: психологическая

Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут.

В работе используются следующие методы:
задания на зрительное восприятие;
  • упражнения для совершенствования графических навыков письма;
  • психодиагностические методики;
  • творческие задания;
  • логические задания;
    Методическое обеспечение программы: беседы, игры, упражнения, аутоигры, «релаксационные паузы», наглядно-демонстративный материал, дидактические и практические пособия.

    Эффективность использования программы: Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..

    Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения.

    Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
    обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка.
  • оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
    Возраст: программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет.

    Формирование групп: по результатам диагностического обследования уровня развития психических процессов

    Условия набора детей в группы: низкий уровень развития психических процессов

    Форма и режим занятий: индивидуальная, групповая

    Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
    Беседа
  • Консультирование (по запросу педагогов).
  • Диагностика
    Форма реализации программного содержания: игровая

    При составлении программы использовались следующие технологии:

    1.Методики диагностического обследования уровня развития психических процессов

    2.Коррекционно-развивающие игры для дошкольников по А.Н Евстигнеевой

    3.Сборник уникальных творческих заданий для детей дошкольного возраста в игровой форме П.Г Розумеева

    Ожидаемые результаты реализации программного материала: повышение уровня развития психических процессов

    План работы с детьми имеющими низкий уровень развития мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, сенсорно-моторной координации.
    месяц
    Содержание игр и упражнений используемых в работе с детьми.
    Октябрь неделя 1

    Занятие 1

    Октябрь 2 неделя

    Занятие 2

    Октябрь 3 неделя

    Занятие 3

    Октябрь 4 неделя

    Занятие 4

    1.Упражнение на развитие слуховой памяти  «10 слов»

    Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.

    2.Упражнение на развитие мышления"Узнай предмет по заданным признакам» Белый, сладкий, твердый – это  …(сахар), желтый, кислый, продолговатый (лимон), гладкое, стеклянное, в него смотрятся (зеркало).

    3.Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций «Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ, он красный, круглый, сочный (помидор), она ветвистая, колючая, зеленая, пушистая …(ель), старый, кирпичный, двухэтажный … (дом), десертная, чайная, столовая … (ложка), заглавная, прописная, печатная … (буква), яркие, разноцветные, акварельные … (краски), рыжая, хитрая, пушистая … (лиса), легкий, воздушный, круглый … (шар), мягкая, пуховая, квадратная… (подушка), теплые, шерстяные, вязаные … (варежки), большая, темная, грозовая … (туча), трусливый, серый … (заяц), злой, хищный, серый … (волк), зимняя, меховая, теплая … (шапка).

    4.Упражнение на моторику" Мы писали, мы писали,

    (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

    Ручки в стороны убрали.

    Два притопа, два прихлопа

    Топаем, хлопаем.

    Началась опять работа.

    (Потираем ладонью о ладонь.)

    В небе птицы пролетали

    (Руки чуть подняты над головой)

    Птицы крыльями махали.

    (и перекрещены, взмахи кистями рук.)

    Ветер дул навстречу им,

    (Машет руками на лицо, словно обмахиваясь веером)

    5.Игра на моторику " Самолеты за облаками» Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них - облака. Вы говорите ребенку: "Смотри, какие разные облака - одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое - светлое и самолет хорошо виден". Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам.
    (Образец в приложении)
    6.Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.

    Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

    1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).

    2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).

    3) Назови слова, обозначающие зверей.

    4) Назови слова, обозначающие домашних животных.

    5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

    6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

    7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

    8) Назови слова, обозначающие овощи.

    9) Назови слова, обозначающие фрукты.

    7.Графическая работа

    (Образец в приложении)


    1.Упражнение развивает логическое, непосредственное запоминание.

    «Разложи по местам». Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: банан, кастрюля, апельсин, платье, сковорода, джинсы, яблоко, чашка, носки, майка, сахарница, лимон. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках.

    (Образец в приложении)

    2.Упражнение "По порядку" Психолог раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

    (Образец в приложении)

    3. Упражнения на развитие внимания "Найди одинаковые картинки», "Найди на рисунке выделенные фрагменты и обведи их"

    (Образец в приложении)

    4.Упражнение «Сравнение предметов» Ребенка просят сравнить что общего и чем отличается друг от друга. Пары слов: 1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка3) Стол и стулья 8) Шалость и драка4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить5) Вода и молоко 10) Город и деревня

    5.Сравни числа и поставь знаки

    (Образец в приложении)

    6.Графический диктант.

    (Образец в приложении)
    1.Игра на развитие мышления «Нарисуй фигуру по памяти». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, убирают, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.(15 сек.)

    (Образец в приложении)

    2.Упражнения "На развитие гибкости ума".Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:-  Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)-  Назови слова, относящиеся к спорту- Назови слова, обозначающие домашних животных.-  Назови слова, обозначающие водный спорт.-  Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.

    3.Игра на внимание и мышление «Найди два одинаковых предмета»

    Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть две

    полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

    Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда похожих.

    4.Упражнения на развитие тонкой моторики

    1.Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.(несколько раз)

    5.Упражнение на моторику "Собери бусы"

    6.Графическая работа

    (Образец в приложении)
    1.Релаксационное упражнение "Бабочка» Представь себе теплый, летний день. Лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

    2.Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

    3.Графическая работа.

    (Образец в приложении)

    4.Четыре стихии

    Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» —поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
    Ноябрь 1 неделя

    Занятие 5

    Ноябрь 2 неделя

    Занятие 6

    Ноябрь 3 недея

    Занятие 7

    Ноябрь 4 недля

    Занятие 8

    1.Игра на внимание "Бывает - не бывает".

    Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

    Волк бродит по лесу, собака гуляет по крыше, кошка гуляет по крыше, девочка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идет снег, корова жует траву, зимой гремит гром, мальчик виляет хвостом, мышка бежит за кошкой, писатели пишут книги, корова летает, лошадь выступает в цирке, рыба бежит к реке, лягушка громко разговаривает, курица дает молоко, петух кукарекает, муравей тащит бревно, строители строят дом, слон залез в нору, лошадь спит в берлоге, воробей чирикает, кукушка ловит кошку, мама моложе дочки, папа старше сына, писатели пишут книги, собака ведет мальчика на поводке, в холодильнике жарится яичница, на плите стоит миска, мальчик учит детей в школе, у кошки родились утята, мальчики играют в футбол, жираф ударил тигра своим рогом, папа ушел на работу, человек вьёт гнездо, яблоко солёное, на берёзе выросли шишки, почтальон принес письмо.

    2.Упражнение на мышление «Обобщения» Назвать одним словом предметы: Вилка, ложка, нож - это ...Дождь, снег, мороз - это ...Рука, нога, голова - это ...2) Конкретизировать обобщающие понятия: Фрукты - это ...Транспорт - это ....

    3.Дидактическая игра "Найди пару".

    (Образец в приложении)

    4. Игра на мышление «Что где находится?»

    Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

    Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение. Можно использовать игрушки находящиеся в кабинете у психолога.

    Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

    5. Графическая работа

    (Образец в приложении)
    1.Кинезиологическая игра «Запахи и звуки». Представь, что идет дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь, расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими звуками можно сравнить шум дождя? Дождь закончился. Вспомни запах травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы и листвы, умытой дождем?

    2.Упражнения на беглость мышления "Назвать слова с заданной буквой".ВАРИАНТЫ:1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т".3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".

    3.Упражнения на развитие тонкой моторики .Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

    4.Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (несколько раз)

    5. Графическая работа

    (Образец в приложении)


    1.Воображение Художественная деятельность с использованием релаксационной композиции "Солнечное настроение" (рисовать под музыку)

    2.Упражнения на развитие двигательной памяти1) Вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!2) Покажи машину, которая вынуждена затормозить у светофора.3) Каким движением полицейский останавливает автомобиль? Покажи.4) Покажи, как бабушка поправляет очки.5) Как кошка нежится на солнышке? Покажи.

    3. Слушай хлопки!

    Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    4.Графическая работа.

    (Образец в приложении)
    1.Упражнение на воображение "Несуществующее животное" Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?"

    2.Игра на восприятие «Что я загадала?» Педагог загадывает предмет. Ребенок задает вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?…»

    3.Игра на развитие мировоззрения "Кем (чем) был раньше?" Педагог, обращаясь к ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?". Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

    4.Упражнение на словарный запас «Скажи коротко» Остаться на зиму … (зимовать)Остаться на ночь … (заночевать) Мелкий дождь … (дождик)Капля дождя … (дождинка)Маленькая лошадка … (пони)

    5. Игра на скорость мышления «Исправь ошибку» Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш»

    6.Упражнение на моторику «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их). «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх) «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх). «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
    Декабрь 1 неделя

    Занятие 9
    1.Упражнение на мышление "Скажи обобщающее слово": - окунь, карась-…- трава, дерево-…- крот, мышка-… пчела, жук-… чашка, тарелка -…- ботинки, туфли-…шапка, шляпа ..,куртка, пальто...медведь, барсук.., кукла, пирамидка...и т.д

    2.Игра на зрительное внимание и мышление «Сложи из палочек» Ребенку показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а ребенок его выкладывает на столах

    3.Игра на внимание «Что куда?» Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

    4.Игра на развитие мышления и внимания«Назови соседей». Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

    5.Упражнение на развитие мелкой моторики «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами). «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их). «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой руки). «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия). «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

    6. Игра на развитие мировоззрения и кругозора « Хорошо – плохо»

    В игре предлагаемый психологом предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Ребенок рассматривает игрушку- грузовик.

    Сначала выделяются положительные качества:

    -         можно перевозить грузы;

    -         хорошо вращаются колеса…

    Затем выделяются отрицательные качества: не заводится; кузов не поднимается;

        фары не горят.

    7. Игра на внимание «Самый зоркий». Ребенку показываются картинки на несколько секунд.  Затем картинки прячут. Надо перечислить предметы, которые запомнил.

    (Образец в приложении)
    Декабрь 2 неделя

    Занятие 10

    Декабрь 3 неделя
    Занятие 11

    Декабрь 4 неделя

    Занятие 12

    1.Упражнение на мышление «Вспомни по рифме».

    Ко многим словам можно подобрать рифму. Например: часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка – картошка.

    Зачитываем ребенку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. А ребенок должен вспомнить слова-рифмы к ним.

    2.Игра на развитие внимания" Каскад слов"

    Заранее подготовить список слов. Попросить ребенка повторять за вами слова. Начинать с одного слова, затем называть 2 слова, 3 слова и т.д. Ребенок обязательно должен повторять в этой же последовательности.

    1. Огонь

    2. Дом, молоко

    3. Конь, гриб, игла

    4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь

    5. Крышка, пень, вода, свеча, школа.

    6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

    7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

    8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

    9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

    10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, мыло.

    3. Игра на развитие мышления и восприятия "Говори наоборот" Педагог кидает ребенку мячик. Ребенок должен назвать противоположное по значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый – мягкий, шершавый - гладкий.

    4. Графическая работа

    (Образец в приложении)
    1.Упражнение на внимание "Найди одинаковые вещи" Рассмотрев и сравнив несколько изображенных предметов, надо найти два совершенно одинаковых.

    (Образец в приложении)

    2.Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.

    3.Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

    4.Упражнение на мышление «Троечки» Оборудование: карточки с «тройками» слов: слова в «тройках» связаны между собой по смыслу (например, овца - шерсть - носки, курица - яйцо - яичница и т.д.).Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье. Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.

    (Использовать методический материал из кабинета психолога)

    5.Игра для развития памяти «Повтори-ка» Психолог сообщает, сейчас мы узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

    1. Лиса

    2.Лиса, Волк

    3. Лиса, Волк, Бегемот

    4. Лиса, Волк, Бегемот, Охотник

    5. Лиса, Волк, Бегемот, Охотник, Заяц

    6. Лиса, Волк, Бегемот, Охотник, Заяц, Жук

    7. Лиса, Волк, Бегемот, Охотник, Заяц, Жук, Птица

    8. Лиса, Волк, Бегемот, Охотник, Заяц, Жук, Птица, Яйцо

    9. Лиса, Волк, Бегемот, Охотник, Заяц, Жук, Птица, Яйцо, Белка

    10. Лиса, Волк, Бегемот, Охотник, Заяц, Жук, Птица, Яйцо, Белка, Желуди

    6.«Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

    (Образец в приложении)
    1.Упражнение для развитие внимания"Я - фотоаппарат"Оборудование: набор разных предметов (5-8 предметов) Ребёнку предлагают представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

    (Использовать методическое пособие в кабинете психолога)

    2.Игра для развития воображения "Пантомима".

    Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.

    Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).

    3.Упражнение на моторику "Закончи узор"

    (Образец в приложении)
    Январь 3 неделя

    Занятие 13
    1. «Я знаю пять названий».

    Цель: Развитие памяти, быстроты психомоторной  реакции.

    Оборудование: МЯЧ.

    Ход игры: Играет 2-3 человека по очереди. Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)

    2.«Запомни и выполни».

    Цель: Развитие памяти (запоминание словесной инструкции), мелкой моторики.

    Оборудование: Цветные карандаши, листы бумаги.

    Ход игры: Задание читается медленно и дважды: «Нарисуйте пять кружков по порядку, закрасьте любым цветом, но средний кружок должен быть синим, а последний – жёлтым». Задания могут изменяться, усложняться, а выполнение ограничиваться во времени.

    3.«Представь себе …».

    Цель: Развитие слуховой и ассоциативной памяти.

    Оборудование: Карточка с фразами, листы бумаги, карандаши.

    Ход игры: Педагог произносит по очереди следующие фразы:

    - Собака, виляющая хвостом;

    - Молния в темноте;

    - Капли, сверкающие на солнце;

    - Лев, нападающий на антилопу;

    - Пятно на твоей любимой юбке.

    После каждой фразы ребёнку предлагается закрыть глаза и представить соответствующую картинку. Когда все фразы прозвучат, педагог предлагает воспроизвести эти фразы устно или изобразить в рисунке. Если ребёнок умеет писать, то записать. Количество фраз постепенно увеличивается.

    4.«Без чего не бывает?».

    Цель: Развитие памяти, упражнять в назывании деталей разных предметов в родительном падеже.

    Оборудование: Предметные картинки, карточка со списком названий предметов, животных, птиц.

    Ход игры: Педагог задаёт всегда один вопрос: «Без чего не бывает …?» - затем показывает картинку (машины, самолеты, курицы и т. д.). Дети дают ответы: (Машины не бывает без колес, без руля, без мотора, без фар и т.д.). Когда дети хорошо будут справляться с ответами, тогда задание выполняется без картинок, а названия предметов усложняются.

    5.«Звук заблудился».

    Цель: Развитие слуховой памяти, фонематического слуха.

    Оборудование: Карточка подборки заданий.

    Ход игры: Педагог говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)».

    Например: Хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).

    6. Упражнение найди отличия

    (Образец в приложении)





    Январь 4 неделя

    Занятие 14


    1.Упражнение на развитие зрительного воображения.

    Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он

    должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.
    (Образец в приложении)

    2. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"

    Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо. 3.Упражнения на развитие тонкой моторики 1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

    3.Упражнение "Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

    - чашка, ложка, тарелка, вилка;

    - яблоко, груша, лимон, банан;

    - голубь, павлин, утка, цапля;

    - собака, корова, свинья, баран;

    - ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;

    - зима, весна, лето, осень".

    4.Упражнение на внимание и память"Запомни и нарисуй". (Читается 2 раза)  Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.  Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький. Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький
    Февраль 1 неделя

    Занятие 15

    Февраль 2 неделя

    Занятие 16

    Февраль 3 неделя

    Занятие 17

    1.Упражнение для развития внимания и памяти "Вещи вокруг нас" Психолог предлагает внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом ребенок закрывает глаза и отвечает на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене? » и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые.

    2.Упражнение "Нарисуй-ка"

    Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

    В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

    3.Упражнение для развития зрительной памяти "Запомни и назови"(по карточкам). (карточки есть в кабинете у психолога)

    4. Игра для развития мышления и внимания "Не пропусти растение» Ребенок внимательно слушает слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, ребенок должен встать и тут же сесть. Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...

    5.Графический диктант

    (Образец в приложении)
    1.Упражнение на развитие мышления"Комбинирование".

    Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.

    2.Упражнение на развитие восприятия и воображения"Точки".

    Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок(рыбка,ракета,слон).

    Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Необходимо использовать можно любое количество точек.

    3.Упражнение "Запомни и назови» Ребенку предлагают посмотреть и запомнить картинки с изображением, затем убирают и просят назвать что он запомнил.

    (Карточки имеются в кабинете психолога)
    4.Графический диктант

    (Образец в приложении)


    1.Упражнение на развитие воображения и словарного запаса «На что похожи наши ладошки» Предложить обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

    2.Упражнение «Муха» На большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха. Педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».

    3.Упражнение на воображение "Дорисуй недостающий элемент"

    (Образец в приложении)
    4.Графический диктант
    (Образец в приложении)


    Март 1 неделя

    Занятие 18

    Март 2 неделя

    Занятие 19

    Март 3 неделя

    Занятие 20

    1.Игра на развитие воображение «Камешки на берегу». Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство, с каким – либо предметом, животным, человеком.  Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

    (В кабинете психолога есть камешки на полке с игрушками. Можно использовать для упражненеия)

    2.Релаксация “Облака” Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки легкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    3.Графический диктант.

    (Образец в приложении)
    1.Игра на развитие мышления"Подбери слово"

    К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.

    Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

    1. Мед – пчела

    яйцо – курица

    шерсть – овца

    молоко – ?

    2. Мука – зерно

    шоколад – ?

    крахмал – картофель

    варенье – ягоды

    3. Жир – масло

    ?– фрукты

    углеводы – зерно

    белок – молоко

    4.Бабочка – гусеница

    цветок – ?

    лягушка – головастик

    рыбка – икринка

    5.Теленок – корова

    ? – овца

    жеребенок – лошадь

    щенок – собака

    6. Врач – градусник

    дворник – ?

    повар – ложка

    плотник – топор

    7. Конь – копыта

    лапы – ?

    тюлень – ласты

    осьминог – щупальца

    рак – клешни

    8. Ель – шишка

    яблоня – ?

    дуб – желудь

    пальма – кокос

    2.Игра для развития памяти «Кто наблюдательнее?» Предложить посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.(несколько раз)

    3.Упражнениена моторику «Стол" У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счёт «Раз!».(несколько раз)

    4. Упражнение на моторику "Лодочка "Лодочка плывёт по речке,

    Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик), (несколько раз)

    5. Графический диктант.
    (Образец в приложении)
    1.Игра на развитие восприятия «Вкус и запах».

    Задание 1. Представь лимон.

    -         Каков он на вкус?

    -         Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

    -         Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 2. Нарисуй лимон.

    Задание 3. Представь апельсин.

    -         Каков он на вкус?

    -         Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

    -         Какого цвета апельсин?

    -         Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 4. Нарисуй апельсин.

    Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

    2.Упражнение Графический диктант

    (Образец в приложении)

    3.Упражнение на развитие внимания «Запомни и нарисуй»Оборудование: карточки с заданиями (например, нарисуй 5 бусинок так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – синего). Постепенно задания усложняются (например, нарисуй 5 квадратов так, чтобы четвёртый квадрат был зелёного цвета, а средний – самый маленький).  Лист бумаги (А-4), цветные карандаши.Ход игры: Психолог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить задание, а затем выполнить это задание на бумаге.
    Апрель 1 неделя

    Занятие 21

    Апрель 2 неделя

    Занятие 22

    Апрель 3 неделя

    Занятие 23

    Апрель 4 неделя

    Занятие 24



    1.Упражнение на развитие мышления и памяти» Что здесь лишнее? Почему?"

    -таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

    - тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

    - лиса, заяц, медведь, пчела;

    - машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

    2. Игра на развитие памяти «Как это можно использовать?» Найти наиболее большее число вариантов использования какого предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты: Рисовать, Писать, Использовать как палочку, Указка, Градусник для куклы и т.д.

    3.Упражнение на развитие мышления «Собираем бусы» Оборудование: карточка, на которой нарисованы бусы из геометрических фигур. Ребёнку предлагают запомнить форму и расположение бусинок, а затем нарисовать бусы по памяти.

    4.Песочная терапия. (Спрятать в песке маленькие предметы, к примеры игрушки из киндера и предложить детям найти клад под песком)

    5. Графический диктант

    (Образец в приложении)
    1.Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения, связной речи.

    "Попробуй представить, что будет, если... Например, представь себе, что кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д.

    2.Упражнение на развитие восприятия и воображения «Дорисуй фигуры»

    Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

    3. Графический диктант

    (Образец в приложении)
    1.Упражнения на развитие тонкой моторики.

    1.Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

    2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

    2.Игра на развитие мышления, моторики и воображения, словарного запаса "Разговор с руками".

    Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

    3.Упражнение на моторику  «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони) несколько раз.

    4. Графический диктант
    (Образец в приложении)


    1.Игра на восприятие и развитие кругозора «Поиграем в снежки».

    Представь снег. Вспомни, какого он цвета? Всегда ли снег можно назвать белым? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться. Представь, что ты делаешь снежки. Что ты чувствуешь? Расскажи.

    2. Упражнение на развитие скорости мышления: "Оканчивание слов"

    Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать! По...", - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов: 1) ра, 2) ма, 3) за, 4) ску, 5) му, 6) до, 7) ос, 8) ска, 9) ку, 10) ла.

    3.Упражнения на развитие тонкой моторики

    1.Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

    2.Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой




    5.Игра «Наоборот скажи-ка!»

    Психолог предлагает закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.

    .Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).

    .Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).

    .Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).

    Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).

    Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

    Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

    5.Упражнения для моторики: Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
    По окончании работы психологом проводиться заключительной диагностическое обследование детей.
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей