1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22.12. 2009, рег. № 17785 с изменениями и дополнениями в соответствии с Приказом от 26 ноября 2010 г. № 1241, регистрационный № 19707 от 4 февраля 2011г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения).
ООП НОО МОУ ООШ № 14 приказ № 01-02/121-3 от 31.08.2015 г
Авторская программа Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 2011 г
В рабочей программе соблюдена преемственность с программой первого класса, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся. Во 2 общеобразовательном классе 27 человек. 12 человек освоили предмет на программном уровне, 15 человек на необходимом уровне. Есть дети, которые проявляют интерес в изучении литературы, поэтому в работе предполагается поддержка познавательного интереса к предмету. 2. Общая характеристика учебного предмета В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные
линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа
текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и
письменной речи. Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально>оценочного
отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Цели, задачи и содержание предмета литературного чтения
– формирование читательской компетенции младшего школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формировать технику чтения и приёмы понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременно развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать;
2) вводить детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитывать личность со свободным и независимым мышлением; формировать эстетический вкус; 3) развивать устную и письменную речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладевать речевой и коммуникативной культурой; развивать творческие способности детей; 4) приобщать детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практически знакомить с отдельными теоретико-литературными понятиями. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом «Литературное чтение» изучается во 2 классе по 4 часа в неделю всего 136 часов.
В соответствии с авторской программой 136 часов (4 часа в неделю)
В соответствии с рабочей программой 136 часов (4 часа в неделю) 4. Планируемые результаты Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения «Литературного чтения» во 2 – м классе является формирование следующих умений:
ученик научиться
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
– размышлять о характере и поступках героя;
– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты; личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
- практически отличать по ведущим признакам эпическое, лирическое и драматическое произведения;
- относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, повесть-сказка, фантастическая повесть;
- самостоятельно находить ключевые слова.
5. Содержание тем учебного предмета.
Название раздела, темы, кол – во часов
| Элементы содержания
| Характеристика деятельности ученика
| Раздел I.
«Там, на неведомых дорожках…»
(23 ч)
| Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
| Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная,
авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать
последовательность сюжета;
описывать героев.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Чтение
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий
темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст:предполагать содержание по заглавию, иллюстрации,
фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему;
выбирать наиболее точную
формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Творческая деятельность
Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение.
Сочинять сказку, загадку, считалку.
| Раздел II. Сказочные человечки
(27 ч.)
| Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
| Раздел III. Сказочные богатыри (13 ч.)
| Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
| Раздел IV. «Сказка мудростью богата…»
(20 ч.)
| Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
| Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намек…»
(21 ч.)
| Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
| Раздел VI.
Самое обыкновенное чудо
(32 ч.)
| Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |