Главная страница

Лисенкова Развитие и коррекция навыков чтения П... Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. Школьная Пресса, 2002. 16 с


НазваниеПрограмма для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. Школьная Пресса, 2002. 16 с
АнкорЛисенкова Развитие и коррекция навыков чтения П.
Дата02.10.2017
Размер131 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛисенкова Развитие и коррекция навыков чтения П...doc
ТипПрограмма
#23355
Каталог

С этим файлом связано 41973 файл(ов). Среди них: и ещё 41963 файл(а).
Показать все связанные файлы


ББК 74.212 Л63

«Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»

Выпуск 27 I полугодие 2002 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, спид, о рег. ПИ № 77—1491 от 10.01.00 г.

Лисенкова Л.Н.

Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

15ВК 5-9219-0181-4

Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит раз­личные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые на­правлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного вос­приятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать цело­стные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

ББК 74.212

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

©Лисенкова Л.Н., 2002


5-9219-0181-4
© Издательство «Школьная Пресса», 2002

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

  1. опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);

  2. слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

  3. слияние нескольких слогов в слово;

  4. интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­
    конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

  • нарушениями пространственных представлений, пространст­венной ориентировки;

  • нарушением зрительно-моторной координации;

  • нарушением моторики, графомоторных навыков;

  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

  • нарушением произвольного внимания;

  • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения­ми при воспроизведении последовательности движении, по­следовательности в пространстве, во времени, в речи;

  • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
    при вербализации пространственных, временных представлений.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих труд­ности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта про­грамма, преследующая три основные цели:

  1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.

  1. Формирование навыка чтения.

  1. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.


Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:

  1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

  2. Коррекция несовершенного навыка чтения.

Общие требования и структура занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реали­зуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревно­ваний. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, нео­бычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирова­ние ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, ос­мысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
1. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Этот блок включает различные задания и упражнения, направ­ленные на коррекцию и развитие:

  • пространственного восприятия, пространственных представ­лений;

  • зрительного восприятия, зрительной памяти;

  • слухового восприятия;

  • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

  • мелкой моторики, графомоторных навыков;

  • зрительно-моторной координации;

  • сукцессивных способностей;

  • слухоречевой памяти;

  • произвольного внимания.

2. КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как:

  • способность строгого побуквенного анализа слов:

  • быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

  • способность схватывать Целостные образы слов;

  • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;

  • прогнозирование, опирающееся на смысл;

  • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции.
    Используются также задания и упражнения на формирование осмысленного чтения.


Занятие №1.
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

• «Пересчет пальцев».

  1. Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (пер­вого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начи­ная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно­
    временно.

  2. Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагает­ся поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сде­лать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение вы­полняется обеими руками одновременно.

  • Упражнение «Пальчики здороваются».

  • Упражнение «Пальчики обнимаются».

  • Упражнение «Позы пальцев».

Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различ­ные позы пальцев:

  1. 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

  2. 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

  3. 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;

  4. 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

  5. 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

  6. 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);

  7. 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть;

  8. 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрям­лены.


3. Упражнения на координацию рук.

  • Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­ками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью.
    Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскры­той ладонью.

  • Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­ками: правой, сжатой в кулак (на ребре), и левой — ребром ла­дони. Затем наоборот.

  • Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается вы­
    полнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком
    по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.


4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия

  • Задание «Запомни и зарисуй». Ученики в течение 7—10 сек. Рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами. Затем табличка убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.

  • Работа с изографами. Детям показываются картинки, на кото­рых изображены буквы, составляющие слово. Эти буквы рас­положены в необычном ракурсе, в виде того предмета, о кото­ром идет речь. Задача ребенка прочитать слово и показать
    указкой каждую букву.


6. Коррекция навыка чтения

  • Составление предложения из слов, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного предложения обыч­ным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

  • Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорка.



  1. Развитие фонематического восприятия.

По первым звукам названных учителем слов нужно отгадать за­думанное слово. Например, учитель загадал слово caд. Он последо­вательно называет три слова: солнце, аист, дом.
10. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со­
    держания прочитанного текста по вопросам учителя.

  • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
    слова из двух частей, написанных на карточках.


11. Развитие внимания и мелкой моторики.

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить его цветными карандашами. Например: раскра­сить рыбок, плывущих направо, — синим карандашом, плывущих налево — красным.
12. Итоги занятия.

Занятие № 2
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие пространственных представлений

Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между». Ребенку предлагается обвести в тетрадях по О шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отве­чают, где находится тот или иной значок по отношению к геомет­рическим фигурам.

6. Коррекциянавыкачтения

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение таблицы слов наоборот по буквам.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведениепоследовательностисловвречи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Детям предлагаются предметные картинки. По первым звукам названий нужно отгадать зашифрованное слово.
10. Коррекциянавыкачтения.

  • Чтение текста из рабочей книги с прикрытой нижней полови­ной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.

  • Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить
    карточки со словами группами по категориальному признаку.


11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза
Задание «Наборщик». Детям предлагается слово, из букв кото­рого они составляют и записывают в тетрадь новые слова.
12. Итоги занятия

Занятие № 3
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
Задание «Запомни сочетание фигур». На магнитной доске учи­тель демонстрирует первое сочетание геометрических фигур. На за­поминание дается 10 сек. Дети из имеющихся у них наборов соот­ветствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.

6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным спо­собом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

  • Поиск в рассказе заданного слова.

  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорка.




  1. Развитие фонематического восприятия

По последним звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово.
10. Коррекциянавыкачтения.

  • Чтение текста из рабочей книги с прикрытой верхней полови­ной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.

  • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и с бессмысленными буквосочетаниями, они должны разложить их на 2 группы.


11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Отгадай слово». Детям предлагается из написанных на доске наборов букв составить слова.
12. Итоги занятия.


Занятие № 4
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие пространственных представлений.

Усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «по­сле», «выше», «ниже». Дети на партах последовательно выкладыва­ют цветные геометрические фигуры по речевой инструкции учите­ля в соответствии с понятиями. Например: «Положите перед собой красный треугольник, справа от него положите желтый треуголь­ник, слева — зеленый прямоугольник. Над красным треугольником положите желтый круг, под красным треугольником — зеленый квадрат. Перед зеленым прямоугольником положите красный ква­драт, после желтого треугольника — зеленый круг. Выше зеленого круга положите синий квадрат, а ниже зеленого прямоугольника — синий треугольник».

По вопросам учителя дети рассказывают, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий).

6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
    слов. Предлагается отыскать и подчеркнуть карандашом
    «вкусные слова».




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорка.




  1. Развитие фонематического восприятия

Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать фразы. В этих фразах есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и ис­править их. Например: У меня взрослая почка. (Дочка.)
10. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно разделить слово на две половины и озвучивать только вто­рую.

  • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.


11. Развитие внимания, мелкой моторики.

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить его цветными карандашами. Например, стрелки, которые показывают направо, — синим карандашом, налево — зе­леным, вверх — красным, вниз — желтым.
12. Итог занятия.

Занятие № 5
1. Организационный момент.

Игра « Цепочка слов».


  1. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальцев рук.




  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие зрительного восприятия.

  • Детям предлагается таблица, на которой изображены предме­ты, наложенные друг на друга (посуда). Дети должны выде­лить, показать и назвать все изображенные предметы.

  • Работа с изографами.


6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление предложения из слов, написанных на таблич­ках. Чтение составленного предложения обычным спосо­бом и наоборот по буквам. Запись составленного предложе­ния в тетрадь.

  • Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
    Предлагается подчеркнуть карандашом слова, которые обо­значают то, что ребенок умеет делать. Например: лаять, бе­гать, летать, петь.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Детям предлагаются предметные картинки. По вторым звукам их названий нужно отгадать зашифрованное слово.
10. Коррекция навыка чтения.

• Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлага­ется читать не как обычно, а перескакивая через каждое вто­рое слово.

• Классификация слов по группам. Детям предлагается разло­жить карточки со словами группами по категориальному
признаку.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.
12. Итоги занятия.
Занятие № 6
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».


  1. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальцев рук.




  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие пространственных представлений.

Усвоение понятий: «левый верхний квадрат», «левый нижний квадрат», «правый верхний квадрат», «правый нижний квадрат», «средний нижний», «средний верхний квадрат».

Работа с карточкой и набором цветных геометрических фигур.

По речевой инструкции учителя на карточке, разделенной на 6 квадратов, дети раскладывают цветные геометрические фигуры в соответствии с понятиями.

По вопросам учителя дети рассказывают, где на карточке нахо­дится та или иная геометрическая фигура (вербализация простран­ственных понятий).
6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски букв в словах. Уточнение содержания по вопросам учителя.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Задание «Магнитофон». Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова.


  1. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесени­ем каждого слова. Уточнение содержания текста по вопро­сам учителя.

  • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и бессмысленными буквосочетаниями, они долж­ны разделить их на две группы.


11. Развитие внимания, мелкой моторики.

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить цветными карандашами. Например: раскрась ку­бики так, чтобы маленький кубик был между красным и зеленым, а синий был рядом с красным.
12. Итоги занятия.

Занятие № 7
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку од­ного из учеников.
5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.

• Задание «Запомни сочетание фигур».

Магнитная доска разделена на 6 квадратов, в 3—4 из которых расположены цветные геометрические фигуры. На запоминание дается 10 секунд. Дети из имеющихся у них наборов соответствую­щих геометрических фигур должны выложить на своих карточках из 6 квадратов точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.
6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление предложения из слов, написанных на табличках.
    Чтение предложения обычным способом и наоборот по бук­вам. Запись составленного предложения в тетрадь.

  • Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам (с последнего слова до первого).




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.


9. Развитие фонематического восприятия.

Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать двустишия и четырехстишия, в которых есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Например: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не миска (киска)».
10. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строч­ки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по во­просам учителя.

  • Складывание слов из половинок.


11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Составь новое слово». Каждому ученику выдается ли­сток с написанными словами. Нужно составить и записать новые слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной букве, заменив одну букву). Например: плуг-луг, oca-коса, куль-руль.


  1. Итоги занятия.


Занятие № 8

1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку од­ного из учеников.
5. Развитие пространственных представлений.

• Усвоение понятий: «перед», «после», «между», «сверху», «снизу».
Работа с магнитной доской, цветными геометрическими фигурами

и набором предметных картинок на магнитах. На магнитной доске рас­положены в ряд две цветные геометрические фигуры. По речевой инст­рукции учителя дети располагают на магнитной доске предметные кар­тинки в соответствии с понятиями. По вопросам учителя дети расска­зывают где находится та или иная предметная картинка по отношению к геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий).

• Усвоение понятий: «третий справа», «второй слева», «следую­щий за», «рядом».

Детям предлагается обвести по шаблону в тетрадях пять квадра­тов, расположив их в ряд. По устной инструкции учителя дети вы­полняют задание цветными карандашами в соответствии с поняти­ями. Например: «Третий справа квадрат закрасьте красным карандашом, второй слева — синим, следующий за красным, — зеленым, рядом с зеленым, — желтым, перед синим — коричневым».
6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выде­лить как можно больше таких ошибок.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Учитель читает небольшой текст. Ученики должны хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
10. Коррекция навыка чтения

  • Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением
    каждого второго (третьего) слова. Уточнение содержания тек­
    ста по вопросам учителя.

  • Классификация слов на группы по категориальному признаку.


11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Зашифрованное слово». Каждому ученику выдается

листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги.
12. Итоги занятия.

Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомен­дациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с исполь­зованием различного практического материала.

Литература:

1) Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6.

2) КорневА.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.

3) Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

4) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000.

5) МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.

6) Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных спо­собностей ребенка. — М., 2000.
перейти в каталог файлов
связь с админом