Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Бак_Юр_БЖД_030900. Рабочая программа безопасность жизнедеятельности направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция Профили подготовки уголовно-правовой


НазваниеРабочая программа безопасность жизнедеятельности направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция Профили подготовки уголовно-правовой
АнкорБак Юр БЖД 030900.doc
Дата30.09.2017
Размер231 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБак_Юр_БЖД_030900.doc
ТипРабочая программа
#22029
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Факультет химии и высоких технологий

Кафедра физической химии









УТВЕРЖДАЮ







Проректор по учебной работе, качеству образования – первый проректор, проф.







______________ А.Г. Иванов







«___» ____________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки – 030900.62 Юриспруденция
Профили подготовки – уголовно-правовой

гражданско-правовой

государственно-правовой

международно-правовой

Квалификация выпускника – бакалавр
Юридический факультет
Форма обучения – очная
г. Краснодар

2011

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, ), утверждённому приказом Министерством образования и науки РФ 4 мая 2010 года №464, на основании типовой (примерной) учебной программы и учебного плана основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 030900.62 Юриспруденция.
Рецензенты:


Д.х.н., профессор
зав. кафедрой общей, неорганической химии и информационно-вычислительных технологий в химии ФГБОУВПО КубГУ






Н.Н. Буков

К. х. н., доцент

кафедры безопасности жизнедеятельности

ФГБОУВПО «КубГТУ» С.П. Шурай

Программа рассмотрена
на заседании кафедры физической химии: протокол № 1 от 23.08.2011
Заведующий кафедрой

физической химии,

д.х.н., профессор ______________ В.И. Заболоцкий
на заседании методической комиссии факультета химии и высоких технологий: протокол № 1 от 02.09.2011
Председатель методической комиссии
факультета химии и высоких технологий,
д.х.н., профессор ______________ Н.В. Шельдешов
Декан

факультета химии и высоких технологий,
к.х.н., доцент ______________ Т.В. Костырина
Рабочую программу составил:

К.х.н., доцент

___________

С.А. Лоза


Аннотация рабочей учебной программы дисциплины

1. Цель учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:

  • обучение студентов знанию потенциально опасных и вредных факторов для здоровья и жизни человека, механизмов их действия

  • обучение основам знаний об организационно-правовой основе и методах работы системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

2. Задачи учебной дисциплины:

  • теоретических основ безопасности жизнедеятельности, сведений о правовых, нормативно-технических и организационных основах обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  • студенты должны познакомиться с законодательными основами российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) охраны окружающей природной среды

3. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 72 часа или 2 зачетных единицы.

4. Учебная работа поданной дисциплине предполагает проведение лекционных и практических занятий, самостоятельное выполнение студентами теоретических и практических заданий.

5. Формы отчетности по учебной дисциплине - зачёт.

6. В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» у студентов формируются следующие компетенции:


  • способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1)

  • способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8)

  • способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13).

  • способность обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-16).)

7. При изучении дисциплины используются следующие инновационные технологии: электронные презентации, решение проблемных ситуаций в составе малых групп, подготовка индивидуальных письменных аналитических работ.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
1. Цели освоения дисциплины:

1) обучение студентов знанию потенциально опасных и вредных факторов для здоровья и жизни человека, механизмов их действия,

2) формирование представлений о причинах и механизмах развития основных чрезвычайных ситуаций, путях предупреждения и снижения их опасных последствий;

3) обучение основам знаний об организационно-правовой основе и методах работы системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной дея­тельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основные задачи дисциплины - обеспечить усвоение:

1) теоретических основ безопасности жизнедеятельности, сведений о правовых, нормативно-технических и организационных основах обеспечения безопасности жизнедеятельности,

2) законодательных основ российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) охраны окружающей природной среды;

3) механизмов воздействия вредных и опасных факторов окружающей среды и способов защиты от их последствий;

4) основ организации ГО и ее задач;

5) методов защиты учащихся и персонала от последствий ЧС военного и мирного времени.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть.

Для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и из личного жизненного опыта.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного усвоения данной дисциплины студенты должны владеть необходимыми знаниями по физике, математике, информатике, экологии, праву, экономике и организации производства, управлению и др.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» юрист должен знать:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»;

  • -правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • методы управления безопасностью человека и среды обитания;

  • основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;

  • методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

  • основы безопасности жизнедеятельности в условиях производства;

  • основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;

  • основы организации и управления действиями производственного персонала в ЧС, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

  • методики оценки экономического ущерба при ЧС, формирования страховых премий, затрат на предупреждение ЧС, повышение устойчивости работы предприятий, ведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Специалист должен уметь:

  • оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

  • эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

  • планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

  • управлять действиями подчиненного персонала при ЧС;

  • использовать полученные знания при решении профессиональных эконо­мических вопросов стратегического и оперативного планирования, опти­мизации затрат, страхования и расчета возможного экономического ущерба при ЧС природного и техногенного характера.

  • Специалист должен иметь навыки: оказания первой доврачебной помощи при поражении током и травмах; измерения факторов производственной среды;

  • использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных факторов природного и техногенного характера; пользования приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях.


В результате освоения дисциплины у выпускника формируются следующие компетенции:

  • способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

  • способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);

  • способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13).

  • способность обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-16).


4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Содержание разделов дисциплины.



№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1.

Введение


Технический прогресс и безопасность жизнедеятельности. Энтропия природных и природно-хозяйственных систем. Статистика аварий и катастроф техногенного и природного характера. Производственный риск в России, СНГ, развитых странах. Роль человеческого фактора в возникновении экстремальных ситуаций. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научная дисциплина. Проблемы охраны труда, чрезвычайных ситуаций, окружающей природной среды как составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста с высшим образованием. Возможности и обязанности экономистов-менеджеров в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном природо­пользовании и использовании природных ресурсов, и организации и проведе­нии работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области БЖД.

.

Р

2

Теорети-ческие основы БЖД

Взаимодействия человека с окружающим миром. Труд высшая форма деятельности. Условия деятельности. Таксономия опасности и ее номенклатура. Причинно-следственная связь опасностей. Методы анализа опасностей. Иерархическая структура причинно-следственных связей опасностей и ее графические отображения. "Дерево причин и опасностей" как система. Критерии безопасности техносферы. Риск, как вероятностная характеристика проявления опасности. Классификация отраслей по принципу по принципу профессионального риска. Управление риском, масштабами аварии. Принципы и методы обеспечения безопасности. Их классификация и характеристика. Средства обеспечения безопасности - коллективные, индивидуальные. Требования к средствам защиты

Т

Р

3

Источники опасностей

Естественные опасности. Техногенные опасности. Антропогенные опасности. Негативные геофизические факторы. Геомагнитные поля. Космические излучения. Озоновый слой. Естественные лучевые нагрузки. Геохимические аномалии. Стихийные бедствия. Негативные биологические факторы. Зоогенные. Фитогенные. Микробогенные. Микробиологические отравления. Биоразрушения в строительных конструкциях.


Р

4

Зоны с высокой совокуп-ностью опасностей в техносфере

Окружающая среда регионов и крупных городов. Производственная среда. Зоны чрезвычайных ситуаций. Эволюция среды обитания под воздействием деятельности человека. Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс. Экологические опасности. Загрязнение атмосферы: источники выбросов, образование смога, "парниковый эффект", кислотные дожди, разрушение озонового слоя. Загрязнение гидросферы. Загрязнение почвы. Загрязнение околоземного космического пространства.

Антропогенные физические поля: акустические, электромагнитные, ра­диационные, тепловые, вибрационные, инфразвуковые, световые.

Р

5

Основыфизиоло-гии труда

Основные формы деятельности человека и их классификация. Умствен­ный и физический труд. Тяжесть и напряженность труда. Методы оценки тя­жести труда. Статистические и динамические усилия. Энергетические затра­ты человека при различных видах деятельности. Работоспособность и ее ди­намика, утомление. Информационные нагрузки. Особенности деятельности человека в условиях бытовой, производственной и естественной (природной) среды.


Р

6

Комфорт-ные условия жизнедеятельности

Критерии комфортности среды обитания. Физические факторы обитае­мости. Их классификация и интенсивность. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Системы обеспечения параметров микроклимата. Контроль параметров микроклимата. Основные требования освещенности. Расчет и нормирование производственного освещения. Контроль освещения. Химические факторы обитаемости. Их классификация. Допустимые уровни интенсивности основных химических факторов обитаемости. Токсическое действие на организм химических факторов обитаемости. Биологические факторы обитаемости. Классификация биологических факторов и их влияния на организм человека. Нормирование биологических факторов. Воздействие неблагоприятных геофизических факторов на человека и их учет в процессе деятельности. Эргономические основы БЖД. Совместимость характеристик

человека и среды: пространственно-антропометрическая, биофизическая, энергетическая, информационная, технико-эстетическая, социально-психологическая.


Т

Р

7

Воздей-ствие опасностей на человека и техносферу

Системы восприятия человеком окружающей среды. Воздействие опасностей и их нормирование. Вредные вещества, их классификация. Аварийные опасные химические вещества (АХОВ). Их классификация. Действие АХОВ и чувствительность к ним. Избирательная токсичность АХОВ. Нормирование содержания АХОВ и вредных веществ в воздухе рабо­чей зоны, в воздухе населенных мест, для водоемов и почв. Хронические от­равления, профессиональные и бытовые заболевания при действии токсинов. Средства контроля АХОВ и защита от них.

Вибрации и акустические колебания. Ультразвук, контактное и акустическое действие, гигиеническая регламентация ультразвука. Инфразвук, его действие и нормирование. Профессиональные заболевания от воздействия шума, ультразвука и инфразвука. Опасность их совместного действия. Защита от шума, ультразвука и инфразвука.

Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций. Защита от вибраций.

Электромагнитные поля и излучения. Особенности воздействия лазерного излучения. Ионизирующие излучения. Ионизирующие излучения. Источники и виды излучений. Механизм воздействия на биологические объекты. Внешнее и внутреннее облучение. Лучевая болезнь и другие заболевания. Отдаленные последствия. Нормирование радиационной безопасности. Защита от ионизирующих излучений. Общие принципы. Дозиметрический контроль. Средства индивидуальный защиты.

Электрический ток. Статистика электротравматизма. Действие тока на человека и виды поражений. Анализ опасности поражения током в сетях до 1000В. Напряжение прикосновения, напряжения шага. Защита от напряжения электрическим током. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током. Технические способы и средства защиты. Защита от атмосферного электричества. Оказание первой до врачебной помощи челове­ку, пораженному электрическим током. Безопасность при работе с компьютером. Основные факторы риска. Санитарно - гигиенические требования к ПЭВМ и видео дисплейным терминалам. Обеспечение безвредных условий труда, организация рабочего места, режим труда и отдыха.
Сочетанное действие вредных факторов. Оценка влияния вредных факторов на здоровье человека.


Р

8

Организа-ция охраны труда.

Этапы создания безопасного жизненного пространства. Общие принципы защиты от опасностей. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Трудовой процесс и его элементы. Понятие "условий труда". Вредные и экстремальные условия труда. Показатели качества человеко-машинных систем.

Планирование и контроль мероприятий по охране труда. Материально техническое обеспечение охраны труда. Обучение и инструктирование работающих безопасным приемам труда. Охрана труда женщин и молодежи. Аттестация и оценка фактических условий труда на рабочих местах. Паспортизация - определение санитарно-гигиенических условий труда работающих. Обучение и аттестация административно-технического персонала. Организация специального технадзора за установками с повышенной опасностью. Органы надзора и контроля за выполнением требований охраны труда. Расследование и анализ случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний; определение потерь рабочего времени.

Ведение документации и составление отчетности по вопросам охраны труда. Планирование и осуществление мероприятий по экологизации произ­водства. Требования по безопасности и экологичности орудий труда, устой­чивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях.


Р

9

Пожарная безопа-сность

Классификация и характеристика пожаров. Статистика пожаров. Пора­жающие факторы пожаров. Классификация:

  • зданий и сооружений по степени огнестойкости;

  • помещений и зданий по степени взрывопожароопасности;

  • взрыво- и пожароопасных зон помещений в соответствии с правилами устройства электроустановок.

Меры по пожарной профилактике. Строительно-планировочные. Технические. Организационные. Способы и средства тушения пожара. Организация пожарной охраны на предприятии.


Р

11

Чрезвычайные ситуации.

Классификация ЧС, причины возникновения и характер развития. Первичные и вторичные поражающие факторы при ЧС. Радиационные опасные объекты (РОО). Классификация и этапы развития аварий (катастроф) на РОО. Зонирование территорий вокруг них. Оценка радиационной обстановки прогнозированием и по данным разведки.

Химические опасные объекты (ХОО). Развитие аварий катастроф на ХОО и их последствия.

Зона химического заражения и очаг химического поражения. Модели распространения примесей в упругой среде. Их адекватность. Учет исходных данных. Оценка химической обстановки по данным разведки и прогнозиро­ванием.

Пожаро- и взрывоопасные объекты. Зоны поражения. Оценка и прогнозирование обстановки в зоне пожара и взрыва. Чрезвычайные ситуации как следствия террористических актов. - Чрезвычайные ситуации военного времени.

Поражающие факторы ядерного, химического и бактериологического оружия. Обычные средства поражения.


Р

10

Защита населения и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях


Единая государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС). Нормативно-правовая база по безопасности населения и территорий в ЧС. Основные принципы, способы и средства защиты населения. Меро­приятия противорадиационный, противохимической, противобактериологи-ческой защиты. Структура гражданской обороны на объекте экономики и в организации оповещение населения и эвакомероприятия.



Р

12

Ликвид-ация послед-ствий чрезвычай-ных ситуаций

Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения. Оценка необходимых объектов работ и определение состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС. Обеспечение взаимодействия при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Определе­ние затрат, необходимых для ликвидации последствий ЧС. Медицина катастроф как собственная часть системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях.

Р

13

Устой-чивость работы объектов экономики в чрезвычай-ных ситуациях.

Понятие об устойчивости работы промышленного объекта в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта. Исследование устойчивости промышленного объекта. Пути повышения устойчивости функционирования промышленных объектов с учетом вероятности возникновения ЧС. Требование норм проектирования к инженерно-техническим мероприятиям по устойчивости объекта. Определение затрат и источников финансирования мероприятий по повышению устойчивости работы объекта экономики в ЧС.


Р

13

Правовые, норматив-но – техниче-ские и организа-циионные основы БЖД.

Законы и подзаконные акты по охране окружающей среды, охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях. Нормативно-техническая документация, системы стандартов по охране природы, безопасности труда, санитарные и строительные правила и нормы, правила по технике безопасности и производственной санитарии. Инструкции по охране труда.

Управление охранной окружающей природной среды. Управление охра­ной труда. Организационно-функциональная структура управления обеспечением БЖД. Обязанности административно-технического персонала, рабочих и служащих по обеспечению БЖД на предприятии.

Экономическая оценка последствий техногенного воздействия на чело­века и среду обитания. Оценка социально-экономического ущерба здоровью человека. Цена ущерба, ее составляющие, динамика ее изменения.

Экономические механизмы управления техногенными рисками: эколо­гические фонды, государственное страхование потенциально опасных произ­водств, государственное регулирование цены ущерба, обязательное социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, дифференциация отраслей экономики по профессиональному риску.

Экспертиза и контроль экологичности и безопасности. Международное сотрудничество.


Т

Р



4.2 Структура дисциплины

Вид работы

Трудоемкость, часов

1 семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

36

36

Лекции (Л)

14

14

Практические занятия (ПЗ)

22




Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа:

36

36

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)







Расчетно-графическое задание (РГЗ)







Реферат (Р)

3




Эссе (Э)







Самостоятельное изучение разделов

13

13

Контрольная работа (К)1







Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)

20

20

Подготовка и сдача экзамена2







Вид итогового контроля

зачёт



  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей