Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программы Центра ранней помощи


НазваниеПрограммы Центра ранней помощи
Анкор2 2011.pdf
Дата21.05.2017
Размер4.98 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2_2011.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#20527
страница4 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Таблица Анкетные характеристики матерей и детей, принявших участие в исследовании
Группа
Возраст Наличие высшего Наличие второго – четвертого
Дети го года
Дети го года
матерей
образования
ребенка с типичным развитием
жизни
жизни
ЭГ (15 чел год (40 %)
6 (40 %)
7 КГ (18 чел года (44,4 %)
8 (44,4 %)
10 Уровень развития ребенка оценивался по диагностике нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Пантюхина, Печора, Фрухт, Уровень развития общения ребенка оценивался по диагностике психического развития детей от рождения до 3 лет (Смирнова, Галигузова, Ермолова,
Мещерякова, Далее в качестве синонимов для термина фразы поведения используются выражения реплики, «ответы».
4
Например, если ребенок чихает, то изначально это не имеет коммуникативного смысла, но мать может придать этому смысли включить в диалог.
На третьем этапе было подсчитано количество инициативных актов ребенка за время всей видеозаписи, проанализировано их качество и количество. Инициативность в общении отражает стремление участника взаимодействия привлечь к себе внимание партнера, начать общение или продлить его.
На четвертом этапе каждая фраза поведения, которая является репликой, ответом, была оценена положительным или отрицательным знаком, что позволило охарактеризовать чувствительность каждого участника взаимодействия. Чувствительность к воздействиям партнера по общению проявляется в ответных действиях и отражает желание и готовность воспринимать и откликаться на воздействия, инициативы и предложения партнера. Знаком плюс оценивались фразы поведения, являющиеся откликом на обращение, инициативу другого (например, участник взаимодействия смотрит на другого, следит за ним, пытается подражать его действиям, повторяет поощряемые действия, радуется при похвале,
протягивает названную игрушку, называет ее, выполняет предложенное игровое действие и т. д. Знаком минус оценивались фразы поведения, игнорирующие или отвергающие обращение (инициативу) другого (например, участник взаимодействия отворачивается от партнера, продолжает одиночную манипуляцию, предпочитает индивидуальную игру, смотрит по сторонам, не перестраивает свое поведение с учетом обращений партнера и т. д.).
На пятом этапе по результатам анализа сценариев-диа- логов был выделен и подробно описан ряд особенностей в поведении материи ребенка, которые неоднократно повторялись вовремя общения одной пары, а если были однократными, то типичными для нескольких пар. К таким особенностям были отнесены либо специфические действия, совершаемые матерью или ребенком (например, Мать “отзеркаливает” реакции и действия ребенка вокализации, улыбку, мимику,
жесты, игровые действия и т. д, Ребенок выходит из контакта с матерью, протестует против призывов матери продолжить общение, либо особые характеристики действий (например, эмоциональные).
На шестом этапе у каждой пары мать – ребенок фиксировалось наличие или отсутствие выделенных особенностей поведения во взаимодействии. Затем было проведено меж- групповое сравнение сравнивалось количество пар, демонстрирующих каждую особенность, в экспериментальной и контрольной группах.
При поиске различий между группами особое внимание нами было уделено феномену непрерывающийся диалог».
Этот феномен характеризуется наличием продолжительных эпизодов взаимодействия, когда ребенок активно участвует в диалоге, чувствителен к инициативам материи мать хорошо понимает ребенка, даже когда невербальные средства общения у него превалируют над вербальными. Непрерывность диалога поддерживается обоими участниками задания и вопросы матери адекватны развитию и интересу ребенка,
ребенок выполняет задания, отвечает на ее вопросы. При этом диалог продолжается и развивается в самых различных условиях. Когда ответ ребенка оказывается неверным,
а просьба матери невыполненной, мать разными способами
Мать
Ребенок
1. Инициатива исходит от матери. Она держит в руках куклу, показывает ее ребенку (предметное средство) и говорит Давай лялю-куклу чаем напоим речевое средство. Смотрит на мать (экспрессивно-мимическое
средство); трогает куклу пальцем (предметное
средство)
3. Давай ей дадим из кружечки попить речевое средство. Берет и протягивает чашку кукле предметное средство. Приближает куклу к чашке (предметное средство, издает характерные звуки пьет, говорит за куклу Спасибо (речевое средство, кукла кланяется (предметное средство. Наблюдает. Отрицательный жест головой
(экспрессивно-мимическое средство, звуки и интонация отрицания (экспрессивно-
мимическое средство, берет игрушку из рук матери (предметное средство
подталкивает ребенка к верному ответу, не упрекая и не критикуя его. Например, если ответа нет, мать отвечает заре- бенка сама или, проявляя изобретательность, пытается заинтересовать его своим заданием.
В литературе подобное взаимодействие в паре мать – ребенок называют положительным, позитивным, хорошим диалогом и описывают с помощью следующих характеристик синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, уравновешивание материи младенца, настроенность друг на друга, аффективно положительный настрой в паре, оптимальный уровень внимания и возбуждения, Connors, 1979; Хундейде, 1999; Мухамедрахимов,
2003 и др) Получение радости и удовольствия от общения,
когда подстраивание материк ребенку и ребенка к матери ведет к состоянию взаимности и совместности с партнером,
называют «самовознаграждающим поведением (Мухамед- рахимов, Данный феномен наблюдается в парах с детьми второго и третьего года жизни и, с нашей точки зрения, является показателем развитого взаимодействия. Его наличие свидетельствует о том, что за первый год жизни ребенка в парена- коплены способы продолжения диалога в самых различных условиях, о наличии опыта успешного взаимодействия, о сложившемся понимании друг друга, в основе чего – взаимная заинтересованность участников диалога в общении с избранным партнером.
Межгрупповое сравнение показало, что количество пару которых зафиксирован феномен непрерывающийся диалог, в ЭГ и КГ значимо различается в ЭГ – 46,7 % , в КГ –
83,3 %, (р. Полученный результат является ожидаемым. Тот факт, что в ЭГ непрерывающийся диалог встречается значимо реже, в первую очередь может объясняться отставанием в развитии ребенка. Согласно проведенным исследованиям психического развития детей с синдромом Дау- на, наибольшее отставание у них наблюдается в познавательной и речевой областях (Pueschel, 2001; Kumin, 2002;
Fidler, 2005 и др. Например, ограниченный объем внимания ребенка не позволяет ему одновременно играть с игрушками и взаимодействовать с матерью (Мухамедрахимов, а отсутствие речи (дети го года жизни из ЭГ в нашем исследовании не вышли на уровень речевого общения, наблюдалась только автономная речь) может осложнять взаимопонимание между матерью и ребенком.
Связь между наличием в паре феномена непрерывающийся диалоги уровнем психомоторного развития ребенка была показана ив нашем исследовании (табл. 2).
Можно видеть, что наличие непрерывающегося диалога соотносится с меньшим отставанием в психическом развитии детей (на 3–20 месяцев, а отсутствие феномена – с большим отставанием (на 13–27 месяцев. Наряду с этим, феномен непрерывающийся диалог оказался взаимосвязанным с уровнем развития общения. В парах,
демонстрирующих указанный феномен (табл. 3), поведение детей характеризовалось следующими особенностями:

неоднократными инициативами (дети обращались к матерям по разным поводам привлекали внимание к игрушкам,
просили о помощи в затруднительной ситуации, делились эмоциями (радостью или огорчением) по поводу игры,
вовлекали мать в совместные действия
5
);

чувствительностью: дети реагировали на инициативы матери, принимали их, перестраивали в ответ на них свое
поведение;

разнообразием средств общения (понимание речи взрослого, экспрессивно-мимические, предметные средства,
жесты, лепет и автономная речь);

тем, что в выборе дистанции для общения дети отдавали предпочтение близкому расстоянию (зона «вытянутой
руки»), те. ребенок допускал более интенсивный эмоциональный контакт с матерью (r = 0,61, p < Таким образом, было показано, что в парах, демонстрирующих хорошее взаимодействие, уровень развития ребенка в том числе и как партнера по взаимодействию – выше. Очевидно, что ребенок с меньшим отставанием более адекватно и эффективно участвует во взаимодействии и лучше способен поддерживать его непрерывность.
Важно отметить, что особенности поведения детей, которые взаимосвязаны с наличием феномена непрерывающийся диалог, в ЭГ и КГ полностью совпадают, в отличие от особенностей поведения матерей из этих двух групп.
С другой стороны, более высокий уровень развития общения ребенка, меньшее отставание в психическом развитии могут быть и результатом сложившегося и практикуемого уже длительное время позитивного взаимодействия с матерью. Косвенно это подтверждается тем, что в ряде случаев положительное взаимодействие не выстраивается даже при отсутствии отставания в развитии ребенка. Так, отсутствие феномена непрерывающийся диалог зафиксировано не только в ЭГ, но ив случаев в КГ. Следовательно, для обеспечения высокого уровня развития взаимодействия, показателем которого является наличие феномена непрерывающийся диалог, типичного развития ребенка недостаточно. Можно предположить, что здесь ведущую роль играют
специфические характеристики поведения матери.
Таблица Связь между параметрами общения ребенка и феноменом непрерывающийся диалог в ЭГ и КГ
Параметры общения
ЭГ
КГ
Неоднократно инициирует контакт
= 0,88; p < 0,05
r = 0,72; p < Высокая и средняя чувствительность
= 0,76; p < 0,05
r = 0,54; p < Разнообразие средств общения
= 0,76; p < 0,05
r = 0,79; p < 0,05 Подсчитывался коэффициент корреляций между феноменом непрерывающийся диалоги особенностями развития ребенка в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица Наличие феномена непрерывающийся диалог в группе ЭГ и результаты нервно-психического развития детей
Пара мать – ребенок
Отставание в развитии ребенка на 3–7 мес.
на 13–16 мес.
на 18–20 мес.
на 27 мес.
Пары, демонстрирующие феномен непрерывающийся диалог (7)
3 2
2 Пары с отсутствием феномена непрерывающийся диалог (8)
0 3
4 1
Данные предположения подтверждаются результатами некоторых исследований, представленных в литературе.
Характеристики поведения матери ребенка с синдромом
Дауна во взаимодействии оцениваются как далекие от оптимальных выраженная директивность, активное вмешательство, гиперстимуляция, низкая способность к подстраиванию, чтению сигналов ребенка и др. (Berger, С- ningham, 1981; Cicchetti, Beeghly, 1990; Мухамедрахимов,
2003). При этом признается, что качество взаимодействия в парах мать – младенец с синдромом Дауна имеет значительные различия и зависит как от способностей ребенка
(общих и социальных, таки от характерологических особенностей родителей. Сообщается о значительных межиндивидуальных различиях в способности родителей устанавливать контакт с ребенком (Edme, Brown, В свете этих данных особенный интерес представляют те пары из ЭГ, в которых, несмотря на наличие у ребенка отставания в психическом развитии, зафиксировано наличие феномена непрерывающийся диалог, – в нашем исследовании это практически половина экспериментальной группы. По-видимо- му, в этих парах найдены и используются какие-то способы продолжения диалога, позволяющие скомпенсировать дефицит познавательного и речевого развития ребенка, затрудняющий его участие во взаимодействии. Вопрос о том, что это за способы, представляется очень важным. Для ответа на него проводился корреляционный анализ, направленный на поиск значимых взаимосвязей феномена непрерывающийся диалог»
с различными характеристиками поведения матерей в КГ и ЭГ.
Результаты анализа в экспериментальной группе указывают на типичные характеристики поведения матерей в парах с наличием непрерывающегося диалога».
6
Отсутствие комментариев в м лице – феномен, являющийся одной из особенностей поведения матерей в ЭГ.
Во-первых, такие матери отличаются высокой чувствительностью:

реагируют и откликаются на все инициативы ребенка, и их отклик адекватен по содержанию (r = 0,66; p < знакомят ребенка с внешним миром, называют именно то, что в данный момент интересно ему, а если ребенок отвлекается, смотрит в сторону, взял игрушку – они озвучивают взгляды, называют игрушку (r = 0,66; p < 0,05);

«отзеркаливают» вокализации, предметные действия, жесты, что наряду с чувствительностью матерей свидетельствует и о поддержке ребенка в диалоге (матери повторяют скорее то, что одобряют) (r = 0,6; p < 0,05).
Во-вторых, результаты корреляционного анализа показывают, что в парах, демонстрирующих непрерывающийся диалог, матери дают положительную оценку действиям ребенка хвалят, создают ощущение успеха, поощряют, называют детей ласково при этом отсутствует негативная оценка и отрицательная реакция на двигательное оживление ребенка. Вовремя общения матери принимают любые ответные действия детей (жест, вокализацию, предметное средство и т. д, допускают приблизительные ответы на свой вопрос, просьбу, не требуют другого, сих точки зрения единственно верного ответа. У матерей преобладает позитивное настроение радость, интерес к действиям ребенка, удовольствие от общения с ним, легкость в смене эмоций. Неопределенные,
«неловкие» ситуации (например, когда ребенок расчесывает свои волосы куклой вместо расчески) эти матери воспринимают весело, позитивно комментируют действия ребенка. В целом отсутствует критика ребенка и его действий см. табл. 4).
В-третьих,
матери в описываемых парах демонстрируют поглощен-
ность и увлеченность взаимодействием с ребенком, в общении выбирают демократичную позицию на равных, уважают его активность. Они не реагируют на присутствие третьего человека (исследователя, производящего съемку)
и состояние, настроение, действия ребенка комментируют для него самого, в м лице (r = 0,66; p < Играя наравне и вместе с детьми, матери совершают игровые действия с игрушками строят из кубиков, «купают»
куклу, кормят ее и т. д. (r = 0,56; p < 0,05). Вовремя общения они могут отреагировать на эмоциональную или вокальную реакцию ребенка, на его предметное действие (иногда случайное, безадресное) и, придав ему статус инициативы,
перестроить диалог, изменить ход игры (r = 0,76; p < Эта особенность поведения матери указывает на важность для нее активности и самостоятельности ребенка, которые необходимы для воспитания в нем равноправного партнера в диалоге, и способствует развитию инициативности у ребенка
Таким образом, в парах из ЭГ, демонстрирующих непрерывающийся диалогу матерей наблюдается целый ряд поведенческих характеристик, которые свидетельствуют об их вовлеченности и поддержке ребенка в диалоге, заинтересованности и умении заинтересовать ребенка в продолжении общения.
В контрольной группе, в парах, где наблюдался непрерывающийся диалог, поведенческий портрет матерей более бедный. Мы находим значительно меньше характеристик,
имеющих корреляционные связи сданным феноменом. Это указывает на более высокую индивидуальность поведенческого репертуара матери типично развивающегося ребенка по сравнению с поведением матери ребенка с синдромом Дауна.
Общими для обеих групп являются следующие поведенческие характеристики. Во-первых, высокая чувствительность матери адекватно реагируют и откликаются на все сигналы, инициативы ребенка (r = 0,48; p < 0,05 7
), озвучивают
«внешний мир, который в данный момент интересует ребенка. Во-вторых, матери увлечены общением с ребенком, озвучивают состояние, настроение ребенка в м лице, те. для него самого (r = 0,79; p < 0,05). В-треть- их, ребенок не получает от матери негативной оценки своих действий (r = 0,48; p < 0,05). Итак, представленные характеристики совпадают с таковыми в ЭГ.
Вместе стем поведенческий портрет матери ребенка с синдромом Дауна включает в три раза больше характеристик. Если рассмотреть отдельно эти – встречающиеся только в ЭГ – особенности поведения, то можно увидеть, что большинство из них представляют собой поддержку и одобрение ребенка и его действий. Это «отзеркаливание», совместная игра, похвала (речевыми, эмоциональными, телесными средствами, отсутствие нареканий и критики, принятие за инициативу сигналов ребенка, одобрение и принятие даже приблизительных ответов. Часть этих особенностей поведения,
скорее всего, является результатом обучения матери специалистами центров ранней помощи
8
(например, мать играет наравне и вместе с ребенком, оба совершают игровые действия с игрушками. Другие характеристики поведения, по-видимому, обусловлены индивидуальными и личностными особенностями матери отношением к ребенку и себе в роли матери, представлениями о воспитании и детско-родительских отношениях
(например, похвала, отсутствие критики, обращение в м лицеи др. Таким образом, матерям детей с генетическим отклонением нужны дополнительные способы и средства,
чтобы организовать и поддерживать позитивный диалог с ре- бенком.
Итак, примерно в половине пар мать – ребенок с синдромом Дауна ив подавляющем большинстве пар мать – типично развивающийся ребенок второго-третьего года жизни встречается феномен непрерывающийся диалог, свидетельствующий о высоком уровне развития взаимодействия между ребенком и матерью. В данных парах обнаружены следующие особенности. Уровень нервно-психического развития детей из ЭГ
характеризуется меньшим отставанием по сравнению с детьми из пар без непрерывающегося диалога. Поведение детей отличается инициативностью, чувствительностью к воздействиям партнера, разнообразием средств общения, предпочтением минимальной дистанции вовремя взаимодействия с матерью (особенности поведения детей, взаимосвязанные с феноменом непрерывающийся диалог, в ЭГ и КГ являются идентичными. Поведение матерей из ЭГ и КГ, связанное с непрерывающимся диалогом, характеризуется высокой чувствительностью они адекватно реагируют и откликаются на все инициативы ребенка, а когда знакомят ребенка с внешним миром, называют именно то, что в данный момент интересует его. При этом, общаясь, матери озвучивают состояние, настроение ребенка в м лице, т. е.
для него самого. У матерей отсутствует негативная оценка действий ребенка.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей