Главная страница
qrcode

коррекционная программа Волшебная сенсоная комната. Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Удивительный знакомый мир Обсуждено на заседании мо


НазваниеПрограмма работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты Удивительный знакомый мир Обсуждено на заседании мо
Дата08.10.2019
Размер69.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлакоррекционная программа Волшебная сенсоная комната.doc
ТипПрограмма
#64053
Каталог




  • ГОУ ТО «Заокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
  • _______________________________________________________________________

  • Утверждаю Согласовано
  • Директор_______________ ЗД по УВР________________





  • Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир»


  • Обсуждено на заседании МО
  • учителей математике и технических дисциплин
  • (протокол от ___08. 2013г. № 1 )





  • Составила программу
  • педагог-психолог
  • Щукина А.А.















  • 2013-2014 учебный год


    Пояснительная записка

    Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

    Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния.

    Программа «Удивительный знакомый мир» содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Чаще всего именно здесь проявляются наибольшие трудности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Влияние занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты на развитие интеллектуальной деятельности определяется следующим. По мере развития восприятия внешние действия с предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризуются. Они переходят в умственный план, а эталоны запоминаются. Ориентировка в них становится операцией в структуре целостного действия. Важным моментом для выявления особенностей построения занятий с детьми, подростками, а в ряде случаев и со взрослыми в сенсорной комнате (и в светлой, и темной) является понимание того, что ориентировки в действиях с предметами (реальными и интерактивными), если они направлены на внешние признаки объектов, становятся образами восприятия, установление связей и зависимостей между которыми положительно влияет на развитие мышления. Необходимо знать и учитывать тот факт, что в работе с детьми, подростками или взрослыми в сенсорной комнате возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают относительную самостоятельность и собственную логику развития. Например, они могут предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.

    Для того чтобы правильно организовать работу в темной сенсорной комнате, необходимо учитывать, что восприятие человеком пространства рассматривается как один из видов отражения отношений между объектами. Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна сторона представляет собой собственно перцептивное, непосредственно чувственное отражение определенных связей между объектами, другая связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира, а у взрослых людей способствует гармонизации их отношений с окружающим миром. Именно в специально организованной для психологической работы темной сенсорной комнате такое взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с человеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность.

    Подобно общей природе отражения окружающего мира в мозгу человека, отражение пространства и времени выступает в двух основных формах, которые одновременно являются и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логически-понятийной). Взаимосвязь и единство этих форм отражения составляет важнейшую закономерность развития познавательной деятельности человека, проявляющуюся и в области отражения пространственно-временных отношений между предметами внешнего мира. Логическое (опосредованное) познание пространства и времени связано с накоплением человеком знаний, проверкой их истинности в общественной практике. В условиях темной сенсорной комнаты опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность».

    Общие рекомендации по работе с программой «Удивительный знакомый мир». Настоящая программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития.

    Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в темной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.

    Длительность занятий 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

    Цели программы – расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка.

    Задачи:

    1. Теоретические:
    1.1 осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья;
    1.2 осуществить анализ социально-психологических особенностей детей, с которыми будут проводиться занятия по программе.
    2. Методическая: на основе проведенного теоретического анализа детей подобрать и разработать упражнения для программы.
    3. Практические:
    3.1 сформировать у ребенка представления об окружающем мире;
    3.2 развить зрительные, слуховые и тактильные ощущения;
    3.3 развить сенсомоторные навыки;
    3.4 осуществить стимуляцию воображения ребенка;
    3.5 осуществить коррекцию внимания;
    3.6 осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.

    Теоретико-методологическая основа семинара-практикума: положения субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщинков, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков и другие); положения комплексного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и другие); положения специальной психологии (Э. Сеген, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.В. Дубровина и другие); положения телесноориентированной терапии (В. Райх, А. Лоуэн, Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А. Янов), положения психосемантики (В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, А.А. Нистратова, С.В. Василенко и другие).

    Формы работы: когнитивно-поведенческие техники психокоррекции, техники арттерапии, техники телесноориентированной терапии.

    Оборудование:
    веселый фонтан;
  • пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь».
  • детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
  • маты напольные;
  • проектор «Солнечный-100»;
  • зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;
  • профессиональный прибор заливки цветом;
  • сухой бассейн;
  • музыкальный центр и набор музыкальных дисков.
    Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой ребенка, наблюдением за его поведением в различных ситуациях, отслеживанием его учебной деятельности.

    Предполагаемый результат: улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

    Цель занятия
    Методики, приборы.
    1
    Знакомство с сенсорной комнатой, релаксация
    Введение в мир сенсорной комнаты, звуки, звездный дождь, ковер настенный, плазма, аудио материал (ночь).
    2
    Релаксация, профилактика или устранение так называемой «тактильной агнозии текстуры объекта».
    Тактильная дорожка, панно и материалы «шероховатость» — «гладкость», объемные геометрические фигуры, ( используя руку).
    3
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (сильные ноги, ловкие ноги, спрячем руки, схвати шар), релаксация-«задуй свечу», поза Йоги- «гора».
    4
    Релаксация, профилактика или устранение так называемой «тактильной агнозии текстуры объекта».
    Тактильная дорожка, панно и материалы «мягкость» -«твердость», объемные геометрические фигуры, буквы или цифры, (используя ногу), нарисовать по памяти. Сухой бассейн, плазма.
    5
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (поймай бабочку, погреем ноги, быстрые ноги, рыбки, прятки), релаксация-«ленивая кошка», поза Йоги- «дерево».
    6
    Релаксация, профилактика или устранение так называемой «тактильной агнозии текстуры объекта».
    Тактильная дорожка, панно и материалы, нарисовать по памяти. Сухой бассейн, плазма.
    7
    Развитие восприятия, релаксация.
    Сухой бассейн; теплая - холодная вода, аквариум, музыка.
    8
    Развитие обонятельного восприятия, релаксация.
    Набор ароматов №1 (арома лампа), обонятельная угадай-ка, жар-птица, звездный ковер.
    9
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (жуки, велосипед, кто быстрее, лягушки, ежики), релаксация-«озорные щеки», « рот на замке», поза Йоги- «треугольник».
    10
    Развитие обонятельного восприятия, релаксация.
    Набор ароматов №2 (арома лампа), обонятельная угадай-ка, жар-птица, звездный ковер.
    11
    Развитие акустического (слухового) восприятия, релаксация.
    Узнаванию предметов или явлений по соответствующему звучанию ( Набор 1). Специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Жар-птица, плазма, нить с контроллером.
    12
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (бабочка летит, юла, потанцуем, найди игрушку, строим дом), релаксация-«злюка», «любопытная Варвара», поза Йоги- «Змея».
    13
    Развитие акустического (слухового) восприятия, релаксация.
    Узнаванию предметов или явлений по соответствующему звучанию ( Набор 2). Специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Жар-птица, плазма, нить с контроллером.
    14
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (приветствие, волны, кто больше, перекати, цветные острова), релаксация-«лимон», «пара», поза Йоги- «Плуг».
    15
    Развитие акустического (слухового) восприятия, релаксация.
    Узнаванию предметов или явлений по соответствующему звучанию ( Набор 3). Специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Жар-птица, плазма, нить с контроллером.
    16
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (полощем белье, часы, шаловливые руки), релаксация-«вибрация», «палуба», «лошадки», поза Йоги- «свеча».
    17
    Развития перцептивных способностей, релаксация.
    Четыре различных растворасладкий (раствор сахара):соленый (раствор соли), кислый (раствор яблочного уксуса или лимона), горький раствор.

    Комбинация вкусов и запахов. Сухой бассейн.
    18
    Развития перцептивных способностей, релаксация.
    Другие вкусы, комбинация вкусов и запахов, сухой бассейн.
    19
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (солнышко, шарики, кто точнее), релаксация-«слон, птички», поза Йоги- «поза трупа».
    20
    Развитию зрительного восприятия, развитию произвольности, релаксация.
    Плетения цветных (сверкающих) шнуров, нить с контроллером, жар-птица, плазма.
    21
    Развития тактильно-двигательного восприятия, релаксация, развитие моторики.
    «Волшебный мешок», сухой бассейн, грозовое облако.
    22
    Релаксация, тактильное восприятие.
    Игры в сухом бассейне (поймай шарик, догони шарик, самомассаж – горох, фасоль, тесто), релаксация-«птички», поза Йоги- «гора».
    Используемая литература:

    - Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007

    - Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. –М.: АРКТИ, 20

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом