Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Рабочая программа по логопедии является составной частью образовательной программы мбоу сош 50 имени Ю. А. Гагарина


Скачать 95.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по логопедии является составной частью образовательной программы мбоу сош 50 имени Ю. А. Гагарина
Дата01.12.2019
Размер95.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла000af7e4-ad1bb828.docx
ТипРабочая программа
#65509
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50 имени Юрия Алексеевича Гагарина»»

305018, г. Курск, ул. Серегина, д.12

тел
. 38-34-14, 37-94-55. E – mail: kursk50@yandex.ru

Рассмотрена на заседании Принята решением Утверждена

МО учителей начальных классов

заседания ПС школы приказом от ---------

протокол № ___ от __________ протокол № ___ от ______ №--------------------
Председатель ПС _____ Директор Руководитель МО_____ школы -------------------------
Фаткулина В.Ф. Брежнева Л. В. Старикова М.Н.

Рабочая программа

Преодоление не резко выраженного общего недоразвития речи (НВ ОНР)

(для коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1 классе)


Составлена


«СОШ № 50 им.Ю.А.Гагарина»

Н.А. Гавриловой


Курск -2017
Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Этапы коррекционной работы

3. Учебно-тематическое планирование
    Календарно-тематическое планирование
  1. Учебно-методическое обеспечение программы
    Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса логопедических занятий

    Рабочая программа по логопедии является составной частью образовательной программы МБОУ «СОШ № 50 имени Ю.А. Гагарина» г. Курска, утвержденной приказом № 251-0 от 31.08.2017 г, определяющей содержание образования в школе № 50 на всех ступенях обучения. Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 50 имени Ю.А. Гагарина» г. Курска на логопункте. Программа курса разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой.

    Курс

    Профилактика и коррекция нарушения устной речи предупреждение дисграфии у учащихся первых классов. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи с учебными предметами: русский язык, чтение.

    Актуальность

    Проблема нарушений устной речи у младших школьников — одна из самых

    актуальных для школьного обучения, поскольку речь из цели начального обучения превращаются в средства дальнейшего получения знаний учащимися. Формирование устной и письменной речи у младших школьников как особой формы речи, не только вооружает их новым средством общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических функций на более высокий уровень функционирования - осознанности и произвольности. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания мира как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из важных и основных задач учителя-логопеда. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения устной и письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут построить текст, выражающий их мысли и чувства, поэтому своевременное развитие речи обучающихся начальных классов, имеющих нарушения устной и письменной речи имеет особую важность для обучающихся. В последние 10 лет, при систематическом обследовании учителями – логопедами всех учащихся первых классов школы , стабильно выявляется большое количество детей, имеющих речевые нарушения (около 45% от общего количества учащихся первых классов). За это время число учащихся, посещающих логопедический пункт, увеличилось в 3,5 раза .В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, стремиться быть первым в учебе. В этой связи, нужно говорить о четкой системе, при которой будет осуществляться комплексный подход к решению проблемы школьной неуспеваемости и школьной адаптации.

    При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает справиться с имеющими у детей нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.
    Цель программы: исправление недостатков в развитии всех компонентов речи, формирование навыков для успешного овладения письменной речью.

    Основные задачи программы:
    Создание условий для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей ученика.
  2. Уточнение характеристик звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
  3. Соотнесение их с буквой.
  4. Развитие фонематического восприятия, просодических компонентов речи (темпа, ритма, ударения, интонации), формирование навыков языкового анализа и синтеза.
  5. Обогащение, активизация и уточнение словарного запаса детей.
  6. Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования.
  7. Развитие связной речи.
  8. Совершенствование артикуляционной моторики и координации мелких движений, пальцев рук и кистей.
  9. Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления).
  10. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  11. Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

    Теоретические основы программыТеоретическими основами программы являются положения отечественной психолого-педагогической науки об универсальных учебных действиях (УУД): личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.

    Симптоматика не резко выраженного общего недоразвития речи

    I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

    1. Дефектное произношение 2-5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

    2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

    Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

    а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

    б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

    в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

    II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

    1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

    2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

    Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

    а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

    б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

    в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

    г) недостаточное развитие связной речи.

    III. Психологические особенности.

    1. Неустойчивое внимание.

    2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

    3. Недостаточное развитие способности к переключению.

    4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

    5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

    6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

    7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

    Следствие:

    а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

    б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

    Организация занятий

    Сроки коррекционной работы определяются тяжестью нарушения речи.

    Комплектование групп — схожестью нарушений речевого раз­вития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка.

    Коррекционная работа осуществляется с учетом программного мате­риала по русскому языку. Программа рассчитана на 33 учебные недели. Каж­дый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на усмотрение учителя-логопеда.

    С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (4-6 человек) и индивидуальные занятия 3 раза в неделю. Про­должительность группового занятия — 40 минут, индивидуального — 20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушений речи.
    Этапы коррекционной – развивающей работы

    Коррекционная работа по преодолению нарушений устной речи проводится в три этапа: первый — диагностический, второй - коррекционный этап и третий — оценочный.
    Диагностический этап или обследование
    На этом этапе проводится обследование устной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
    Основной коррекционный-развивающий этап.
    В течение коррекционного этапа осуществляется работа по преодолению нарушений НР ОНР. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок:

    - восполнение пробелов в развитии звуковой лексического запаса речи;

    - восполнение пробелов в развитии грамматического строя речи;

    - восполнение пробелов в формировании связной речи.
    3. Оценочный этап.

    На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы.
    Технологии
    В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

    - технология коррекционно-развивающего обучения;

    - технология личностно-ориентированного обучения;

    - технология формирования учебной самооценки;

    - технология продуктивного чтения;

    - технология формирования критического мышления;

    - технология проблемного обучения;

    - информационно-коммуникационные технологии;

    - проектная технология;

    - здоровьесберегающие технологии и др.
    Основные образовательные технологии

    В процессе коррекционных логопедических занятий используются традиционные формы обучения (игровые, практические занятия, самостоятельная работа); инновационно-коммуникативные технологии: специализированные компьютерные программы («Игры для Тигры», Р.Л. Лизунова; «ДЭЛЬФА-142»; использование Интернет-ресурсов); мультимедийные технологии (аудио, видео, фотографический ряд; анимация, фрагменты фильмов); личностно-ориентированная технология (решение проблемных ситуаций, использование инсценировок, этюдов при проведении занятий по развитию речи, работа над макетами, арт-терапия); здоровьесберегающие технологии (проведение динамических пауз, физкультминуток, артикуляционных и дыхательных гимнастик, использование элементов релаксации, пальчиковая гимнастика).
    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

    Обучающиеся должны знать:
    строение артикуляционного аппарата;
  12. акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  13. значение правильного дыхания;
  14. основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, значения многих лексических единиц.
    Обучающиеся должны уметь:
    четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  15. пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  16. составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
  17. грамматически правильно связывать слова в предложении;
  18. пересказывать текст;
  19. составлять текст на определенную тему.

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

    И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    «Коррекция нарушений устной речи»
    Личностные результаты обучения.

    Учащиеся должны обладать:

    -чувством патриотизма, гордости за свою Родину;

    -толерантностью, уважительным

    -отношением к иному мнению, истории и культуре;

    -ответственным отношением к учѐбе;

    -осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;

    -навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    -обладать установками на безопасный и здоровый образ жизни;

    -коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;

    Метапредметные результаты обучения

    -формирование универсальных учебных действий (УУД).
    Регулятивные УУД:
    -ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

    планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;

    -работать в соответствии с поставленной задачей;

    -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;

    -работать по плану и корректировать свою деятельность;

    -определять успешность своей работы и других детей.
    Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно - диалогическая технология.
    Познавательные УУД:
    -искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

    осуществлять анализ и синтез;

    -составлять описание объекта;

    -строить рассуждение;

    -составлять простой и сложный план текста;

    -работать с текстом;

    -устанавливать причинно-следственные связи;

    -составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

    -правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
    Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.
    Коммуникативные УУД:

    -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);

    -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

    Формы контроля
    Плановая диагностика, которая проводится в начале и в конце года, мониторинг.
  20. Плановая диагностика в начале учебного года осуществляется в виде фронтального опроса, собеседования, тестовых заданий, дидактических карточек, обследования органов речи и определения нарушений.
  21. Плановая диагностика в конце года осуществляется с помощью слуховых диктантов, контрольных списываний, тестовых заданий.
  22. Мониторинг осуществляется с помощью построения индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей-логопатов.
  23. Мониторинг проводится в течение всего учебного года в виде отслеживания результатов работы над речевыми нарушениями, которые фиксируются в речевой карте и анализируются. На основе полученных данных составляются диаграммы с целью выявления успешности обучения каждого ребенка.
    Критерии оценки:

    —знания и умения учащихся полностью соответствуют программным требованиям по русскому языку и чтению;

    —освоение программного минимума.
    КИМ (контрольно-измерительные материалы)

    Самостоятельные проверочные и творческие работы, графические и слуховые диктанты, речевые карты, рабочие тетради.

    СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

    № п/п
    Тема занятий

    Кол-во часов
    Сроки


    ОБСЛЕДОВАНИЕ
    6




    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ




    Устранение дефектов звукопроизношения
    1
    Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
    1


    2,3,4,5
    Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков.
    4


    6
    Выработка направленного речевого выдоха.
    1


    7
    Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха
    1


    8
    Постановка дефектно произносимых звуков.
    1


    9
    Автоматизация поставленных звуков в изолированном виде.
    1


    10
    Автоматизация поставленных звуков в открытых слогах.
    1


    11
    Автоматизация поставленных звуков в закрытых слогах
    1


    12
    Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением согласных.
    1


    13
    Автоматизация поставленных звуков в словах с открытыми слогами.
    1


    14
    Автоматизация поставленных звуков в словах с закрытыми слогами.
    1


    15
    Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных.
    1


    16
    Автоматизация поставленных звуков в словах с несколькими проблемными звуками в одном слове.
    1


    17
    Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках.
    1


    18
    Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях.
    1


    19
    Автоматизация поставленных звуков в предложениях.
    1


    20
    Автоматизация поставленных звуков в стихотворениях.
    1


    21
    Автоматизация поставленных звуков в скороговорках.
    1


    22
    Автоматизация поставленных звуков в речевом потоке.
    1


    Г Р У П П О В Ы Е

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

    Уточнение и расширение лексического запаса
    1
    Формирование общих представлений о понятиях «Речь», «Предложение», «Словосочетание», «Слово».
    1


    2
    Общее понятие об имени существительном.
    1


    3
    Собственные и нарицательные им. существительные.
    1



    Собственные имена существительные.
    1


    5
    Нарицательные имена существительные.
    1


    6
    Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
    1


    7
    Одушевленные имена существительные.
    1


    8
    Неодушевленные имена существительные.
    1


    9
    Род имен существительных.
    1


    10
    Изменения имен существительных по числам.
    1


    11
    Проверочная работа.
    1


    12 Слова, обозначающие действия предмета. Глагол. 1
    13
    Изменение глаголов по числам.
    1


    14
    Времена глаголов.
    1


    15
    Настоящее время глагола.
    1


    16
    Прошедшее время глагола.
    1


    17
    Будущее время глагола.
    1


    18
    Связь глагола с именем существительным.
    1


    19
    Слова, обозначающие признаки предметов. Прилагательное.
    1


    20
    Связь имени прилагательного с именем существительным.
    1


    21
    Род имен прилагательных.
    1


    22
    Число имени прилагательного.
    1


    23
    Проверочная работа (Части речи).
    1


    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
      1   2   3   4

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей