|
вторая группа раннего возраста. Рабочая программа группы раннего возраста Солнышко Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Тополек» Утверждаю
Заведующий МБДОУ Д/с «Тополек»
_______________ Н.В. Землякова
Приказ №__ от «__» ______ 201__ г.
Рабочая программа
группы раннего возраста «Солнышко»
на 2019-2020 учебный год.
Воспитатель: Назарова Е.В.
г. Семикаракорск, 2019 г.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа образовательной деятельности в группы раннего возраста общеразвивающей направленности на 2019- 2020 год разработана в соответствии с основной Образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада «Тополек», на основе ФГОС ДО. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 104 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Содержание программы отражает реальные условия дошкольного учреждения и группы, возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенкомдошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
Для реализации основных направлений проекта рабочей программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творческие способности в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом; Проект рабочей программы предусматривает организацию и проведение педагогической работы с детьми 2-3 лет.
Содержание пяти образовательных областей распределено по основным направлениям: «Физическое развитие» - («Здоровье», «Физическая культура»); «Социально – коммуникативное развитие» - («Социализация», «Труд», «Безопасность»); «Познавательное развитие» - («Окружающий мир», «Формирование элементарных математических представлений») «Речевое развитие» - («Коммуникация», «Развитие детской речи», «Чтение художественной
литературы»); «Художественно-эстетическое развитие» - («Художественное творчество», «Музыка»).
Принципы и подходы к формированию Программы. Программа «От рождения до школы»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного « минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Возрастные особенности детей от 2 до 3-х лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.
Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи.
концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от
ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются
чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и
полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека,
отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких месяцев до двух лет. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
Речевое развитие Владение речью как средством общения. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие Развитие физических качеств (координация и гибкость)
Правильное формирование опорно–двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
Правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
2.Комплексно- тематическое планирование.
СЕНТЯБРЬ (1 неделя) Тема недели: :«день знаний»
Цель недели: развивать у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формировать дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Итог недели: Познакомили детей с представлениями о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель , помощник воспитателя, музыкальный руководитель, заведующий) Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие ФЭМП
Ознакомление с окружающим миром
(с природой) Патриотическое
воспитание Развитие речи Чтение художественной
литературы Безопасность Труд ОБЖ ПДД 1.Занятие№1.
Цель. Развитие предметных действий.
Тема: Игрушки. Мишка.
Цель. Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка, учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки) находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки, развивать речь, обогащать словарь детей. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». 1младшая группа, стр.31.
Образ Я Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
1.Тема: «Путешествие по территории участка».
Цель. Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).
В.В. Гербова. Стр. 31
игра драматизация по стихотворению А. Усачева «Мишка косолапый по лесу идет»
Цель: создать благоприятную атмосферу перед сном; формировать
интерес к книгам; воспитывать умение слушать новые произведения.
Тема: «Внешность человека может быть обманчива»
Цель. Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Авдеева (стр. 40) Тема: «Для чего нужны дорожные знаки» Цель. Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки ; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения. Саулина.(стр.29) Тема: «Обучение умыванию».
Цель: Учить детей замечать непорядок в своем внешнем виде, мыть руки и лицо, пользоваться мылом, вытираться личным полотенцем.
Л.В. Куцаковастр 75
Физическое развитие
Художественно - эстетическое развитие Физическая
культура Утренняя гимнастика Подвижные игры ЗОЖ Рисование Аппликация
(Лепка) Музыка Конструктивно-модельная деятельность Приобщение к искусству № 1
Цель. Побуждать детей к двигательной активности. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей.
С.Ю. Федорова
стр 21 № 2
Цель. Побуждать детей к двигательной активности. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей.
С.Ю. Федорова
стр 22
Тема: №1
Цель: развивать физические качества; способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей; формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Пензулаева стр. 6
подвижная игра «Догони меня», «Зайка серенький сидит», « Петушки и цыплята»,«Жуки», «Осенние листочки» Цель: развивать активность в двигательной деятельности, умение соблюдать в ходе игры элементарные правила
Тема: «Бактерии, микробы, вирусы»
Цель: ознакомить детей с причинами инфекционных заболеваний (возбудителями).
С.Г. Белая стр. 40
Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»
Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.
Т.С Камарова стр26 Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»
Программное содержание.Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.
Т.С Камарова стр27
По плану музыкального работника
Тема «Дома»
Цель: уточнить представление детей о строительных деталях , деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах и конструкций.
Л.В. Куцаковастр 13
Тема: «Семикаракорская керамика»
Цель Познакомить с местной керамикой народное искусство стр 1
Сюжетно – ролевая игра
Игры с куклами. «Знакомство с куклами»
| перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |