Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки педагогическое образование


НазваниеПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки педагогическое образование
Анкорprogramma gos ekzamena po ped obrazovaniyu doshkolnoe obrazovanie 2014.doc
Дата26.09.2017
Размер0.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаprogramma_gos_ekzamena_po_ped_obrazovaniyu_doshkolnoe_obrazovani
ТипПрограмма
#19853
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Психолого-педагогическая классификация.

1. Нарушения средств общения: фонетическое недоразвитие (ФН), фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР).

2. Нарушения в применении средств общения: заикание.
Современные психолого-педагогические подходы к классификации интеллектуальных нарушений (задержка психического развития, олигофрения, деменция)

Психологическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Современное определение понятия «умственной отсталости». Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция. Причины и степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Характеристика основных групп умственно отсталых детей.

Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. Понятие «задержанное психическое развитие», причины задержанного психического развития. Виды задержанного психического развития. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональная неустойчивость. Диагностические признаки задержки психического развития у детей: несформированность игровой деятельности; особенность речи: бедный, недифференцированный словарный запас, недостаточность тонкой моторики, нарушения поведения.
Дошкольная педагогика

Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Организация дошкольного образования в свете ФГОС

Дошкольная педагогика (наука, которая изучает возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления .в школу). Объект изучения – ребенок дошкольного возраста, который обладает большим своеобразием психического и физиологического развития.

Предмет – изучение закономерностей в воспитании и развитии детей от рождения до школы.

Задачи дошкольной педагогики (выявление характерных особенностей периода дошкольного детства, обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития; определение содержания форм и методов в организации воспитания и обучения детей в ДОУ; разработка содержания форм и методов работы с семьей; изучение и обобщение передового опыта работы в ДОУ; определение путей и форм преемственности м/д ДОУ и школой.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Виды и методы воспитания дошкольников.

В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех значениях: 1) в социальном, (как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности); 2) в широком педагогическом, ( учебно-воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений); 3) в узком педагогическом, (собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения).

Воспитание осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности – познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной.

Виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание.

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Убеждение – это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Внушение – психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.

Метод примера как метод воздействия на чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей.

Соревнование – борьба за достижение наилучших результатов в различных видах деятельности. Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.

Условия эффективности методов воспитания.
Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.

Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа. Функции современной семьи: репродуктивная; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологическая; коммуникативная; функция организации отдыха детей.

Типологии семьи: 1. в зависимости от количества детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные) 2.в зависимости от состава (однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные); 3. В зависимости от структуры (полные, неполные, небрачные);4. В зависимости от характера взаимоотношений (благополучные, неблагополучные, гармоничные, распадающиеся, распавшаяся, не полная). Стили семейного воспитания: Авторитарный (ограничивается самостоятельность ребенка, он становиться зажатым. Запреты, наказания – основные методы воздейств.). Демократический (единство и уважение прав и обязанностей). Стимулирование активности и целеустремленности). Либеральный (абсолютная свобода в любых поступках).
Адаптация детей к дошкольной образовательной организации.

Адаптация (приспособление личности к новой обстановке) включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком сада – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Стоит за несколько дней до поступления в ДОУ познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, и т.д. Приспособление к д. саду может осложниться из-за таких мелочей, как отсутствие любимой игрушки, отсутствие «своего» места за столом и т.д. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Обычно период адаптации заканчивается к концу 1-го мес. Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: «Ну пока» и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой домой.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников.

Характеристики познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников. Значение познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для развития личности дошкольников. Принципы формирования продуктивной деятельности. Методы и приемы организации познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности у детей дошкольного возраста. Содержание психолого-педагогической работы с дошкольниками на занятиях продуктивной деятельностью. Факторы, определяющие эффективность продуктивной деятельности. Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста на занятиях познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельностью.
Сенсорное воспитание в ДОО: понятие, значение, задачи, содержание, методика.

Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка, его содержание и задачи. Методика сенсорного воспитания, применяемая для дошкольников. Формирования сенсорного опыта путем обучения детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Условия, обеспечивающие успешность сенсорного воспитания детей.
Подготовка ребенка к школе (понятие и виды готовности к школьному обучению, аспекты школьной зрелости). Деятельность воспитателя по подготовке ребенка к школе.

Понятие готовности к школьному обучению. Предпосылки перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Аспекты школьной зрелости: интеллектуальный, психофизиологический, социальный. Взаимосвязь психологической и физической готовности к школьному обучению. Компоненты психологической готовности детей к школьному обучению. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению. Потребностно-мотивационная готовность детей к школьному обучению. Эмоционально-волевая готовность детей к школьному обучению. Волевая саморегуляция старших дошкольников. Социально-психологическая готовность детей к школьному обучению.
Игрушка в жизни ребенка. Классификация игрушек, требования к ним.

Понятие, виды, функции и назначение игрушек. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.

Классификации игрушек по воспитательному (развивающему) назначению:

  • Сенсорные (до года в основном звуковые − погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные − калейдоскоп, цветные контурные изображения);

  • Двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);

  • Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

  • Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведёрко, оружие);

  • конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

  • По материалу изготовления:

  • Деревянные

  • Пластмассовые

  • Резиновые

  • Меховые

  • Металлические

  • Фарфоровые

  • Из цветов

Педагогическая классификация детских игрушек:

1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавальные; ж) технические.

2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические − основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами − предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.

3. Спортивные игрушки.

4. Игрушки − забавы.

II Игрушки по степени готовности:

  1. Готовые.

  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

III Игрушки по виду применяемого сырья:

  1. Деревянные.

  2. Пластмассовые.

  3. Металлические.

  4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.

  5. Резиновые.

  6. Из бумаги и картона.

  7. Из керамики, фарфора и фаянса.

  8. Из древесных материалов, папье-маше.

  9. Из новых синтетических материалов.

IV Игрушки по величине:

  1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).

  2. Средние (размером от 10 до 50 см).

  3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

V По функциональным свойствам:

  1. Простые, без подвижных деталей.

  2. С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).

  3. Гидравлические.

  4. Пневматические.

  5. Магнитные.

  6. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

  7. Электронные (на компьютерной основе).

  8. Наборы игрушек (или деталей) − совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

  9. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

VI Игрушки по художественно-образному решению:

  1. Реалистические.

  2. Условные.

  3. Конструктивные.

Организация предметно-развивающей среды в ДОО.

Понятие и сущность предметно-развивающей среды. Требования к свойствам предметно-развивающей среды: гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установка на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Принципы построения развивающей среды в группе детского сада:

− Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.

− Принцип уважения к мнению ребенка.

− Принцип функциональности.

− Принцип опережающего характера содержания образования.

− Принцип динамичности- статичности среды.

Принципы, формы, методы, приемы и средства в воспитании безопасного поведения дошкольников.

Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте: развитие интереса к правилам безопасного поведения и отношения к опасным для жизни и здоровья ситуациям: развитие устойчивого интереса к правилам безопасного поведения, осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям; расширение и уточнение представлений о способах поведения в опасных ситуациях; поддержание проявлений осмотрительности и осторожности в нетипичных и потенциально опасных ситуациях, желания помочь.

Основные принципы проектирования технологий воспитания безопасного поведения дошкольников: принцип подражания, принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка, принцип развития познавательных интересов и мотивов безопасности поведения, принцип постепенного развития произвольности безопасного поведения, принцип единства мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов в воспитании безопасного поведения.
Методика художественно-эстетического развития дошкольников

Методика приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

Методы и приемы в процессе художественно-эстетического развития дошкольников: информационно-рецептивные, репродуктивные, исследовательские, эвристические, методы проблемного изложения. Современные формы организации детской изобразительной деятельности и приобщения дошкольников к изобразительному искусству в современном педагогическом процессе: интегрированные, «игровые оболочки» образовательных ситуаций, совместная деятельность ребенка и педагога, экскурсии.

Современные технологии и формы организации музыкальной деятельности детей.

Определение современных подходов к музыкально-художественной деятельности детей: восприятию, исполнительству, творчеству в теоретических и практических аспектах. Интеграция различных видов искусств в процессе музыкального воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова, речи с музыкой. Основные принципы современных технологий музыкального воспитания дошкольников: принцип гуманизации, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка, принцип систематичности и последовательности, принцип продуктивности музыкальной деятельности в дошкольном детстве.
Теория и технологии физического воспитания детей

Физическое воспитание детей дошкольного возраста: значение, задачи, условия.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков, умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

Задачи (оздоровительные, образовательные). Средства физического воспитания: (гигиенические факторы, естественные силы природы; физические упражнения).

Формы физического воспитания (утренняя зарядка, физические занятия; физкультурные минутки, подвижные игры и физупражнения на прогулке, физдосуги; физпраздники; дни здоровья, туризм. Закаливание - с учетом группы здоровья и т.д).

Значение утренней гимнастики. Структура, содержание, варианты проведения.

Сущность утренней гимнастики. Значение утренней гимнастики. Методические указания к использованию физических упражнений в комплексах утренней гигиенической гимнастики. Структура и содержание утренней гимнастики. Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики. Самоконтроль для занимающихся утренней гимнастикой.
Теория и технология экологического образования детей

Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.)

Понятие «познавательная активность». Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности. Два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников: 1) активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка, в данном случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы; 2)  вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса:

- специально-организованное обучение

- совместная деятельность взрослого с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей

Основные формы работы: организованная образовательная деятельность; плановые эксперименты; дидактические игры; беседы; наблюдение и труд; работа в лаборатории.

Формы организации познавательной активности детей: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Создание экологических пространств в дошкольной образовательной организации.

Понятие "экологическое пространство" в ДОО. Виды экологических пространств в помещении детского сада и на его участке: групповой уголок природы, миниферма, фито-поляна, "уголок нетронутой природы", экологическая тропа или зеленый маршрут. Оборудование уголка природы, требования к его организации. Комната природы и зимний сад, их отличия от уголка природы. Организация ухода и содержания объектов на площадке природы. Красота интерьера через фитодизайн.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей