Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программы Центра ранней помощи


НазваниеПрограммы Центра ранней помощи
Анкор2 2011.pdf
Дата21.05.2017
Размер4.98 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2_2011.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#20527
страница5 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Таблица Корреляционные связи феномена непрерывающийся диалог с особенностями поведения матери в ЭГ
Особенность поведения матери
ЭГ
r
p
Дает положительную оценку действиям ребенка = 0,66
p < Негативно оценивает действия ребенка = –0,66
p < Отрицательно реагирует на двигательное оживление ребенка = –0,6
p < Критикует действия ребенка, критика носит
«генерализованный» характер = –0,88
p < Преобладает позитивное настроение = 0,73
p < Принимает любые ответные действия детей (жест, вокализацию, предметное средство и т. д, допускает приблизительные ответы = 0,66
p < 0,05 Приведены коэффициенты корреляции между феноменом «НД» и поведенческими особенностями матери в КГ.
8
Все пары из ЭГ, принявшие участие в исследовании, получали психолого-педагогическую помощь в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап» (г. Москва) ив Центре специального образования Самарской области (г. Самара

21 4. Поведение матерей из ЭГ также включает в себя специфические особенности, суть которых сводится к поддержке и одобрению ребенка, его поведения и его действий.
Описанные особенности взаимодействия в парах, демонстрирующих феномен непрерывающийся диалог, позволяют выделить мишени диагностики и обозначают направления коррекционной работы педагога и психолога с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна.
Вместе стем понимание значения феномена непрерывающийся диалог для дальнейшего развития взаимодействия в паре мать – ребенок, а также для психического развития ребенка с синдромом Дауна должно быть дополнено анализом тех случаев,
где данный феномен не обнаруживается. В нашем исследовании это 53,3 % экспериментальной и 16,7 % контрольной группы.
Результаты исследования этих случаев будут представлены в следующей публикации.
Литература
1. Айвазян Е. Б, Павлова А. В, Одинокова Г. Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 2. С. 61–67 ; № 3. С. 72–80.
2. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещеря- кова. Москва. : МГППУ, 2003. 128 с. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец психологическое взаимодействие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. унта, 2003. 288 с. Пальмов О. И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства : автореф. дис. канд. психол.
наук. СПб., 2006. 25 с. Пантюхина ГЛ, Печора КЛ, Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. Мс. Поддерживаемое жизнеустройство человека с синдромом Дауна : материалы межрегионального межведомственного научно-прак- тического семинара, г. Иваново, 16–17 марта 2010 г. Иваново : Иван. гос. унт, 2010. 200 с. Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда ; перс англ. под ред. МГ. Блюминой. М. : Педагогика. 336 с. Хундейде К. Направляемый диалог // Программа ICDP для помощи родителям. СПб. : С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства с. Berger J., Cunningham C. The development of eye contact between mothers and normal versus Down`s syndrome infants // Development Р- chology.1981.Vol. 17.
10. Cicchetti D., Beeghly M. An organizational approach to the study of Down syndrome: contributions to an integrative theory of development //
Children with Down syndrome. A developmental perspective / Ed. by D. Cicchetti, M. Beeghly. Cambridge, 1990.
11. Edme R.N.,Brown С. Adaptation to the birth of Down syndrome infants // Journal of a А АС Р. 1978. Vol. 17.
P. 299–323.
12. Fidler D. Emerging Down Syndrome Behavioral Phenotype in Early Childhood Implications for Practice // Infants & Young Children. 2005.
Vol. 18, № 2. P. 73–170.
13. Kumin L. Maximazing speech and language in children and adolescents with Down Syndrome // Down Syndrome: Visions for the 21
st century /
Eds. W. I. Cohen, L. Nadel, M. E. Madnick. N. Y., 2002. P. 407–418.
14. Osofsky J. D., Connors K. Mother – infant interaction: an integrative view of a complex system // Handbook of infant development / Ed. by
J. D. Osofsky. N. Y., 1979. P. 204–251.
15. Pueschel S. M. A Parent`s Guide to Down Syndrome. Toward a Brighter Future. Baltimore, 2001. 338 p.
16. The infant`s stimulus world during social interaction: a study of caregiver behaviours with particular reference to repetition and timing / D. N. Stern,
B. Beebe, J. Jaffe, S. L. Bennett // Studies in mother – infant interaction / Ed. by H. R. Schaffer. London, 1977.
Синдром Дауна, пожалуй, одна из наиболее изученных генетических патологий. Исследования в области психологического знания в большинстве своем касаются особенностей формирования когнитивных функций детей с синдромом Да-
уна [1, 30, 32], своеобразия их психомоторного развития [15, 18 и др, функционирования речи [7, 44 и др. В последние
годы появляются публикации, связанные с исследованием фенотипов поведения, характерных для людей с синдромом
Дауна [38, 24, 42 и др. Современные отечественные специалисты также внесли огромный вклад в становление в России
новой системы психологической и социальной поддержки семей, имеющих детей с синдромом Дауна [10–12 и др.].
В последние годы стали появляться первые исследования специфики детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна [17, 20–22], и особенностей психотерапевтической работы с такими семьями [13, Сравнительно небольшое количество зарубежных исследований посвящено вопросам эмоционального развития детей
с синдромом Дауна [37, 43, И наконец, наименее изученной областью является психосексуальное развитие людей с синдромом Дауна, несмотря на
то что сексуальность – это очень важная часть их жизни, как и жизни любого человека вообще. В условиях существенного недостатка научных данных по этой теме авторы данной статьи, опираясь на имеющиеся исследования и на отечественный опыт клинической работы с семьями, постарались обозначить наиболее важные вопросы, связанные с психосексуальным развитием ребенка с синдромом Дауна.
Центральным вопросом, касающимся сексуальности ребенка с синдромом Дауна, является вопрос о своеобразии его
психосексуального развития. Действительно ли оно имеет свои особенности Возможно ли определить их и конкретизировать факторы, влияющие на их появление Родители детей с синдромом Дауна, обращаясь за помощью к специалистам, обычно формулируют эти вопросы следующим образом Как быть с проявлениями сексуальности моего ребенка Неопасно ли для него вести сексуальную жизнь Может ли он влюбиться Способен ли он создать семью?»
Попробуем приблизиться к ответам на эти и некоторые другие вопросы, опираясь на данные научных исследований.
Прежде всего мы будем говорить о психоаналитических исследованиях, поскольку именно это направление психологической науки вопросам сексуальности и психосексуального развития всегда придавало первостепенное значение. Еще
со времен Фрейда известно, что психосексуальное развитие любого ребенка начинается с момента его рождения. Прежде чем стать зрелой, сексуальность проходит несколько закономерных стадий, независимо оттого, есть ли у ребенка
отклонения в развитии, например врожденные аномалии.
Психология, педагогика
Чувствую – значит существую
Особенности психосексуального развития человека с синдромом Дауна
Т. Н. Данилова, сотрудник психодиагностической лаборатории МГГУ им. МА. Шолохова;
А. В. Мизинова, педагог-психолог гимназии № 1583 г. Москвы.
Научная редакция Н. Д. Михеевой, кандидата психологических наук, доцента кафедры общей и практической психологии МГГУ им. МА. Шолохова
З. Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития оральную (0–1 год, анальную (1–2 года, фаллическую лет, латентную (5–11 лет, подростковую (11–20 лети стадию зрелой генитальной сексуальности (после 20 лет) На каждой из этих стадий существует определенная зона тела ребенка – рот, анус, гениталии, – которая доставляет ему удовольствие. Функционирование каждой зоны дает толчок всему развитию ребенка в соответствующий возрастной период. Эти зоны тела также становятся значимыми в отношениях ребенка с матерью и, позднее, с другими членами семьи.
Так, в младенчестве мать является для новорожденного первым объектом, с которым связаны все его переживания,
в том числе эротические [28]. Приятные ощущения в процессе кормления становятся предшественниками более позднего сексуального возбуждения Недостаточность координации движений всех участвующих в кормлении мышц ребенка с синдромом Дауна зачастую превращает процесс, призванный приносить удовольствие, во фрустрирующий: соска выскальзывает из ротика ребенка, он быстро устает и процесс кормления затягивается.
Особенности новорожденного с синдромом Дауна, выраженные в разной степени, – апатичность, слабый отклик на улыбку и прикосновения матери [22, 39] – негативно отражаются на его способности воспринимать ухаживающего взрослого и вообще другого человека в качестве источника удо- вольствия.
На сегодняшний день остается не до конца исследованным вопрос, является ли слабая выраженность социальных способностей следствием наличия у младенца синдрома Да- уна или проявлением раннего детского аутизма Сопутствующие синдрому Дауна соматические заболевания и др делают неизбежными частые медицинские манипуляции сего телом, входе которых механические прикосновения врачей также не приносят удовольствия ребенку.
При неблагоприятной ситуации развития совокупность этих факторов может приводить к тому, что ребенок с синдромом
Дауна в младенческом возрасте не приобретет естественным путем опыта получения удовольствия от контакта с другим человеком и собственного тела в такой степени, как это происходит у обычных детей.
Начинающий ходить ребенок учится справляться со своими естественными нуждами, самостоятельно контролируя процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря, и это становится для него новым источником удовольствия [25]. Сниженная способность ребенка с синдромом Дауна анализировать свои внутренние ощущения, выполнять целенаправленную и ориентировочную деятельность лишают его возможности получать удовольствие от контроля своих выделительных потребностей и побуждений.
В возрасте между двумя и пятью годами у ребенка появляется интерес к различию полови половым отношениям, однако понятия о приемлемом поведении формируются в норме в старшем дошкольном возрасте [25]. Ребенок с синдромом Дауна,
обуреваемый любопытством по поводу различий между полами, в силу конкретности мышления может демонстрировать свое обнаженное тело без ограничения времени и места гораздо дольше, чем его нормально развивающиеся сверстники [39].
Из-за повышенного контроля и наблюдения извне особому ребенку может не хватать частного пространства, что искажает его понимание интимности. Этому способствуют также продолжающиеся в силу его недостаточно развитой самостоятельности манипуляции сего телом в присутствии посторонних, что стирает грань между дозволенными не принятым в обществе поведением.
В норме у ребенка еще в раннем возрасте формируется осознание своего пола, что происходит на основе взаимодействия биологических и психосоциальных факторов. Воспитывая мальчика или девочку, родители по-разному обращаются сними в зависимости от их пола, хотя могут этого не замечать. Различие между младенцами мужского и женского пола, базирующееся на гормональном статусе, не приводит автоматически к различию в постнатальном поведении по женскому/мужскому типу В силу ограниченной интеллектуальной функции ребенок с синдромом Дауна не всегда способен улавливать тонкие моменты демонстрируемого ему полоролевого поведения, принятого в обществе.
Это может приводить, например, к трудностям в определении пола других людей по внешнему виду. Сьюзен Фицмо- рис [39] рассказывает, что ее четырехлетний сын с синдромом Дауна испытывал трудности с идентификацией пола другого человека даже по очевидным различиям в одежде.
Усвоив формальный отличительный признак между полами наличие пениса у мужчины, – мальчик задавал окружающим вопрос Ау вас есть пенис?»
Ребенок с синдромом Дауна также может испытывать трудности с осознанием своего пола. Из-за конкретности мышления и склонности к подражанию он зачастую идентифицирует себя с кем-либо из окружающих по специфическим признакам, несвязанным с полом, и демонстрирует поведение, вызывающее недоумение у окружающих [2, При нормальном протекании психосексуального развития в возрасте от двух до пяти лету ребенка возникает конфликт,
связанный с желанием особых отношений с родителем противоположного пола и чувством ревности по отношению к другому родителю, – так называемый эдипов комплекс В норме эти чувства вытесняются в течение дошкольного периода, нов подростковом возрасте оживают вновь. Обычный ребенок способен их контролировать, перенося эротический интерес с родителя на сверстников [25], общение с которыми становится на этом этапе более интенсивным.
Исходя из понимания особенностей психического функционирования ребенка с синдромом Дауна, можно предположить,
что в дошкольном или подростковом возрасте он может понимать свои сексуализированные желания по отношению к родителю противоположного пола слишком конкретно. К тому же его сильно ограниченная самостоятельность продлевает тесные отношения с матерью, которая продолжает участвовать в гигиенических и медицинских манипуляциях сего телом, что
вызывает у физически созревшего подростка слишком сильные чувства по отношению к ней. А возможная изоляция от группы сверстников и сложности с налаживанием дружеских отношений уменьшают возможность молодого человека найти объект эротической привязанности вне семьи.
До сих пор не имеется конкретных исследований того, как происходит психосексуальное развитие ребенка с синдромом
Дауна на этом этапе. Возможно допустить, что совокупность описанных факторов – конкретное мышление, продолжающиеся близкие отношения с матерью, ограниченные контакты со сверстниками – делает возможным тот факт, что молодой человек с синдромом Дауна начинает воспринимать мать как эротический объект. И если в раннем возрасте ухаживания ребенка умиляют взрослого, то сексуальный интерес со стороны созревшего подростка является пугающим.
Значительные ограничения в самостоятельности и, как следствие, нахождение под постоянным наблюдением взрослых не позволяют молодому человеку с синдромом Дауна формировать свое частное пространство исправляться с обуревающими его сильными чувствами. У него, как правило, меньше возможностей черпать сведения интимного толка из литературы, телевизионных программ, общения со сверстниками, поскольку он имеет ограниченный доступ к таким источникам информации Особенности мышления затрудняют возможность переноса в жизнь готовых моделей поведения, и ребенок с интеллектуальной патологией зачастую имеет размытое представление об интимных сферах жизни. Эти факторы имеют следствием,
например, характерное для подростка с синдромом Дауна поведение публичную мастурбацию, которая приводит невольных свидетелей в состояние замешательства [23]. Между тем мастурбация любого подростка – адекватный признак начавшихся гормональных изменений и пробуждающегося интереса к половой жизни. С помощью мастурбации подросток овладевает своим взрослеющим телома также компенсирует внезапное одиночество, надвигающееся на него вследствие потери семьи, которую он сам начинает отвергать Несоответствие между физическим развитием и развитием когнитивной сферы и социальных навыков подростка с синдромом Дауна может приводить к тому, что происходящие с ним изменения, являющиеся нормальной частью взросления, истолковываются родителями как следствие инвалидности ребенка [36].
Кроме того, появление признаков сексуальности подрост- ка-инвалида может вызывать у родителей тревогу в связи с угрозой нежелательной беременности, заражения половыми инфекциями, сексуального насилия. Реакция родителей на публичную мастурбацию такого подростка может быть самой разной от желания купить ему девушку до мыслей о химической кастрации Преодолев подростковый возраст, любой человек задумывается о близких интимных отношениях, о создании любовной пары, а потоми семьи. Вопрос возможности создания молодым человеком с синдромом Дауна семьи тревожит и его самого, и его близких. Большинство имеющихся в этой области исследований посвящены темам воздержания, контрацепции, безопасного секса, репродуктивной способности людей с отклонениями в развитии [23, 36]. Исследований влияния сопутствующих соматических заболеваний, врожденных физических и эмоциональных особенностей, специфики окружающей среды на способность людей с синдромом
Дауна вступать в близкие эмоционально-интимные отношения и поддерживать их недостаточно.
Молодые люди с синдромом Дауна предпочитают находиться в одиночестве или строить отношения с кем-либо из взрослого окружения, лишь немногие из них способны завязывать двусторонние дружеские отношения со сверстниками и испытывать чувство глубокой привязанности [40, Большинство авторов указывают, что сложности с выделением существенных признаков влияют на способность молодого человека с синдромом Дауна действовать по образцу,
переносить усвоенные продуктивные способы решения на ситуации, связанные с построением отношений [1 и др, ив конечном итоге затрудняют воплощение демонстрируемых ему правил ухаживания в жизнь.
Несмотря на то что люди с синдромом Дауна часто имеют физиологическую возможность вступать в интимные отношения, они, скорее всего, неспособны испытывать зрелое сексуальное удовольствие [23]. Возможно, на это влияет неспособность человека с синдромом Дауна одновременно и полноценно использовать анализаторы различных модаль- ностей, получать удовольствие от стимуляции своего тела в той степени, в которой это доступно обычному человеку
Так, в силу того что эмоциональный отклик новорожденного с синдромом Дауна на обращение матери имеет свои особенности, ему необходимы более сильные положительные стимулы со стороны ухаживающего взрослого.
На этапе приучения к горшку родителей может пугать возможная неспособность их ребенка контролировать процессы мочеиспускания и испражнения, вследствие чего они склонны настаивать на быстром и строгом приучении малыша к опрятности. Однако в этот период важно дать ребенку возможность экспериментировать в новой для него области, самостоятельно получая удовольствие от чувства контроля над своим орга- низмом.
В процессе привития правили норм поведения важно учитывать особенности мышления ребенка с синдромом Дауна,
который не всегда способен улавливать тонкие моменты демонстрируемого ему образца. Окружающим необходимо предоставлять ему достаточное количество информации о различиях между полами, а также доступную модель принятого полоролевого поведения личный пример близких, различную качественную видеопродукцию, посещение специальных семинаров и т. д. Важно терпеливо и настойчиво информировать ребенка о таких понятиях, как родственные связи, разница поколений, социальные роли, а также о допустимых формах близости между людьми.
В таком деликатном вопросе, как мастурбация, для особого подростка имеет большое значение поддержка родителей и их помощь в организации ему личного пространства. Важно сообщить ребенку о нормальности процесса мастурбации при условии, что он проходит в уединенном интимном пространстве.
В период построения любовных отношений людям с синдромом Дауна полезно иметь модель принятого в обществе процесса ухаживания и информацию по вопросам, связанным с физической близостью ив первую очередь – с эмоциональной связью между партнерами.
Таким образом, можно констатировать наличие у человека с синдромом Дауна значительной специфики хода психосексуального развития и его своеобразия в зрелом возрасте.
Можно говорить о трудностях в достижении таким человеком зрелой стадии психосексуального развития, признаком которого является способность к получению зрелого сексуального удовольствия в рамках эмоционально глубоких отношений с другим человеком. Это связано с особенностями телесного,
когнитивного и эмоционального опыта человека с синдромом
Дауна. Также можно отметить, что степень достигнутого развития сексуальности ребенка с синдромом Дауна зависит как от присущих только ему черт эмоционального, когнитивного и телесного развития, таки от умения родителей стимулировать его психосексуальное развитие в правильном, соответствующем норме направлении.
Своеобразие психосексуального развития ребенка с синдромом Дауна, связанное, в первую очередь, с конкретным мышлением и длительной симбиотической связью с матерью, неизбежно, и его коррекция требует со стороны родителей и специалистов дополнительных усилий, которые позволили бы особому ребенку уже на начальном этапе приобретать чувственный опыта позднее строить зрелые интимные отношения
Литература. Алехина А. В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2000. 202 c.
2. Больдюсова ЮС. Игровая терапия с ребенком с особенностями развития // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Социально-психологи- ческие проблемы современной семьи и воспитания, Москва, 1–2 октября г. Боулби Дж. Привязанность. М. : Гардарики, 2003. 477 с. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. М. : Класс, 2007. 94 с. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1997. 224 с. Данилова Т. Н, Мизинова А. В. Особенности взросления детей с синдромом Дауна // Материалы междунар. науч.-практ. конф. Социально- психологические проблемы современной семьи и воспитания, Москва, 1–2 октября 2011 г. Жиянова ПЛ. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна : пособие для родителей. М. : Благотворительный фонд
«Даунсайд Ап», 2010. 140 с. (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития. Иневаткина СЕ. Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна : дис. канд. психол. наук. Мс. Кернберг О. Ф. Отношения любви норма и патология. М. : Класс, 2000. 256 с. Киртоки А. Е. Особенности психологической поддержки семьи. Опыт Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» // Синдром Дауна. XXI век. 2009.
№ 2. C. 18–24.
11. Киртоки А. Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009.
№ 5. С. 47–53.
12. Киртоки А. Е. Социально-психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна // Синдром Дауна. Медико-генетический и социаль- но-психологический портрет / под ред. Ю. И. Барашнева. М. : Триада-Х, 2007. С. 155–171.
13. Кравченко К. Я. Принципы гештальт-терапии в практике консультирования семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна // Синдром Да- уна. XXI век. 2011. № 1 (6). C. 16–21.
14. Красовский Т. В, Шармина С. Л. Дети с синдромом Дауна: профилактика социального сиротства и медико-психологическая реабилитация Дефектология. 2005. № 1. С. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна / перс англ. ОН. Ертановой при участии Е. В. Клочковой.
М. : Монолит, 2003.
16. Лорер В. В. Особенности эмоциональной регуляции у младенцев с церебральной органической недостаточностью при взаимодействии с матерями Дефектология. 2010. № 3. С. 58–63.
17. Материнство восприятие себя и ребенка / Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, СЕ. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. 2009.
№ 2. С. 10–17.
18. Махони Дж, Пералес Ф. Роль родителей в развитии крупной моторики детей младенческого и раннего возраста / пер. НС. Грозной // Синдром Дауна XXI век. 2009. № 2 (3). C. 66–68.
19. Музюкин И. Б. Формирование переноса навыков у ребенка с синдромом Дауна в контексте гештальт-подхода // Синдром Дауна. XXI век. 2011.
№ 1 (6). C. 22–26.
20. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. АРа- зенкова, Е. Б. Айвазян, СЕ. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Дефектология. 2008. № 5. С. 41–51.
21. Пальмов О. И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 192 с. Панарина Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых : дис. ... канд. психол. наук.
Самара, 2004. 152 c.
23. Сексуальность при синдроме Дауна : доклад, представленный нам Всемирном конгрессе по синдрому Дауна, Мадрид, 23–26 октября 1997 г. Дон К. Ван Дайки др. ; сокращ. перс англ. НС. Грозной // Хрестоматия для родителей : сб. ст, опубл. в журн. Сделай шаг в 1997–2008 гг.
Изд. е / сост. ПЛ. Жиянова, НС. Грозная. М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. С. 269–277.
24. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю. И. Барашнева. М. : Триада-Х, 2007. 280 с. Тайсон Ф, Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. М. : Когито-Центр, 2006. 407 с. Углубленное изучение особенностей раннего развития детей с синдромом Дауна / обзор подготовлен НС. Грозной // Синдром Дауна. ХХI век. № 1 (4). С. 64.
27. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд З. Психология бессознательного. СПб. : Питер, 2004. С. 113–180.
28. Шарфф Д. Э. Сексуальные отношения. Секс и семья сточки зрения теории объектных отношений. М. : Когито-Центр, 2008. 304 с. Beadman J. Adolescence and sexuality. DSA UK Education Consortium, 2005.
30. Bird G., Buckley S. Number skills for children with Down syndrome (5–11 years). The Down Syndrome Educational Trust, 2001. (Down Syndrome Issues and Information).
31. Braun R. Life for adults with Down syndrome – an overview. The Down Syndrome Educational Trust, 2004. (Down Syndrom Issues and Information).
32. Buckley S. Reading before talking: Learning about mental abilities from children with Down syndrome. 1996. URL: https:// www.down- syndrome.org/Library/papers/1996/05/reading/
33. Buckley S., Beadman J., Bird G. Reading and writing for children with Down syndrome (5–11 years). The Down Syndrome Educational Trust , 2001. (Down
Syndrome Issues and Information).
34. Cuskelly M., Zhang A., Gilmore L. The importance of self-regulation in young children with Down syndrome // International Journal of Disability,
Development and Education. 1998. Vol. 45, № 3. P. 331–341.
35. Couwenhoven T. Teaching Children with Down Syndrome about Their Bodies, Boundaries, and Sexuality : A Guide for Parents and Professionals.
Woodbine House, 2007. 331 p.
36. D’Aegher L., Robinson P., Jones S. Talk to Me : A personal development manual for women and girls with Down syndrome, and their parents. Down
Syndrome NSW, 1999.
37. D’Haem J. Special at school but lonely at home: An alternative friendship group for adolescents with Down syndrome // Down Syndrome Research and
Practice. 2008. Vol. 12, Iss. 2. P. 107–111. URL: https://www.down-syndrome.org/research-practice
38. Fidler D. The emerging Down Syndrome Behavioral Phenotype in Early Childhood Implications for Practice // Infants & Young Children, 2005. Vol. 18, № 2.
P. 86–103.
39. Fitzmaurice S. Adventures in Child-Rearing: The Sexual Life of a Child Growing Up With Down Syndrome // Disability Studies Quarterly. 2002. Vol. 22,
№ 4. P. 28–40.
40. Freeman S. F. N., Kasari C. Characteristics and Qualities of the Play Dates of Children with Down Syndrome: Emerging or True Friendships? // American
Journal on Mental Retardation. 2002. Vol. 107, № 1. P. 16–31.
41. Gannon M. Sexuality and Down syndrome // The International Down Syndrome Congress, Ireland, 19–22 August, 2009.
42. Guralnick M. J., Connor R. T., Johnson L. K. The Peer Social Networks of Young Children with Down Syndrome in Classroom // Journal of Applied
Research in Intellectual Disabilities. 2011. Vol. 24. P. 310–321.
43. Kasari C., Freeman S. F. M., Bass W. Empathy and response to distress in children with Down syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry.
2003. Vol. 44, № 3. P. 424–431.
44. Miller J. F. Profiles of language development in children with Down Syndrome // Improving the communication of people with Down syndrome / J. Miller,
M. Leddy, L. A. Leavitt (Eds.). Baltimore : Brookes Publishing, 1999. P. 11–40.
45. Van Cleve S., Cannon Sh., Cohen W. I. Clinical Practice Guidelines for Adolescents and Young Adults with Down Syndrome: 12-21 Years // Journal of
Pediatric Health Care. 2006. Vol. 20, № 3. P. 198–205.
Психология, педагогика
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей