Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (огэ) Демонстрационный


НазваниеПрограммам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (огэ) Демонстрационный
Анкорfizika2017oge9 demo-proekt.pdf
Дата31.12.2017
Размер0.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаfizika2017oge9demo-proekt.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#33863
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

ПРОЕКТ
Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования в форме
основного государственного экзамена (ОГЭ)
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для
проведения в 2017 году основного государственного
экзамена по ФИЗИКЕ
подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 2 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для
проведения в 2017 году основного государственного
экзамена по ФИЗИКЕ
Пояснение к демонстрационному варианту
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2017 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2017 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2017 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физике, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по физике.

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 3 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Демонстрационный вариант 2017 года
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом и одно задание с развёрнутым ответом, часть 2 содержит четыре задания с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа
(180 минут).
Ответы к заданиям 2–5, 8, 11–14, 17, 18 и 20, 21 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 записываются в виде последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 записываются в виде числа с учётом указанных в ответе единиц. Единицы измерения в ответе указывать не надо.
Ответы запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2. Задание 23 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 4 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Наименование
Обозначение
Множитель гига
Г 10 9
мега
М 10 6
кило к 10 3
гекто г 10 2
санти с 10
– 2
милли м 10
– 3
микро мк 10
– 6
нано н 10
– 9
Константы
ускорение свободного падения на Земле
g = 10 2
м с гравитационная постоянная
G = 6,7·10
–11 2
2
Н м кг

скорость света в вакууме
с = 3·10 8
м с элементарный электрический заряд
e = 1,6·10
–19
Кл

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 5 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Плотность
бензин
710 3
кг м
древесина (сосна)
400 3
кг м
спирт
800 3
кг м
парафин
900 3
кг м
керосин
800 3
кг м
лёд
900 3
кг м
масло машинное
900 3
кг м
алюминий
2700 3
кг м
вода
1000 3
кг м
мрамор
2700 3
кг м
молоко цельное
1030 3
кг м
цинк
7100 3
кг м
вода морская
1030 3
кг м
сталь, железо
7800 3
кг м
глицерин
1260 3
кг м
медь
8900 3
кг м
ртуть
13 600 3
кг м
свинец
11 350 3
кг м
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 6 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Удельная
теплоёмкость воды
4200
Дж кг С


теплота парообразования воды 2,3⋅10 6
Дж кг теплоёмкость спирта
2400
Дж кг С


теплота парообразования спирта
9,0
⋅10 5
Дж кг теплоёмкость льда
2100
Дж кг С


теплота плавления свинца
2,5
⋅10 4
Дж кг теплоёмкость алюминия
920
Дж кг С


теплота плавления стали
7,8
⋅10 4
Дж кг теплоёмкость стали
500
Дж кг С


теплота плавления олова
5,9
⋅10 4
Дж кг теплоёмкость цинка
400
Дж кг С


теплота плавления льда
3,3
⋅10 5
Дж кг теплоёмкость меди
400
Дж кг С


теплота сгорания спирта
2,9
⋅10 7
Дж кг теплоёмкость олова
230
Дж кг С


теплота сгорания керосина
4,6
⋅10 7
Дж кг теплоёмкость свинца
130
Дж кг С


теплота сгорания бензина
4,6
⋅10 7
Дж кг теплоёмкость бронзы
420
Дж кг С


Температура плавления
Температура кипения
свинца
327
°С воды
100
°С олова
232
°С спирта
78
°С льда
0
°С
Удельное электрическое сопротивление,
2
Ом мм м

(при 20 °С) серебро 0,016 никелин 0,4 медь 0,017 нихром (сплав) 1,1 алюминий
0,028 фехраль 1,2 железо 0,10
Нормальные условия:
давление 10 5
Па, температура 0
°С

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 7 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Часть 1
Ответом к заданиям 1, 6, 9, 15, 19
является последовательность цифр.
Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Ответом к заданиям 2–5, 8, 11–14, 17, 18 и 20,
21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного
ответа. Ответом к заданиям 7, 10 и 16 является число. Единицы
измерения в ответе указывать не надо.
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в
БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания,
начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Установите соответствие между физическими величинами и приборами для измерения этих величин: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ПРИБОРЫ
А) атмосферное давление
Б) температура воздуха
В) влажность воздуха
1) манометр
2) термометр
3) калориметр
4) барометр-анероид
5) гигрометр
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В
Ответ:
На рисунке приведён график зависимости модуля скорости прямолинейно движущегося тела от времени (относительно Земли).
На каком(-их) участке(-ах) сумма сил, действующих на тело, равна нулю?
1) на участках ОА и ВС
2) только на участке АВ
3) на участках АВ и СD
4) только на участке CD
Ответ:
1
2
10 0
t, с
υ, м/с
A
B
C
D
1 2
3 4
5
, c
t
υ, м
с
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 8 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Мяч бросают вертикально вверх с поверхности Земли. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. При увеличении начальной скорости мяча в 2 раза высота подъёма мяча
1) увеличится в
2 раза
2) увеличится в 2 раза
3) увеличится в 4 раза
4) не изменится
Ответ:
Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, испускаемых камертонами, если для первой волны амплитуда А
1
= 1 мм, частота
ν
1
= 600 Гц, для второй волны амплитуда А
2
= 2 мм, частота ν
2
= 300 Гц.
1) громкость первого звука больше, чем второго, а высота тона меньше
2) и громкость, и высота тона первого звука больше, чем второго
3) и громкость, и высота тона первого звука меньше, чем второго
4) громкость первого звука меньше, чем второго, а высота тона больше
Ответ:
Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3
(рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V
1
= V
3
< V
2 1
2 1
3
а б
Минимальную среднюю плотность имеет(-ют) шар(-ы)
1)
1 2)
2 3)
3 4)
1 и 2
Ответ:
3
4
5

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 9 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.
1)
В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную потенциальную энергию.
2)
В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют минимальную потенциальную энергию.
3)
Маятник 1 совершает затухающие колебания.
4)
При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника убывает.
5)
Частоты колебаний маятников совпадают.
Ответ:
На коротком плече рычага укреплён груз массой 100 кг. Для того чтобы поднять груз на высоту 8 см, к длинному плечу рычага приложили силу, равную 200 Н. При этом точка приложения этой силы опустилась на 50 см.
Определите КПД рычага.
Ответ: _____%
6
7
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 10 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
В открытый сосуд, заполненный водой, в области А
(см. рисунок) поместили крупинки марганцовки
(перманганата калия). В каком(-их) направлении(-ях) преимущественно будет происходить окрашивание воды от крупинок марганцовки, если начать нагревание сосуда с водой так, как показано на рисунке?
1)
1 2)
2 3)
3 4) во всех направлениях одинаково
Ответ:
На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени
τ
, полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.
t,
o
C
τ, с
0
t
1
t
2 1
2 3 4 5
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1)
Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.
2)
Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.
3)
Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии.
4)
Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика.
5)
Температура t
2
равна температуре плавления данного вещества.
Ответ:
8
1 2 3
A
9

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 11 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
3 л воды, взятой при температуре 20 °С, смешали с водой при температуре
100 °С. Температура смеси оказалась равной 40 °С. Чему равна масса горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
Ответ: _________________кг.
Положительно заряженную стеклянную палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок).
+
Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки правильно показано на рисунке
1)
2)
3)
4)
Ответ:
10
11
– –










+
+
+
+
+
+
+
+




+
+
+
+
+
+
+
+
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 12 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Имеется три резистора, изготовленных из различных материалов и имеющих различные размеры (см. рисунок).
1 2
3
медь медь железо
Наименьшее электрическое сопротивление при комнатной температуре имеет(-ют) резистор(-ы)
1)
1 2)
2 3)
3 4)
1 и 2
Ответ:
Линейный проводник закрепили над магнитной стрелкой и собрали электрическую цепь, представленную на рисунке.
N
S
При замыкании ключа магнитная стрелка
1) останется на месте
2) повернётся на 180
о
3) повернётся на 90
о и установится перпендикулярно плоскости рисунка южным полюсом на читателя
4) повернётся на 90
о и установится перпендикулярно плоскости рисунка северным полюсом на читателя
Ответ:
12
13

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 13 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Какая из представленных на рисунке схем хода параллельного пучка лучей соответствует случаю дальнозоркого глаза?
1)
2)
3)
4)
Ответ:
На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как изменяются при передвижении ползунка реостата влево его сопротивление и сила тока в цепи?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.
Цифры в ответе могут повторяться.
Сопротивление реостата 2
Сила тока в цепи
Рассчитайте длину нихромовой проволоки площадью поперечного сечения
0,05 мм
2
, необходимой для изготовления спирали нагревателя мощностью
275 Вт, работающего от сети постоянного напряжения 220 В.
Ответ: __________________ м.
14
15
1 2
16
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 14 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Радиоактивный препарат помещают в магнитное поле, в результате чего пучок радиоактивного излучения распадается на три компоненты (см. рисунок).
Компонента (1) соответствует
1) альфа-излучению
2) гамма-излучению
3) бета-излучению
4) нейтронному излучению
Ответ:
Ученик провёл опыты по изучению силы трения скольжения, равномерно перемещая брусок с грузами по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра (см. рисунок).
Результаты измерений массы бруска с грузами m, площади соприкосновения бруска и поверхности S и приложенной силы F он представил в таблице.
№ опыта Поверхность
m, г S, см
2
F, Н
1
Деревянная рейка 200 30 0,8 2
Пластиковая рейка 200 30 0,4 3
Деревянная рейка 100 20 0,4
На основании выполненных измерений можно утверждать, что сила трения скольжения
1) не зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности
2) с увеличением площади соприкасаемых поверхностей увеличивается
3) с увеличением массы бруска увеличивается
4) зависит от рода соприкасающихся поверхностей
Ответ:
(1)
(2)
(3)
B
17
18

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 15 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Используя две катушки, одна из которых подсоединена к источнику тока, а другая замкнута на амперметр, ученик изучал явление электромагнитной индукции. На рисунке А представлена схема эксперимента, а на рисунке Б – показания амперметра для момента замыкания цепи с катушкой 1 (рис. 1), для установившегося постоянного тока, протекающего через катушку 1
(рис. 2), и для момента размыкания цепи с катушкой 1 (рис. 3).
Рисунок
А
Рисунок Б
Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих экспериментальным наблюдениям. Укажите их номера.
1)
В катушке 1 электрический ток протекает только в момент замыкания и размыкания цепи.
2)
Направление индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока, пронизывающего катушку 2.
3)
При изменении магнитного поля, создаваемого катушкой 1, в катушке 2 возникает индукционный ток.
4)
Направление индукционного тока в катушке 2 зависит от того, увеличивается или уменьшается электрический ток в катушке 1.
5)
Величина индукционного тока зависит от магнитных свойств среды.
Ответ:
19
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 16 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Прочитайте текст и выполните задания 20–22.
Молния и гром
Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках – образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие – положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию.
Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли.
Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии.
Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3·10 8
м/с). Разряд молнии длится всего 0,1–0,2 с.
Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошёл разряд молнии, тем длиннее пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далёких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15–20 км; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 км.
Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных её участков доходит до наблюдателя в разные моменты времени. Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч – возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 17 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Для того чтобы оценить, приближается к нам гроза или нет, необходимо измерить
1) время, соответствующее паузе между вспышкой молнии и сопровождающими её
раскатами грома
2) время между двумя вспышками молнии
3) время двух последовательных пауз между вспышками молнии и сопровождающими их раскатами грома
4) время, соответствующее длительности раската грома
Ответ:
Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?
А. Громкость звука всегда ослабевает в конце громовых раскатов.
Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
Ответ:
Не
забудьте
перенести
все
ответы
в
бланк
ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
При выполнении задания 22 с развёрнутым ответом используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.
Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его
развёрнутое, логически связанное обоснование. Ответ записывайте
чётко и разборчиво.
Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда внутриоблачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте?
Ответ поясните.
20
21
22
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 18 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Часть 2
Для ответов на задания 23–26 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания (23, 24 и т.д.), а затем ответ к нему.
Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;
3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите значение оптической силы линзы.
Задание 24 представляет собой вопрос, на который необходимо дать
письменный ответ. Полный ответ должен содержать не только ответ
на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.
Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.
Для заданий 25, 26 необходимо записать полное решение, включающее
запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение
которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также
математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому
ответу.
Шары массами 6 и 4 кг, движущиеся навстречу друг другу со скоростью 2 м с
каждый относительно Земли, соударяются, после чего движутся вместе.
Определите, какое количество теплоты выделится в результате соударения.
Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь.
23
24
25
26

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 19 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Система оценивания экзаменационной работы по физике
Часть 1
За верное выполнение каждого из заданий 2–5, 7, 8, 10–14, 16–18 и 20, 21 выставляется по 1 баллу.
Задание 1 оценивается в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа; в 1 балл, если допущена одна ошибка; в 0 баллов, если допущено более одной ошибки.
Каждое из заданий 6, 9, 15, 19 оценивается в 2 балла, если верно указаны оба элемента ответа; в 1 балл, если допущена одна ошибка; в 0 баллов, если оба элемента указаны неверно.
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
1 425 8 1 15 21 2 3 9 25 16 8 3 3 10 1 17 1 4 4 11 2 18 4 5 2 12 1 19 34 6 12 13 4 20 3 7 80 14 3 21 2
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 20 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Молния и гром
Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках – образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие – положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию.
Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли.
Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии.
Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3·10 8
м/с). Разряд молнии длится всего 0,1–0,2 с.
Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошёл разряд молнии, тем длиннее пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далёких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15–20 км; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 км.
Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных её участков доходит до наблюдателя в разные моменты времени. Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч – возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 21 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда внутриоблачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте?
Ответ поясните.
Образец возможного ответа
1. Сверху вниз.
2. Согласно описанию в тексте верхняя часть облака содержит преимущественно мелкие частицы, имеющие избыточный положительный заряд. Внизу облака накапливаются крупные частицы, имеющие избыточный отрицательный заряд. За направление электрического тока принимается направление движения в электрическом поле, создаваемом током, свободной положительно заряженной частицы.
22
Содержание критерия
Баллы
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок
2
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объёме, или в них содержится логический недочёт.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован
1
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют
0
Максимальный балл
2
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 22 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;
3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите значение оптической силы линзы.
Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования № 6 в следующем составе:
Наборы лабораторные
Комплект «ГИА-лаборатория»
Комплект № 6

собирающая линза, фокусное расстояние F
1
= (60 ± 10) мм

линейка длиной 300–400 мм с миллиметровыми делениями

экран

рабочее поле

источник питания постоянного тока

соединительные провода,
3 шт.

ключ

лампа на подставке

собирающая линза, фокусное расстояние F
1
= (97 ± 10) мм

линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями

экран

направляющая (оптическая скамья)

держатель для экрана

источник питания постоянного тока

соединительные провода

ключ

лампа на держателе
Внимание!
При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.
Образец возможного выполнения
1. Схема экспериментальной установки (изображение удалённого источника света (окна) формируется практически в фокальной плоскости):
F
23

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 23 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
2. D =
1
F
3. F = 60 мм = 0,060 м.
4. D =
1 0,06 м
≈ 17 дптр.
Указание экспертам
Измерение фокусного расстояния считается верным, если попадает в интервал ±15 мм к номинальному значению.
Содержание критерия
Баллы
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
1) схематичный рисунок экспериментальной установки;
2) формулу для расчёта искомой величины по доступным для измерения величинам (в данном случае для оптической силы через
фокусное расстояние);
3) правильно записанные результаты прямых измерений (в данном
случае результаты измерения фокусного расстояния);
4) полученное правильное численное значение искомой величины
4
Приведены все элементы правильного ответа 1–4, но допущена ошибка при вычислении значения искомой величины.
ИЛИ
Допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины.
ИЛИ
Допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует, или отсутствует формула в общем виде для расчёта искомой величины
3
Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчёта искомой величины, и не получен ответ.
ИЛИ
Правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчёта искомой величины, но не получен ответ, и не приведён рисунок экспериментальной установки.
ИЛИ
Правильно приведены значения прямых измерений, приведён правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчёта искомой величины
2
Записаны только правильные значения прямых измерений.
ИЛИ
Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для расчёта искомой величины.
ИЛИ
1
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 24 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи.
Отсутствие попыток выполнения задания
0
Максимальный балл 4
Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.
Образец возможного ответа
1. Деревянный шарик в сорокоградусную жару на ощупь кажется холоднее.
2. Теплопроводность металлического шарика больше теплопроводности деревянного. Теплоотвод от металлического шарика к более холодному пальцу происходит интенсивнее, это создаёт ощущение более горячего тела.
Содержание критерия
Баллы
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.
2
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента правильного ответа или указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.
1
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют.
0
Максимальный балл 2
24

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 25 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Шары массами 6 и 4 кг, движущиеся навстречу друг другу со скоростью 2 м с
каждый относительно Земли, соударяются, после чего движутся вместе.
Определите, какое количество теплоты выделится в результате соударения.
Возможный вариант решения
Дано:
m
1
= 6 кг
m
2
= 4 кг
υ
= 2 м
с
Согласно закону сохранения импульса
(
)
1 2
1 2
m
m
u m
m
υ
υ

=
+
Отсюда скорость шаров после удара:
(
)
1 2
1 2
m
m
u
m
m
υ

=
+
Согласно закону сохранения энергии можно найти выделившееся количество теплоты как изменение кинетической энергии системы тел до и после взаимодействия:
(
)
2 2
2 1
2 1
2 2
2 2
m
m u
m
m
Q
υ
υ


+
=
+







Отсюда:
2 1
2 1
2 2m m
Q
m
m
υ
=
+
Q – ?
Ответ: Q = 19,2 Дж
25
Содержание критерия
Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом
(в данном решении: закон сохранения энергии, закон сохранения
импульса);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям»
(с промежуточными вычислениями)
3
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчетов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка
2
Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 26 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь.
Возможный вариант решения
Дано:
Р = 600 Вт
V = 2 л = 0,002 м
3
ρ = 1000 кг/м
3
с = 4200 Дж/(кг·°С)
τ = 420 с
ρ
,
m
V
= ⋅ значит m = 2 кг
2
U
Р
R
=
, отсюда сопротивление одного нагревателя
2
U
R
P
=
Закон сохранения энергии при нагревании воды при параллельном соединении двух спиралей: двух
τ
Q
P
=
или
2 2
общее
2
τ
τ 2 τ
U
U
cm t
P
R
R
Δ =
=
=
2 τ
P
t
cm
Δ =
Δt – ?
Ответ: 60 °С
Содержание критерия
Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении: закон сохранения энергии, формула
расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания воды,
формула для расчёта сопротивления системы проводников при
параллельном соединении, формула мощности тока, формула
расчёта массы тела по его объёму и плотности);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и
3
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла
0
Максимальный балл 3
26

Физика. 9 класс
Используется с бланками ответов - 27 / 27
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации представлен ответ. При этом допускается решение «по частям»
(с промежуточными вычислениями).
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка
2
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла
0
Максимальный балл
3
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован
Минюстом России 03.02.2014 № 31206)
«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося.
Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».
Если расхождение составляет 2 и более балла за выполнение любого из заданий 22 – 26, то третий эксперт проверяет только те задания, которые
вызвали столь существенное расхождение.

ПРОЕКТ
Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования в форме
основного государственного экзамена (ОГЭ)
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения основного
государственного экзамена по ФИЗИКЕ
подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Физика.9 класс
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
2
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения основного государственного экзамена по
ФИЗИКЕ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физи- ке (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее –
КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в ко- тором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государст- венного стандарта основного общего образования по физике (приказ Миноб- разования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального обще- го, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Кодификатор состоит из двух разделов:
– Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ФИЗИКЕ»;
– Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ФИЗИКЕ».
В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курси- вом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных обра- зовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не вклю- чено в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников», т.е. не является объектом контроля. Также в кодификатор не включены те требо- вания к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей