Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

[Медкниги]_barinova-yuyu-sost-kompleksnoe-metodicheskoe-obespechenie-uchebnoy-temy-filosofiya-sestrinskogo-dela-bioetika-obsc... Протокол от Председатель цмк Сибряева Л. А


Скачать 213.5 Kb.
НазваниеПротокол от Председатель цмк Сибряева Л. А
Анкор[Медкниги] barinova-yuyu sost-kompleksnoe metodicheskoe obespechenie uchebnoy-temy filosofiya-s estrinskogo-dela bioetika-obsc.
Дата21.09.2017
Размер213.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла[Медкниги]_barinova-yuyu-sost-kompleksnoe-metodicheskoe-obespech
ТипПротокол
#16283
страница3 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3

Эталоны ответов к ситуационным задачам
1. Все это свидетельствует о злоупотреблении пациентом спиртных напитков алкоголизме. Необходимо провести беседу с пациентом и его матерью о последствиях (в частности заболевании печени) алкоголизма. Необходимо помочь пациенту отказаться от этой вредной привычки: обратиться к врачу-наркологу за советом и лечением, и больше внимания уделять здоровому образу жизни.

2. Медицинская сестра должна успокоить пациента, объяснить, что рак не заразен, он не передается через предмет быта, в частности постельные принадлежности, но если и это не убедит пациента, то переложить его на другую кровать.

3. Во-первых, медицинская сестра должна провести беседу с пациентом о преимуществе инъекционного способа введения лекарственных веществ, во-вторых, доказать, что обработка медицинского инструментария (в данном случае шприцы и иглы) проводится та, что исключается любая возможность заражения через инъекции какой-либо инфекции, в том числе и СПИДом.

4. При общении медработника и больного должен соблюдаться свой особый этикет. Нередко опытному медработнику не нужно специально осматривать или выслушивать больного для того, чтобы поставить диагноз. Иной раз для этого достаточно одного взгляда на больного. Однако, если медработник лишь мельком взглянет на больного, и даже не поговорив с ним назначит лечение, последний останется недовольным. Не исключен в данном случае и конфликт, как это случилось в данной ситуации. Из-за спешки мы смотрим на сидящего перед нами человека, а видим только болезнь. Больной прежде всего болеет душой, и медработник должен быть тонким психологом. Искусство врачевания - это умение вести теплую, задушевную беседу с больным человеком. "Три орудия есть у врача - слово, растение и нож". И слово воздействует не только на душевное состояние, но и на тело. М.Я. Мудров говорил: "Искусством слова печального утешишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытого откровенным, отчаянного - благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает темные боли, тоску, метания".

5. Ошибка фельдшера - он, беседуя с больным, не учел тревожного состояния больного, то есть врач как бы забыл, что к нему пришел не просто пациент с ОРЗ, а человек, охваченный тревогой, страхом. Тревога пациента отражается на его поведении - он боится остаться наедине со своей болезнью, и поэтому хочет запастись ответами на все случаи жизни.

Этот случай подтверждает, что больной прежде всего болеет душой, что врачу нужно быть тонким психологом, а не только блестящим специалисте ел. Хотя постановка диагноза не была затруднительной фельдшер всегда должен тщательно осмотреть больного, поговорить с ним, послушать сердце, провести перкуссию и т.д. В этих действиях заложен глубокий психотерапевтический смысл. Такое обращение с медработником действует на больного человека целительно, и наоборот - малейшая оплошность медработника тяжело переносится им. Необходимо помнить, что все врачует во враче - и жесты, и мимика... и даже молчание. В беседе с медработником больной обретает веру в свое выздоровление, а это уже, как говорится, уже половина дела.

6. Здесь имеет место разглашение профессиональной медицинской тайны. Причина -это недопонимание проблемы, вызванное недостаточным этическим воспитанием. Это является нарушением "Декларации о развитии прав пациентов" (1994 г.), то есть разглашение личной тайной информации. Уголовный кодекс России содержал- ст. 128 определяющую меру наказания за разглашение сведений:

• исправительные работы до 2 лет,

• возмещение морального ущерба,

• лишение права заниматься деятельностью на срок от 1 до 3 лет.

В случае дальнейшего разглашения этой информации, что в жизни часто имеет место, будет нанесена серьезная психическая травма пациентке и ее родителям. Это может неблагоприятно сказаться в дальнейшем на ее судьбе.

7. Необходимо помнить о силе слова медицинского работника. А ведь иногда мы рассуждаем, как Брабанцио из шекспировского "Отелло"

"Какой же врач иль знахарка-старуха, Чтоб сердце излечить льет капли в ухо?"

А ведь те капли, что имел в виду Брабацио - это слова утешения, действительной в состоянии вылечить сердца. Если лить их вовремя и с разумом. Ибо они внушают веру в выздоровление. Потеря веры в выздоровление нередко делает неэффективным самое квалифицированное лечение.

В данной ситуации, если больной сообщить, что у нее нет порока сердца, то последует реакция недоверия медработнику. Пациентка усомнится в квалификации врача, будет обращаться к другим медикам. Ведь столько лет она была убеждена в наличии порока.

Лучше всего расспросить больную, как ее лечили, в конце беседы спросить:

"Видимо, Вас хорошо лечили, потому что сейчас признаки порока исчезли"

8. Беседа медработника с больным - не всегда простая задача. Не все больные охотно вступают в контакт, нередки случаи недоброжелательства, неприязни, неадекватности реакции, как например в данной ситуации. Медработник должен сохранить спокойное отношение к пациенту, проявить терпение, доброжелательное отношение к нему. Можно в данной обстановке ответить больному: "Извините, если я причинил Вам боль. Но такая проверка необходима для распознавания вашей болезни." И наверняка, после этих слов врача, пациент успокоится, и в дальнейшем осмотр пройдет без эксцессов.

В данном случае речь идет о низкой культуре больного человека. Но он страдает тяжелой болезнью, и отвечать обидой на его раздражение было бы недостойно медработника.

9. Не подлежит сомнению, что этот медработник - случайные человек в медицине, что он не имеет ни малейшего представления ни о человечности ни о врачебном долге. Это характерно для людей черствых, бездушных, потерявших чувство ответственности, врачебного долга. Медработник в данной ситуации нанес психологическую травму больному и может явиться не целителем болезни, а причиной ее развития. Такое явление называется ятрогенией - это означает болезни, вызванные врачом или связанным с врачеванием. Мнительным больным, со слабой психикой, подсознательно открывают доступ болезни к себе. Необходимо помнить, что во время обхода, самыми внимательными слушателями являются больные. Беседа, заключение медработника должно быть достаточно информативным, но при этом сохранять надежду. Можно сказать так: "Уважаемая Д., состояние вашего здоровья вызывает нашу тревогу, но мы в состоянии сделать все возможное, чтобы помочь Вам. И с вашей помощью надеемся на скорейшее выздоровление».

10. Делая вышеуказанную запись в справке, медработник преследовал добрую цель -хотел обратить внимание лечащего врача на особенности течения болезни и необходимость тщательного наблюдения. Однако такая запись лишь повредит больному, лишит его покоя, приведет к тяжелой травме его психики. Пациента все время будет грызть мысль о неизбежности цирроза печени. Это является примером драматической ятрогении вызванной бездумным словом или действием медработника.

11. Из-за тяжести своего труда, грубости некоторых пациентов гае должны мы изменять своему профессиональному долгу. Даже когда на медработника надает немыслимая нагрузка, когда ежедневно приходится осматривать множество людей, необходимо помнить, что больной не "третья койка от окна", а человек, личность, с фамилией, именем и отчеством, со всей его социальной и индивидуальной оценкой. В любом из больных живет целый мир, или он сам - весь мир для его семьи. Каждый заслуживает ободряющего слова и действенных усилий медработника. Формальное же отношению к больному может привести к беде.

12. «Кислород обычно дают умирающим" - таково мнение многих людей, и так же в данном случае. Не понятые больным процедуры, или неправильно истолкованные ими термины могут явиться причиной напрасных переживаний привести к ятрогении.

Необходимо провести беседу с больным об ошибочности такого суждения, уговорить его в необходимости приема ингаляций кислорода. Во время беседы медработник не должен пользоваться специальными терминами латинского или греческого происхождения.

13. Везикулярное дыхание - это нормальное дыхание, однако непонятный термин стал причиной переживаний больного. Медсестра должна сообщить о переживании больного врачу, который в последующей беседе объяснит ситуацию. После беседы медработника с больным доступным, понятным языком, без использования специальной медицинской терминологии, он будет выписан с хорошим настроением.

14. Понятно, что медработники не боги, многого не знают и не могут поставить диагноз сразу, с первого посещения больного, первого осмотра. Но надо ли об этом говорить больному? В любом случае у медработника складывается предварительный диагноз. Вот его-то надо спокойно, уверенно и твердо сообщить больному. Сомнения же или оставить при себе, или осторожно высказать их родственникам, или записать к карту. Известно, действие лекарство во многом зависит не от того, что назначен, а как назначено. Данная ситуация приведет к травме психики больного, к развитию ятрогении или послужит причиной жалобы на фельдшера.

15. Эти слова еще больше потрясут убитую горем мать и она станет писать жалобы требуя наказания для хирурга, якобы погубившего ее сына. Так неосторожно сказанная медсестрой фраза усугубит трагедию матери, причинит ей тяжелую психическую травму и не только ей, но и врачу, оказавшемуся незаслуженно оклеветанным. Так же подорвана честь, авторитет всего коллектива, в котором работает этот хирург.

16. "Слово как и лекарство обладает прямым токсическим или побочным действием . К отдельным словам вырабатывается непереносимость - они могут вызвать аллергию, шок..." - писал врач и писатель П.А. Бейлин.

Такой случай показывает, что сообщение человеку о наличии у него серьезной болезни требует индивидуального подхода. Поэтому, что можно безо всякой боязни сказать одному больному, вызывает ятрогенный эффект у другого. Отсюда правилом работы медработника должны быть тщательная продуманность каждого произнесенного слова, психотерапевтическая ориентированность разговора жестов, мимики. Это одно из важнейших правил искусства врачевания.

17. Медицинским работникам везде и всюду необходимо стараться вести беседу, щадящую нервную систему человека. Тем более противопоказаны медику обывательские высказывания типа: "Ах, как вы плохо выглядите!" Такого характера разговоры приводят к травме психики даже здорового человека, особенно когда они исходят от медработника. Слово медика создает ту душевную настроенность пациента, которая является ценнейшим фактором в излечении. Подобная фраза послужит причиной обострения хронического гастрита. Если медсестра заметила внешние признаки ухудшения состояния здоровья пациента, она должны была спросить: "Как вы себя чувствуете?" И если пациентка предъявит жалобы, то необходимо пригласить ее на прием к участковому врачу на консультацию или с целью обследования.

18. Болезнь, особенно тяжелая, серьезная, значительная изменяет психику человека. Каждое слово медработника оказывает влияние не только на душевное состояние, но и на тело человека, на все его жизненно важные функции его организма. В данном случае медсестра "убила" словом больную, вызвала глубокий психический стресс. Так же эта фраза послужит причиной подрыва авторитета лечащего врача, возникнет недоверие к нему. Врач скрыл диагноз, считая необходимым тщательно оберегать психику своей пациентки, оставляя в неведении того, что ей предстоит и особенно того, что ей угрожает, оставляя место для надежды."

19. Умение вести разговор с родственниками - так же не простое искусство.. Беседу медработника с родственниками следует строить так, чтобы они получили достаточно информации о состоянии больного, при этом еще питали какую-то, пусть даже самую малую, надежду, надеялись на врачебную ошибку, от которой действительно никто не застрахован.

Формализм, черствость и бездушность в деятельности медработника могут привести к трагическим последствиям как для больного, так и для родственников. Сообщение родным о возможных тяжелых последствиях для больного должно быть многократно взвешенным и продуманным. Наблюдения свидетельствуют о том, что в такой ситуации медработнику следует выдавать информацию постепенно, как говорят "по чайной ложке", особенно если время позволяет действовать таким образом. Время - лучший целитель всяких ран и душевных и телесных.

20. Б.Е Вотчал говорил: "Да, труден путь врача. Чувствовать свое бессилие у постели безнадежного больного, выслушивать по большей части несправедливые обвинения родственников..." В чем же причина такого поведения родственников больных. В целом она отражает низкий уровень их культуры, невоспитанность, отсутствие элементов такта, сдержанности. Наша врачебная совесть не позволяет нам привлекать таких людей к ответственности.

Формула "Больной всегда прав" - для врача закон. Да, но если у больного минимум болезней и максимум апломба? Больной или его родственники правы только тогда, когда их требования в оказании помощи соответствуют возможностям медицины и общества, когда больной столь же корректен, доброжелателен и честен по отношению к медработнику, как и врач к нему.

21. В данной ситуации проявилась низкая культура медицинской сестры отсутствие элементарных правил медицинской этики. Здесь имеет место патогенное действие слова способное вызвать тяжелую психическую реакцию больной, что вероятнее всего повлечет ухудшение соматического состояния.

При общении с тяжелобольным, необходимо соблюдать особую осторожность взвешивать каждое слово. Беседа должна приносить облегчение душевное и телесное, вселять надежду на выздоровление Необходимо помнить, что в медике врачует все: и мимика, и настроение, и внешний вид, и слово.

"Если после беседы с врачом больному не стадо лучше, то это был не врач" - говорил Бехтерев В.М.

22. Медицинским работником допущена грубая деонтологическая ошибка - имеет место патогенное, "токсические" воздействие слова. Больной после такою заключения потеряет веру в благоприятный исход заболевания. Может возникнуть состояние ятрогений, гаснет последняя надежда на выздоровление. Долг медработника заключается в утешении больного, вселении в него надежды, поддержке и поднятии духа, даже если при этом приходится прибегать к некоторому обману, ибо ложь во спасение - святая, добрая ложь.

23. Медработник должен выделяться среди остальных людей своей культурой, воспитанностью. Воспитанность - это внутренняя интеллигентность. Данная ситуация - это пример низкой культуры, отсутствие деонтологических знаний медицинского работника. Аббревиатуры, жаргон - недопустимые явления в речи медсестры. Непонятные для пациента заключения могут послужить причиной возникновения ятрогений.

24. Говоря о профессиональной тайне в данном случае необходимо обратиться к национальному законодательству "Об охране здоровья граждан России" (1993 г.) ст. 61. Существует статья о даче сведений о состоянии здоровья без согласия пациента. Фельдшер имеет право и обязан сообщить о случае вензаболевания в СЭС, кожвендиспансер, атак же родителям молодого человека, так как имеет место угроза распространения инфекционного заболевания, и оказание помощи несовершеннолетнему.

25. Это пример вопиющей бестактности медработника. Психике больной нанесен тяжелый удар. А ведь известно, что лечебно-охранительный режим предполагает в лечебном учреждении условия для интимной беседы врача с больным. Необходимо помнить об одном из прав пациентов - сохранении конфиденциальной информации и обеспечение защиты всех данных о личности пациента.

Наиболее частые причины распространения профессиональной тайны среди медработников - это:

1. Недопонимание проблем, вызванное недостаточным этическим воспитанием.

2. Небрежное хранение историй болезни и амбулаторных карт.

3. Разговоры о больных в коридорах, на приеме, в присутствии посетителей.

4. Шумное обсуждение студентами-медиками увиденного, услышанного в операционной или в палате, во время обхода.

5. Хамское отношение к интимной информации.

6. Рассказы медиков в кругу своих знакомых об неординарных случаях на работе, называя имена, фамилия своих пациентов.

26. Некоторые пациенты вызывают неприязнь, раздражение Как в данной ситуации фельдшер, вместо чувства благодарности пациента, испытывает неприятное чувство "осечки".

В повторных, частых визитах к медработнику, содержится разгадка подобного поведения пациента При трудной, одинокой жизни, человеку хочется облегчить душу, он жаждет хотя бы видимость участия в его судьбе. Пациент получает некоторое утешение от беседы с фельдшером, ему не нужны лекарства. Он приходит совсем не за ними. Вы ему помогаете - словом, общением, вниманием. И если это понять, то уйдет раздражение, появится сострадание, терпимость. Такая беседа не отнимет много времени. И тогда достаточно задать несколько вопросов, чтобы больной почувствовал, что им интересуется, что он не совсем одинок, что есть человек, к которому моно обратиться в трудную минуту Он приходит к медработнику, чтобы говоря словами А.С. Пуиахина: "Отдохнуть, вздохнуть у пристани, и вновь пуститься в путь..."

27. Трудные, "неприятные" больные - это действительно больные люди. Поэтому относится к ним надо с пониманием и терпением ни на минуту не забывая о "человеческом" факторе при лечении многих заболеваний.

Подобное поведение больного отражает тревогу: он боится остаться наедине со своей болезнью. Поэтому хочет запастись ответами на все случаи жизни. Если у больного снижена память, то необходимо написать все свои советы на листке. Листок с рекомендации так же успокоить его.

"Больной взволнован, испуган: улыбнись подбодри его добрым выражением лица, жестом, мимикой, будь к нему предельно внимательным. Выслушай его, дай ему выговориться, излить свою боль. - и ты уже завоевал доверие больного, наполовину решил задачу лечения" - говорил врач Шамов И. А.

28. Очень часто тревожные мысли терзают больного больше, чем физическая боль "Чем кончится моя болезнь? Смогу лия зарабатывать как прежде? Не стану ли я обузой для близких?". Больной идет к врачу с уверенностью в его способности излечить, сохранить жизнь. Больному становится легче от одного вида медработника: его улыбки мимики. Визит медика - это радость для больного. Воздействие на больного начинается с первого момента встречи, когда не произнесено ни слова, больной прежде всего болеет душой и медработнику надо быть тонким психологом: помнить, что опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация действуют на него целительно . Искусство врачевания - это умение вести задушевную, теплую беседу с больным человеком.

Графический диктант для контроля конечного уровня знаний студентов

по теме «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском деле»


  1. Обмен информацией для взаимопонимания называется – общением.

  2. Мысленное общение человека с самим собой - это пример межличностного общения.

  3. В основе общения выделено 2 стадии: подготовка и завершение работы.

  4. Эффективное общение состоит из 5 студеней.

  5. Формой отправки сообщения является канал.

  6. Способ, с помощью которого уведомляют отправителя, является отправительной информацией.

  7. Барьерами общения для налаживания коммуникации служат непонимание, забывание.

  8. В фактору, помогающему налаживанию коммуникации относится умение слушать.

  9. Благоприятную атмосферу для понимания создает автоматизм, манерничанье.

  10. К каналам общения относится устная речь.

  11. Неречевое общение – это мимика, жесты, поза.

  12. Причинами непонимания при общении являются невнятное, быстрое очень тихое сообщение.

  13. Вербальное общение осуществляется с помощью символов, прикосновения.

  14. Выражение лица медицинской сестры не влияет на общение с пациентом.

  15. Самое выразительное в лице при общении – глаза.

  16. В общении необходимо помнить о 5 зонах комфорта.

  17. У большинства людей размер «личной» зоны составляет 0,5-1,2 м.


Эталон ответов к графическому диктанту

для контроля конечного уровня знаний студентов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей