Главная страница
qrcode

Филосовские основы. Р. Е. Левина справедливо указывала, что отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания


НазваниеР. Е. Левина справедливо указывала, что отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания
Дата12.12.2019
Размер18.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилосовские основы.docx
ТипДокументы
#65749
Каталог

Тема: 1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста.
Вопрос 2. Философские основы логопедического воздействия в раннем возрасте.

Из статьи А.А.Алмазова «Возможности реализации антропоцентрического подхода к освоению языка в современной логопедии»
Антропоцентризм


Данная наука в значительной степени сближает современную логопедию и лингвистику. В лингвистике антропоцентризм рассматривается как изучение взаимодействия человека и языка, как выявление проблем познания мира человеком с помощью использование языковых средств. Концепции, разрабатываемые в этом направлении, опираются на лингвофилософские идеи В. Гумбольдта и его последователей, развернутые в отечественной науке теориями и исследованиями В. И. Карасика, П. И. Костомарова, Е. С. Кубряковой и др.

В центре логопедических исследований и практики деятельности логопеда находится

человек, имеющий нарушения речи.(В нашем случае-это ребенок раннего возраста).

В проблемное поле логопедии попадают связи ребенка и языка, которые искажаются при наличии нарушений.

Исследования Г. В. Бабиной, О. Е. Грибовой, Н. В. Микляевой, Л. Б. Халиловой и др. показывают возможность построения логопедической работы с учетом не только уровня выраженности проявлений нарушений речи, но и особенностей взаимодействия языковых и когнитивных процессов.

Р.Е. Левина справедливо указывала, что отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания.

Л. С. Выготский указывал, что основой специального обучения и воспитания является «высокое представление о человеческой личности, понимание ее органической слитности и единства». Система развития речи детей с речевыми нарушениями направлена на формирование их языковой компетентности и личности, способной реализовать себя в различных жизненных условиях и социально-коммуникативных ситуациях (А. А.Алмазова, Л. Р. Давидович и др.).

Развитие языковой личности, в концепции Г. И. Богина, происходит последователь-

но, от уровня к уровню:
номинализция,
  • интериоризация,
  • насыщенность («лексико-грамматическое многознание»),
  • адекватный выбор средств выражения,
  • свободный синтез целого текста.

    И. Н. Горелов и К. Ф. Седов, развивая эту концепцию, соотнесли данные уровни с возрастом и этапами обучения ребенка.

    Концепция развития языковой личности является актуальной для нарушений речевого

    развития в антропоцентрической парадигме(анализируется человек в языке и язык в человеке), что дополняет и развивает психолого-педагогический подход в логопедии.

    Несформированность речи(в нашем случае, в раннем возрасте)

    является фактором, обусловливающим недостижение уровня правильности (номинализации) в дошкольном возрасте.

    Ну и так далее, если ребенок не овладел правильностью речи, то следующий уровень «интериоризации» становится невозможным и т.д. по уровням.

    Можно сделать вывод, что уровни развития языковой личности у детей с различными нарушениями речи могут быть достигнуты в поздние сроки по сравнению с детьми, не имеющих патологий речи.

    Делая вывод по данному вопросу, можно сказать, что
    Своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений процесса развития являются важным условием нормального психоречевого становления ребенка.
  • Всякое развитие, и речевое в том числе, — это процесс непрерывного возникновения новых форм на основе предшествующих, протекающий в реальном взаимодействии со средой.

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом