Главная страница
qrcode

текст выступления. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения


НазваниеРаннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения
Дата23.03.2019
Размер52.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатекст выступления.DOCX
ТипДокументы
#44110
Каталог

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Педагог-психолог, воспитатель

Нестерова Марина Александровна

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья).

Периода от рождения до 3 лет, остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, физическое, соматическое здоровье детей, а не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.


    • возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.
К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.
Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

Если ребенок в возрасте 2,5—3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда. Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют. Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому недоразвитию. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха.

Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.
Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний. Они характерны, прежде всего, для синдрома раннего детского аутизма. Именно на этом возрастном этапе основные проявления данного синдрома становятся более отчетливыми: отгороженность ребенка от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза, своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения, страхи и т. п.

Особенности ребенка раннего возраста при синдроме РДА
Синдром детского аутизма окончательно складывается к 2,5-3 годам, но тенденции аутистического развития могут быть замечены достаточно рано, о них свидетельствует особая реакция на сенсорные стимулы, которая проявляется в повышенной чувствительности, непереносимости бытовых шумов, неприятии ярких игрушек (при этом дискомфорт не только легко возникает, но и надолго фиксируется в памяти ребенка); в особой захваченности детей, их зачарованность отдельными впечатлениями - тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными. Дети стремятся воспроизводить их вновь и вновь, и вмешаться в их действия трудно.
Выявляется нарушение эмоционального контакта: ребенок избегает - или не ищет - взгляда в глаза, не просится на руки, его улыбка редко адресуется близкому человеку и чаще возникает в связи с какими-нибудь приятными впечатлениями. Понять выражение лица ребенка непросто. Затруднено формирование адекватной мимики, возможна и неадекватная реакция на эмоциональные проявления близких, грубо нарушается формирование привязанности. Затруднены сосредоточение на объекте, представляющем общий интерес, и переход к совместным предметным действиям.

В период с 2-3 часто теряются даже те немногочисленные навыки коммуникации, которые сложились: ребенок перестает откликаться на имя, выполнять простейшие просьбы, теряет чувство края. (Может даже закрасться подозрение, что ребенок глух и слеп.)

Особенности умственно отсталого ребенка раннего возраста


  • ходе изучения детей раннего возраста специалистами установлено, что их развитие схоже с психическим развитием детей в норме. В то же время

у умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.
Умственно отсталые дети не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, у них не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других.

У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Наличие неадекватных действий – характерная черта умственно отсталого ребенка.

Особенности ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями ООП
Как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), на момент поступления в ДОУ выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.

Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослыми и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка


  • активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.

Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия — они адекватно используют дидактические игрушки, а вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети принимают и используют помощь взрослого.

Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.

  • связи с расширяющимися во всем мире тенденциями к так называемому включенному обучению (инклюзивному), т.е. обучению детей с особыми образовательными потребностями ООП вместе с нормально развивающимися детьми, педагогический персонал образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей группы риска. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, является метод наблюдения.

Существует несколько видов наблюдений.

Стандартизированное наблюдениепредусматривает наличие заранеесоставленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения проводит педагог-психолог, но может проводиться воспитателем под руководством педагога-психолога.

Свободное наблюдениене предусматривает специальной подготовки кпроцессу наблюдения, оно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях, во время прогулки, отмечает особенности формирования моторных навыков, навыков самообслуживания, особенности развития личности, специфику в формировании коммуникативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности. Эта информация очень важна для других специалистов, так как она характеризует ребенка наиболее полно и собрана в процессе длительного динамического наблюдения. Воспитатель фиксирует результаты своих наблюдений за детьми в специальном дневнике, который должен быть доступен для других специалистов. Только воспитатель может дать подобную информацию врачу и педагогу-психологу на основании длительного, повседневного наблюдения за ребенком.

Включенное наблюдениетакже может проводиться воспитателем иимеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Известно, что именно в деятельности проявляются особенности психики человека. Поэтому воспитатель, участвуя, например, в игровой деятельности вместе с детьми, может более полно, чем при внешнем наблюдении со стороны, выявить особенности взаимодействий между детьми, личностные особенности, особенности общения, ролевые предпочтения, творческий потенциал и др.
наблюдение проводится в естественной, повседневной обстановке, при этом ребенок не должен знать, что за ним ведется наблюдение.

роль воспитателя в реализации данного метода диагностики чрезвычайно велика.
При выявлении детей с отклонениями в развитии воспитатели обращают внимание на особенности развития ребенка, такие, как:


  • уровень общей и двигательной активности;

  • ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;




  • характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например, еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);




  • интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;




  • качество настроения ребенка;




  • способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;

  • способность ребенка к преодолению препятствий.


При квалификации наблюдаемых особенностей детского поведения как отклонений сотрудники могут руководствоваться следующими критериями:


  • изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;

  • несоответствие поведения половозрастным нормам развития;

  • длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;




  • тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения (изредка возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о наличии серьезной причины);




  • «синдромологичность», т.е. множественность своеобразных черт (более пристальное междисциплинарное внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и эмоциональными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в других характеристиках психической деятельности);




  • специфичность возникновения того или иного симптома отклонения, указывающая на социальный характер причины его возникновения;




  • пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым;

  • запаздывание в формировании навыков опрятности.

Пока причины отличающегося от общевозрастных норм поведения не выяснены, сотрудники строят свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди».


Литература:


  1. Аршатская О. О психологической помощи детям раннего возраста при


формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70.


  1. Баенская Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология, 1999 - №1, с.47-54.


3. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Владивосток:

Изд-во ВГУЭС, 2003.


  1. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1999.




  1. Ведехина С.А. Клиническая психология. Шпаргалки - ЭКСМО, 2009.

  2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика


и коррекция - М..: Просвещение, 1992.


  1. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под

ред. А.В. Петровского и др. М.: Просвещение, 1986.
перейти в каталог файлов


связь с админом