Утверждаю:
Заведующая МАДОУ №310
Пеева В.В.______________
«______» __________2014.
Рабочая программа
коррекционно-логопедической работы
для детей с речевыми нарушениями
в подготовительной логопедической группе №2
МАДОУ №310 г. Ростова-на-Дону
Составитель: Бакаева М.Н.
учитель-логопед высшей категории
2014 – 2015 учебный год
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработана для подготовительной логопедической группы №2, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 6 до 7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности в подготовительной логопедической группе МАДОУ № 310 города Ростова-на-Дону. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,
• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
« Программа» включает следующие образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие,
• физическое развитие. Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной. Задачи «Программы»:
• способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,
• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,
• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания. Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,
- концепция соотношения мышления и речи,
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,
- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,
- современные представления о структуре речевого дефекта. Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
- возрастная адекватность дошкольного образования,
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,
- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,
- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития. Подготовительную логопедическую группу №2 МАДОУ №310 посещают дети с логопедическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников: ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух речевых нарушений.
«Программа» составлена на основе программ коррекционной работы:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения, подготовительная группа, М., 1993 г.
Согласно им коррекционная работа в подготовительной логопедической группе №2 осуществляется на • фронтальных занятиях,
• подгрупповых занятиях,
• индивидуальных занятиях.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе №2 включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.
Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе строится по периодам:
• 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,
• 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,
• 3 период – март – май, 18 занятий.
Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые логопедические занятия, которые по своему содержанию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.
На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
• коррекция нарушенного звукопроизношения,
• развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
• формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,
• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
• формирование грамматических представлений,
• развитие связной речи,
• развитие мелкой моторики пальцев рук.
В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с детьми подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления коррекционной работы: № п/п ОНР ФФНР 1. -коррекция нарушенного звукопроизношения -коррекция нарушенного звукопроизношения 2. -развитие просодической стороны речи и речевого дыхания _ 3. -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе 4. -уточнение, обогащение и активизация лексического запаса уточнение, обогащение и активизация лексического запаса _ 5. -формирование грамматических представлений -уточнение грамматических представлений 6. -развитие связной речи - 7. -развитие мелкой моторики пальцев рук -
Для эффективности и большей результативности логопедической работы, с целью оптимизации коррекционно - развивающего процесса в подготовительной логопедической группе используются проекты: «Логопедический массаж – активная форма воздействия на ребенка с речевой патологией» - инновационный, долгосрочный, индивидуальный, коррекционно-развивающий, для детей, «Расширение лексико-грамматических категорий у детей через использование сайта NSPORTAL: Бакаева Марина Николаевна: сайт практикующего логопеда» - онлайн, дистанционный, долгосрочный, индивидуальный, для родителей и детей. В коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми активно используются следующие технологии: моделирование, схематизация и иллюстрирование, кинезиология, автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции, ИКТ, метод замещающего онтогенеза, Л.Бурмистровой «Путешествие в страну Словографию».
Общая характеристика детей с ОНР 2 уровня (по Р.Е.Левиной). В активном словаре есть сущ., гл., качественные прил., наречия. Появляются личные мест, предлоги и союзы в элементарных значениях. Еще присутствуют жесты.
Встречаются отдельные формы словоизменения. Сущ. употребляются в основном в им.пад. Гл. согласовываются неверно. Фраза аграмматична. Встречаются взаимозамены ед.ч. и мн.ч. гл., смешение гл. ж.р. и м.р. Ср.р. гл. не употребляется. Прил. значительно меньше, чес сущ. и гл., часто не согласовываются с другими словами в предложении. Предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются. Союзы и частицы используются редко.
Способами словообразования не владеют.
Начинает формироваться фразовая речь. Могут пытаться рассказывать о хорошо знакомом. Понимание речи улучшается, расширяется их пассивный словарь.
Звукопроизношение значительно нарушено, может достигать 16-20 звуков. Обнаружена их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Слоговая структура слова грубо нарушена: теряют звуки при стечении, слоги – при их большом количестве, идет ее упрощение.
Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.
Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:
- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,
- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,
- склонение сущ. ср.р.,
- неправильное соотнесение сущ. и мест.,
- ошибочное ударение в слове,
- ошибки в беспредложном и предложном управлении,
- неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.
Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.
В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.
У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения. Общая характеристика детей с ФФНР. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.
Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи. Таким образом, разработанная нами в соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:
• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,
• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,
• реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО,
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с нарушениями речи в МАДОУ обеспечивается целостным содержанием «Программы».
|