Рабочая программа кружка по театральной деятельности
«Синяя птица»
(2 младшая группа)
Подготовила:
Остапенко Н. В. В.к.к.
Г. Саяногорск
2015г.
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
Цель Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Развитие творческой активности детей младшего возраста. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Задачи
1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.
Срок реализации программы: 2015-2016 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную: игровое творчество песенное творчество сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол словами, песенкой, импровизация, подведение итогов, обработка информации, диагностика. В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 15- 20минут, 14 раз в год.
Содержание программы
Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Условия, благоприятные для развития театрализованных игр: С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Воспитывать интерес к драматизации, театральной деятельности. Заботиться об оснащении игр. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций. Педагогическое руководство. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности проявляли сами дети. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя: Настольный театр Театр резиновой игрушки Пальчиковый театр Декорации Театр конусной игрушки Театр на фланелеграфе Календарно – тематическое планирование № Дата Тема 1 октябрь «Давайте познакомимся
Цель: Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. 2 октябрь «Заюшкина избушка» (театр конусной игрушки)
Цель: Поддерживать желание детей коллективно
рассказывать знакомые сказки. 3 ноябрь «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»
Цель: Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»;
формировать у детей необходимый запас эмоций и
впечатлений. 4 ноябрь «Ох, и хитрая лиса! Трудно выгнать, да! »
Цель: Рассказывание сказки с помощью
воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки
общения; учить сочетать речь с пластическими
движениями. 5 декабрь Тема: «Для деда, для бабы Курочка – Ряба яичко снесла».
Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми
театрализованной игры и активное участие в ней. 6 декабрь Игра – импровизация на новогоднем утреннике
Цель. Создать условия для свободной импровизации 7 январь «Быстро времечко пройдет, и Репка подрастет».
Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать
ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение
через подражание повадкам животных, их движениям. 8 январь Сказка «Колобок».
Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию.
Продолжать работу над интонационной выразительностью
речи детей и их умение имитировать движения персонажей
театрального действия. 9 февраль «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка»)
цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать
коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением,
развивать воображение. 10 февраль Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д.
Цель. Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства. 11 март Восприятие и обыгрывание потешки.
Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения. 12 март Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок»
Цель. Создать необходимые условия для драматизации этой сказки,
развивать интерес к театрально – игровой деятельности. 13 апрель «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».
Цель. Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем. 14 апрель Участие в городском конкурсе «Хрустальный ключик». Драматизация сказки «Почему плакал котенок».
Педагогическая диагностика
Список детей Умение следить за развитием действия в играх драматизациях Имитация характерных действий персонажей Приёмы вождения настольных кукол Желание действовать с элементами костюмов Импровизация на несложные сюжеты песен 1
2
3
4
5
6
7
8
Формы подведения итогов
- участие в утренниках,
- показ сказок в других группах детского сада,
- участие городском конкурсе «Хрустальный ключик».
Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
|