«СОГЛАСОВАНО»
декан факультета управления
__________к.э.н., доцент Э.А. Гатина
Протокол № 10 «20» июня 2014 г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой «Менеджмент»
____________к.э.н., доцент Э.А. Гатина
Протокол № 10 «18» июня 2014 г.
| Вопросы
для государственного междисциплинарного экзамена
по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
на 2014/2015 учебный год Экономическая теория
Рынок: понятие, структура, функции, механизм. Инфраструктура рынка
Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения.
Рынок является основой рыночной экономики в которой вопросы: что, как и для кого производить, решаются главным образом посредством взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Условием возникновения рынка является общественное разделение труда, т. е. распределение труда по сферам деятельности, когда люди специализируются в тех видах работы, в которых у них есть сравнительное преимущество.
Основной причиной возникновения и существования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, которая наиболее полно выражена в условиях частной собственности. Так как только собственник обладает полным правом распорядительства благом (продать, подарить, передать по наследству), то для того, чтобы в экономике были развиты рыночные отношения, необходим институт частной собственности.
Рынок как взаимодействие покупателей и продавцов имеет свой механизм функционирования. Механизм функционирования рынка – совокупность взаимодействующих элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. В результате взаимодействия этих элементов, под влиянием соотношения спроса и предложения, в ходе конкуренции, формируется уровень цен на рынке.
Возникновение равенства между спросом и предложением приводит к образованию равновесной (конкурентной) цены. Таким образом, ценообразование, внутренне присущий рынку элемент его механизма, является уникальным способом распространения информации, необходимой человеку в мире экономики.
Рынок выполняет несколько функций в экономике:
1. Регулирующая. Рынок является регулятором производства, всей экономики. Например, с увеличением спроса на товар цены растут, и ресурсы устремляются в соответствующую сферу экономики.
2. Стимулирующая. Через механизм ценообразования и конкуренции рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на единицу продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента благ и услуг.
3. Информационная. Рынок выдает ценовые сигналы, что надо производить и в каком количестве. Рост цены дает потребителям сигнал, что нужно экономить данный товар, а производители начинают производить больше этого товара. Через цены рынок сообщает о наличии или отсутствии товаров, об издержках производства и полезности благ.
4. Посредническая. Рынок соединяет производство с потреблением. Он фиксирует признание (или непризнание) обществом созданного блага. Если продано, значит, обществу это нужно. Таким образом, рынок уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики.
5. Санирующая. Рынок оздоравливает экономику, освобождая ее от убыточных предприятий. Происходит дифференциация производителей. Неконкурентоспособные предприятия вымываются рынком, устаревшие исчезают.
6. Социальная. В процессе санирования происходит увеличение удельного веса эффективно работающих предприятий и экономический рост в целом. В результате растут доходы населения, растет жизненный уровень. Рынок предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок его структурных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка.
Все образующие экономику рынки (потребительских товаров, ресурсов) и действующие между ними связи составляют рыночную систему. Чтобы иметь представление о рыночной системе страны, надо знать классификацию рынков.
Все рынки можно классифицировать по разным критериям:
По объектам купли-продажи различают:
1). Товарный, включающий в себя потребительский рынок (предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта.
2). Финансовый, куда входят рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок.
3). Рынок труда.
По типу конкуренции различают:
1). Рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности.
2). Рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
По территориальному признаку выделяются местные, национальные и мировые рынки.
Рынок формирует свою инфраструктуру – совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих движение товаров и услуг, акты купли-продажи.
Основными элементами инфраструктуры рынка являются: биржи (товарные, фондовые, валютные, труда), аукционы, ярмарки, консалтинговые компании, страховые; центры подготовки менеджеров, брокеров, дилеров; информационно-коммерческие центры, снабженческо-сбытовые организации и иные службы.
Элементами инфраструктуры рынка являются также кредитная система (совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов), государственные финансы, система законодательства, регулирующая взаимоотношения субъектов на рынке.
Развитость инфраструктуры рынка определяет степень развития рыночных отношений в национальной экономике каждой страны.
Экономические потребности, интересы и цели. Экономические потребности и экономические ресурсы. Проблема ограниченности экономических ресурсов и выбора оптимального решения.
Экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате.
Экономические интересы — это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей.
Экономические интересы выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.
Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своих доходов. Предприятия нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния.
Экономические интересы принято делить на:
личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств;
коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом;
общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.
В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Они являются стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов — получение большего дохода, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка материальными благами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента.
Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Однако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.
Мощным побудительным средством деятельности людей являются экономические стимулы.
Экономические стимулы — это факторы, усиливающие материальную выгоду, повышающие интерес. Конкретными факторами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, положение в обществе, условия труда и т.д. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел всеми субъектами экономики.
Однако средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за пользование редкими благами. Отсюда проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворения потребностей людей.
Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического, т.е. такого человека, в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Человек экономический обладает двумя характеристиками: рациональностью и эгоизмом (следование только своим интересам).
Потребности человека безграничны. «Даровые блага природы» не могут удовлетворить возрастающие человеческие потребности. Эту задачу решает общественное производство - система производства, распределения, обмена и потребления благ.
Процесс общественного производства совершает кругооборот движения, который подразделяется на четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.
Исходным пунктом является производство, в котором происходит само создание экономических благ (материальных благ и услуг), необходимых для существования и развития человека. Производство — основа (фундамент) любой экономики.
Распределение определяет долю каждого человека в произведенных продуктах, зависит от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формы распределения — заработная плата, рента, процент, прибыль, гонорары и др. По мере роста производства увеличивается и объем распределяемого дохода.
Третий этап кругооборота экономических благ — обмен, он охватывает систему связей и отношений, позволяющую производителям обмениваться продуктами своего труда, т.е. это процесс движения экономических благ и услуг от одного субъекта к другому.
Потребление — это использование созданных экономических благ для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества. Оно может быть личным (пища, одежда, обувь и т.д.) и производственным (общественным) (станки, машины, оборудование и т.д.).
Экономическая теория - это наука об удовлетворении потребностей, которое предполагает потребление товаров и услуг, производимых с использованием редких, ограниченных ресурсов.
Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности.
Материальные потребности - это желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовольствие. Желания безграничны и включают бесчисленное множество продуктов, которые подразделяются на предметы первой необходимости и предметы роскоши, а также услуги. Кроме личных потребностей, различают производственные потребности. Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.
Классическая экономическая наука выделяет три группы потребностей:
1 материальные (физиологические):
а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);
б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).;
2 духовные интеллектуальные (образование, искусство);
3 социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).
Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп.
1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.
2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности — это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают в себя потребности в компетентности, признании.
5. Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно.
Для производства требуются определенные экономические ресурсы (факторы производства) - природные (земля), людские (труд), инвестиционные (капитал) и предпринимательские способности (предприниматель). Информация как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах является сегодня ключевым экономическим ресурсом. Ни деньги, ни акции не являются реальным капиталом, так как они не обладают эффектом производительности и относятся к финансовому капиталу.
Экономические ресурсы — потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего развития, т.е. это все виды источников, средств обеспечения производства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг.
Природные ресурсы — это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др.
Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет, которое делится на две группы:
1) экономически активное население — занятое в общественном производстве независимо от организационно-правовой формы хозяйствования;
2) экономически пассивное население — часть трудоспособного населения, которое не занято в общественном производстве из-за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д.
Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) — средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг.
Информационные ресурсы — обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ).
Предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между неограниченными потребностями в товарах и услугах и ограниченными экономическими ресурсами, которые могут быть использованы для производства экономических благ.
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают проблему выбора: что и в каких количествах производить, как производить, какую использовать технику и технологию (ресурсоемкую или ресурсосберегающую), для кого производить, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции.
Что? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе и в данное время?
Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг.
Всегда имеется несколько альтернатив использования ограниченных ресурсов. Выбор - это отданное предпочтение какой-либо альтернативе. Альтернативная стоимость (цена выбора) - это упущенная выгода, т.е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Проблема выбора иллюстрируется с помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей, которая предполагает полное, а для экономистов - эффективное использование ресурсов. Используется существующая (доступная) технология, и поэтому каждая точка кривой означает максимальное производство данного товара при указанных условиях (ограничениях). Причем кривая свидетельствует, что при увеличении какого-либо блага возрастают затраты на производство каждой последующей единицы альтернативного блага. Это закон возрастающих альтернативных издержек (альтернативной стоимости), в основе которого лежит отсутствие абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов при использовании их. в различных отраслях производства.
Производственные возможности — это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах и технологиях. При этом имеющиеся ресурсы используются наиболее
полно и эффективно.
Граница производственных возможностей (AF) показывает максимально возможный объем производства конкретного товара или услуги при заданных ресурсах, которыми располагает конкретная экономика. Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Точка N, находящаяся вне кривой производственных возможностей, недостижима при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Точка М, находящаяся внутри кривой производственных возможностей, показывает, что распределение ресурсов является неэффективным.
Рис. Кривая производственных возможностей перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |