Главная страница
qrcode

Раннего Чехова мы знаем гораздо меньше, судим о его повестях и рассказах. В сборниках чеховских произведений и главах общих монографий о писателе фигурируют обычно два-три десятка текстов


Скачать 23.82 Kb.
НазваниеРаннего Чехова мы знаем гораздо меньше, судим о его повестях и рассказах. В сборниках чеховских произведений и главах общих монографий о писателе фигурируют обычно два-три десятка текстов
Дата21.05.2020
Размер23.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлачехов.docx
ТипРассказ
#69414
Каталог
Раннего Чехова мы знаем гораздо меньше, судим о его повестях и рассказах. В сборниках чеховских произведений и главах общих монографий о писателе фигурируют обычно два-три десятка текстов. Ранний Чехов ищет "сюжеты", а не слова. Сюжеты просит Чехов у знакомых, сюжеты предлагает ему Билибин. Многие ранние чеховские тексты однотипны: экспозиция в них сводится к одной фразе, после которой сразу же начинается развертывание фабулы, того "нового", которое вышивается по канве "данного". Анекдот – это общее "ядро", порождающее и определяющее композиционную структуру большинства ранних чеховских текстов.
Первым серьезным знакомством Чехова в литературных кругах была встреча с Николаем Александровичем Лейкиным. Позже в его жизнь войдут Лесков, Григорович, Суворин, Плещеев, Короленко, наконец, Толстой... Но состоявшееся в 1882 году знакомство с Лейкиным и выступление на страницах «Осколков» стало в судьбе Чехова-писателя, уже печатавшегося в «Стрекозе», «Будильнике», «Мирском толке», «Зрителе», первой поворотной вехой. Творчество Лейкина, видного русского юмориста, издателя журнала «Осколки», писателя, которого Чехов называл своим литературным «крестным батькой» сегодня забыто. Между тем в литературной среде чеховской эпохи Лейкину должно по праву принадлежать одно из важных мест. Его произведения молодой Чехов, по собственному признанию, читал «ревностно» и «захлебываясь» от удовольствия.

Отдельные жанры массовой литературы, представленные в чеховском творчестве, изучены весьма обстоятельно. "Мелочишка", сценка. Структура чеховской сценки в ее сходствах и отличиях от литературной продукции эпохи исследовалась неоднократно. Сценка похожа на стоп-кадр, мгновенную зарисовку с натуры. Основное содержание сценки - диалог или разговор с участием нескольких человек. Поэтому вступления сведены к минимуму, они - кратчайший переход к основному, к диалогу". Сценка - самый, вероятно, распространенный и, безусловно, самый известный жанр Чехова 80-х годов. Достаточно вспомнить "Хирургию" и "Смерть чиновника", "Радость", "Хамелеона", "Налима" и многое другое. Однако он неперспективен в творческой эволюции Чехова, постепенно исчезая к концу 80-х годов.

Анекдот - едва ли не самая распространенная форма массовой литературы "осколочного" типа. Это некий прозаический аналог стихотворной эпиграммы. Жанр обладал такими необходимыми свойствами массовой литературы, как краткость, непритязательность, включенность в конкретную ситуацию, юмористический характер. Он имел не только свои законы, но и своих кумиров. анекдот может быть развернут в рассказ-сценку. Усложнение плана повествования, введение в сценку развернутых описательных элементов приводит к жанру повествовательного рассказа. Наконец, вторичное усложнение фабульной схемы и большая детализация плана повествования являются признаками повести, большого, жанра массовой литературы, ибо качественной разницы между повестью и романом с его концептуальностью и особой масштабностью проблематики массовая беллетристика 80-90-х годов не знает. Упрек в анекдотичности чеховских сюжетов был общим местом для русской критики 90-х годов. Свойство было отмечено правильно, но понято как знак чеховской "ущербности". Анекдот - не просто жанр, навязанный Чехову массовой беллетристикой. Анекдотичность, "философия анекдота" оказалась чем-то близка его творческому видению. К концу 80-х годов, после прекращения сотрудничества Чехова в малой прессе, анекдот в чистом виде у него почти исчезает (почти - ибо явно анекдотичны фабулы поздних святочных рассказов "Без заглавия" и "Пари"). Но остается нечто более важное: связанные с жанром принципы видения человека и мира. Внешняя фабульная анекдотичность превращается в психологическую парадоксальность, прорастает в глубину чеховского творчества.
    Своей новаторской деятельностью Чехов значительно увеличил приобретенное наследство Гоголя и Щедрина, обогатил русскую и мировую литературу. Литературоведы подробно обследовали восприятие гоголевских традиций молодым Чеховым, удачно сопоставили «Степь» с «Мертвыми душами», раскрыли значение театральной эстетики и драматургии Гоголя для Чехова-драматурга, показали связь мастерства Чехова в области художественного языка со стилистическими традициями Гоголя. Творчество Гоголя было одним из основных традиционных источников, питавших деятельность Чехова-художника. Мысль Белинского об исключительной ценности чувства человеческого достоинства, выраженная в его письме к Гоголю, где утверждается необходимость воспитания этого чувства в русском народе, стала лейтмотивом многих произведений Чехова.
  1. Антон Павлович Чехов вошел в литературу пародиями и юмористическими рассказами - весело, но нельзя сказать, чтобы легко. Выйти впервые к широкой публике с такой пародией, то есть начать общение с ней, в сущности, с высмеивания ее литературного вкуса, - на это отваживались немногие писатели. Начало творчества Чехова весьма оригинально для русской классической литературы. Толстой, Достоевский и другие предшественники Чехова сразу же выступили с программными произведениями, с мыслями и образами, лелеемыми еще с юности. "Бедные люди", "Детство", "Отрочество" и "Юность" надолго - и всерьез - определили идейные и художественные искания авторов. А некоторые начинали с прямого подражания - и как часто потом стыдились собственных строк, навеянных чужой музой. Среди пародий Чехова на уголовные романы - одна из вершин его юмористического творчества: рассказ "Шведская спичка" (1884). В нем выведен старательный, начитавшийся Габорио следователь, который действует по всем правилам науки - и именно потому попадает впросак. Розыски "трупа" бывшего корнета Кляузова с помощью ряда улик и решающей из них - сгоревшей спички, которую обронил "убийца" в спальне "убитого", - образец трафаретного мышления. И здесь, как всегда, юмористический эффект возникает из несоответствия: серьезные усилия - и ничтожный до скандальности (в буквальном смысле) результат: Кляузова нашли целехоньким в уютной бане у прекрасной обладательницы шведских спичек. Чем меньше в человеке человеческого, тем жестче почерк юмориста. Когда Чехов хочет указать на бездушие героя, он придает ему свойства манекена, и в юмористическом рассказе возникают грозные очертания сатиры. Такой герой живет в плену нескольких закостеневших представлений, они, как панцирь, стискивают его живое чувство, глушат мысль.
  2. Анализ «Лошадиная фамилия»А) рассказ А. П. Чехова. Впервые опубликован в № 183 «Петербургской газеты», 7 июля 1885 г., в разделе «Летучие заметки» с подзаголовком: «Сценка». Написан в форме рассказа-анекдота (отсутствуют описания и рассуждения, диалоги играют ключевую роль).

    Писатель В. Г. Богораз (известный также под псевдонимом Н. А. Тан) вспоминал историю, возможно, послужившую ещё одним прототипом рассказа: «„Лошадиная фамилия“ —таганрогский анекдот, хотя и изменённый. В таганрогском округе были два обывателя, довольно зажиточных и видных, Жеребцов и Кобылин. Им как-то случилось заехать одновременно в одну и ту же гостиницу, и их записали на доску рядом особенно крупными буквами. Я помню, над этим смеялись все в Таганроге»

    Б) заголовок тесно переплетен с сюжетом, все события разворачиваются вокруг этой самой «лошадиной фамилии», стоит отметить, что до прочтения рассказа не совсем понятно как фамилию можно сделать «ядром» произведения.

    В) Жанр текста можно определить как рассказ-анекдот (произведение злободневного содержания, содержащее шутливую окраску). В этом рассказе, как и в анекдоте, неожиданная концовка. Именно она подчёркивает его юмористический характер.

    Композиция произведения характеризуется стремительным началом (особенность стиля Чехова), отсутствием рассуждений и описаний. Ключевой является роль диалогов. Это завязка действия. Развязкой выступают два кукиша, который выразительно демонстрирует генерал приказчику. Присутствуют элементы пародии на высшие и низшие слои общества, обличаются их пороки

    Г) Идея рассказа в самодисциплине, в умении взять себя в руки в непростой ситуации. Иначе придется напрасно страдать и заставлять мучиться других. Так, приказчик совершает абсолютно ненужную работу – вспоминает фамилию знахаря, а все члены семьи тщетно пытаются ему в этом помочь. Главная проблема героев рассказа в том, что они не могут сконцентрироваться на главном, вследствие чего все делают что-то не то. Касается это как непосредственно событий повествования, как и того, чем они занимаются по жизни.

    Конфликты:

    -Суеверие. В рассказе противопоставлены врач и лекарь. Этот конфликт не является центральным, но Чехов показывает в «Лошадиной фамилии» всё бессмысленность откладывания необходимой медицинской процедуры. Автор высмеивает, как генерал-майор, казалось бы, разумный человек, поддаётся на провокации верящего в заговоры приказчика.

    -Трусость. Боясь обыкновенной медицинской процедуры, человек выглядит смешно и ведет себя глупо. Как же такой генерал в случае надобности защитит страну? Эта проблема – сквозная в творчестве Чехова, его герои часто боятся пустяков, зато реально ужасных вещей они не видят.

    «Смерть чиновника»
    А) рассказ Антона Павловича Чехова, написанный 25—26 июня 1883 года и опубликованный в журнале «Осколки» (1883, № 27) за подписью А. Чехонте. Произведение было включено в прозаический сборник «Пёстрые рассказы», вышедший в 1886 году в Петербурге. Анекдотичную историю про чиновника, чихнувшего во время спектакля, Антон Павлович услышал во время пребывания в имении Бабкино от управляющего императорскими московскими театрами Владимира Бегичева, который утверждал, что такой случай действительно произошёл в Большом театре. Литературоведы, воспроизводя эти сведения, тем не менее делают оговорку о том, что рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 году, тогда как Чехов впервые посетил Бабкино двумя годами позже.

    Б) Смысл рассказа в том, что вместо жизни у него появляется иллюзия жизни, где ценности подменяются выдуманными рангами и регалиями, а добродетели вытесняют пороки: лицемерие и лизоблюдство.

    В) Темы:

    -Проникновение общественной жизни в частную, замещение реальности ее абсурдной пародией.

    -Кроме того, Чехов затрагивает свою излюбленную тему внутреннего рабства и обнищания духа. Он искусно перемешивает смешное и грустное, раскрывая абсурдность казенного бытия, сосредоточенного только на службе.

    -Особняком в тексте стоит тема тоски. Автор изображает героя, который тяготится своим положением, и читатель понимает, что есть, от чего. «Смерть чиновника» раскрывает трагедию униженной личности.

    -Культура преклонения перед начальством – проблема общества, его неправильного устройства, где неравенство обусловлено религиозным посылом. Если царь – помазанник божий, а дворяне – его приближенные, то их мнимое превосходство – от Бога. То есть, людям с детства навязывается миф о том, что кто-то лучше их по праву рождения. Это проблема царского режима, который породил таких Червяковых.

    -Тема маленького человека тоже дает о себе знать, ее автор воплощает посредством образа главного героя. Такая ничтожная и беззащитная личность обречена на прозябание в большом и жестоком мире.

    В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности. Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции.

    Г) Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.

    Главным или основным конфликтом в рассказе "Смерть чиновника" является отсутствие взаимопонимания между генералом и мелким чиновником. Чиновник день за днём приходил к генералу и извинялся за то, что произошло в театре. Генерал не обратил особого внимания на этот случай и даже уже бы забыл его, если бы не чиновник, который постоянно ему об этом напоминал. В один прекрасный момент у генерала и вовсе лопнуло терпение, и он выгнал чиновника. Но чиновник, придя домой, умер от нервного перенапряжения.


    «Толстый и тонкий»
    А) Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого». Редакция 1886 года, будучи в целом текстуально близкой к редакции 1883 года, немногими внесенными изменениями существенно переменила смысл рассказа. Был устранён мотив служебной подчинённости: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности — «по рефлексу». Рассказ получил гораздо большую сатирическую заострённость и обобщённость.

    Б) В заголовке автор дает название главным персонажам произведения.

    В) В рассказе «Толстый и Тонкий» тема социального неравенства занимает центральное место. Оно порождает такие уродливые формы приспособленчества, как лесть и лицемерие. Писатель хотел подчеркнуть, как важно человеку сохранить индивидуальность, поэтому он затронул в произведении тему свободы личности. «Тонкие» люди привыкли раболепствовать, у них уже нет своего «я». Герой не обязан был менять свой тон, ведь это его друг, но он настолько привык к принятым штампам, что уже не может по-другому.

    “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

    Г) Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

    Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

    Идея рассказа в том, что угодничество и чинопочитание чиновников выступает на первый план и стоит выше их юношеской дружбы.
      Чехову свойственна краткость, точность, выразительность, неразработанность индивидуальной психологии персонажей, ситуативность и вместе с тем обобщенность сюжета, несложность композиции. К персонажам Чехова неприменимо понятие «герой» в традиционном смысле этого слова (ничего «героического» в них, конечно, нет), поэтому в чеховедении чаще пользуются термином «чеховский персонаж».
      Мемуаристы свидетельствуют, что Чехову был чужд пафос, внешнее проявление чувства, всякие театральные эффекты. И герои его — это «обычные» люди. «Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. “Без героя” — так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить не без грусти: “без героизма”» (В. В. Розанов). В чеховских рассказах отсутствует разделение героев на положительных и отрицательных, автор, как правило, не отдает предпочтения ни одному из них. Писателю важен не суд над персонажами, а выяснение причин непонимания между людьми. Чехов — автор реалистический, и в рассказах характер героя раскрывается в его взаимосвязях с другими персонажами, в его укорененности в бытовых жизненных обстоятельствах, мелочах, в его зависимости от времени. Герои чеховских рассказов — это крестьяне, купцы, помещики, гимназисты, врачи, чиновники... Причем писателя интересует не столько социальный статус персонажей, сколько их поведение, психология, их человеческая суть. Ситуации, конфликты в чеховской прозе тоже обычные, взятые из жизни. Для творчества этого писателя характерно скептическое отношение ко всякого рода идеям, «догме» и «ярлыку», отсюда и его обращение к быту, к негромкой, «безыдейной» повседневности. Многие рассказы Чехова («Крыжовник», «Ионыч» и др.) — это рассказы о том, как под влиянием не каких-то выдающихся событий, а обычного, рутинного хода жизни, под влиянием времени и обстоятельств происходит деградация человеческой личности.

      Авторская позиция. Авторская позиция в рассказах Чехова, как правило, не акцентирована. Это породило в свое время недоразумение в критике.
      перейти в каталог файлов


связь с админом