Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Искусство изучения священных писаний со вкусом(читать онлайн). Раджендра-сута дас Искусство изучения


НазваниеРаджендра-сута дас Искусство изучения
АнкорИскусство изучения священных писаний со вкусом(читать онлайн).pdf
Дата10.05.2019
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIskusstvo_izuchenia_svyaschennykh_pisaniy_so_vkusom_chitat_onlay
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#49113
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

В
раджендра-сута дас
Искусство изучения
Священных писаний… со вкусом
(В книге приводятся практические советы и методики по изучению священных писаний, цитируются письма и высказывания Шрилы Прабхупады о важности чтения его книг, а также даются рекомендации по улучшению концентрации внимания и развитию памяти)
(Для начинающих духовную жизнь)
Иваново 2011
2
Введение
«Слушание повествований о Кришне, изложенных в ведических писаниях, или слов Самого Кришны в «Бхагавад-гите» само по себе праведно. Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого, действует как лучший друг преданного, неустанно слушающего о Нем, и очищает его сердце от материальной скверны. Тогда в сердце преданного естественным образом пробуждается духовное знание. Продолжая слушать о Кришне от преданных и читать «ШримадБхагаватам», человек утверждается на пути служения Господу. Совершенствуясь в преданном служении, он выходит из под влияния гун страсти и невежества и таким образом постепенно избавляется от вожделения и жадности. Очистившись от этой скверны, он достигает уровня чистой благости и, черпая радость в преданном служении, постигает науку о Боге во все ее аспектах. Так бхакти-йога разрывает тугой узел материальных привязанностей в сердце человека, и тогда он сразу избавляется от всех сомнений и постигает высшую
Абсолютную Истину, Личность Бога». (Бхаг., 1.2.17-21).
Священные писания – это наставления или свод законов Верховного Господа, в которых Он выражает Свою божественную волю и устанавливает высшую дхарму (религию) для всех людей и народов, в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Суть этих писаний в том, чтобы указать человеку на существование непогрешимого и совершенного Бога, с которым его связывают вечные и са-
3 мые близкие отношения. Милостивый и любящий нас Господь посредством писаний, устанавливает нормы поведения и сообщает нам о главной цели человеческой жизни, т.е., образно говоря, дает
«инструкцию к действию» для правильного использования человеческой формы жизни в этом материальном мире. И каждый разумный человек должен знать о смысле своего существования, и очень хотеть достичь этого конечного и заветного результата – вечного счастья, божественной любви и совершенного знания в чистой и бескорыстной любви к Богу.
Основная идея данной книги заключается в попытке заострить внимание читателя на том, что обращение к богооткровенным писаниям - это не просто приятное времяпровождение, похожее на обычное занятие в часы досуга… На самом деле, чтение и изучение писаний – это основной вид деятельности для повседневной духовной практики и великое искусство, требующее определенных навыков, качеств, жертв и усилий. И именно от регулярности, серьезного отношения и правильного владения этим искусством напрямую завесит успех или неудача в нашей духовной жизни. Об этом мы и намерены рассказать на страницах данной книги, предлагая способы самосовершенствования в этом, на первый взгляд простом, но очень важном и интересном искусстве – ИСКУССТВЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ… СО ВКУСОМ.
Из личного опыта нашей духовной практики, нам знакомы тенденции, когда многим последователям ведической литературы, каждодневное чтение писаний, кажется чем-то вроде одного сплошного испытания характера. Однако в данной книге мы будем отстаивать ту
4 точку зрения, что при правильном подходе к этому занятию, оно может стать для нас одним из самых любимых, приятных и весьма интересных способов обретения знания, решимости и вдохновения.
Более того, это прекрасная возможность доставить удовольствие Господу и быть занятым одним из сокровенных видов преданного служения Ему. Это же даст нам возможность научиться с максимальной пользой, проводить свой досуг и правильно использовать свое личное драгоценное время. И даже это не все… Смысл всех этих многообещающих утверждений в том, что по мере овладения этим искусством, оно может приносить настолько сильное духовное наслаждение, что способно даровать нам реальное ощущение духовного бытия и непосредственного общения с Самим Верховным Господом. И эту истину подтверждают все ведические писания и великие святые прошлого. Искренне читая или изучая какое-либо священное писание («Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам, «Чайтанья-Чаритамриту»,
«Махабхарату», Пураны и т.д.), мы соприкасаемся с Самой Абсолютной Истиной, из которой изошли эти ведические трактаты. Это знание – сверхчеловеческая, непогрешимая мудрость называемая апаурушейа, то есть «происходящая не от сотворенного существа», которая ни когда не теряет своей актуальности для любого человека, к какой бы религии он не принадлежал, и с какой бы сложной проблемой ему не пришлось столкнуться в этом мире. И в этом вся прелесть истинных духовных знаний (в данном случае знаний Вед), которые безжалостно устраняют все виды материальных страданий, искусственные телесные отождествления и ложные представления о всякого рода лжерелигиях и их различиях.
5
Что же касается разнообразия самих священных писаний как таковых (Библия, Коран, «Бхагавад-гита» и т.д.) – то это, вовсе не вопрос борьбы за авторитетность и исключительность одного писания над другим. Это - всего лишь вопрос умения видеть единство в разнообразии, т.е. понимать общую суть и обобщенность всех божественных законов, данных человечеству для достижения духовного совершенства. Не следует зацикливаться на внешнем обозначении того или иного писания или религии, питая антипатию к одним и симпатию к другим. Напротив, духовные истины могут приниматься из любого источника, ибо цель у них у всех одна - вдохновить человека обращаться не к материальным, а именно к духовным способам решения всех своих проблем. В этом смысле, данная книга – это одна из множества подобных попыток, рассчитанных на то, чтобы снова и снова подчеркнуть важность обращения и изучения священных писаний, для последователей любых вероисповеданий. Другими словами те схемы, способы и методики, которые предлагаются в книге для изучения, могут быть использованы последователями самых разных вероучений, но в сути ее лежит именно ведическое знание, основанное на учении «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Проще говоря, мы извлечем наибольшую пользу от чтения этих писаний, если будем понимать их единую суть.
Относительно комментариев к ведическим писаниям, а также писем и личных откровений, оставленных нам Его Божественной милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Шрилой Прабхупадой, то их также следует рассматривать как неотличные от утверждений этих священных трактатов, поскольку они исходят из уст в высшей степени осоз-
6 навшей себя души. Шрила Прабхупада – это та личность, которая достигла совершенства в понимании сути всех ведических писаний и в своем поклонении Богу. Этим он исключил возможность для неясностей, споров, недопонимания и противоречий от всякого рода толкователей и так называемых комментаторов. Однако поскольку это знание передано нам и прокомментировано Шрилой Прабхупадой на принципе ученической преемственности - для истинных последователей Вед, все деяния и наставления самого Шрилы Прабхупады, стоят в одном ряду с выводами самих шастр, т.е. священных писаний. Выражаясь более точно, любые его высказывания (в беседах, лекциях, комментариях и т.д.) должны приниматься нами как откровения самих ведических писаний, в прямом смысле этого слова. Веды провозглашают, что истинный духовный учитель – это и есть подлинное олицетворение всех признанных в мире богооткровенных писаний, которое становится для людей примером или, если так можно выразиться «живой, священной книгой» - бхагаватой. Шрила
Прабхупада пишет об этом так: «Наставления, которые содержатся в моих книгах, должны восприниматься как личные наставления. Когда мы читаем «Бхагавад-гиту как она есть», следует понимать, что мы получаем личные наставления Кришны или Его представителя. В духовных отношениях физических ограничений и преград не существует». (Письмо Дриштакету, 14 октября 1973 г.).
Из всего ведического знания, «Бхагавад-гита», считается азбукой и основой всех духовных истин. Поэтому в данной книге на ее примере описывается важность изучения других писаний и дается множество практических рекомендаций и советов. Именно с ее фундаменталь-
7 ных утверждений, духовные авторитеты рекомендуют нам начинать серьезное изучение других священных трактатов. Давайте же воспользуемся сокровищем этой удивительной книги (и других священных писаний), и будем изучать их настолько искренне и глубоко, насколько нам позволяют наш разум, драгоценное время и все имеющиеся у нас возможности. И тогда, даже в самую опасную минуту жизни, наставления этих писаний, станут для нас самыми верными друзьями и надежными помощниками, которые будут способны дать нам мудрый совет на все случаи жизни на пути нашего великого путешествия, которое называется путешествием назад - домой к Богу.
8
Предисловие
Прежде чем приступить к описанию важности изучения священных писаний, нам хотелось бы подробно разобрать те причины, благодаря которым мы склонны пренебрегать этим важнейшим процессом духовной жизни. Процесс слушания (шраванам), самими же священными писаниями, назван одним из главных источников знания, силы и вдохновения для прогресса в духовной практике. Термин
«слушание» означает ни только непосредственное общение и слушание другого человеком (святого, возвышенного преданного и т. д.), это ни что иное, как обсуждение, чтение и изучение авторитетных священных писаний, в прямом смысле этого слова.
Из практики распространения книг А. Ч. Бхактиведанты Свами
Шрилы
Прабхупады, мы знаем, что обычные люди на
90%становились и становятся на путь преданного служения Господу, именно благодаря чтению его бесценных книг. Мы также видим, что информации о распространении ведического знания внутри самого общества сознания Кришны, казалось бы, предостаточно. И это, несомненно, похвально, и на наш взгляд следовало бы даже преумножать его, все больше «освежая» и напоминая другим (особенно начинающим преданным) о том, что эта деятельность является самым сокровенным желанием Господа и самого Шрилы Прабхупады. И все же, что касается информации о чтении его книг, то здесь, похоже, существует некоторый дефицит знания о важности этой деятельности, как о менее важной для тех, кто уже соприкоснулся с этими книгами.
9
Здесь мы постараемся опровергнуть этот стереотип и насколько возможно попробуем утвердить то понимание, что чтение книг Шрилы Прабхупады не менее важно, чем их распространение. И это будет подтверждено высказываниями самого Шрилы Прабхупады. То есть, наша точка зрения такова, что говорить, писать и проповедовать о могуществе изучения книг Прабхупады, не менее важно, чем говорить о важности распространения этих же книг.
Ни для кого не сереет, что уже давно подмечена тенденция, что те, кто встал на путь преданности Богу благодаря чтению книг Шрилы
Прабхупады, в последствии начинают пренебрегать их изучением, что сразу же оборачивается разрушающими последствиями этого пренебрежения. Оно выражается, прежде всего, в потере энтузиазма, духовном застое, склонностью к разного рода отклонениям, и даже, – к нарушениям основных принципов духовной жизни. Поэтому, мы посчитали своим долгом напомнить (прежде всего, самому себе и остальным преданным), о важности углубленного и каждодневного изучения книг Шрилы Прабхупады. Мы убеждены, что одно дело просто время от времени высказываться о необходимости чтения писаний (например в лекциях), и совсем другое - всячески обосновать это утверждение с разных точек зрения, снова и снова заостряя внимание на том, какой огромный потенциал и положительный эффект несет это важное указание.
Конечно, печально то, что многие из нас ни всегда считают важным читать книги Шрилы Прабхупады, по крайней мере, каждый день. И еще печальней, что у многих этот пробел в духовной жизни, уже почти вошел в норму. И это - не утешительная правда. Порой мы
10 забываем, что помимо основных оскорблений (нама-апарадха, вайшнава-апарадха, гуру-апарадха и др.), пренебрежение в чтении, также делает нас заложниками собственной духовной слабости, и как следствие – потери энтузиазма. И не удивительно, что после такого отношения у нас непроизвольно возникают вопросы: «Почему у меня уходит вкус к духовной жизни? Почему, несмотря на могущество философии и избыток трансцендентного знания, мой разум остается слабым, а ум - беспокойным и неконтролируемым? Почему я не чувствую связь с духовным учителем, Шрилой Прабхупадой и Самим
Кришной?» Эти вопросы, а точнее духовные проблемы, «не высосаны из пальца» и не взяты нами из воздуха, напротив, они основаны на многочисленных фактах и чистосердечных признания самих преданных, открыто пренебрегавших регулярным чтением священных писаний.
Упорствуя в своем нежелании читать книги (священные писания), зачастую мы находим массу оправданий, чтобы не делать этого, и признаемся в этом весьма неохотно ни только другим, но и самому себе. То есть, порой мы готовы поступиться даже собственным духовным благом и обмануть себя, лишь бы отложить изучение книг «на потом», хотя именно чтение считается одним из главных условий для уверенного духовного прогресса. Но давайте посмотрим этой проблеме «прямо в глаза», и постараемся выявить то, как глупо и жалко выглядят эти оправдания перед тем ужасным положением, в котором мы можем оказаться, забывая о важности процесса чтения. И в этом разделе мы постараемся разобрать то, какие из этих оправданий яв-
11 ляются наиболее распространенными, и позже представим веские контраргументы для их опровержения.
Итак, по статистике, для большинства из нас, самыми распространенными причинами не читать священные писания являются следующие: 1.«Для регулярного чтения у меня постоянно не хватает времени, и я всегда склонен откладывать это «на потом»». 2. «Я очень перегружен административными обязанностями». 3. «Всякий раз, когда я начинаю читать, я просто засыпаю». 4. «Темы, изложенные в книгах, кажутся мне либо однообразными, либо очень сложными и не понятными». 5. «У меня просто нет желания и вкуса к чтению, поскольку как мне кажется, я уже все это знаю и ни нахожу в этих книгах ничего нового». Таковы, как показывает опыт, основные предлоги, «помогающие» нам пренебрегать этим важным служением и не читать священные писания регулярно.
Теперь, давайте попробуем разобрать, а точнее «разбить» эти ложные аргументы и посмотреть, насколько они в действительности необоснованны, лживы и просто вредны для нашего же собственного очищения.
Оправдание 1-е:
«Для регулярного чтения у меня постоянно не хватает времени…».
Шрила Прабхупада, словно зная, что его последователи будут пренебрегать чтением его книг и всякие неважные дела считать более важными, однажды в лекции, прочитанной в Лос-Анджелесе в 1972 году, сказал следующее:
12
«Мы должны стать еще более серьезными, чем Махараджа Парикшит. В его распоряжении оставалось еще некоторое время – семь дней, а мы не знаем, проживем ли хотя бы еще семь минут. В любой момент сердце может остановиться. Кто знает? Это может случиться при переходе улицы, как это случилось с теми двумя юношами, которые посещали наш храм. Они и не думали, что идут навстречу смерти. Наша жизнь таит в себе множество опасностей; каждый миг может стать последним. У Махараджа Парикшита была прекрасная возможность слушать «Шримад-Бхагаватам» в течении семи дней, а мы не знаем, будет ли у нас такая возможность в ближайшие семь минут. Поэтому давайте относится к чтению «Шримад-Бхагаватам» серьезно. Не следует думать: «Махараджа Парикшит получил предупреждение о том, что ему оставалось прожить семь дней. Меня же не предупреждают об этом, и я буду жить еще семь миллионов лет». Тот, кто думает так - поступает безрассудно. (Из лекции прочитанной
Шрилой Прабхупадой в Лос-Анджелесе, 6 июня 1972 года).
Из данного письма становится очевиден тот факт, что тот, кто пренебрегает чтением и рассуждает о недостатке у себя времени для этого крайне важного занятия - на самом деле, лишь обкрадывает самого себя, а точнее теряет свое драгоценное время вдвойне. Ведь время, использованное для развития своего сознания Кришны - единственный и верный способ использовать его по-настоящему правильно. Давайте же помнить эти по истине мудрые слова Шрилы
Прабхупады: «В его (Махараджи Парикшита) распоряжении оставалось еще некоторое время – семь дней, а мы не знаем, проживем ли хотя бы еще семь минут».
13
Оправдание 2-е:
«Я очень перегружен административными обязанностями»
Это оправдание может лишь указывать на неспособность ученика правильно организовывать свои повседневные обязанности. В духовной жизни, как ни где, требуется умение планировать свой день. В противном случае, если мы не планируем свое время – значит, мы будем планировать хаос. Шрила Прабхупада, в одном из своих писем, эту проблему освещает так:
«…Попытайся сделать все возможное для того, чтобы читать шестнадцать кругов ежедневно. Ты не должен допускать больших нарушений этой нормы. Это никуда не годится. Точно так же, ты должен ежедневно читать хотя бы несколько стихов из «Бхагавад-гиты» и размышлять о них в течение дня. Лучше всего ежедневно читать по одной главе и размышлять о нескольких стихах из «Бхагавад-гиты» в течение дня. Это лучше, чем просто читать один час и затем забывать все до следующего раза». (Письмо Парамананде, 29 июля 1969 г.)
Из этого письма видно, что Шрила Прабхупада предлагает именно тот способ чтения, который подходит для очень загруженных служением преданных. Хотя у Парамананды даса не было времени для того, чтобы повторить все круги мантры сразу, Шрила Прабхупада всетаки настаивает, чтобы он читал ежедневно хотя бы несколько стихов из «Бхагавад-гиты». Это письмо указывает на то, что ежедневное чтение также важно, как и ежедневное повторение святого имени, и что
14 полный график не может служить оправданием для того, чтобы пренебрегать этим важным указанием.
Оправдание 3-е:
«Всякий раз, когда я начинаю читать, я просто засыпаю».
Проблема засыпания – это бич и самая распространенная анартха возникающая в основном у начинающих учеников. Если не бороться с этой привычкой, постоянно потакать ей и идти у нее на поводу, то она настолько вживается в нашу натуру, что становится похожа на рефлекс. (В этом случае можно бы было привести не самый лучший, но подходящий пример того, как что-то подобное происходило с собаками ученого-академика И. П. Павлова, у которых при виде пищи сразу появлялась слюна). То есть, из чистосердечного признания некоторых преданных, можно было слышать о таких случаях, когда, просто взяв в руки книгу, человек сразу начинал засыпать. Об этой проблеме (засыпания) и то, как с ней бороться, подробно будет разъяснено в разделе «4 основных препятствия, мешающих эффективному изучению писаний»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей