Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Психологические пространстава самоопределения линости. Психологические пространства самоопределения личности


Скачать 14.93 Kb.
НазваниеПсихологические пространства самоопределения личности
Дата04.04.2019
Размер14.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихологические пространстава самоопределения линости.docx
ТипДокументы
#44571
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Психологические «пространства» самоопределения личности.


Типологии видов трудовой деятель­ности, не обязательно професси­ональной, а, например, досуговой, необходимой для самореализации личности в тех сферах, где по разным причинам сложно быть официальным профессионалом (спорт, поэзия, ак­терское мастерство, философия, во­лонтерство и др.).

Типология вариантов планирования жизни и карьеры. Она включает в себя:

планирование реалистическое (с учетом своих ресурсов) и роман­тическое (без должного учета своих ресурсов);

«событийный подход», когда вся жизнь рассматривается как после­довательность ярких и значимых «событий», которые и обеспечива­ют ощущение «состоявшейся» жиз­ни и карьеры;

«сценарный подход», когда чело­век ориентируется на готовые и ча­сто социально одобряемые вариан­ты организации своей жизни, что особенно важно для людей, которые не хотят (или боятся) рисковать и желают ориентироваться, пусть не на выдающиеся достижения, но все же на какой-то гарантированный успех.

творческие варианты планирова­ния жизни, предполагающие более высокие риски (включая и риски быть не понятыми окружающими), но зато и более интересную, самобытную и успешную жизнь. Твор­ческие варианты также предпола­гают готовность решать сложные проблемы, готовность переживать в случае неудачи и, одновременно, готовность сохранять творческий настрой в случае больших достиже­ний (без зазнайства и «головокру­жения от успехов»).

Таким образом, важно понять, что нужно самоопределяющемуся чело­веку, что станет для него важнейшим смыслом его будущей профессио­нальной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не со­ответствовать другим его жизненным замыслам.

Интересную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р. Гинзбург, который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как «совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее, будущее».

«Психологическое настоящее существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание-то есть ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (то есть реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)». [13]

Прошлое, существующее как «опыт», по вертикали (в ценностно-смысловой) плоскости представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании.

Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости - конкретным планированием своей жизни во времени, то есть жизненными и профессиональными планами. На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы самоопределения личности:

ь гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);

ь стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);

ь беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидания благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);

ь бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»);

ь негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее, ощущение безнадежности);

ь защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);

ь фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);

ь прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);

ь гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);

ь зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);

ь пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);

ь бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний). [13]

Психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленными в сознании данного человека), так и объективными, общепринятыми (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми)
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей