1.3. Задачи преподавания русского языка в школе (познавательные и практические) Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются познавательные и практические.
Познавательные:
вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;
формирование научно-лингвистического мировоззрения;
развитие языкового эстетического идеала о прекрасном в языке и речи;
дать необходимый круг знаний по русскому языку.
Практические:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, но и важнейшим средством развития мышления и воспитания учащихся. 5 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.
6 класс – 210 часов, 6 часов в неделю.
7 класс – 140 часов, 4 часа в неделю.
8 класс – 105 часов, 3 часа в неделю.
9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.
1.5. Виды контроля - диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
- комплексный анализ текста;
- осложненное списывание;
- тест;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определенного стиля и типа речи;
- сочинение (описание пейзажа, помещения, внешности человека);
- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
- работа с деформированным текстом.
1.6. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей Федеральный государственный образовательный стандарт «...разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации», которые могут быть реализованы в национально-региональном компоненте содержания образования.
Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в каждом классе:
5 класс – 20 часов;
| 6 класс– 20 часов;
| 7 класс – 14 часов;
| 8 класс – 10 часов;
| 9 класс – 7 часов.
| Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели:
- обучение русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности;
- повышение языковой культуры учащихся;
- знакомство с национально-культурным колоритом языка;
- овладение речевым этикетом.
Реализация НРЭО языкового образования в Челябинской области предполагает широкий спектр направлений, осуществляемых в целях обучения русскому языку как средству коммуникации во всех сферах деятельности.
В 5-6 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента.
Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.
В 7 классе реализуется коммуникативное и культурологического направления регионального компонента, которые изучаются как часть урока.
Коммуникативное направление реализуется на уроках обучения приемам публичной речи (риторики), приемам комплексного анализа текста на примере произведений уральских писателей. Культурологическое – на уроках по культуре речи и речевому общению.
В 8-9 классах реализуется лингвистическое направление национально-регионального компонента на базе изучения языка произведений уральских писателей.
5 класс № п/п
| Тема по программе
| Тема НРЭО
| № урока
| Вид контроля
|
| Язык и общение
| НРЭО. Язык и человек
| 2
| Сообщение
|
| Отличие предлога от приставки
| НРЭО. Текст и его признаки
| 17
| Составление плана
|
| Р.р. Подготовка к подробному изложению
| НРЭО. Значение заголовка. Что содержит заголовок. Тема текста
| 24
| Анализ текста
|
| Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах
| НРЭО. Составление предложений по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»
| 58
| Составление предложений
|
| Обобщающие слова при однородных членах предложения
| НРЭО. Составление предложений с обобщающим словом по иллюстрациям «Лекарственные растения нашего края»
| 59
| Составление предложений
|
| Практикум
| НРЭО. Подготовка к сочинению-повествованию на тему «Самый памятный день в школе»
| 65
| Работа над сочинением
|
| Комплексный анализ текста
| НРЭО. Написание сочинения-повествования на тему «Самый памятный день в школе»
| 66
| Написание сочинения
|
| Диалог
| НРЭО. Практикум. Составление этикетного диалога в разных ситуациях.
| 70
| Составление диалога
|
| Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
| НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.
| 71
| Написание сочинения
|
| Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
| НРЭО. Использование собственных впечатлений и воспоминаний в сочинении по картине. Основная мысль в сочинении.
| 72
| Написание сочинения
|
| Описание предмета. Сочинение-описание
| НРЭО. Практикум. Описание собственной любимой детской игрушки
| 89
| Написание сочинения
|
| Приставка
| НРЭО. Игра «Кто больше запишет слов с приставками на тему «В уральском лесу»?».
| 111
| Запись слов
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»
| НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»
| 126
| Нахождение слов
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»
| НРЭО. Игра «Найди слова с чередующейся гласной в корне по фотографиям города Миасса»
| 127
| Нахождение слов
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
| НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»
| 151
| Подбор слов
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
| НРЭО. Игра «Кто подберет более точные и выразительные прилагательные к существительным по картине с уральским пейзажем?»
| 152
| Подбор слов
|
| Описание животного
| НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок».
| 153
| Написание сочинения
|
| Описание животного
| НРЭО. Сочинение-описание своего любимца «Мой дружок»
| 154
| Написание сочинения
|
| Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа
| НРЭО. Составление предложений по картинке с уральской тематикой
| 184
| Составление предложений
|
| Орфограммы в приставках и корнях слов
| НРЭО. Морфемный анализ уральских топонимов
| 189
| Морфемный анализ
|
6 класс
№
| № урока
| Элементы содержания
| Количество минут, уроков
| 1.
| № 12
| Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
| 1 час
| 2.
| № 14
| Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
| 1 час
| 3.
| № 18
| Личное письмо. Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
| 1 час
| 4.
| № 20
| Учимся слушать. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
| 1 час
| 5.
| № 24
| Учимся редактировать
| 1 час
| 6.
| № 29
| Редактирование изучаемых речевых жанров.
| 1 час
| 7.
| № 31
| Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования.
| 1 час
| 8.
| № 33
| Рассказы. Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ.
| 1 час
| 9.
| № 43
| Учимся отвечать. Разные ответы.
| 1 час
| 10.
| № 59
| Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.
| 1 час
| 11.
| № 68
| Учимся отвечать. Как важно начать. Развернутый ответ.
Основная часть. Конец – делу венец.
| 1 час
| 12.
| № 94
| Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
| 1 час
| 13.
| № 98
| Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
| 1 час
| 14.
| № 127
| Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
| 1 час
| 15.
| № 136
| Рассказы. Выдуманные истории.
|
| 16.
| № 153
| Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
| 1 час
| 17.
| № 159
| Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
| 1 час
| 18.
| № 175
| Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.
| 1 час
| 19
| № 207
| Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.
| 1 час
| 20
| № 208
| Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий.
| 1 час
|
7 класс
№ п/п
| Тема по программе
| № урока
| Тема регионального компонента
| Вид контроля
|
| Фонетика и орфография
| 5
| Правила речевого этикета
| Составление конспекта
|
| Фонетика и орфография
| 6
| Краткая история формирования этикетных форм в средневековой, дореволюционной, советской России
| Анализ текстов из художественной литературы
|
| Стили литературного языка
| 15
| Этикет делового общения. Предметно-пространственная среда как составляющая этикета делового общения Приемы формирования положительного имиджа делового собеседника. Экстралингвистические особенности деловой коммуникации (краткость, логичность, аргументированность и т.д.)
| Анализ текстов из художественной литературы
|
| Публицистический стиль речи
| 17
| Основные нормы делового общения
| Анализ текстов из художественной литературы
|
| Описание внешности человека
| 22
| Внимание к адресату как принцип речевого поведения. Обращение к собеседнику. Использование местоимений ТЫ, ВЫ.
|
|
| Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
| 40
| Тактика говорения и слушания в деловом общении. Правила бесконфликтного общения
| Решение проблемных ситуаций. Выполнение задания «Общее мнение»
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»
| 49
| Жанры устного делового общения. Целевые, композиционные, речевые и поведенческие характеристики жанров делового общения. Принцип развертывания произведений конкретных жанров: диалогизация, конкретность, эмоциональность, коммуникативное сотрудничество
| Составление памятки «Особенности делового общения»
|
| Тема «Наречие как часть речи»
| 51
| Особенности делового «мобильного» общения. Лаконичность, логичность, информативность
| Составление памятки «Правила делового «мобильного» общения»
|
| Обобщение по теме «Наречие»
| 77
| Этикет делового общения. Этикет взаимоотношений. Основные требования к ведению беседы
| Ролевые игры
|
| Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на дискуссионную тему «Книга - наш советчик и друг»
| 82
| Принципы и приёмы ведения переговоров. Речевые и поведенческие характеристики
| Ролевые игры («Выстраивание стратегии»)
|
| Самостоятельные и служебные части речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении
| 98
| Спор. Оппонент. Аргументация. Виды аргументов
| Анализ видеофрагмента. Выполнение задания «Кто прав?». Формулирование правил эффективного ведения дискуссии
|
| Частица как служебная часть речи. Разряды частиц
| 105
| Основные принципы организации и проведения диспута
| Составление памятки «Правила ведения диспута»
|
| Обобщающе-повторительный урок по теме «Частицы»
| 121
| Деловой разговор по телефону
| Составление диалогов
|
| Повторение и систематизация изученного в 7 классе
| 127
| Правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на тематических чатах в Интернете. Типичные ошибки в компьютерной деловой коммуникации
| Мультимедиийная презентация
| 8 класс
№ п/п
| Тема по программе
| № урока
| Тема регионального компонента
| Вид контроля
|
| Нормы сочетания слов и их нарушение в речи
| 16
| Составление предложений о родном крае со словосочетаниями с разными видами связи
| Составление словосочетаний
|
| Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения
| 30
| Согласованные и несогласованные определения в произведениях писателей Южного Урала
| Распределительный диктант
|
| Обстоятельство. Способы его выражения
| 32
| Обстоятельство в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
|
| Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности
| 42
| Нахождение односоставных предложений в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
| 48
| Составление односоставных предложений на тему «Я живу на Урале»
| Составление предложений
|
| Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений
| 68
| Нахождение обособленных определений в произведениях писателей Южного Урала.
| Синтаксический разбор предложений
|
| Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
| 76
| Виды обстоятельств в произведениях писателей Южного Урала
| Составление таблицы
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»
| 79
| Синтаксический разбор предложений из произведений писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями
| 89
| Предложения с вводными конструкциями в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
|
| Систематизация и обобщение изученного по теме
| 94
| Синтаксические конструкции с чужой речью в произведениях писателей Южного Урала
| Синтаксический разбор предложений
|
9 класс
№ п/п
| Тема по программе
| № урока
| Тема регионального компонента
| Вид контроля
| 1
| Международное значение русского языка
| 1
| Народы и народности Южного Урала
| Составление развернутого плана
| 2
| Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам
| 11
| Составление ССП на тему «Город в золотой долине»
| Составление небольшого текста
| 3
| Знаки препинания в СПП
| 16
| ССП в произведениях М.С. Фонотова
| Синтаксический разбор предложений
| 4
| Р.р. Стили речи. Разговорный стиль
| 42
| Сочинение-рассуждение о природе родного края
| Написание сочинения
| 5
| Сложные предложения с разными видами связи
| 51
| Рецензия на прочитанную статью (на материале местных газет)
| Написание рецензии
| 6
| Двоеточие в БСП
| 44
| Портретный очерк (о знаменитом земляке)
| Написание портретного очерка
| 7
| Русский язык в современном мире
| 58
| Русский литературный язык и его стили.
(на материале местных газет и журналов).
| Составление таблицы
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |