Рабочая программа по музыке УМК «Перспектива» 1 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке
Цели и задачи курса
Основными целями курса "Музыка" в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются: – формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику. 2.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Закон «Об образовании Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
. Сергеева,Г.П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Дидактическое обеспечение
1. Критская,Е.Д.Музыка. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. :Просвещение, 2011.
2. Критская,Е.Д. Музыка. 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
4. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1электрон. опт. диск (CD-ROM). 3.Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом, Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2015 - 2016 учебный год.
По примерному учебному плану образовательных учреждений РО на 2015 – 2016 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального образования на изучение музыки в первом классе выделено 32 часа, 1 час в неделю.
4.Содержание учебного предмета Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (19 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
Ценностныеориентирысодержанияучебногопредмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. 5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческихвозможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение кисторико-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетическогомногообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы,города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поисковогохарактера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректироватьсвои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражениядуховных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкальногоискусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различныхвидах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организациисодержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций,театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современныхэлектронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественныхобразов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
6.Система оценки планируемых результатов
6.1.Формы и виды контроля
Слушаниемузыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальнойвыразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров иформ.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальноемузицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнениимузыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическоедвижение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражениеобразного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальныеимпровизации.
Драматизациямузыкальныхпроизведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценированиепесен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различныхискусств.
Учебно-методическое обеспечение
1. Дополнительная литература для учителя.
1. Алексеева,Л.Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. :Просвещение, 2001.
2. Критская,Е.Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская,Е.Д. Музыка.1-4классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режимдоступа : https://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2. Критская,Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа :https://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
Можно использовать видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
3. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов.
2. Альбомы с демонстрационным материалом.
3. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
4. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: https://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: https://nachalka/info/about/193
Календарно - тематическое планирование по музыке
Дата
| №
урока
| Темаурока
| Элементысодержанияобразования
| Основныесредстваобучения
| Планируемыерезультаты
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| Музыка вокруг нас (16 часов)
| 01.09
| 1
| Инструктаж по ТБ на уроках музыки. "И муза вечная со мной!"
| - изучение и первичное закрепление новых знаний;
- понятия:композитор, исполнитель, слушатель, звуки шумовые и музыкальные
| Средства ИКТ, наглядный материал
| Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятсяс назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
| Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель
| 08.09
| 2
| "Хоровод муз"
| Урок-экскурсия.
Понятия: Хор, хоровод; «Хора», «Сир-таки», народные пляски и песни.
| Наглядный материал.средства ИКТ, раздаточный материал.
| Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой
| Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе
| Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов
| 15.09
| 3
| "Повсюду музыка слышна". Играем в композитора.
| Закрепление изученного материала, урок-игра.
Понятия: Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-за-кличка
| Средства ИКТ, раздаточный материал
| Научатся: сочинять песен-ки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности
| Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе
| Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель
| 22.09
| 4
| Мелодия - душа музыки.
| Закрепление изученного материала, определение мелодии по жанру и наоборот.
Понятия: мелодия, песня, танец, марш.
| Средства ИКТ, муз.инструмент.
| Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
| Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
| Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии
| 29.09
| 5
| Музыка осени
| Изучение нового материала, прослушивание мелодий, экскурсия в осень.
Понятия: Музыка, живопись, литература, характер настроения, динамика, напевность
| Средства ИКТ, репродукции картин, музыкальный ряд.
| Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия — главная мысль музыкального произведения
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
| Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач
| 06.10
| 6
| Сочини мелодию
| Знакомство с алгоритмом сочинения мелодии.
Понятия: Мелодия, аккомпанемент, ритм
| Средства ИКТ, аудиозаписи, раздаточный материал.
| Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии,использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.
Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.
| Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание
| 13.10
| 7
| "Азбука, азбука каждому нужна"
| Устанавливаем взаимосвязь школьных занятий с музыкой.
Понятия: песня, ноты
| Средства ИКТ, аудиозапись, наглядный материал.
| Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках
| Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека
| 20.10
| 8
| Музыкальная азбука
| Обобщение полученных знаний, знакомство с новыми понятиями.
Понятия:Мелодия, аккомпанемент, ритм, нотная запись, звук, нота (различие)
| Аудиозаписи, средства ИКТ, раздаточный материал.
| Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского, Г. Струве «Нотный бал»); импровизировать в пении, игре, пластике
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач
| Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
| 27.10
| 9
| Музыкальные инструменты. Народные инструменты.
| Знакомство с тембрами русских народных инструментов, различие звучаний разных инструментов.
Понятия: свирель, дудочка, рожок, гусли.
| Средства ИКТ, аудиозаписи.
| Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения
| Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни
| 10.11
| 10
| «Садко» из русского былинного сказа
| Знакомство с оперой, со звучанием гуслей.
Понятия: гусли, опера, былины. Жанры музыки:песни и пляски,песни-колыбельные.
| Средства ИКТ, аудиозаписи, раздаточный материал
| Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»)
| Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
| Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности
| 17.11
| 11
| Музыкальные инструменты
| Урок-игра, сопоставление звучания народных и профессиональных инструментов.
Понятия: свирель, гусли, рожок, арфа, флейта, фортепиано, оркестр, музыкант-исполнитель.
| Аудиозаписи, средства ИКТ
| Научатся: определять выразительные и изобразительные возможности (тембр, голос) музыкальных инструментов (на примере русского народного наигрыша «Полянка», «Былинного наигрыша» Д. Ло-кшина, оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы
| Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности
| 24.11
| 12
| Звучащие картины
| Изучение нового материала. Урок-экскурсия. Можно ли услышать в картине звучание музыки? Какая музыка звучит?
Понятия: пьеса, опера, песня, флейта, арфа.
| Аудиозаписи, средства ИКТ, наглядный материал
| Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
| Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа
| 01.12
| 13
| Разыграй песню
| Закрепление изученного материала, урок – игра. Знакомство с исполнительскими приемами в музыке, выявление этапов развития сюжета в музыке.
Понятия: песня, куплет, припев.
| Аудиозапись, инструмент, средства ИКТ
| Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой)
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
| Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
| 08.12
| 14
| Пришло Рождество, начинается торжество.
| Решение частных задач, урок-путешествие. Знакомство с народными праздниками, с рождественскими песнями разных народов.
Понятия: народные праздники, рождественские песни.
| Средства ИКТ, наглядные материалы, аудиозаписи.
| Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни (па.примере песен «Рождество Христово», «Ночь тиха над Палестиной», «Зимняя сказка» С. Крылова)
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника
| Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа
| 15.12
| 15
| Родной обычай старины
| Повторение и закрепление изученного, урок – игра. Сочинение музыкального поздравления.
Понятия: праздник Рождества Христова, колядки.
| Аудиозаписи, инструмент, раздаточный матерал.
| Научатся: выразительно исполнять рождественские колядки.
Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
| Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа
| 22.12
| 16
| Добрый праздник среди зимы
| Урок-путешествие в мир музыкального театра. Поиск роли музыки в жизни человека.
Понятия: балет-сказка, марш, вальс «Па-де-де»
| Средства ИКТ, аудиозаписи
| Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
| Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |