Психолого-педагогическая классификация.
1. Нарушения средств общения: фонетическое недоразвитие (ФН), фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР).
2. Нарушения в применении средств общения: заикание. Современные психолого-педагогические подходы к классификации интеллектуальных нарушений (задержка психического развития, олигофрения, деменция)
Психологическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Современное определение понятия «умственной отсталости». Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция. Причины и степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Характеристика основных групп умственно отсталых детей.
Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. Понятие «задержанное психическое развитие», причины задержанного психического развития. Виды задержанного психического развития. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональная неустойчивость. Диагностические признаки задержки психического развития у детей: несформированность игровой деятельности; особенность речи: бедный, недифференцированный словарный запас, недостаточность тонкой моторики, нарушения поведения. Дошкольная педагогика
Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Организация дошкольного образования в свете ФГОС
Дошкольная педагогика (наука, которая изучает возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления .в школу). Объект изучения – ребенок дошкольного возраста, который обладает большим своеобразием психического и физиологического развития.
Предмет – изучение закономерностей в воспитании и развитии детей от рождения до школы.
Задачи дошкольной педагогики (выявление характерных особенностей периода дошкольного детства, обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития; определение содержания форм и методов в организации воспитания и обучения детей в ДОУ; разработка содержания форм и методов работы с семьей; изучение и обобщение передового опыта работы в ДОУ; определение путей и форм преемственности м/д ДОУ и школой. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Виды и методы воспитания дошкольников.
В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех значениях: 1) в социальном, (как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности); 2) в широком педагогическом, ( учебно-воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений); 3) в узком педагогическом, (собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения).
Воспитание осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности – познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной.
Виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание.
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Убеждение – это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Внушение – психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.
Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.
Метод примера как метод воздействия на чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей.
Соревнование – борьба за достижение наилучших результатов в различных видах деятельности. Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.
Условия эффективности методов воспитания. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа. Функции современной семьи: репродуктивная; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологическая; коммуникативная; функция организации отдыха детей.
Типологии семьи: 1. в зависимости от количества детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные) 2.в зависимости от состава (однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные); 3. В зависимости от структуры (полные, неполные, небрачные);4. В зависимости от характера взаимоотношений (благополучные, неблагополучные, гармоничные, распадающиеся, распавшаяся, не полная). Стили семейного воспитания: Авторитарный (ограничивается самостоятельность ребенка, он становиться зажатым. Запреты, наказания – основные методы воздейств.). Демократический (единство и уважение прав и обязанностей). Стимулирование активности и целеустремленности). Либеральный (абсолютная свобода в любых поступках). Адаптация детей к дошкольной образовательной организации.
Адаптация (приспособление личности к новой обстановке) включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком сада – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Стоит за несколько дней до поступления в ДОУ познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, и т.д. Приспособление к д. саду может осложниться из-за таких мелочей, как отсутствие любимой игрушки, отсутствие «своего» места за столом и т.д. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Обычно период адаптации заканчивается к концу 1-го мес. Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: «Ну пока» и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой домой. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников.
Характеристики познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников. Значение познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для развития личности дошкольников. Принципы формирования продуктивной деятельности. Методы и приемы организации познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности у детей дошкольного возраста. Содержание психолого-педагогической работы с дошкольниками на занятиях продуктивной деятельностью. Факторы, определяющие эффективность продуктивной деятельности. Формирование личностных качеств детей дошкольного возраста на занятиях познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельностью. Сенсорное воспитание в ДОО: понятие, значение, задачи, содержание, методика.
Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка, его содержание и задачи. Методика сенсорного воспитания, применяемая для дошкольников. Формирования сенсорного опыта путем обучения детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Условия, обеспечивающие успешность сенсорного воспитания детей. Подготовка ребенка к школе (понятие и виды готовности к школьному обучению, аспекты школьной зрелости). Деятельность воспитателя по подготовке ребенка к школе.
Понятие готовности к школьному обучению. Предпосылки перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Аспекты школьной зрелости: интеллектуальный, психофизиологический, социальный. Взаимосвязь психологической и физической готовности к школьному обучению. Компоненты психологической готовности детей к школьному обучению. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению. Потребностно-мотивационная готовность детей к школьному обучению. Эмоционально-волевая готовность детей к школьному обучению. Волевая саморегуляция старших дошкольников. Социально-психологическая готовность детей к школьному обучению. Игрушка в жизни ребенка. Классификация игрушек, требования к ним.
Понятие, виды, функции и назначение игрушек. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.
Классификации игрушек по воспитательному (развивающему) назначению:
Сенсорные (до года в основном звуковые − погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные − калейдоскоп, цветные контурные изображения);
Двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведёрко, оружие);
конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).
По материалу изготовления:
Деревянные
Пластмассовые
Резиновые
Меховые
Металлические
Фарфоровые
Из цветов
Педагогическая классификация детских игрушек:
1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавальные; ж) технические.
2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
а) собственно дидактические − основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами − предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
3. Спортивные игрушки.
4. Игрушки − забавы.
II Игрушки по степени готовности:
Готовые.
Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
III Игрушки по виду применяемого сырья:
Деревянные.
Пластмассовые.
Металлические.
Из тканей, в том числе набивные игрушки.
Резиновые.
Из бумаги и картона.
Из керамики, фарфора и фаянса.
Из древесных материалов, папье-маше.
Из новых синтетических материалов.
IV Игрушки по величине:
Мелкие (размером от 3 до 10 см).
Средние (размером от 10 до 50 см).
Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
V По функциональным свойствам:
Простые, без подвижных деталей.
С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).
Гидравлические.
Пневматические.
Магнитные.
Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
Электронные (на компьютерной основе).
Наборы игрушек (или деталей) − совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
VI Игрушки по художественно-образному решению:
Реалистические.
Условные.
Конструктивные.
Организация предметно-развивающей среды в ДОО.
Понятие и сущность предметно-развивающей среды. Требования к свойствам предметно-развивающей среды: гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установка на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Принципы построения развивающей среды в группе детского сада:
− Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.
− Принцип уважения к мнению ребенка.
− Принцип функциональности.
− Принцип опережающего характера содержания образования.
− Принцип динамичности- статичности среды.
Принципы, формы, методы, приемы и средства в воспитании безопасного поведения дошкольников.
Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте: развитие интереса к правилам безопасного поведения и отношения к опасным для жизни и здоровья ситуациям: развитие устойчивого интереса к правилам безопасного поведения, осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям; расширение и уточнение представлений о способах поведения в опасных ситуациях; поддержание проявлений осмотрительности и осторожности в нетипичных и потенциально опасных ситуациях, желания помочь.
Основные принципы проектирования технологий воспитания безопасного поведения дошкольников: принцип подражания, принцип эмоционального подкрепления и поддержки ребенка, принцип развития познавательных интересов и мотивов безопасности поведения, принцип постепенного развития произвольности безопасного поведения, принцип единства мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов в воспитании безопасного поведения. Методика художественно-эстетического развития дошкольников
Методика приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.
Методы и приемы в процессе художественно-эстетического развития дошкольников: информационно-рецептивные, репродуктивные, исследовательские, эвристические, методы проблемного изложения. Современные формы организации детской изобразительной деятельности и приобщения дошкольников к изобразительному искусству в современном педагогическом процессе: интегрированные, «игровые оболочки» образовательных ситуаций, совместная деятельность ребенка и педагога, экскурсии.
Современные технологии и формы организации музыкальной деятельности детей.
Определение современных подходов к музыкально-художественной деятельности детей: восприятию, исполнительству, творчеству в теоретических и практических аспектах. Интеграция различных видов искусств в процессе музыкального воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова, речи с музыкой. Основные принципы современных технологий музыкального воспитания дошкольников: принцип гуманизации, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка, принцип систематичности и последовательности, принцип продуктивности музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Теория и технологии физического воспитания детей
Физическое воспитание детей дошкольного возраста: значение, задачи, условия.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков, умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.
Задачи (оздоровительные, образовательные). Средства физического воспитания: (гигиенические факторы, естественные силы природы; физические упражнения).
Формы физического воспитания (утренняя зарядка, физические занятия; физкультурные минутки, подвижные игры и физупражнения на прогулке, физдосуги; физпраздники; дни здоровья, туризм. Закаливание - с учетом группы здоровья и т.д).
Значение утренней гимнастики. Структура, содержание, варианты проведения.
Сущность утренней гимнастики. Значение утренней гимнастики. Методические указания к использованию физических упражнений в комплексах утренней гигиенической гимнастики. Структура и содержание утренней гимнастики. Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики. Самоконтроль для занимающихся утренней гимнастикой. Теория и технология экологического образования детей
Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.)
Понятие «познавательная активность». Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.
Экспериментирование как средство формирования познавательной активности. Два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников: 1) активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка, в данном случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы; 2) вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса:
- специально-организованное обучение
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей
Основные формы работы: организованная образовательная деятельность; плановые эксперименты; дидактические игры; беседы; наблюдение и труд; работа в лаборатории.
Формы организации познавательной активности детей: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Создание экологических пространств в дошкольной образовательной организации.
Понятие "экологическое пространство" в ДОО. Виды экологических пространств в помещении детского сада и на его участке: групповой уголок природы, миниферма, фито-поляна, "уголок нетронутой природы", экологическая тропа или зеленый маршрут. Оборудование уголка природы, требования к его организации. Комната природы и зимний сад, их отличия от уголка природы. Организация ухода и содержания объектов на площадке природы. Красота интерьера через фитодизайн. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |