ПРОЕКТ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 2 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииДемонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ Пояснение к демонстрационному варианту При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2017 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2017 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2017 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физике, размещённом на сайте: www.fipi.ru. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по физике. Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 3 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант 2017 года Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом и одно задание с развёрнутым ответом, часть 2 содержит четыре задания с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 2–5, 8, 11–14, 17, 18 и 20, 21 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответы к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 записываются в виде последовательности цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответы к заданиям 7, 10 и 16 записываются в виде числа с учётом указанных в ответе единиц. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Ответы запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2. Задание 23 экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 4 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы. Десятичные приставки Наименование Обозначение Множитель гига Г 10 9 мега М 10 6 кило к 10 3 гекто г 10 2 санти с 10 – 2 милли м 10 – 3 микро мк 10 – 6 нано н 10 – 9 Константы ускорение свободного падения на Земле g = 10 2 м с гравитационная постоянная G = 6,7·10 –11 2 2 Н м кг ⋅ скорость света в вакууме с = 3·10 8 м с элементарный электрический заряд e = 1,6·10 –19 Кл
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 5 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Плотность бензин 710 3 кг м древесина (сосна) 400 3 кг м спирт 800 3 кг м парафин 900 3 кг м керосин 800 3 кг м лёд 900 3 кг м масло машинное 900 3 кг м алюминий 2700 3 кг м вода 1000 3 кг м мрамор 2700 3 кг м молоко цельное 1030 3 кг м цинк 7100 3 кг м вода морская 1030 3 кг м сталь, железо 7800 3 кг м глицерин 1260 3 кг м медь 8900 3 кг м ртуть 13 600 3 кг м свинец 11 350 3 кг м Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 6 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж кг С ⋅ теплота парообразования воды 2,3⋅10 6 Дж кг теплоёмкость спирта 2400 Дж кг С ⋅ теплота парообразования спирта 9,0 ⋅10 5 Дж кг теплоёмкость льда 2100 Дж кг С ⋅ теплота плавления свинца 2,5 ⋅10 4 Дж кг теплоёмкость алюминия 920 Дж кг С ⋅ теплота плавления стали 7,8 ⋅10 4 Дж кг теплоёмкость стали 500 Дж кг С ⋅ теплота плавления олова 5,9 ⋅10 4 Дж кг теплоёмкость цинка 400 Дж кг С ⋅ теплота плавления льда 3,3 ⋅10 5 Дж кг теплоёмкость меди 400 Дж кг С ⋅ теплота сгорания спирта 2,9 ⋅10 7 Дж кг теплоёмкость олова 230 Дж кг С ⋅ теплота сгорания керосина 4,6 ⋅10 7 Дж кг теплоёмкость свинца 130 Дж кг С ⋅ теплота сгорания бензина 4,6 ⋅10 7 Дж кг теплоёмкость бронзы 420 Дж кг С ⋅ Температура плавления Температура кипения свинца 327 °С воды 100 °С олова 232 °С спирта 78 °С льда 0 °С Удельное электрическое сопротивление, 2 Ом мм м ⋅ (при 20 °С) серебро 0,016 никелин 0,4 медь 0,017 нихром (сплав) 1,1 алюминий 0,028 фехраль 1,2 железо 0,10 Нормальные условия: давление 10 5 Па, температура 0 °С
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 7 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Часть 1Ответом к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 является последовательность цифр. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответом к заданиям 2–5, 8, 11–14, 17, 18 и 20, 21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 7, 10 и 16 является число. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.Установите соответствие между физическими величинами и приборами для измерения этих величин: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИБОРЫ А) атмосферное давление Б) температура воздуха В) влажность воздуха 1) манометр 2) термометр 3) калориметр 4) барометр-анероид 5) гигрометр Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Ответ: На рисунке приведён график зависимости модуля скорости прямолинейно движущегося тела от времени (относительно Земли). На каком(-их) участке(-ах) сумма сил, действующих на тело, равна нулю? 1) на участках ОА и ВС 2) только на участке АВ 3) на участках АВ и СD 4) только на участке CD Ответ: 1 2 10 0 t, с υ, м/с A B C D 1 2 3 4 5 , c tυ, м с Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 8 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Мяч бросают вертикально вверх с поверхности Земли. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. При увеличении начальной скорости мяча в 2 раза высота подъёма мяча 1) увеличится в 2 раза 2) увеличится в 2 раза 3) увеличится в 4 раза 4) не изменится Ответ: Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, испускаемых камертонами, если для первой волны амплитуда А1 = 1 мм, частота ν 1 = 600 Гц, для второй волны амплитуда А2 = 2 мм, частота ν 2 = 300 Гц. 1) громкость первого звука больше, чем второго, а высота тона меньше 2) и громкость, и высота тона первого звука больше, чем второго 3) и громкость, и высота тона первого звука меньше, чем второго 4) громкость первого звука меньше, чем второго, а высота тона больше Ответ: Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V1 = V3 < V2 1 2 1 3 а б Минимальную среднюю плотность имеет(-ют) шар(-ы) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 1 и 2 Ответ: 3 4 5 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 9 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера. 1) В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную потенциальную энергию. 2) В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют минимальную потенциальную энергию. 3) Маятник 1 совершает затухающие колебания. 4) При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника убывает. 5) Частоты колебаний маятников совпадают. Ответ: На коротком плече рычага укреплён груз массой 100 кг. Для того чтобы поднять груз на высоту 8 см, к длинному плечу рычага приложили силу, равную 200 Н. При этом точка приложения этой силы опустилась на 50 см. Определите КПД рычага. Ответ: _____% 6 7 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 10 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации В открытый сосуд, заполненный водой, в области А (см. рисунок) поместили крупинки марганцовки (перманганата калия). В каком(-их) направлении(-ях) преимущественно будет происходить окрашивание воды от крупинок марганцовки, если начать нагревание сосуда с водой так, как показано на рисунке? 1) 1 2) 2 3) 3 4) во всех направлениях одинаково Ответ: На рисунке представлен график зависимости температуры t от времени τ , полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. t, o C τ, с 0 t 1 t 2 1 2 3 4 5 Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера. 1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества. 2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается. 3) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии. 4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика. 5) Температура t 2 равна температуре плавления данного вещества. Ответ: 8 1 2 3 A 9
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 11 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3 л воды, взятой при температуре 20 °С, смешали с водой при температуре 100 °С. Температура смеси оказалась равной 40 °С. Чему равна масса горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь. Ответ: _________________кг. Положительно заряженную стеклянную палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок). + Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки правильно показано на рисунке 1) 2) 3) 4) Ответ: 10 11 – – – – – – – – – – – – + + + + + + + + – – – – + + + + + + + + Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 12 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Имеется три резистора, изготовленных из различных материалов и имеющих различные размеры (см. рисунок). 1 2 3 медь медь железо Наименьшее электрическое сопротивление при комнатной температуре имеет(-ют) резистор(-ы) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 1 и 2 Ответ: Линейный проводник закрепили над магнитной стрелкой и собрали электрическую цепь, представленную на рисунке. N S При замыкании ключа магнитная стрелка 1) останется на месте 2) повернётся на 180 о 3) повернётся на 90 о и установится перпендикулярно плоскости рисунка южным полюсом на читателя 4) повернётся на 90 о и установится перпендикулярно плоскости рисунка северным полюсом на читателя Ответ: 12 13
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 13 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Какая из представленных на рисунке схем хода параллельного пучка лучей соответствует случаю дальнозоркого глаза? 1) 2) 3) 4) Ответ: На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора и реостата. Как изменяются при передвижении ползунка реостата влево его сопротивление и сила тока в цепи? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. Сопротивление реостата 2 Сила тока в цепи Рассчитайте длину нихромовой проволоки площадью поперечного сечения 0,05 мм 2 , необходимой для изготовления спирали нагревателя мощностью 275 Вт, работающего от сети постоянного напряжения 220 В. Ответ: __________________ м. 14 15 1 2 16 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 14 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Радиоактивный препарат помещают в магнитное поле, в результате чего пучок радиоактивного излучения распадается на три компоненты (см. рисунок). Компонента (1) соответствует 1) альфа-излучению 2) гамма-излучению 3) бета-излучению 4) нейтронному излучению Ответ: Ученик провёл опыты по изучению силы трения скольжения, равномерно перемещая брусок с грузами по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра (см. рисунок). Результаты измерений массы бруска с грузами m, площади соприкосновения бруска и поверхности S и приложенной силы F он представил в таблице. № опыта Поверхность m, г S, см 2 F, Н 1 Деревянная рейка 200 30 0,8 2 Пластиковая рейка 200 30 0,4 3 Деревянная рейка 100 20 0,4 На основании выполненных измерений можно утверждать, что сила трения скольжения 1) не зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности 2) с увеличением площади соприкасаемых поверхностей увеличивается 3) с увеличением массы бруска увеличивается 4) зависит от рода соприкасающихся поверхностей Ответ: (1) (2) (3) B 17 18
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 15 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Используя две катушки, одна из которых подсоединена к источнику тока, а другая замкнута на амперметр, ученик изучал явление электромагнитной индукции. На рисунке А представлена схема эксперимента, а на рисунке Б – показания амперметра для момента замыкания цепи с катушкой 1 (рис. 1), для установившегося постоянного тока, протекающего через катушку 1 (рис. 2), и для момента размыкания цепи с катушкой 1 (рис. 3). Рисунок А Рисунок Б Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих экспериментальным наблюдениям. Укажите их номера. 1) В катушке 1 электрический ток протекает только в момент замыкания и размыкания цепи. 2) Направление индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока, пронизывающего катушку 2. 3) При изменении магнитного поля, создаваемого катушкой 1, в катушке 2 возникает индукционный ток. 4) Направление индукционного тока в катушке 2 зависит от того, увеличивается или уменьшается электрический ток в катушке 1. 5) Величина индукционного тока зависит от магнитных свойств среды. Ответ: 19 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 16 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Прочитайте текст и выполните задания 20–22. Молния и гром Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках – образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие – положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию. Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли. Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии. Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3·10 8 м/с). Разряд молнии длится всего 0,1–0,2 с. Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошёл разряд молнии, тем длиннее пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далёких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15–20 км; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 км. Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных её участков доходит до наблюдателя в разные моменты времени. Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч – возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов. Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 17 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Для того чтобы оценить, приближается к нам гроза или нет, необходимо измерить 1) время, соответствующее паузе между вспышкой молнии и сопровождающими её раскатами грома 2) время между двумя вспышками молнии 3) время двух последовательных пауз между вспышками молнии и сопровождающими их раскатами грома 4) время, соответствующее длительности раската грома Ответ: Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)? А. Громкость звука всегда ослабевает в конце громовых раскатов. Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б Ответ: Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. При выполнении задания 22 с развёрнутым ответом используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование. Ответ записывайте чётко и разборчиво. Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда внутриоблачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте? Ответ поясните. 20 21 22 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 18 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Часть 2 Для ответов на задания 23–26 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (23, 24 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; 3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите значение оптической силы линзы. Задание 24 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование. Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните. Для заданий 25, 26 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу. Шары массами 6 и 4 кг, движущиеся навстречу друг другу со скоростью 2 м с каждый относительно Земли, соударяются, после чего движутся вместе. Определите, какое количество теплоты выделится в результате соударения. Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь. 23 24 25 26
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 19 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Система оценивания экзаменационной работы по физике Часть 1 За верное выполнение каждого из заданий 2–5, 7, 8, 10–14, 16–18 и 20, 21 выставляется по 1 баллу. Задание 1 оценивается в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа; в 1 балл, если допущена одна ошибка; в 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Каждое из заданий 6, 9, 15, 19 оценивается в 2 балла, если верно указаны оба элемента ответа; в 1 балл, если допущена одна ошибка; в 0 баллов, если оба элемента указаны неверно. № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ 1 425 8 1 15 21 2 3 9 25 16 8 3 3 10 1 17 1 4 4 11 2 18 4 5 2 12 1 19 34 6 12 13 4 20 3 7 80 14 3 21 2 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 20 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Молния и гром Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках – образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие – положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию. Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли. Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии. Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3·10 8 м/с). Разряд молнии длится всего 0,1–0,2 с. Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошёл разряд молнии, тем длиннее пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далёких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15–20 км; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 км. Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных её участков доходит до наблюдателя в разные моменты времени. Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч – возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 21 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда внутриоблачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте? Ответ поясните. Образец возможного ответа 1. Сверху вниз. 2. Согласно описанию в тексте верхняя часть облака содержит преимущественно мелкие частицы, имеющие избыточный положительный заряд. Внизу облака накапливаются крупные частицы, имеющие избыточный отрицательный заряд. За направление электрического тока принимается направление движения в электрическом поле, создаваемом током, свободной положительно заряженной частицы. 22 Содержание критерия Баллы Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок 2 Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объёме, или в них содержится логический недочёт. ИЛИ Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован 1 Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос. ИЛИ Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют 0 Максимальный балл 2 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 22 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; 3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите значение оптической силы линзы. Характеристика оборудования При выполнении задания используется комплект оборудования № 6 в следующем составе: Наборы лабораторные Комплект «ГИА-лаборатория» Комплект № 6 • собирающая линза, фокусное расстояние F 1 = (60 ± 10) мм • линейка длиной 300–400 мм с миллиметровыми делениями • экран • рабочее поле • источник питания постоянного тока • соединительные провода, 3 шт. • ключ • лампа на подставке • собирающая линза, фокусное расстояние F 1 = (97 ± 10) мм • линейка длиной 300 мм с миллиметровыми делениями • экран • направляющая (оптическая скамья) • держатель для экрана • источник питания постоянного тока • соединительные провода • ключ • лампа на держателе Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания. Образец возможного выполнения 1. Схема экспериментальной установки (изображение удалённого источника света (окна) формируется практически в фокальной плоскости): F 23
Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 23 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2. D = 1 F3. F = 60 мм = 0,060 м. 4. D = 1 0,06 м ≈ 17 дптр. Указание экспертамИзмерение фокусного расстояния считается верным, если попадает в интервал ±15 мм к номинальному значению. Содержание критерияБаллыПолностью правильное выполнение задания, включающее в себя: 1) схематичный рисунок экспериментальной установки; 2) формулу для расчёта искомой величины по доступным для измерения величинам ( в данном случае для оптической силы через фокусное расстояние); 3) правильно записанные результаты прямых измерений ( в данном случае результаты измерения фокусного расстояния); 4) полученное правильное численное значение искомой величины 4 Приведены все элементы правильного ответа 1–4, но допущена ошибка при вычислении значения искомой величины. ИЛИ Допущена ошибка при обозначении единиц измерения искомой величины. ИЛИ Допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует, или отсутствует формула в общем виде для расчёта искомой величины 3 Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчёта искомой величины, и не получен ответ. ИЛИ Правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчёта искомой величины, но не получен ответ, и не приведён рисунок экспериментальной установки. ИЛИ Правильно приведены значения прямых измерений, приведён правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчёта искомой величины 2 Записаны только правильные значения прямых измерений. ИЛИ Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и представлена правильно записанная формула для расчёта искомой величины. ИЛИ 1 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 24 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Приведено правильное значение только одного из прямых измерений, и сделан рисунок экспериментальной установки Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания 0 Максимальный балл 4 Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните. Образец возможного ответа 1. Деревянный шарик в сорокоградусную жару на ощупь кажется холоднее. 2. Теплопроводность металлического шарика больше теплопроводности деревянного. Теплоотвод от металлического шарика к более холодному пальцу происходит интенсивнее, это создаёт ощущение более горячего тела. Содержание критерия Баллы Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок. 2 Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента правильного ответа или указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу. ИЛИ Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован. 1 Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос. ИЛИ Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют. 0 Максимальный балл 2 24 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 25 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Шары массами 6 и 4 кг, движущиеся навстречу друг другу со скоростью 2 м с каждый относительно Земли, соударяются, после чего движутся вместе. Определите, какое количество теплоты выделится в результате соударения. Возможный вариант решенияДано: m1 = 6 кг m2 = 4 кг υ = 2 м с Согласно закону сохранения импульса ( ) 1 2 1 2 mmu mmυ υ − = + Отсюда скорость шаров после удара: ( ) 1 2 1 2 mmummυ − = + Согласно закону сохранения энергии можно найти выделившееся количество теплоты как изменение кинетической энергии системы тел до и после взаимодействия: ( ) 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 mm ummQυ υ + = + − Отсюда: 2 1 2 1 2 2 m mQmmυ = + Q – ? Ответ: Q = 19,2 Дж 25 Содержание критерия Баллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом ( в данном решении: закон сохранения энергии, закон сохранения импульса); 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями) 3 Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ. ИЛИ Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчетов. ИЛИ Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка 2 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 26 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь. Возможный вариант решения Дано: Р = 600 Вт V = 2 л = 0,002 м 3 ρ = 1000 кг/м 3 с = 4200 Дж/(кг·°С) τ = 420 с ρ , mV= ⋅ значит m = 2 кг 2 UРR= , отсюда сопротивление одного нагревателя 2 URP= Закон сохранения энергии при нагревании воды при параллельном соединении двух спиралей: двух τ QP= или 2 2 общее 2 τ τ 2 τ UUcm tPRRΔ = = = 2 τ PtcmΔ = Δ t – ? Ответ: 60 °С Содержание критерияБаллыПриведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом ( в данном решении: закон сохранения энергии, формула расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания воды, формула для расчёта сопротивления системы проводников при параллельном соединении, формула мощности тока, формула расчёта массы тела по его объёму и плотности); 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и 3 Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи. ИЛИ Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка 1 Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла 0 Максимальный балл 3 26 Физика. 9 класс Используется с бланками ответов - 27 / 27 © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ. ИЛИ Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов. ИЛИ Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка 2 Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи. ИЛИ Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка 1 Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла 0 Максимальный балл 3 В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206) «48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными». Если расхождение составляет 2 и более балла за выполнение любого из заданий 22 – 26, то третий эксперт проверяет только те задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
ПРОЕКТ Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Физика.9 класс © 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ 2 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по физи- ке (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в ко- тором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государст- венного стандарта основного общего образования по физике (приказ Миноб- разования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального обще- го, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Кодификатор состоит из двух разделов: – Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ФИЗИКЕ»; – Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ФИЗИКЕ». В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курси- вом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных обра- зовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не вклю- чено в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников», т.е. не является объектом контроля. Также в кодификатор не включены те требо- вания к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках государственной итоговой аттестации.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |