Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Политические системы современности бак.. Рабочая учебная программа по дисциплине в. Од. 3 Политические системы современности


Скачать 469.49 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине в. Од. 3 Политические системы современности
АнкорПолитические системы современности бак..pdf
Дата06.06.2017
Размер469.49 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPoliticheskie_sistemy_sovremennosti_bak.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРабочая учебная программа
#22030
страница2 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
Тематические.
Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы. Ориентационные.
Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы. Подготовка к практическому занятию заключается в подробном изучении конспекта лекции, рекомендованной к ним, учебной и научной литературы, основные положения которых студенту рекомендуется конспектировать. Семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, основными понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над

13 первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов. Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинар так же является важнейшей формой усвоения знаний.
В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.
С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия.
Для подготовки и точного и полного ответа на семинарском занятии студенту необходимо серьезно и основательно подготовится. Для этого он должен уметь работать с учебной и дополнительной литературой, а так же знать основные критерии для написания реферата или доклада, если семинар проходит в данной форме.
В конце занятия, после подведения его итогов преподавателем студентам рекомендуется внести изменения в свои конспекты, отметить информацию, прозвучавшую в выступлениях других студентов, дополнения, сделанные преподавателем и не отраженные в конспекте.
Самостоятельная работа студентов является основной частью учебного процесса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом III-го поколения.
Основная работа студента должна носить самообразовательный, поисковый характер.
Студент должен уметь вести краткие записи лекций, составлять конспекты, планы и тезисы выступлений, подбирать литературу ит.д.
Факультативными формами могут выступать подготовка творческих работ (научных сообщений, научных публикаций и т.п.).
Виды и формы контроля за СРС могут быть следующими: устный опрос, доклад, самостоятельное исследование, супервизия, коллоквиум, тест, контрольная работа; реферат; письменный отчет; проверка конспектов источников литературы; собеседование по индивидуальным и семестровым заданиям; включение вопросов по темам, выносимым на СРС, на зачеты.
Рефераты выполняют на листах формата А4. Страницы текста, рисунки, формулы нумеруют, рисунки снабжают порисуночными надписями. Текст следует печатать шрифтом №14 с интервалом между строками в 1,5 интервала, без недопустимых сокращений. В конце реферата должны быть сделаны выводы.
В конце работы приводят список использованных источников.Реферат должен быть подписан студентом с указанием даты ее оформления. Работы,

14 выполненные без соблюдения перечисленных требований, возвращаются на доработку.
Выполненная студентом работа определяется на проверку преподавателю в установленные сроки. Если у преподавателя есть замечания, работа возвращается и после исправлений либо вновь отправляется на проверку.
При осуществлении самостоятельной работы студенты могут пользоваться фондами абонемента и читальных залов научной библиотеки юридического факультета Кубанского госуниверситета.
С учетом того, что в современный период при подготовке к занятиям и самостоятельном изучении спецкурса студенты могут обратиться и к информационным ресурсам Всемирной компьютерной сети INTERNET.
I. Поисковые системы и серверы: https://www.yandex.ru https://www.rambler.ru https://www.aport.ru https://altavista.com.ru https://www.rubricon.ru — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета https://ru.wikipedia.org — свободная энциклопедия
III. Сайты юридических изданий и библиотек: https://www.rg.ru — официальный сайт Российской газеты https://www.rsl.ru
— официальный сайт Российской Государственной библиотеки им. В. И. Ленина https://www.lawlibrary.ru
— официальный сайт юридической научной библиотеки издательства «Спарк» https://www.msu.ru/libraries — электронный каталог библиотек Московского государственного университета https://jurfak.spb.ru/library — электронный каталог библиотеки юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточный, текущий и итоговый контроль полученных студентами знаний осуществляется посредством проведения коллоквиумов, контрольных работ, тестирования, приема зачета.
Текущий контроль знаний студентов может представлять собой:
- устный опрос (групповой или индивидуальный);
- проверку выполнения письменных домашних заданий;
- проведение контрольных работ;
- тестирование (письменное или компьютерное);
- проведение коллоквиумов (в письменной или устной форме);
- контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме).

15
Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются ведущими преподавателями по согласованию с кафедрами.
Одной из промежуточных форм контроля знаний студентов в семестре являются коллоквиумы - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.
Итоговой формой оценки знаний студента по курсу «Политические
системы современности» является зачет.
Главный результат введения зачетной системы - еѐ влияние на усвоение учащимися программного материала: более глубокое, осознанное усвоение учебного материала; объективность проверки знаний, т. к. итоговые оценки становятся более весомыми, точнее отражают действительный уровень знаний учащихся.
Подготовка к зачету выражается в обобщении и укреплении знаний, полученных студентом в течение семестра, их систематизации, устранении возникших в процессе учебы пробелов.
При подготовке к зачету прежде всего необходимо запоминать определение понятий, так как именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие постичь в концентрированном виде суть проблемы.
Получив экзаменационный билет, следует внимательно прочитать его вопросы, если что-то непонятно уточнить у преподавателя, внимательно посмотреть соответствующие разделы программы курса и набросать примерный план ответа. Как правило, время, отводимое на подготовку к экзамену, не рассчитано на возможность подготовки дословного, развернутого письменного ответа оно дается лишь на обдумывание основных направлений ответа. По окончании ответа студенту могут быть заданы дополнительные вопросы, направленные на выявление понимания им положений, полностью не раскрытых в ответе, либо носящих принципиальный характер и влияющих на результат ответа.
Ответ студента на зачете оценивается одной из следующих оценок:
«зачтено», «не зачтено», которые выставляются по следующим критериям.
«Зачтено»:

знание основных понятий предмета;

умение использовать и применять полученные знания на практике;

работа на семинарских занятиях;

знание основных научных теорий, изучаемых предметов;

ответ на вопрос билета.
«Не зачтено»:

демонстрирует частичные знания по темам дисциплин;

незнание основных понятий предмета;

неумение использовать и применять полученные знания на практике;

не работал на семинарских занятиях;

не отвечает на вопрос билета.

16
Положительная оценка проставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, а отрицательная, — только в ведомость и объявляется студенту после окончания его ответа.
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. ПОЛИТИКА И ЕЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА
Политика как общественное явление. Происхождение политики.
Природа и социальное назначение политики: теоретические подходы.
Политика как социальная сфера. Функции политики. Структура политики.
Уровни организации политики. Свойства политики. Структура политических свойств. Свойство проникновения. Пространственные свойства политики.
Темпоральные свойства политики. Морфологические свойства политики.
Процессуальные свойства политики.
Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Нравственная политика.
Природа и сущность политической власти. Власть и ее исторические формы. Современные теоретические трактовки политической власти.
Сущность политической власти. Процесс властвования.
Свойства политической власти. Универсальные черты политической власти. Явные и теневые формы политической власти.
Легитимность политической власти.
Понятие легитимности политической власти. Источники легитимности. Типы легитимности. Кризисы легитимности и способы их урегулирования.
Тема 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Политическая система. Понятие политической системы. Многообразие подходов к исследованию политической системы. Марксистский подход.
Политическая система в представлении западных авторов.
Принципы системного описания политики. Определения понятия и виды социальных систем. Центральное положение системного анализа.
Зарождение и развитие системного анализа политики. Основные теории политических систем. Постсистемные трактовки политики.
Системный анализ политики: становление категории политической системы, функции политической системы и типы ее подсистем.
Сущность, структура и функции политической системы.
Критерии классификации политических систем. Типы политических систем.

17
Основные типологии политических систем.
Интеграционная типологизация политических систем.
Факторы стабильности и изменчивости в политических системах.
Внутренние и внешние факторы стабилизации политической системы.
Нормативная основа политической системы общества.
Применение социологического, структурно-функционального, исторического и других методов при анализе сущности политических систем.
Тема
3.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
РЕЖИМ
КАК
СПОСОБ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Политический режим – определение понятия. Понятие политического режима и его основные характеристики. Типология политических режимов.
Политический режим как способ функционирования политической системы.
Тоталитарный режим и его особенности. Специфика тоталитарной власти.
Характеристики тоталитаризма.
Авторитарный политический режим и его основные черты. Содержание авторитарного правления. Разновидности авторитаризма.
Демократия. Характерные признаки демократического режима.
Парадоксы демократии.
Недемократические режимы иного типа.
Посттоталитаризм.
Султанистское правление.
Тема
4.
АВТОРИТАРНАЯ
И
ТОТАЛИТАРНАЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Авторитарная политическая система. Сущность и особенности авторитарной политической системы.
Структурные особенности авторитаризма. Разновидности авторитаризма.
Тоталитарная политическая система.
Формирование теории тоталитаризма. Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма.
Особенности
Тоталитарных идеологий.
Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма. Тоталитаризм и современность.
Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ТИПА
Основные теории демократии.
Основные трактовки демократии. Современные теории демократии.
Особенности демократической политической системы.
Сущность политической системы демократического типа.
Универсальные свойства демократии. Гражданское общество.
Формирование и развитие демократических политических систем.

18
Механизмы формирования политической демократии. Внутренние противоречия и угрозы демократии.
Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Понятие политической системы. Общая характеристика политической системы СССР И РСФСР. Нерешенные проблемы советской политической системы. Отличительные особенности современной российской политической системы.Формы правления и территориального устройства в России.
Разновидности форм правления. Форма правления российского государства. Формы территориального устройства.
Конституционные основы российского федерализма. Особенности российского федерализма.Политические режимы Советского государства.
Ленинско-большевистский политический режим.
Сталинско-большевистский политический режим.
Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим.
Авторитарно-либеральный режим.Политические режимы в современной
России. Соотношение понятий «политическая система» и «политический режим».
Политический режим Б. Ельцина.
Политический режим В. Путина.
Недемократические тенденции политического режима современной
России.
Демократические тенденции политического режима современной России.
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Идеологии в политике.
Происхождение и интерпретации категории политической идеологии.
Современные подходы к идеологии.
Социальные функции идеологии и идейно-политический спектр.
Политические идеологии прошлого и современности.
Либерализм.
Консерватизм.
Социализм.
Национализм.
Фашизм.
Анархизм.
Тема
8.
МИРОВАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
И
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Политические процессы. Сущность и типы политических процессов.
Понятие политического процесса.

19
Типы политических изменений. Особенности политических процессов.
Типология политических процессов. Особенности политического развития.
Политическая модернизация.
Начальный этап развития теории политической модернизации.
Второй этап развития теории политической модернизации.
Основные этапы преобразований на пути к «современности».
Особенности перехода к демократии в современных условиях.
Основные тенденции развития «современных» государств.
Особенности модернизации современного российского общества.
Международные политические процессы.
Международная политика. Особенности международных политических процессов. Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики.
Геополитика.
Возникновение и сущность геополитики. Классические геополитические теории. Геополитические идеи середины—конца XX в.
Современные тенденции развития мировой политики.
Новейшие тенденции развития мировой политики. Особенности современной внешнеполитической стратегии России.

20
ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Кафедра теории и истории государства и права, а также библиотечный фонд юридического факультета КубГУ обеспечены следующими учебно- методическими материалами по курсу:
1.Гаджиев К.С. Политология :Учебник. М., 2001.
2.Горелов А.А. Политология : Учебник. М., 2002.
3.История политических и правовых учений / Под общ, ред. В.С.
Нерсесянца. М., 2000.
4. История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под. Ред.
О.Э. Лейста. М., 2000.
5.Политология /Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 2000.
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература ко всему курсу
1.
Гаджиев К.С. Политология :Учебник. М., 2009.
2.
Горелов А.А. Политология : Учебник. М., 2002.
3.
История политических и правовых учений / Под общ, ред. В.С.
Нерсесянца. М., 2009.
4.
История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под.
Ред. О.Э. Лейста. М., 2000.
5.
Политололгия /Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 2000.
6.
Марченко М.Н. Теория государства и права, М., 2005.
7.
Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. —
М., 1997. Политическая наука: новые направления. — Гл. 1, 2, 3. — М., 1999.
Тема. 1. Политика и ее субстанциональные свойства
1.
Алексеева Т.А. Современные политические теории. — М., 2000.
2.
Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Соц.-полит. науки. 1991. № 2.
3.
Афанасьев В. Человек и власть // Правда. 1994. 27 июля.
4.
Д
5.
Ильин М.В. Слова и смыслы: Полития. —Полис. — 1994. — № 4.
6.
Ильин М.В., Коваль В.И. Что есть политика и что – наука о политике // Полис. 1991. № 4.
7.
Поздняков Э.А. Политическая наука сегодня // Соц.-полит. журн.
1992. № 10.
8.
Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия. — М., 2000.
9.
Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности //
Соц.-полит. журн. 1995. № 3.
10.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики
1990-х. — М., 2000.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей