|
Рабочая программа по логопедии является составной частью образовательной программы мбоу сош 50 имени Ю. А. Гагарина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50 имени Юрия Алексеевича Гагарина»»
305018, г. Курск, ул. Серегина, д.12
тел. 38-34-14, 37-94-55. E – mail: kursk50@yandex.ru
Рассмотрена на заседании Принята решением Утверждена
МО учителей начальных классов
заседания ПС школы приказом от --------- протокол № ___ от __________ протокол № ___ от ______ №-------------------- Председатель ПС _____ Директор Руководитель МО_____ школы ------------------------- Фаткулина В.Ф. Брежнева Л. В. Старикова М.Н.
Рабочая программа
Преодоление не резко выраженного общего недоразвития речи (НВ ОНР)
(для коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1 классе)
Составлена
«СОШ № 50 им.Ю.А.Гагарина»
Н.А. Гавриловой
Курск -2017 Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Этапы коррекционной работы
3. Учебно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование Учебно-методическое обеспечение программы Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса логопедических занятий
Рабочая программа по логопедии является составной частью образовательной программы МБОУ «СОШ № 50 имени Ю.А. Гагарина» г. Курска, утвержденной приказом № 251-0 от 31.08.2017 г, определяющей содержание образования в школе № 50 на всех ступенях обучения. Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного процесса в МБОУ «СОШ № 50 имени Ю.А. Гагарина» г. Курска на логопункте. Программа курса разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой.
Курс
Профилактика и коррекция нарушения устной речи предупреждение дисграфии у учащихся первых классов. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи с учебными предметами: русский язык, чтение.
Актуальность
Проблема нарушений устной речи у младших школьников — одна из самых
актуальных для школьного обучения, поскольку речь из цели начального обучения превращаются в средства дальнейшего получения знаний учащимися. Формирование устной и письменной речи у младших школьников как особой формы речи, не только вооружает их новым средством общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических функций на более высокий уровень функционирования - осознанности и произвольности. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания мира как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из важных и основных задач учителя-логопеда. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения устной и письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут построить текст, выражающий их мысли и чувства, поэтому своевременное развитие речи обучающихся начальных классов, имеющих нарушения устной и письменной речи имеет особую важность для обучающихся. В последние 10 лет, при систематическом обследовании учителями – логопедами всех учащихся первых классов школы , стабильно выявляется большое количество детей, имеющих речевые нарушения (около 45% от общего количества учащихся первых классов). За это время число учащихся, посещающих логопедический пункт, увеличилось в 3,5 раза .В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, стремиться быть первым в учебе. В этой связи, нужно говорить о четкой системе, при которой будет осуществляться комплексный подход к решению проблемы школьной неуспеваемости и школьной адаптации.
При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает справиться с имеющими у детей нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями. Цель программы: исправление недостатков в развитии всех компонентов речи, формирование навыков для успешного овладения письменной речью.
Основные задачи программы: Создание условий для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Уточнение характеристик звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение их с буквой. Развитие фонематического восприятия, просодических компонентов речи (темпа, ритма, ударения, интонации), формирование навыков языкового анализа и синтеза. Обогащение, активизация и уточнение словарного запаса детей. Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования. Развитие связной речи. Совершенствование артикуляционной моторики и координации мелких движений, пальцев рук и кистей. Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления). Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения. Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)
Теоретические основы программыТеоретическими основами программы являются положения отечественной психолого-педагогической науки об универсальных учебных действиях (УУД): личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.
Симптоматика не резко выраженного общего недоразвития речи
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2-5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Организация занятий
Сроки коррекционной работы определяются тяжестью нарушения речи.
Комплектование групп — схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка.
Коррекционная работа осуществляется с учетом программного материала по русскому языку. Программа рассчитана на 33 учебные недели. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на усмотрение учителя-логопеда.
С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (4-6 человек) и индивидуальные занятия 3 раза в неделю. Продолжительность группового занятия — 40 минут, индивидуального — 20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушений речи. Этапы коррекционной – развивающей работы
Коррекционная работа по преодолению нарушений устной речи проводится в три этапа: первый — диагностический, второй - коррекционный этап и третий — оценочный. Диагностический этап или обследование На этом этапе проводится обследование устной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Основной коррекционный-развивающий этап. В течение коррекционного этапа осуществляется работа по преодолению нарушений НР ОНР. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок:
- восполнение пробелов в развитии звуковой лексического запаса речи;
- восполнение пробелов в развитии грамматического строя речи;
- восполнение пробелов в формировании связной речи. 3. Оценочный этап.
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы. Технологии В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- здоровьесберегающие технологии и др. Основные образовательные технологии
В процессе коррекционных логопедических занятий используются традиционные формы обучения (игровые, практические занятия, самостоятельная работа); инновационно-коммуникативные технологии: специализированные компьютерные программы («Игры для Тигры», Р.Л. Лизунова; «ДЭЛЬФА-142»; использование Интернет-ресурсов); мультимедийные технологии (аудио, видео, фотографический ряд; анимация, фрагменты фильмов); личностно-ориентированная технология (решение проблемных ситуаций, использование инсценировок, этюдов при проведении занятий по развитию речи, работа над макетами, арт-терапия); здоровьесберегающие технологии (проведение динамических пауз, физкультминуток, артикуляционных и дыхательных гимнастик, использование элементов релаксации, пальчиковая гимнастика). Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Обучающиеся должны знать: строение артикуляционного аппарата; акустико-артикуляционные различия и сходства звуков; значение правильного дыхания; основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, значения многих лексических единиц. Обучающиеся должны уметь: четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке; пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; составлять предложения, пользуясь различными частями речи; грамматически правильно связывать слова в предложении; пересказывать текст; составлять текст на определенную тему.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Коррекция нарушений устной речи» Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны обладать:
-чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
-толерантностью, уважительным
-отношением к иному мнению, истории и культуре;
-ответственным отношением к учѐбе;
-осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
-навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-обладать установками на безопасный и здоровый образ жизни;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;
Метапредметные результаты обучения
-формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: -ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
-работать в соответствии с поставленной задачей;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
-работать по плану и корректировать свою деятельность;
-определять успешность своей работы и других детей. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно - диалогическая технология. Познавательные УУД: -искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
осуществлять анализ и синтез;
-составлять описание объекта;
-строить рассуждение;
-составлять простой и сложный план текста;
-работать с текстом;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
-правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы. Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений. Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Формы контроля Плановая диагностика, которая проводится в начале и в конце года, мониторинг. Плановая диагностика в начале учебного года осуществляется в виде фронтального опроса, собеседования, тестовых заданий, дидактических карточек, обследования органов речи и определения нарушений. Плановая диагностика в конце года осуществляется с помощью слуховых диктантов, контрольных списываний, тестовых заданий. Мониторинг осуществляется с помощью построения индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей-логопатов. Мониторинг проводится в течение всего учебного года в виде отслеживания результатов работы над речевыми нарушениями, которые фиксируются в речевой карте и анализируются. На основе полученных данных составляются диаграммы с целью выявления успешности обучения каждого ребенка. Критерии оценки:
—знания и умения учащихся полностью соответствуют программным требованиям по русскому языку и чтению;
—освоение программного минимума. КИМ (контрольно-измерительные материалы)
Самостоятельные проверочные и творческие работы, графические и слуховые диктанты, речевые карты, рабочие тетради.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№ п/п Тема занятий
Кол-во часов Сроки
ОБСЛЕДОВАНИЕ 6
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Устранение дефектов звукопроизношения 1 Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. 1
2,3,4,5 Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. 4
6 Выработка направленного речевого выдоха. 1
7 Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха 1
8 Постановка дефектно произносимых звуков. 1
9 Автоматизация поставленных звуков в изолированном виде. 1
10 Автоматизация поставленных звуков в открытых слогах. 1
11 Автоматизация поставленных звуков в закрытых слогах 1
12 Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением согласных. 1
13 Автоматизация поставленных звуков в словах с открытыми слогами. 1
14 Автоматизация поставленных звуков в словах с закрытыми слогами. 1
15 Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных. 1
16 Автоматизация поставленных звуков в словах с несколькими проблемными звуками в одном слове. 1
17 Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках. 1
18 Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях. 1
19 Автоматизация поставленных звуков в предложениях. 1
20 Автоматизация поставленных звуков в стихотворениях. 1
21 Автоматизация поставленных звуков в скороговорках. 1
22 Автоматизация поставленных звуков в речевом потоке. 1
Г Р У П П О В Ы Е
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Уточнение и расширение лексического запаса 1 Формирование общих представлений о понятиях «Речь», «Предложение», «Словосочетание», «Слово». 1
2 Общее понятие об имени существительном. 1
3 Собственные и нарицательные им. существительные. 1
Собственные имена существительные. 1
5 Нарицательные имена существительные. 1
6 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 1
7 Одушевленные имена существительные. 1
8 Неодушевленные имена существительные. 1
9 Род имен существительных. 1
10 Изменения имен существительных по числам. 1
11 Проверочная работа. 1
12 Слова, обозначающие действия предмета. Глагол. 1 13 Изменение глаголов по числам. 1
14 Времена глаголов. 1
15 Настоящее время глагола. 1
16 Прошедшее время глагола. 1
17 Будущее время глагола. 1
18 Связь глагола с именем существительным. 1
19 Слова, обозначающие признаки предметов. Прилагательное. 1
20 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1
21 Род имен прилагательных. 1
22 Число имени прилагательного. 1
23 Проверочная работа (Части речи). 1
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей | перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |