Управление образования администрации города Тулы
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
Утверждена
на педагогическом совете
протокол №___от_________200__г.
Директор ЦПМСС «Преображение»
______________________Перов С.Б.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Роньжина А.С.
ТУЛА-2007г. Пояснительная записка
Актуальность программы:
Проблема адаптации - одна из наиболее актуальных проблем психологии, особенно при поступлении детей в детский сад. Адаптация - этоприспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Основные проявления социальной адаптации — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не обладает необходимыми коммуникативными навыками, желание общаться с другими детьми только начинает формироваться. Для большинства детей это первый опыт общения в незнакомом обществе. Малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения).
Вопросы адаптации детей к дошкольному учреждению рассматриваются в работах Лютовой Е.К., Мониной Т.Б., Граббет Р., Морозовой Е.И., Макшанцевой Л.В. Разработаны игры, занятия для детей, диагностические методики для родителей, воспитателей.
Данная программа составлена и апробирована автором в процессе практической работы в ДОУ №733, УВК №1763 (для детей с задержкой психического развития), в группе кратковременного пребывания детей 2-4 лет ДОУ №1397 СЗУО. Цель и задачи программы.
Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи занятий:
-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
-обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Занятия рекомендуется проводить не только в первое два и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым воображением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – дети 2-4 лет, испытывающие трудности в адаптации;
Сроки реализации – в течении года по мере необходимости
Формы и режим занятий. Занятия продолжительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятие повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых занятие, варьируются педагогом.
Структура занятия. Занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действии всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Последнее занятие проводит совместно с родителями. Это форма контроля эффективна так как:
-совместные занятия являются своеобразным «мастер -классом» для родителей, так как из них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
-неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
Рекомендации по проведению занятий:
-Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
-Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
-Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действиями ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять соответственные спонтанные, живые и естественные реакции.
- В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее: полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.
- Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.
Надеемся, что предложенные в пособии советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей в сложный адаптационный период, сделают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
Тематическое планирование №
| Тема занятия
| Кол-во мин.
|
| Божья коровка
| 10-20
|
| Листопад | 10-20
|
| Мячик
| 10-20
|
| Прогулка в осенний лес | 10-20
|
| Веселый петрушка | 10-20
|
| Новый год
| 10-20
|
| Мячики | 10-20
|
| Зайка | 10-20
|
| Мыльные пузыри | 10-20
|
| Музыканты | 10-20
|
| Мамин день
| 10-20
|
| Мишка | 10-20
|
| Непослушные мышата | 10-20
|
| Колобок | 10-20
|
| Котята | 10-20
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |