Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Воронежская государственная лесотехническая академия
РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Методические указания к курсовой работе
для студентов специальности 190702 –
Организация и безопасность движения
Воронеж 2005
УДК 656.13
Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий [Текст]: Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 190702 – Организация и безопасность движения / Г.А. Денисов, В.П. Белокуров, В.В. Попов, В.А. Зеликов, Д.В. Енин; Фед. агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Воронеж. гос. лесотехн. акад.- Воронеж, 2005. - 23 с.
Приведена общая методика экспертного исследования наезда автомобиля на пешехода. Изложены требования к содержанию и оформлению курсовой работы. Методические указания предназначены для студентов специальности 190702 - Организация и безопасность движения очной и заочной форм обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГЛТА
Рецензент канд. техн. наук, доц. ВГАУ А.В. Шмидт
ВВЕДЕНИЕ Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одной из наиболее острых социально-экономических проблем, как в большинстве стран мира, так и в России, где последствия их обусловлены гибелью и ухудшением жизни людей. Глобальные экономические потери от ДТП, по информации Всемирного Банка, составляют около 500 миллиардов долларов в год.
Многолетний анализ данных, полученных в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту, особенно начиная с 1998 года. Максимальное количество ДТП регистрируется с июля по октябрь месяцы, причем почти три четверти всех происшествий в стране совершаются в городах и населенных пунктах. Среди видов ДТП самым распространенным является наезд на пешехода. Доля таких ДТП доходит до 50 % от общего количества и имеет среднюю тяжесть последствий наездов на пешеходов до 15 погибших из 100 пострадавших. Следует отметить, что большая часть всех ДТП связана с нарушением Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств (ТС), каждый третий из которых виновен в неправильном выборе скорости движения при конкретных дорожных условиях, а каждый шестой находился в состоянии алкогольного опьянения. Число пострадавших в ДТП водителей достигает 30 %, число пострадавших пешеходов – до 40 % от общего числа, получивших травмы.
В этой связи с целью принятия законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту ДТП и полного установления обстоятельств совершенного преступления, в органах внутренних дел создают следственно-оперативную группу (СОГ), в которую включают: следователя (руководитель СОГ), сотрудников ГИБДД, оперуполномоченного уголовного розыска, судмедэксперта, эксперта-криминалиста, специалиста-автотехника и др. Состав СОГ может варьироваться в зависимости от места и характера ДТП.
В ходе расследования ДТП нередко возникают процессуальные ситуации, когда решение вопроса о виновности или невиновности водителя ТС определяется по заключению судебной автотехнической экспертизы, которая складывается из: судебной экспертизы обстоятельств ДТП; судебной экспертизы технического состояния ТС; судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП.
В представленных методических указаниях рассматривается судебная экспертиза обстоятельств ДТП, где эксперту автотехнику необходимо: определить тормозной и остановочный путь ТС; удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП; рассчитать время преодоления ТС конкретных участков пути; установить момент возникновения опасности и техническую возможность предотвращения ДТП; дать заключение по ряду других, заданных судом вопросов. 1 Цель и задачи курсовой работы Целью курсовой работы является закрепление студентами знаний, полученных на лекциях, практических и лабораторных занятиях по дисциплине «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий», умение дать научно-обоснованную характеристику ДТП во всех его фазах, определить объективные причины ДТП и поведение отдельных его участников, ответить на вопрос: имел ли место несчастный случай, или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности дорожного движения.
В соответствии с целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:
провести анализ факторов, относящихся к данному виду ДТП, какими являются: организация дорожного движения, техническое состояние ТС и дороги, параметры движения ТС и пешеходов;
выбрать факторы, способствующие возникновению и развитию ДТП, провести их теоретическое и экспериментальное исследование;
установить технические причины исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;
определить поведение участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2004 года;
составить заключение автотехнического эксперта.
2 Условные обозначения В курсовой работе приняты следующие обозначения:
t1 – время реакции водителя, с;
t2 – время запаздывания тормозного привода, с;
t3 – время нарастания замедления, с;
t4 – время полного торможения, с;
tдн – время движения автомобиля с момента возникновения опасной обстановки до пересечения линии следования пешехода, с;
tвп – время движения пешехода в поле зрения водителя, с;
Va– скорость движения автомобиля, м/с;
Vп – скорость движения пешехода, м/с;
Vю– скорость юза, м/с;
Vн – скорость автомобиля в момент пересечения им линии следования пешехода, м/с;
Sуд – расстояние между пешеходом и автомобилем в момент возникновения опасной обстановки, м;
Sо – остановочный путь автомобиля, м;
Sю– длина следа юза, м;
Sпн – перемещение автомобиля после наезда, м;
Sп – перемещение пешехода, м;
j– установившееся замедление автомобиля, м/с2;
La – габаритная длина автомобиля, м;
Ва– габаритная ширина автомобиля, м;
lx – расстояние от передней части автомобиля до места контакта его с пешеходом на боковой поверхности, м;
ly – расстояние от боковой стороны автомобиля до места контакта его с пешеходом на передней его части, м;
Δу – расстояние от тротуара, м;
Δδ – безопасный интервал, м;
Δх – расстояние между линией следования пешехода и препятствием, м;
ах – расстояние от места водителя до передней части автомобиля, м;
ау – расстояние от места водителя до боковой части автомобиля, м;
φ – коэффициент сцепления.
3 Общие вопросы исследования
В курсовой работе используется методика анализа наезда автомобиля на пешехода.
В Правилах дорожного движения «пешеход» - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. «Наездом автомобиля на пешехода» считается такое ДТП, в процессе которого пешеход получил телесные повреждения или погиб в результате контакта с движущимся автомобилем.
Студенту, в зависимости от выданного преподавателем варианта задания, предлагается методика экспертного исследования одного из видов наезда.
1 Наезд на пешехода при неограниченной обзорности и равномерном движении автомобиля.
2 Наезд на пешехода при неограниченной обзорности и замедленном движении автомобиля.
3 Наезд на пешехода при равномерном движении автомобиля и обзорности, ограниченной неподвижным препятствием.
4 Наезд на пешехода при замедленном движении автомобиля и обзорности, ограниченной неподвижным препятствием.
В процессе исследования необходимо так же построить тормозную диаграмму автомобиля и произвести расчет возможности объезда пешехода.
При наезде удар пешеходу может быть нанесен одной из частей автомобиля (рис.1):
1 Дальним передним углом.
2 Передней частью.
3 Ближним передним углом.
4 Боковой поверхностью.
5 Задним углом.
Рис. 1 Место удара на автомобиле
Последовательность исследования
4.1 Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности (рис. 2).
Рис. 2 Схема наезда при равномерном движении автомобиля с ударом, нанесенным пешеходу передней частью автомобиля: I – положение автомобиля в момент возникновения опасной обстановки; II – положение автомобиля после остановки Исследование данного случая ДТП проводят в следующем порядке.
Удаление автомобиля от места наезда
Sуд = Vatп = . (1)
Длина остановочного пути
So = (t1 + t2 + 0,5t3) Va+ , (2)
или в случае, если имеется след юза
So = (t1 + t2 + t3) Va + Sю, (3)
где , (4)
. (5)
Если So < Sуд, исследование заканчивают.
Если , определяют расстояние, на которое переместился бы автомобиль после пересечения линии следования пешехода
. (6)
Скорость автомобиля при пересечении линии следования пешехода
. (7)
Время движения автомобиля с момента возникновения опасной обстановки до пересечения линии следования пешехода
. (8)
Перемещение пешехода за время
. (9)
Условие безопасного перехода полосы движения автомобиля пешеходом
, (10)
где Δδ = 0,005 LaVa.
Если условие выполняется, исследования заканчивают.
Если условие не выполняется, исследования продолжают. Определяют: «Имел ли водитель в данной дорожной обстановке техническую возможность избежать наезда на пешехода путем применения экстренного маневра». Расчеты проводят применительно к маневру типа «смена полосы движения».
В случае, если удар при наезде нанесен боковой поверхностью автомобиля, в расчеты вносят следующую корректировку:
. (11)
4.2 Наезд на пешехода при замедленном движении автомобиля и неограниченной видимости и обзорности (рис. 3).
Рис. 3 Схема наезда в процессе торможения с ударом, нанесенным пешеходу передней частью автомобиля: I – положение автомобиля в момент возникновения опасной обстановки; II – положение начала реагирования водителя на пешехода; Ш – момент удара; IV – положение автомобиля после остановки. Перемещение автомобиля в заторможенном состоянии после наезда
. (12)
Скорость автомобиля в момент наезда
. (13)
Скорость автомобиля перед торможением
. (14)
Удаление автомобиля от места наезда
. (15)
Если So < Sуд, исследование заканчивают.
Если , исследования продолжить, как и в п. 4.1.
В случае если удар был нанесен боковой поверхностью автомобиля:
, (15а)
, (16)
. (17)
4.3 Наезд на пешехода автомобиля, движущегося с постоянной скоростью при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием (рис. 4).
Рис. 4 Схема наезда автомобиля на пешехода при равномерном движении и обзорности, ограниченной неподвижным препятствием: I – начало видимости пешехода водителем; II – момент наезда Дополнительным построением вычерчиваются «треугольники обзорности» ΔВСЕ и ΔЕДП, из которых записывается геометрическое условие
(18)
и кинематическое условие
. (19)
Из формулы (19) выразить Sп и подставить в (18). Получится уравнение с одним неизвестным
. (20)
В уравнение (20) подставить известные параметры и найти Sуд.
Далее исследования продолжить, как и в п. 4.1. до формулы (10).
Условие безопасного перехода полосы движения автомобиля пешеходом
. (21)
В случае, если удар при наезде нанесен боковой поверхностью автомобиля:
геометрическое условие
, (22)
кинематическое условие
. (23) Исключить из формулы (22) и (23)Sп. Получится
=. (24)
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |