Мотивы общения со сверстником у детей 3—4 лет
В 3 года происходит становление новой ведущей деятельности — сюжетно-ролевой игры. Дети начинают стремиться реализовать определенные цели — воссоздать сферу деятельности взрослых людей (Д. Б. Эльконин, 1978).
Развивающаяся потребность во впечатлениях охватывает все более широкий мир. Потребность в общении со взрослым сохраняет содержание, характерное для предшествующего возраста,— это деловое сотрудничество. Оно доминирует над потребностью в общении со сверстником. Однако последнее становится важной стороной жизнедеятельности ребенка (Р. И. Деревянко, 1983).
В отношении к сверстнику и к себе определяется устойчивая позиция: высокая недифференцированная оценка себя и критическая — сверстника. Сверстник все еще партнер по играм-общению, но главная его роль — быть соучастником сюжетно-ролевой игры. Потребности в общении со сверстником и в ведущей деятельности совмещаются, и первая осознается как потребность в игре. Для общения со сверстником становится важна позиция превосходства над ним: она определяет то, что каждый партнер в игре реализует свои цели; в результате дети действуют не вместе, а рядом. Однако позиция превосходства непоследовательна и соседствует с вниманием к сверстнику и заражением его действиями, подражанием. У детей 3—4 лет мы выделяем те же 3 категории мотивов — деловые, познавательные и личностные.
К деловым мотивам детей 3—4 лет (как и младших детей) относятся качества сверстника как участника игр-общения: свободное выражение своих физических возможностей в локомоциях, позах, 107
жестах. Однако указанные качества уже не главный повод к общению — появляются и новые. Ими становятся качества детей, опосредованные предметом: обладание им, привлекательность, усиливающая ценность обладания, а также сам предмет и его особенности. Но основной повод к общению — качества ровесника как участника сюжетно-ролевой игры: готовность включаться в нее, желание и возможность поддерживать ее. Ребенок привлекает внимание ровесника: предлагает или начать совместные действия, или продолжить уже происходящие, или уподобиться тому, чем он занят. Побудительный характер инициативы ребенка выражают часто произносимые им слова (Давай! Надо делать! Поехали!). Фиксируются и невербальные приглашения к игре.
Главное отличие детей 3—4 лет от двухлетних при общении — появление процесса реализации сюжетно-ролевой игры. Ребенок начинает выделять в сверстнике новые качества: 1) его функции как изображаемого персонажа, что обнаруживается в обращениях по роли (мама, дочка); 2) его функции как участника общего дела, побуждающие к информированию партнера о своих действиях в условной ситуации (Я уже приготовила пирожки и т. п.). На всех этапах реализации игры ребенок выдвигает цели действий для себя, партнера и обоих участников.
Новый повод для обращения к сверстнику — действия ребенка и его партнера. И здесь ребенок сообщает свои цели или формулирует цели действия для сверстника (в частности, впервые в данном возрасте предлагает ему действовать определенным образом). Общий мотив в этих актах: склонность и способность сверстника поддерживать цели ребенка посредством подключения к их реализации.
В 3 года акты общения начинают выполнять новую функцию — регулирования действий ровесника или управления его поведением. Частный случай названной функции — указание партнеру, как следует действовать. Но чаще она выражается в форме приказов, запретов или угроз. При нежелании ровесника выполнять требуемое управление им принимает форму грубых негативных проявлений. Настаивая, ребенок утверждает наряду с целями свою позицию превосходства над ровесником. Эта личностная позиция наиболее отчетливо просматривается в деловых контактах. Ребенок, ставший объектом управления со стороны ровесника, обычно не следует его требованиям и указаниям. Но встречается и позиция принятия целей партнера, даже выраженных в форме управления. Однако отчетливая позиция превосходства над сверстником становится причиной частых конфликтов между детьми в этом возрасте; их действия несогласованы, а общие игры недолговременны. От сюжетно-ролевой игры дети переходят к более простым занятиям, в которых, как у малышей, реализуются и упражняются их физические возможности,— беготне, лазанью, прыганью.
108
Характеристику деловых мотивов общения детей уточняет отнесенность их высказываний к разным участникам (табл. 13). К себе — Я (ребенок ищет в партнере ценителя); к партнеру — ТЫ (партнер выступает как образец, с которым ребенок сравнивает себя); к обоим участникам одновременно — МЫ (формируется совместная деятельность). Ребенок главным образом побуждает партнера к выполнению действий. Его мотив — готовность и способность партнера к реализации целей инициатора общения. Высказываний по поводу себя становится больше, чем у детей 2 лет. Преимущественно это импульсы к оценке действий и достоинств ребенка: обособляется мотив, в котором сверстник выступает как ценитель. Утверждается мотив общения со сверстником как равным участником общего дела — игры, Акты общения адресуются МЫ. Ребенок побуждает партнера и себя именно к совместному действию, т. е. формирует согласованность действий как общую цель. Такой вариант делового мотива редок, но его доля в общении растет.
В 3 года впервые появляются познавательные контакты между детьми. Они иные, чем в первой сфере общения: у взрослого ребенок ищет ответ на вопрос, а общаясь с ровесником, он привлекает внимание партнера к своим знаниям. Познавательный мотив включает отчетливый личностный компонент; вместе с тем он неотделим от делового мотива. Личностно-познавательные мотивы общения очень редки в этом возрасте (см. табл. 13).
Таблица 13 * Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 3—4 лет (за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
| Количество актов общения, объектом которых являются качества
|
| Контакты
| общие для обоих партнеров (МЫ)
| сверстника (ТЫ)
|
| инициатора акта (Я)
| Всего
| Деловые
Познавательные Личностные
| 5,83
-
-
| 31,05
0,83
7,5
|
| 16,65 0,66
3,3
| 53,53 1,49 10,8
| Всего
| 5,83
| 39,38
|
| 20,61
| 65,82
| Личностные мотивы общения со сверстником у детей 3—4 лет.
Выше описана характерная для трехлеток позиция превосходства над товарищами, выражаемая в актах управления партнером, как вербальных, так и преимущественно невербальных. Помимо этого, дети открыто высказывают негативную оценку партнеру (Ты плохой мальчик, Не умеешь играть, Я с тобой не дружу и в гости к себе не приглашу). Большинство оценочных суждений, как правило содержащих отрицательную характеристику, адресовано
109
Таблица 14
Побудительная сила разных мотивов общения со сверстником у детей 3—4 лет (в усл. баллах)
| Побудительная сила общения со
сверстником, выполняющим функцию
|
| Виды и варианты мотивов
| Сумма баллов
1-й и 2-й колонок
|
| мастера дела,
образца
| ценителя ,.
| равного
|
|
| партнера
| Деловые (в игре)
| 12,4
| 11,25
| 13,33
| 23,65
| Познавательные I — при рассматривании картинок
|
|
|
|
| рассматривании картинок
| 15,95
| 12
| —
| 27,95
| Познавательные II — при рас- рас-
|
|
|
|
| сказывании и слушании сказок
| 6,21
| 5
| —
| 11,21
| Личностные I — в беседе с вы-
|
|
|
|
| ражением одобрения партнеру.
| 9,98
| 11
| —
| 20,98
| Личностные П — в беседе о
|
|
|
|
| предпочтениях партнера
| 4,78
| 9,88
| —
| 14,66
| Сумма баллов
| 49,32
| 49,13
| 13,33
| —
| партнеру. А себе дают положительные оценки, в которых звучат гордость обладанием предметом, друзьями, своей внешностью, физическими возможностями. Коллективное МЫ дети не оценивают (см. табл. 13). В 3—4 года впервые появляются, правда крайне редко, личностные мотивы, выражающие интерес к другим людям — сверстникам или их родителям.
Моделирование основных мотивов общения в эксперименте позволило нам оценить различия в их побудительной силе и выявить среди них самые действенные. Полученные нами экспериментальные данные отражены в табл. 14.
Мы обнаружили, что на побудительную силу мотива общения в наибольшей мере влияет наличие или отсутствие в ситуации предметов. Мотив выражен сильнее, если общение опосредуется предметами (игрушками, картинками) и слабее без опоры на них. Мотивы общения, возникающие в игре, обладают максимальной побудительной силой, следовательно, ведущий мотив — деловой.
Зависимые от личностного аспекта — роли и функции партнера (сверстник-образец, сверстник-ценитель или равноправные участники игры) — все три варианта мотивов меньше различаются по побудительной силе. Все перечисленные мотивы не изолированы, а взаимосвязаны. Однако по проявлениям инициативности в коммуникативном поведении детей мы можем судить о преобладании мотива получения подтверждения своей позиции, связанного с мотивом, проистекающим из потребности в активности.
110
Мотивы общения со сверстником у детей 4—5 лет
У детей в возрасте 4 лет сюжетно-ролевая игра получает дальнейшее развитие. Расширяются познавательные интересы ребенка; общение со взрослым из ситуативно-делового преобразуется во внеситуативно-познавательное (беседы о мире за пределами наличной ситуации). Потребность в сотрудничестве со взрослыми оттесняется потребностью в его уважении. Существенные перемены происходят во второй сфере общения. Повышается значимость общения со сверстником: дети больше стремятся к контактам с равным партнером, нежели со взрослым.
Потребность в общении с ровесником тесно связана в этом возрасте с потребностью в активности, реализуемой в сюжетно-ролевой игре. Все новые достижения ребенка обогащают игру и включенное в нее общение. Наибольшее развитие в общении детей получают новообразования предыдущего возраста. У 4—5-летних дошкольников мы также выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.
Как и у детей 2—4 лет, у 4—5-летних подавляющее число контактов — деловые. Однако предметы и действия для этой возрастной группы теряют значение поводов к контактам. Налаживание общения происходит легко, поэтому число действий с подобной целью резко падает (в 3,7 раза). Половина деловых контактов приходится на реализацию сюжетно-ролевой игры. Общение представляет взаимосвязанные действия изображаемых персонажей: обращение по роли (киса, киса), называние своей роли (Мы — бабочки, Мы— павлины), формулирование игровой цели (Поймай меня! Ты будешь прятаться, а я тебя искать. Попей молочка), высказывания по роли (Уведите отсюда собаку, она пугает, наших птиц) и многие другие. Для детей 4—5 лет характерно воплощение в играх образов животных. Их речевые обращения не слишком разнообразны.
Обогащение общения в игре происходит в форме невербальных актов, которые выполняют теперь новую функций — драматизации. Количество невербальных актов почти такое же, как и у детей 3 лет, но их функция преобразуется.
Игра продолжается до тех пор, пока сверстник поддерживает ее действиями, соответствующими другой роли, и отчетливо выражает удовольствие от самого процесса и от участия партнера. Мотивы общения в игре разные: получить подтверждение своим достоинствам в качестве исполнителя роли; участвовать в игре, в которой открываются новые цели и ребенок видит в партнере образец для подражания. Общий для участников мотив — качества партнера, способствующие согласованной игре: потребность в коллективной деятельности, готовность поддерживать начинания партнера.
111
Таблица 15
Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 4—5 лет
(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Контакты
| Количество актов общения, объектом которых являются качества
| Всего
| общие для партнеров (МЫ)
| сверстника (ТЫ)
| инициатора акта (Я)
| Деловые
Познавательные
Личностные
| 8,75
-
-
| 28,11
-
1
| 9,15
-
1,5
| 46,01
-
2,5
| Всего
| 8,75
| 29,11
| 10,65
| 48,51
|
Обращения ребенка к МЫ преобладают в этом возрасте, как и в предыдущих. Актов, выражающих Я, становится меньше; почти вдвое увеличивается доля МЫ (см. табл. 15).
Познавательные мотивы общения со сверстником у детей
4—5 лет. Новые знания детей обогащают содержание игр и определяют их разнообразие. Познавательные интересы детей присутствуют в их общении, не выделяясь в специальные контакты. Нам не удалось зафиксировать в наблюдении обособленных познавательных контактов.
Создание условий, стимулирующих познавательные интересы детей, способствует выявлению таких контактов. Своеобразие познавательного мотива общения со сверстником состоит в том, что ребенок ищет в нем не источник информации, а ценителя собственных знаний или умений рассказчика. Дети с удовольствием берутся рассказывать ровеснику сказку, что отнюдь не объясняется их умениями. К историям ровесника дошкольники 4—5 лет относятся, иронически. Тем не менее их начинает привлекать функция слушателя: появляется, хотя и слабо выраженный, мотив общения с ровесником как с мастером рассказа, источником новых сведений.
Личностные мотивы общения со сверстником у детей 4—5 лет. У ребенка еще сохраняется позиция превосходства над сверстником, последний характеризуется в основном отрицательными суждениями: порицаются его поступки, интеллектуальные качества и личность в целом. Хотя частота подобных осуждений ниже, чем у трехлеток, позиция превосходства усилена ростом числа положительных оценок самому себе: внешности, культурным и художественным умениям, сообразительности. Круг выделяемых в себе положительных качеств расширяется: основной личностный мотив — получить подтверждение им от сверстника как ценителя. Однако в отличие от младших детей, у 4—5-летних растет внимание к качествам и возможностям сверстника. Интерес детей к людям отражается, в их беседах.
112
Для этой возрастной группы, по нашим данным, ведущим становится мотив подтверждения достоинств ребенка сверстником как ценителем. В первую очередь деловых качеств (сверстник как мастер игры); затем познавательных (знаний, обнаруживаемых при восприятии картинок); слабее представлен личностный мотив (сверстник как собеседник). Наименее побудителей познавательный мотив общения со сверстником как ценителем в ребенке рассказчика. Мотив познания ровесника как образца в ведении игры, рассказа, беседы значительно слабее первого из выделенных нами. Мотив подтверждения своих достоинств превалирует над стремлением к равноправной игре (см. табл. 16).
Таблица 16
Побудительная сила разных мотивов общения со сверстником у детей 4—5 лет (в усл. баллах)
| Побудительная сила мотивов
общения со сверстником, выполняющим функцию
|
|
| Виды и варианты мотивов
| Сумма баллов
1-й и 2-й
|
| мастера дела.
| ценителя
| равного
| колонок
|
|
| образца
|
| партнера
|
|
| Деловые (в игре)
| 12,4
| 22
| 17,5
| 34,4
|
| Познавательные I — при рас- рас-
|
|
|
|
|
| сматривании картинок
| 9,5
| 18,3
| —
| 27,8 .
|
| Познавательные II — при рас-
|
|
|
|
|
| сказывании и слушании сказок
| 4,6
| 6,82
| —
| 11,42
|
| Личностные I — в беседе с вы-
|
|
|
|
|
| ражением одобрения партнеру
| 9,95
| 8
| —
| 17,95
|
| Личностные 11 — в беседе о
|
|
|
|
|
| предпочтениях партнера
| 7
| 11
| —
| 18
|
| Сумма баллов
| 43,45
| 66,12
| 17,5
| —
|
| Мотивы- общения со сверстником у детей 5—6 лет
В 5 лет сюжетно-ролевая игра ребенка достигает наиболее высокого развития, продолжая сохранять ранг ведущей деятельности. Расширяются познавательные интересы детей, умножаются знания, почерпнутые в общении со взрослыми, растут умения читать стихи, рассказывать потешки, прибаутки. Получаемые разнообразные сведения определяют новые сюжеты игр. В последних воспроизводится мир взрослых, однако уже не действия, а отношения людей (Д. Б. Эльконин, 1978 б). Общение со взрослым становится внеситуативно-личностным, с новым содержанием потребности в общении — в сопереживании и взаимопонимании. Окончательно определяется предпочтение сверстника как партнера по общению по сравнению со взрослым (Р. И. Деревянко, 1983). Вторая сфера общения приобретает особо важное, жизненное значение для детей. 113
Позиция по отношению к сверстнику и к себе изменяется: хотя дети по-прежнему выше оценивают свои возможности, растет их интерес к сверстнику, появляется положительная оценка его качеств, упрочиваются избирательные отношения детей. И в этой возрастной группе по-прежнему выделяются деловые познавательные и личностные мотивы.
Деловые мотивы общения со сверстником у детей 5—6 лет. Общение дошкольников 5—6 лет протекает преимущественно (в 44,4 % случаев) в процессе сюжетно-ролевой игры. Возрастает число контактов в игре/максимальным становится их разнообразие. Появляются формулирование игровых целей, мнимой ситуации и вводимых замещений, распределение ролей и соответствующие обращения (называние партнера шутливым именем), а также многочисленные высказывания, воплощающие роль и дающие направление игре и поведению участников,— побуждения к4 определенным действиям (их число значительно растет), сообщения и вопросы о сделанном и намечаемом.
Игра и общение в ней длятся более часа, а иногда (прерываясь) в течение нескольких дней и недель. Внеигровые контакты представляют собой вовлечение в игру и ее организацию: определяются общие цели, согласовываются намерения, осуществляются воздействия на ровесника (предложения, критика и указания, как делать). Игра строится на речевом общении, поэтому число невербальных актов резко падает.
В общении детей 5—6 лет присутствуют три варианта делового мотива. I вариант — мотив построения совместной игры, сотрудничества: ребенок ищет в, сверстнике сходные интересы, намерения и готовность вносить творческий вклад в общее дело. Обособление и укрепление такого мотива отражает рост числа актов, обращенных к МЫ. Адресованность к ТЫ снижается, а Я остается на прежнем уровне (см. табл. 17). II вариант делового мотива свойствен лидеру, путем привлечения сверстника к участию в реализации своих цели и замысла он получает подтверждение собственных, достоинств. Функционирование данного мотива выражается особым характером коммуникативных актов лидера: он продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые перспективы. III вариант делового мотива — знакомство с новыми образцами игры, целями, замыслами; научение лучшему участию в игре. Мотив — качества партнера, обусловливающие его лидерство (мастера игры, конструирования, рисования и т. п.). О наличии подобного мотива свидетельствуют факты охотного участия в игре детей, которым достается вспомогательная роль или испытывающих пренебрежение партнера. Причастность к целям других детей уже сама по себе представляет ценность. к, Возраст 5 лет отмечен ростом числа познавательных контактов между детьми. Эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни.
114 Таблица 17
Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 5—6 лет
(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Виды контактов
| Количество актов общения,
объектом которых являются качества
|
Всего
|
| общие для партнеров (МЫ)
| сверстника (ТЫ)
| инициатора акта (Я)
| Деловые
Познавательные
Личностные
| 18,78
1,50
0,62
| 25,56
1,12
3.0
| 14,6
0,62 1,88
| 58,95. 3,25
5,50
| Всего
| 20,90
| 29,68
| 17,10
| 67,70
| Не менее существенным поводом к познавательным контактам становится воплощение в игре сказки: возникает диалог, в котором уточняется последовательность и логическая связь событий. Знание потешек, поговорок, считалок превращается в игру, где они выполняют функцию средства расширения общения; ребенок адресует свои знания каждому члену группы, находя удовлетворение в производимом с их помощью Эффекте на ровесника. Наблюдая за природными явлениями, постигая их широту и взаимосвязанность, дети используют полученные сведения для познавательных контактов друг с другом. Так, выкопанная одним ребенком яма служит источником вопросов о глубине, ширине, способе выкапывания, назначении; жуки, гусеницы, цветы — все может стать поводом для высказываний,
В познавательных, как и в деловых, мотивах общения выделяется несколько вариантов: I вариант — утверждение своего превосходства в знаниях и завоевание особого уважения ровесников; II — решение общей задачи, ответ на интересующий- всех вопрос, творческое участие в достижении единой цели; III — подтверждение сверстником правильности понимания, представления ребенка. Выражение этого мотива — адресуемый ровеснику вопрос после высказанного суждения (Ведь правда?).
Однако доля познавательных мотивов по-прежнему невелика (см. табл. 17). Вместе с тем потенциальные возможности их развития значительны. Так, при создании в эксперименте условий, побуждающих познавательные интересы детей (предложение им книг с картинками или игры, где они по очереди рассказывают друг другу сказки), подобные контакты становятся основными в их общении. Однако все дети предпочитают быть рассказчиком, а не слушателем. Так, в познавательном мотиве общения, как и в деловом, преобладает вариант, в котором ребенку сверстник важен как ценитель его достоинства знатока.
Личностные мотивы общения со сверстником у детей 5—6 лет. В этом возрасте сохраняется позиция значительного превосходства 115 над ровесником, выражающаяся в поддразниваниях, насмешках, непринятии в игру и исключении из нее, отвержении, актах агрессии, адресуемой порой каждому из ровесников. (Так, ребенок отнимает у сверстника игрушки не из-за нужды в них, а для того, чтобы увидеть его беспомощность и неумение постоять за себя).
Однако в отличие от младших детей у 5—6-летних возникает и новая позиция — признание достоинств ровесника, иногда превосходящих собственные, и на основе этого появляются чувства симпатии, дружбы. Детям становится доступно восхищение товарищем (Ты хорошая девочка, я с тобой дружу). Между детьми начинается обмен равноценными выражениями симпатии, нежности, завершающийся поцелуями. О новой позиции свидетельствуют и сообщения друг другу секретов.
Мотив получения подтвержения своих положительных качеств ровесником как ценителем также, связан с позицией доверия. Ребенок хочет удостовериться в важности происходящих с ним событий, своих планов и намерений: он делится семейной новостью рождением маленького брата, намерением поехать в кинотеатр и т. п., т. е. ищет в ровеснике сопереживания.
Существенной чертой личностных мотивов становится то, что они порой оказываются разделенными, общими хотя бы для двух детей, что подтверждается единой оценкой МЫ, в которой не дифференцируются ни сам ребенок, ни его партнер. Дети гордятся общим достижением, одинаковыми ролями (Мы — строители. Мы тут такого понаделаем...).
Личностные мотивы приобретают действенный характер. В сверстнике уже воплощается не мотив-средство, а мотив-цель: дружеская позиция по отношению к сверстнику проявляется в «борьбе» за товарища, в защите его от нападок и обвинений ровесников, а также в бескорыстном стремлении научить его тому, в чем сам ребенок сильнее. Дети 5—6 лет помогают ровеснику иначе, нежели трехлетки: последние самим актом содействия утверждаются в своем превосходстве (Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова, 1975), а дети 5—6 лет стремятся утвердить возможности ровесника.
Мотивы общения со сверстником у детей 6—7 лет
Игра все еще занимает значительное место в жизни детей 6—7 лет. Однако положение старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы. Знания детей расширяются. Игра становится серьезнее: старшие дошкольники воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей повышаются требования к выдумке, изобретательности; появляется новый тип игр — с правилами (подвижные, настольные, словесные). 116 Общение со взрослым сохраняет внеситуативно-личностную форму; содержание потребности в нем — сопереживание. Значимость общения с ровесником растет, позиция по отношению к нему становится более доброжелательной и заинтересованной. У детей 6—7 лет также выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.
В связи со значительной ролью игры в жизни детей 6—7 лет их деловые мотивы общения подобны описанным у 5—6-леток. При I варианте делового мотива общения сверстник — равный участник общего дела, вносящий свой творческий вклад в достижение единой цели; при II варианте сверстник — ценитель, подтверждающий ценность замыслов, целей, планов, способов действия своим участием, в деле, инициированном и руководимом ребенком-лидером; при III варианте сверстник — образец дела, у него ребенок заимствует замыслы, цели и способы действия.
Но в этом возрасте деловые мотивы общения создаются не столько в игре, сколько на фоне серьезных жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и познавательным одновременно.
Наибольшее число контактов детей возникает не в процессе игры, а по ходу решения какой-либо случайной задачи. (Дети находят раненого птенца. Тут же встают вопросы: что с ним будет, если его оставить? Чем можно залечить ранку? Рождаются гипотезы: если оставить, его может съесть кошка; ранка зарастет, если создать для него покой. Высказываются предложения — покормить, сделать повязку и т. д.) В связи с обсуждением проблемы растет доля актов организации деятельности по ее решению, а также управления партнерами, где первое место занимают указания, как надо действовать. Кардинально меняется соотношение коммуникативных актов в пользу категории МЫ (см. табл. 18): до 40,9 % против 3!,8 % в предыдущем возрасте. Число актов, относимых к ТЫ и Я, резко падает. Ребенок организует на решение задачи не партнера, а всех, включая себя.
В 6—7 лет впервые познавательные мотивы выдвигаются на передний план. В их состав входят объяснения причин случившегося, высказывания гипотез по поводу развития явлений, сообщения о их свойствах, приглашение к исследованию и т.п. Важнейшее преобразование познавательных мотивов общения детей 6 лет — их обособление от мотива подтверждения своих достоинств. Познавательный мотив общения — это уже поиск коллективного решения задачи, отношение ко всем участникам как к равным. Высказывания адресуются не к ТЫ, а к МЫ (см. табл. 18).
Число личностных контактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. 117 Таблица 18
Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 6—7 лет
(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Контакты
| Количество актов общения, объектом которых являются качества
| Всего
| общие для партнеров (МЫ)
| сверстника (ТЫ)
| инициатора акта (Я)
| Деловые
Познавательные
Личностные
| 16,8
12,2
2,4
| 17,6
0,8
1,0
| 6,6
0,4
4,6
| 41,0
13,4
8,0
| Всего
| 31,4
| 19,4
| 11,6
| 11,6
| 62,4
| Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств (Ты хорошая девочка. Ты красивая девочка. У тебя длинные волосы. Ты народу говоришь «Здрасьте» и «До свидания»). А подчас формально заданный текст, произносимый небрежно, глядя в сторону, в позе игнорирования.
Усиление позиции расположения к ровеснику связано с растущим интересом к его личности: его своеобразному вкладу во взаимодействие, проявлению им оригинального типа поведения, отношения к. ситуации. Чувствительность к ответному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает: ребенок оказывается способен даже изменить свое неприязненное отношение к ровеснику, оценив достоинство его ответной позиции. Успехи ровесника могут вызвать восхищение у ребенка.
Специфические особенности мотивов общения со сверстниками у детей 2—7 лет
К общению со сверстниками дошкольника побуждают разные мотивы: деловые, познавательные и личностные. Дети стремятся друг к другу ради участия в общей игре, обсуждения вопросов о мире, о людях" и о самих себе. В общении со сверстниками проявляются, с одной стороны, потребности ребенка в активности и в познании. Поэтому в деловых и познавательных мотивах сверстник выступает в качестве средства. С другой стороны, в общении с ровесником участвуют личностные мотивы, прямо выражающие потребности ребенка в общении.
В этом отношении мотивы общения в первой и второй сферах сходны, но между ними есть существенные различия. Последние 118 обусловлены несходством возможностей взрослого и ро&есника. Взрослый для ребенка —.старший, опытный человек, в котором' воплощены умелость, мудрость, справедливость, что делает его поведение, мнения и оценки образцом и идеалом. Ровесник — равное ребенку существо по своим деловым, познавательным и личностным качествам.
Картина возрастных сдвигов в проявлении мотивов общения с ровесником прорисовывается следующим образом. В конце раннего 'возраста дети ищут в сверстнике участника эмоционально-практического взаимодействия, обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности. Для младших дошкольников сверстник — участник игр иного содержания: соревновательных и сюжетно-ролевых, включающих обмен дополнительными действиями. У них преобладает деловой мотив, который доминирует и в среднем дошкольном возрасте: сверстник-партнер по сюжетно-ролевым играм. Но детей 4—5 лет к общению побуждают уже и познавательные интересы, тесно переплетенные с мотивами делового сотрудничества в игре.
В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) по-прежнему на первом месте остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается значение познавательных мотивов и за рамками сотрудничества. Дошкольникам 6—7 лет также наиболее присущи мотивы делового сотрудничества, еще стремительнее увеличивается рсуть познавательных; дети обсуждают с ровесниками серьезные жизненные вопросы, вырабатывают общие решения.
На протяжении всего дошкольного возраста важное место занимают личностные мотивы. Они постоянно присутствуют в мотивах иного характера — деловых и познавательных (последние обязательно имеют личностный аспект). Деловые мотивы заключаются в ожидании от сверстника не помощи, как в первой сфере общения, а подтверждения умений ребенка, его права на равное участие в любом совместном деле. Познавательные мотивы выражают, не поиск ответов на вопросы, а получение от сверстников подтверждения ценности собственных знаний. Личностный характер избирательного отношения ребенка к детям — обладателям развитых деловых и познавательных качеств — заключается в том, что они ценны для него как мерка для сравнения себя и как доступный эталон, который он стремится достигнуть и превзойти.
Апробирование и подтверждение своих возможностей, с одной стороны, и заимствование и построение новых, с другой, составляют реализацию личностного аспекта деловых и познавательных мотивов. Личностный аспект данных мотивов определяет их варианты: сверстник — ценитель деловых познавательных качеств ребенка, сверстник — эталон, образец для построения аналогичных качеств в самом себе. Личностный аспект иных мотивов характерен уже для младших дошкольников. С возрастом его значение увеличивается. 119 Собственно личностные мотивы общения со сверстниками — это качества, которые характеризуют последнего как личность и выражают его отношения к людям, к миру (к природе, животным и вещам), к выработанным нормам поведения. Дошкольник адресуется, во-первых, к таким качествам сверстника, как способность быть внимательным зрителем или слушателем, ценителем достоинств ребенка, добрым товарищем, разделять огорчения и радоваться удачам друга, подтверждать его достоинства. Во-вторых, он обращен к внутреннему миру сверстника — его желаниям, планам, намерениям, целям, т. е. к нему как личности, стремится содействовать планам и подтверждать права ровесника на равное участие в коллективной жизни товарищей.
У малышей раннего возраста личностный мотив выражен в стремлении к общим радостным эмоциям и в готовности утешить плачущего. У младшего дошкольника — в поиске у ровесника способности и склонности выражать внимание и одобрение, подтверждать достоинства и позицию «хорошего ребенка». Этот поиск имеет характер самоутверждения и критической позиции по отношению к ровеснику. Самоутверждение проявляется и в склонности к соревнованию, опережению сверстника в любом умении, а наряду с этим во включении в действия ровесников, в подражании им. У детей среднего возраста все отмеченные проявления личностных мотивов выражены еще более четко. Но у них усиливается вариант личностного мотива общения с ровесником как предметом познания. В старшем дошкольном возрасте этот вариант мотива упрочивается и возникает новый тип личностного мотива: самоценность сверстника побуждает ребенка бороться за него, отстаивать права друга.
Итак, важнейшая линия возрастных изменений в мотивах общения дошкольника со сверстником — перестройка соотношения мотивов и изменение значения разных их видов.
Вторая линия развития мотивов — превращение мотива общения из средства в цель. Поначалу ребенок вступает в общение ради игры; сверстник оказывается средством удовлетворения его других духовных потребностей: в активности (игре), в самопознании через сравнение как с образцом, а также через получение его от клика на активные проявления («невидимое зеркало»). Такова роль ровесника примерно до 5 лет. В старшем возрасте сверстник становится интересен как психологический субъект, как личность, . характеризующаяся определенными поступками, намерениями и желаниями, вкусами и предпочтениями. Большей полнотой, осознанностью, дифференцированностью наполняются знания ребенка о нем.
Третья линия развития мотивов общения — превращение их из ситуативных в устойчивые внеситуативные образования. Младших детей побуждают к общению действия ровесников и другие ситуативные обстоятельства; старших — их личностные качества.
Четвертая линия изменений мотивов — рост их побудительной силы. Контакты между малышами редки и часто вынужденны. 120 Общение существует в виде отдельных эпизодов. В старшем возрасте оно носит характер особой деятельности даже тогда, когда связано с игрой, а часто выделяется в самостоятельную область. У детей появляются стойкие избирательные привязанности.
Пятая линия развития мотивов общения во сверстником — рост их осознанности. Стремление малышей к общению друг с другом находится в противоречии с непониманием желаний партнера, неумением учитывать его интересы. Конфликтность в их отношениях показывает, что малышам неясно, ради чего они намереваются действовать совместно. Старшие ценят в сверстниках их определенные личностные качества и дают себе в них адекватный отчет.,
Происходят в мотивах общения и структурные изменения. Дети 2—4 лет вступают в контакты с ровесниками по непосредственному побуждению. Они взаимодействуют до тех пор, пока это удовлетворяет их сиюминутные желания. В старшем возрасте дети общаются также в ходе игры, но нередко они вступают в нее именно ради коммуникативных контактов. Так, ради общения с другом ребе- . нок готов принять неинтересную роль, уступая главную ровеснику.
Что определяет развитие мотивов общения со сверстником? Прежде всего — общее развитие ребенка, происходящее под воспитывающим воздействием взрослых. Значительную роль играют накапливающийся индивидуальный опыт деятельности ребенка и практика общения со сверстником. Это четыре основных направления психического, развития: 1) развитие самосознания ребенка — источника потребности в сравнении, сопоставлении себя с другими людьми; 2) развитие внутреннего плана действия, и в частности приобретение знаний и представлений в области, не связанной с непосредственным восприятием; 3) развитие ведущей деятельности — игры: факт появления к середине дошкольного возраста нового содержания игры — отражения в ней не действий людей, а отношений между ними, выражаемых ролью и функцией в ней; 4) переход от центрации на себя к децентрации — пониманию точки зрения другого человека. Все эти перемены, способствуя изменению мотивов общения ребенка ,со сверстником, сами в дальнейшем углубляются в результате преобразования общения.
Развитие у детей мотивов общения со сверстниками на протяжении дошкольного возраста имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т. е. устойчивым, внутренним образованиям — потребностям, склонностям, суждениям и мнениям. В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей. 121
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |