Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программы Центра ранней помощи


НазваниеПрограммы Центра ранней помощи
Анкор2 2011.pdf
Дата21.05.2017
Размер4.98 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2_2011.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#20527
страница8 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
у
У
У
У
Ж
Ж
Ж
Ж
Муха
Ж-Ж-Ж
Жу-жу-жу.
Муха жужжит.
Повелителя мух зовут Бельзебуб. Он самый главный. Он посылает своих придворных мух к людям. Это значит, что людям нужно быть внимательными.
У-У-У
Прочь-прочь-прочь!
Муха улетает прочь.
Мухи всегда летят туда, где что-то испортилось.
Б-Б-Б
Больше-больше-больше.
Муха ест пирог.
Если на столе стоит пирог, одна муха обязательно расскажет об этом другой. Мухи очень любят сладкое.
О-О-О
Вверх, вверх, вниз, вниз.
Мухи бегают вверх и вниз.
Маша пьет лимонад и наблюдает, как мухи то ползут вверх по стене, то снова спускаются вниз.
Л-Л-Л
Крылья, летать.
Муха расправляет крылышки, взлетает, описывает круг в воздухе и садится на стену. Почему она не падает Она держится за поверхность двумя коготками, которые расположены у нее на лапках. Мы так не можем
Использование жестов при изучении букв и звуков русского языка
Адаптация методики Кристель Манске
К. Ю. Терентьева, специальный педагог Даунсайд Ап
С опытом доктора Манске мы познакомились на ее семинаре в Москве в 2008 году. Одной из тем семинара было обучение детей с синдромом Дауна чтению и пониманию смысла прочитанного. Кристель Манске представила новую для нас
методику изучения букв и звуков, которая показалась нам очень перспективной. Методика предполагает, что каждой
букве и звуку соответствуют определенные жест или действие, имеющие сними ассоциативную или смысловую связь.
В обучающем фильме мы видели, как автор дарит ребенку цветок, а тот, удивляясь, прикладывает руку к груди и говорит О В этот момент его фотографируют, и фотографию он приклеивает в свой альбом рядом с буквой О. Затем, для
лучшего усвоения, он эту букву раскрашивает, обклеивает кусочками рваной бумаги или размазывает в контурах буквы
пластилин. Потом госпожа Манске его спрашивает А что ты говоришь на этой фотографии Ребенок без труда отвечает О. Его просят еще раз приложить руку к груди и сказать О. Так формируется прочная связь между зрительным
образом буквы, произнесенным звуком, вложенным в него смыслом и поддерживающим жестом. Все это опирается на
сенсорную память и позволяет легче и доступнее, в игровой форме, усваивать буквы.
Психология, педагогика
О
О
О
О
Жест: указательный и большой пальцы сжаты в колечко и поднесены к глазу, ребенок изображает удивление.
Картинка: очки
Далее на видео мальчик постарше читает книгу, составленную из его фотографий в разных ситуациях и подписей к ним. Те звуки, которые он произносит нечетко, он сопровождает соответствующими им жестами. Это помогает нам лучше понимать его, а ему – не пропускать звуки в словах,
а потоми буквы при письме. Когда звуку присваиваются определенный смысли жест, ребенок может воспроизводить этот жест, даже если он пока не в состоянии произнести звук.
А использование фотографий как средства актуализации собственного опыта ребенка, когда он видит непросто картинку, а себя на фотографии, позволяет ему легко вспомнить,
что происходило в тот момент.
При обучении глухих и слабослышащих детей активно используется жестовая речь, при которой каждому слову соответствует определенный жест, подобранный по смыслу
(например, слово спать изображается наклоненной головой и ладонью, поднесенной к уху, и дактильная азбука, в которой каждая буква передается определенным движением пальцев, но между ними нет никаких смысловых связей. В методике Кристель Манске каждый жест, соответствующий букве и представляющему ее звуку, привязан к ярким образам из жизни ребенка.
Мы решили попробовать применить систему госпожи
Манске на наших занятиях в Даунсайд Ап. Нашли фотоаппарат и цветной принтер, но вот систему присвоения смыслов буквами звукам, а также жесты пришлось придумывать и выстраивать заново. Дело в том, что не только немецкие буквы отличаются от русских, но и многие звуки у нас совсем непохожи. Да и смысловые связи для российских детей нередко приходилось подбирать другие, с учетом их опыта.
Совместно с логопедами нашего центра мы разработали свою систему. Поскольку целью было освоение букв, мы не брали отдельно парные мягкие согласные звуки, а для букв ЕЮ, Я подбирали жесты, исходя из их произношения вначале слова как [йэ], [йо], [йу], [йа]. Буквам Ь и Ъ не соответствуют никакие звуки. Но поскольку эти буквы отражаются в составе слов на письме и важно их не пропускать, можно присвоить им такие жесты, как поглаживание ладонью стола для мягкого знака и удар кулаком по столу для твердого.
При присвоении смысла буквами звукам мы опирались на возможный личный опыт детей. Так, например, каждый российский ребенок попадал на прием к доктору и показывал свое горлышко, произнося А, или грел ручки теплым дыханием, произнося звук, похожий на [х].
При подборе жестов, сопровождающих звуки, мы использовали несколько принципов и методических подходов. Доступность Каждый жест должен воспроизводиться без использования посторонних предметов, чтобы его можно было показывать везде. Жест производится только одной рукой, чтобы другой,
если позволяют условия, ребенок мог показывать соответствующую букву в своем альбоме или в книге. Осмысленность

Жест должен поддерживать смысл, присвоенный данному звуку. Так, например, при произнесении звука р ребенок,
изображая когти тигра, должен показать раскрытую ладонь с полусогнутыми пальцами и порычать; при произнесении Е
рука изображает игруна гитаре раскрытая ладонь движется вниз на уровне груди – так пел ослик из любимого детьми мультфильма Бременские музыканты. Связь с фонетическими характеристиками
Жест, по возможности, должен поддерживать произнесение данного звука. При выборе жестов использовались логопедические приемы постановки звуков, а также элементы фонетической ритмики. Например, произнося звук п, ребенок должен поднести ладошку корту и почувствовать резкий толчок воздушной струи. При произнесении звука гребенок касается пальцами своего горла и ощущает вибрацию голосовых связок, при произнесении звука сделает рукой скользящее движение в сторону ладонью вниз, подставленной под нижнюю губу, одновременно чувствуя холодную плавную струю выдыхаемого воздуха.
Опираясь на эти принципы, каждый специалист, который захочет применить эту методику, может придумать свои жесты. Главное, чтобы между произносимым звуком и его обозначением была явная для ребенка смысловая связь. Мы применяли эту методику на занятиях группы подготовки к школе, которую посещали пятеро детей 6–7 лет с синдромом Дауна, ранее занимавшихся по другим программам
Даунсайд Ап. Кроме того, такая система знакомства с буквами и звуками использовалась нашими логопедами в индивидуальных занятиях с детьми 3–5 лет.
Мы составляли альбомы для каждого ребенка отдельно,
ведь в альбоме Марины должна быть фотография Марины,
произносящей звука, а в альбоме Любы – фотография Любы. Для того чтобы познакомиться с новой буквой, мы готовили реквизит для буквы А – шапочку доктора, который будет смотреть детям горлышко, для буквы У – поезд, на котором поедут дети, для буквы И – улыбающегося клоуна, для буквы
Т – компьютерную клавиатуру, чтобы стучать по ней пальцем,
произнося этот звук, для буквы Й – чашечку, держа которую дети будут икать. Картинки мы рисовали сами, сканировали из книг или подбирали в Интернете.
43
Жест: ребенок широко открывает рот, поднося указательный палец ко рту.
Картинка: доктор смотрит ребенку горло.
А
А
А
В игровой ситуации ребенок показывал жест, одновременно произнося соответствующий звук, мы делали несколько фотографий, для альбома выбирали лучший вариант. Когда наследующем занятии (в нашем случае – через неделю) мы показывали детям фотографии испрашивали Что ты здесь говоришь – каждый из них легко вспоминали, что удивительно, с первого раза отвечал верно Затем ребенок приклеивал свою фотографию на страницу альбома в специально выделенное для этого место, обозначенное прямоугольной рамкой. Потом он получал соответствующую букву, вырезанную нами заранее из гофрированного картона или наждачной бумаги. Мы вместе ощупывали ее, еще раз называли соответствующий звуки показывали жест. Ребенок вклеивал букву в обозначавший ее контур в своем альбоме. Далее мы давали детям для приклеивания картинки, поддерживающие смысловую сторону данного звука и жеста. Например, для звука т это было изображение компьютерной клавиатуры,
для к – пистолетик, для з – комар.
После знакомства с новой буквой, звуком и жестом мы подбирали картинки и слова, которые начинаются на данную букву, приклеивали их в альбом и подписывали (например,
«К» – Кот, Кот ловит рыбу) – чтобы в будущем дети смогли прочитать не только букву, но и слово и предложение и лучше понимали смысл прочитанного. Мы также просили раскрасить букву, обклеить кусочками фольги (салфетки, ваты,
марли, меха, кожи) или облепить пластилином, на него приклеить фасоль, половинки гороха, спички, посыпать гречневой крупой и прижать и т. д. Все это делалось для того, чтобы лучше запомнился графический образ буквы.
Последовательность работы над буквами и соответствующими звуками была такой АУ, П, Б, М, О, ВТ, ДНИ, Л, Й,
Э, К, Е, Г, Х, С, З, Ш, Ж, Ы, Ф, ЯР, Ю, Ь, Ч, Ц, Щ, Ъ. (Последовательность, однако, может меняться, исходя извоз- можностей ребенка и задач педагога. Обычно сначала даются гласные, потом губные согласные, а дальше – с учетом частоты встречаемости букв в словах) Таким образом, за один учебный год мыс детьми изготовили альбомы со всеми буквами.
Все дети запомнили графические образы букв, уточнили свое звукопроизношение, стали лучше дифференцировать схожие по звучанию звуки. Этот вид деятельности стал у них самым любимым, свои альбомы они с радостью перечитывали и на занятиях, и дома. Кристель Манске использовала такой вид работы на индивидуальных занятиях, а мы попробовали применить подобный подход в группе и поняли, что это тоже возможно.
В качестве иллюстрации мы предлагаем читателю фотографии, которые использовались на наших занятиях, с обозначением жестов и картинок, поддерживающих смысл каждой буквы и соответствующего звука. На фото – участники проекта по подготовке к школе Ася, Марина, Гоша, Люба и Егор. Альбомы, которые вы решите делать с детьми, могут отличаться от наших, ив этом нет ничего страшного, творческие идеи только приветствуются, главное – сохранить принцип и идею метода, который хорошо работает при усвоении букв и обучении детей с синдромом Дауна чтению
Жест ребенок широко открывает рот, поднося указательный палец корту. Картинка доктор смотрит ребенку горло.
Жест: стук ладонью по ноге.
Картинка: бубен.
Жест: движение открытой ладони вперёд. Картинка дверь.
Жест: указательный и большой палец касаются горла.
Картинка: гусь.
Жест: полусогнутый палец изображает стук дятла. Картинка дятел.
Жест: рука изображает игруна гитаре, раскрытая ладонь движется вниз на уровне груди. Картинка гитара.
Жест: прямая ладонь с разведёнными пальцами, движение руки вперёд.
Картинка: ёж.
Жест: вибрирующее движение указательным пальцем вперёд. Картинка жук.
Жест: полусогнутый палец изображает летящего комарика.
Картинка: комар.
Жест: указательный палец касается уголка рта,
губы в улыбке. Картинка клоун.
Жест: ребенок держится за верх живота, как будто икает. Картинка чашка.
Жест: кулак с вытянутыми вперед указательными средним пальцами.
Картинка: пистолетик.
Жест: прямые указательный и средний пальцы поочередно стучат по столу. Картинка пианино.
Жест: указательный палец изображает рог коровы.
Картинка: корова. Жест указательный палец прижат к ноздре.
Картинка: нос.
А
Г
Ё
И
Л
Б
Д
Ж
Й
М
В
Е
З
К
Н

46 Жест указательный и большой пальцы сжаты в колечко и поднесены к глазу, ребёнок изображает удивление. Картинка очки.
О
Жест: скользящее движение рукой в сторону ладонью вниз, подставленной под нижнюю губу. Картинка змея.
С
Жест: пальцы резко раскрываются из кулачка.
Картинка: мыльный пузырь.
Ф
Жест: указательный палец поднесен к губам («Тише!»).
Картинка: малыш спит.
Ч
Жест: поглаживание ладонью стола.
Картинка: вата.
Ь
Жест: рот открыт, указательный и большой пальцы обхватывают подбородок.
Картинка: медведь.
Э
П
Жест: указательный палец направлен вниз и стучит по столу. Картинка компьютерная клавиатура.
Т
Жест: ребенок дует на замёрзший кулачок.
Картинка: варежки.
Х
Жест: движения ладонью влево-вправо перед собой.
Картинка: дерево на ветру.
Ш
Жест: указательный палец с силой нажимает на живот.
Картинка: игрушка-пищалка.
Ы
Жест: круговые движения указательными средним пальцами изображают юлу.
Картинка: юла.
Ю
Жест: раскрытая ладонь, изображающая когти тигра. Картинка тигр.
Р
Жест: ладонь ребром приложена к уголку рта.
Картинка: поезд.
У
Жест: большой и указательный пальцы соединены,
резкое движение рукой от себя, как будто зажигаем спичку. Картинка горящая спичка.
Ц
Жест: стряхивающее движение ладошкой по груди.
Картинка: щётка.
Щ
Жест: удар кулаком по столу.
Картинка: кирпич
Ъ
Жест: указательное движение ладонью к груди.
Картинка: человек показывает на себя.
Я
Жест: рука ладонью кверху подставлена к губам.
Ребенок сдувает с ладони пёрышко. Картинка пёрышко.

47
«42 года назад, когда родилась моя дочь, у детей с синдромом Дауна не было даже права на получение образования. Да
и 30 лет назад, когда я только начала заниматься проблемой обучения чтению таких детей, мне говорили, что я зря теряю
время. Но теперь, по мере роста понимания того, как развиваются дети с синдромом Дауна, мы убеждаемся в том, что
при правильно выстроенных программах обучения они могут достичь очень многого».
Сью Бакли, директор научно-исследовательских прогамм Международного фонда содействия образованию детей
с синдромом Дауна, почетный профессор факультета психологии Портсмутского университета
В 2007 году профессор Сью Бакли объявила об учреждении Фонда поддержки научных исследований в области синдрома Дау- на. О работах, проводившихся под эгидой этого фонда, журнал Синдром Дауна. XXI век регулярно информировал своих читателей. В канун 2012 года Сью Бакли представила краткий отчет о главных достижениях прошедшего года и рассказала о ближайших планах.
Она отметила, что фонд, как и было задумано, играет важнейшую роль в расширении научной деятельности, в организации сотрудничества ученых всего мира и обеспечении гарантий того, что результаты их исследований будут внедрены в повседневную педагогическую практику.
В 2011 году были закончены два рандомизированных контролируемых исследования
1
:

испытание новых методов обучения чтению и речи детей с синдромом Дауна школьного возраста;

испытание метода тренировки памяти.
Международный фонд поддержки образования детей с синдромом Дауна опубликовал в 2011 году методические материалы по отдельным направлениям ранней помощи поддержал усилия специалистов из стран Восточной Европы по совершенствованию услуг, которые предоставляются людям с синдромом Дауна и их семьям обеспечил надежной научно обоснованной информацией и рекомендациями более 120 000 человек в разных странах мира с помощью публикаций, а также проведения семинаров и тренингов.
В 2012 году планируется издание тех новых методик обучения чтению и речи детей с синдромом Дауна школьного возраста,
испытание которых прошло в 2011 году. В июне 2012 года программа с использованием этих методик будет введена в учебные планы школ разных стран. Предполагается, что заниматься по этой программе будут около 30 000 школьников.
Международный фонд поддержки образования детей с синдромом Дауна продолжит публикацию серии программ Смотри и учись по развитию речи, чтения, памяти и арифметических навыков продолжит перевод этих программ на другие языки и их адаптацию к условиям разных стран.
В 2012 году должны начаться новые крупные исследования, которые будут проводиться в США и Великобритании. Их темы:

новые подходы к улучшению понимания прочитанного текста;

содействие развитию ранних речевых навыков;

улучшение разборчивости речи;

тренировка кратковременной и рабочей памяти;

совершенствование навыков решения задач.
Сью Бакли выразила уверенность в том, что практико-ориентированные целевые научные исследования приведут к дальнейшим существенным положительным сдвигам в обучении детей с синдромом Дауна всех возрастов и способностей Мы не обещаем чудесно уверены, что сможем и дальше повышать эффективность обучения, а это, в свою очередь, даст детям больше возможностей для полноценной жизни».
Исследования, которые проводятся под эгидой фонда, имеют практический выход, они сопровождаются тщательно выверенной надежной документацией, в которой отслеживаются реальные достижения. Сью Бакли заметила В то время когда многие страны, многие благотворительные организации и семьи вынуждены существенно ограничивать свои расходы, мы рады тому,
что, несмотря на недостаточность ресурсов, сумели обеспечить реальные предпосылки для совершенствования программ обучения детей с синдромом Дауна».
Психология, педагогика
1
Рандомизированное исследование – исследование, в котором участников распределяют в основную и контрольную группы случайным образом – так,
чтобы каждый имел равные шансы оказаться водной из них. Контролируемое исследование – всякое исследование, в котором контролируются (и по возможности минимизируются или исключаются) потенциальные источники систематических ошибок.
Результаты научных исследований – в педагогическую практику

48
Использование
Н ум икона bbна занятиях группы подготовки к школе
Е. А. Сладкова, К. Ю. Терентьева, специальные педагоги Даунсайд Ап.
Под общей редакцией Т. П. Медведевой

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей