Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки педагогическое образование


НазваниеПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки педагогическое образование
Анкорprogramma gos ekzamena po ped obrazovaniyu doshkolnoe obrazovanie 2014.doc
Дата26.09.2017
Размер0.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаprogramma_gos_ekzamena_po_ped_obrazovaniyu_doshkolnoe_obrazovani
ТипПрограмма
#19853
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Теория и технологии развития математических представлений у детей.

Развитие сенсорных (предметно-пространственных) способов познания математических свойств и отношений: сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение. Развитие логико-математических представлений о конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, закономерностях.

Основные логические приемы познания внешнего мира: сравнение, упорядочение, сериация, группировка, классификация, разбиение. Сравнение как первый способ познания свойств и отношений. Упорядочение и сериация как способы познания размера, количества чисел. Группировка и классификация как сложные умственные действия в познании свойств и отношений. Разбиение – логическое действие, суть которого состоит в разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества (классы). Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение и классификация).

Актуальность развития точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка. Воспитание самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, развитие координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Освоение детьми экспериментально-исследовательских спо­собов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация). Роль решения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и моделирования в развитии логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация).

Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения задачи.

Развитие активности и инициативности детей как основы интеллектуально-творческих проявлений мыслительной деятельности. Роль проблемных и творческих задач, вопросов и ситуаций поиска с элементами экспериментирования в развитии интеллектуально-творческих проявлений детей. Личностно-развивающая направленность содержания мате­матического развития дошкольников – эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и воспитания важнейшего личностного качества – находчивости и самостоятельности в решении интеллектуальных задач.
Теория и технологии развития речи детей. Литературное образование дошкольников.

Связная речь: значение, виды. Методика обучения описательным рассказам в разных возрастных группах.

Связная речь как развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.

Виды связной речи: монологическая, диалогическая.

Признаки связного монологического высказывания. Типы монологов: описание, повествование, рассуждение, контаминация.

Рассказывание (Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала. Рассказывание по картине. Рассказывание на тему из личного опыта. Рассказывание по предложенным сюжетам.

Пересказ (Частичный. Подробный).

Развитие диалогической речи дошкольников. Беседа как методы развития диалогической речи дошкольников.

Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей. Методика чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах.

Литературное произведение как единство содержания и художественной формы. Подготовка детей к восприятию художественного произведения. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста.

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Рассказывание воспитателя. Инсценирование. Заучивание наизусть.

Методика занятий: подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Методика развития речевого творчества: обучение сочинению загадок, метафор, стихосложению.

Речевое творчество как речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

Обучение дошкольников составлению сравнений как основа для обучения составлению загадок. Модели составления загадок дошкольниками.

Технология составления детьми метафор.

Использование «складных картинок» для составления стихотворных текстов. Дидактические игры для развития речевого творчества дошкольников.
Технологии решения педагогических задач

По Г. Альтшуллер ТРИЗ-технология решения педагогических задач.

1. Точно понять задачу; 2. сформулировать противоречие и идеальный конечный результат; 3. составить модель задачи; 4. поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи; 5. применить приемы разрешения противоречий; 6. сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений); 7. выбрать самое сильное решение; 8. проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача.

Вопросы для ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Общие основы педагогики:

  1. Педагогика как наука, объект и предмет ее исследования. Основные педагогические категории.

  2. Формы и методы педагогического взаимодействия.

  3. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

  4. Современная система образования в России.


Педагогическая психология:

  1. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.

  2. Характеристика современных педагогических систем (система М. Монтессори, Г.  Домана; методика Н. Зайцева, школа Никитиных и др.).

  3. Психологические основы игры. Структура сюжетно-ролевой игры и её роль в развитии дошкольника.

  4. Развитие и формирование способностей детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их развития.


Методология и методика психолого-педагогических исследований:

  1. Классификация методов психолого-педагогических исследований.

  2. Методика проведения психолого-педагогического исследования. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования.


Социальная педагогика:

  1. Социализация: факторы, средства, механизмы.

  2. Социально-личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста


Возрастная психология:

  1. Раннее детство: деятельность, умственное развитие (восприятие, воображение, память, мышление), развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет.

  2. Дошкольный возраст: деятельность и ее роль в развитии ребенка. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст: умственное развитие (восприятие, внимание, память, воображение, развитие мышления и речи).

  3. Социальная ситуация развития и деятельность в младшем школьном возрасте. Умственное развитие в младшем школьном возрасте (внимание, память, мышление, воображение, речь). Проблема готовности ребенка к школе. Кризис 6-7 лет.


Основы специальной педагогики и психологии

  1. Нарушения развития: классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

  2. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

  3. Современные психолого-педагогические подходы к классификации интеллектуальных нарушений (задержка психического развития, олигофрения, деменция)


Дошкольная педагогика

  1. Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Организация дошкольного образования в свете ФГОС

  2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Виды и методы воспитания дошкольников.

  3. Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.

  4. Адаптация детей к дошкольной образовательной организации.

  5. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников.

  6. Сенсорное воспитание в ДОО: понятие, значение, задачи, содержание, методика.

  7. Подготовка ребенка к школе (понятие и виды готовности к школьному обучению, аспекты школьной зрелости). Деятельность воспитателя по подготовке ребенка к школе.

  8. Игрушка в жизни ребенка. Классификация игрушек, требования к ним.

  9. Организация предметно-развивающей среды в ДОО.

  10. Принципы, формы, методы, приемы и средства в воспитании безопасного поведения дошкольников.


Методика художественно-эстетического развития дошкольников

  1. Методика приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

  2. Современные технологии и формы организации музыкальной деятельности детей.


Теория и технологии физического воспитания детей

  1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: значение, задачи, условия.

  2. Значение утренней гимнастики. Структура, содержание, варианты проведения.


Теория и технология экологического образования детей

  1. Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста (организация познавательно-исследовательской деятельности детей, организация элементарных опытов и наблюдений и др.)

  2. Создание экологических пространств в дошкольной образовательной организации.


Теория и технологии развития математических представлений у детей.

  1. Развитие сенсорных (предметно-пространственных) способов познания математических свойств и отношений: сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение. Развитие логико-математических представлений о конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, закономерностях.

  2. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение и классификация).

  3. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения задачи.


Теория и технологии развития речи детей. Литературное образование дошкольников.

  1. Связная речь: значение, виды. Методика обучения описательным рассказам в разных возрастных группах.

  2. Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей. Методика чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах.

  3. Методика развития речевого творчества: обучение сочинению загадок, метафор, стихосложению.


Практикоориентированные задания:

  1. Разработайте программу психолого-педагогической коррекции педагогически запущенных детей.

  2. Сформулируйте правила и опишите формы работы воспитателя ДОО с семьей.

  3. Разработайте план родительского собрания для родителей воспитанников детского сада на тему «Психологические особенности адаптации детей к школе».

  4. Сформулируйте правила работы с гиперактивными детьми.

  5. Сформулируйте правила работы с тревожными детьми.

  6. Сформулируйте правила работы с агрессивными детьми.

  7. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты. (Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?).

  8. Студентка института, выполняя курсовую работу по теме «Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!» (Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой?)

  9. Изучать заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью можно методом наблюдения. (Составьте план проведения наблюдений. Определите способы регистрации наблюдаемых фактов).

  10. Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок; в центре листа — большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» «А я не уместился», – ответил мальчик. (Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?)

  11. Воспитатель детского сада каждый вечер наблюдает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму или бабушку, пришедших за ним, как он покидает ,группу детского сада. (На какие симптомы поведения детей, реакции должен обратить внимание воспитатель? Чем полезны эти наблюдения?)

  12. На занятии Шура разбирает у доски слово «слон». Интонируя, он правильно называет первый и второй звуки, но когда доходит до третьего звука, кто-то подсказывает: «а». Мальчик поворачивается к группе и говорит: «Нет, не «а», а «о». Если бы «а», то было бы «слан», а тут «слон». (В каком возрасте ребенок осознает звуковой состав речи? Что влияет на осознание звукового состава слова? Приведите примеры словесного анализа речи ребенком из своих наблюдений).

  13. Маша (4 года), рассказывая сказку «Снегурушка и лиса», пропускала то место, где говорится, что Снегурушка послушала лису, слезла с дерева, и лиса привезла ее домой. После слов: «Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь» – она продолжала веселым голосом: «Листайте, листайте дальше, я вам Снегурушку привезла». (Назовите причину непоследовательности в рассказе девочки, пропуска существенных частей содержания сказки).

  14. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально, физически и т.д. Но в беседе с сыном, мама узнала, что у него нет желания идти в школу. (С чем связано такое рассогласование? Будет ли успешно сын учиться в школе? Что необходимо предпринять?)

  15. Воспитатель проводит подвижную игру в младшей группе. В руках – игрушка кот. «Дети, – говорит он, – вы будете мышками, а кот будет вас ловить, когда проснется». (Какой дидактический принцип использован? С какой целью?).

  16. В музыкальном уголке средней группы находятся металлофон, барабан, бубен, ложки, свистульки, арфа, аккордеон, 7-и ступенчатая лесенка, маленький фланелеграф. (Определите значение наличия музыкального уголка в групповой комнате. перечислите, какие материалы и пособия рекомендуется иметь в музыкальном уголке в средней группе; укажите, что из перечисленного не соответствует данному возрасту, и объясните почему).

  17. Педагогическая ситуация: Воспитанники готовили подарки мамам к празднику 8 марта. Юра нарисовал портрет своей мамы. На следующий день он со слезами на глазах рассказал воспитателю, что мама рассердилась и сказала: «Что, я уж такая уродина?» (Какие методы можно использовать при обучении дошкольников рисованию портрета? Какую работу с родителями необходимо провести? Обоснуйте свой ответ).

  18. Воспитатель ставит на верхней ступеньке счетной лесенки три большие матрешки, на нижней – три маленькие. (Сформулируйте, какие вопросы задал воспитатель детям? Какая программная задача решалась на занятиях? В какой группе проводится работа?)

  19. Вам предлагается педагогическая ситуация: «Ребенок, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз и стрела бах…бах… И он упал… Тогда все… так бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит: «Под красный, под красный… А она так плачет…». (Укажите особенности речи ребенка; над какой стороной речи следует работать воспитателю? назовите приемы их решения).

  20. Зарисуйте план-схему экологической тропы. Расскажите об организации работы на ней.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ
Оценка «отлично» – за глубокие и полные знания программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы; приведение практических примеров.

«Оценка хорошо» – за твердые и достаточно полные знания программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений: последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при

свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; четкое изображение схем и графиков.

«Оценка удовлетворительно» – за твердое знание и понимание основных вопросов программы: правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора; наличие ошибок в чтении и изображении схем и графиков; при ответах на в опросы основная рекомендованная литература использована недостаточно.

«Оценка неудовлетворительно» – за неправильные ответы хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей