Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кириллова Е.В. «Развитие фонематического воспри... Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста


НазваниеРазвитие фонематического восприятия у детей раннего возраста
АнкорКириллова Е.В. «Развитие фонематического воспри.
Дата25.10.2016
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKirillova_E_V__Razvitie_fonematicheskogo_vospri.doc
ТипДокументы
#510
страница2 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4

Занятие 1

Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему пред­мету (колокольчику).

Оборудование: пустые коробки, колокольчик, погремуш­ки, мелкие предметы, трещотка.

Порядок действии. На столе перед ребенком две коробоч­ки, в одной находится колокольчик. Взрослый, вынув его из коробочки, демонстрирует звучание, затем убирает и, пере­ставив коробочки, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Вариант. Помимо колокольчика можно использовать по­гремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Ре­бенок выбирает три-четыре коробочки с колокольчиками или погремушками.

Занятие 2

Цель: сформирование ориентировочно-поисковой и эмоцио­нальной реакции на звучание предметов (голосов ближайше­го окружения).

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки.

Порядок действий. Взрослый побуждает ребенка найти зву­чащую игрушку-пищалку в пространстве комнаты и просле­дить взглядом за ее перемещением. Инициировать внимание можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша? Найдем мы куклу Машу!

Занятие 3

Цели: формирование умения различать звучание простей­ших музыкальных инструментов; развитие слуховой памяти.

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки; дудочка; бу­бен; барабан.

Порядок действий. Взрослый предлагает ребенку прослу­шать звучание двух музыкальных инструментов (звучащих игрушек). Каждое действие с ними он предваряет фразой: «Сначала поиграю на дудочке, затем — на бубне», интонаци­онно выделяя слова сначала, потом. Затем просит ребенка показать, какой музыкальный инструмент был взят сначала (потом), воспроизвести звучание игрушек: ребенок повторяет действия взрослого со своим набором инструментов (игрушек).

Варианты

  1. Количество музыкальных инструментов (звучащих иг­рушек) увеличивается от 3 до 5.

  2. Действия с ними производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие).

  1. К знакомым звукам добавляется новый, который необ­ходимо выделить.

  1. Взрослый предлагает ребенку соотнести предложенный план с произведенными действиями: «Сначала я поиграю на дудочке, затем — на барабане». Взрослый может нарушить план для активизации внимания ребенка.

Занятие 4

Цель: определение направления звука.

Оборудование: колокольчики, погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотка.

Порядок действий. Два колокольчика находятся в комнате на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга (в поле зрения ребен­ка). Взрослый попеременно звенит колокольчиками, предла­гая ребенку повернуться к звучащему предмету. Произнося фразу, взрослый сопровождает ее демонстрационными дей­ствиями.

  • Где же, где же колокольчик? Показывает колокольчик и прячет его в коробочку.

  • Нет-нет, нет-нет. Покачивает головой, побуж

доя ребенка к аналогичным действиям.

— Где же, где же колокольчик? Вынимает колокольчик из другой коробочки.

Вот-вот, вот-вот.

Звонит в колокольчик, по­буждая малыша к аналогич­ным действиям рукой.

Варианты. Использование погремушки, коробочки с мел­кими предметами, трещотки. Постепенное увеличение рас­стояния между предметами.
Занятие 5

Цели: определение места звучащего предмета; развитие направленности слухового внимания. Оборудование: колокольчик.

Порядок действий. Взрослый просит ребенка закрыть гла­за, тихо встает в стороне от него (справа, слева, впереди, сза­ди) и звонит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, дол­жен рукой указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.
Занятие 6

Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок.

Оборудование: барабан; колокольчик; погремушка; коро­бочка с мелкими предметами; ширма.

Порядок действий. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты и звучащие предметы — барабан, колокольчик, погремушка и звучащая коробочка. Взрослый знакомит ребенка с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Взрослый, демонст­рируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку оп­ределить, какой звучит инструмент. Ребенок должен посту­чать по лежащему перед ним инструменту, т.е. барабану.

Занятие 7

Цель: формирование основ слуховой дифференциации не­речевых звуков.

Оборудование: звуковые коробочки одинакового цвета и формы из небьющегося материала, с плотно закрывающейся крышкой с различными наполнителями.

Порядок действии. Взрослый знакомит ребенка со звуча­нием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди двух-трех одинаковых по внешнему виду.

Вариант. Перед ребенком стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Постепенно наполнение коробочек становится бо­лее близким по звучанию.

Занятие 8

Цели: знакомство с характером звучащих предметов; раз­витие устойчивости слухового внимания; умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Оборудование: барабан; дудочка; бубен; гармошка с меха­ми; губная гармошка; колокольчик.

Порядок действий. Взрослый поочередно показывает и на­зывает два музыкальных инструмента, демонстрируя их зву­чание. Ребенок слушает звуки и рассматривает инструменты. Взрослый за ширмой повторяет игру на разных инструментах, а ребенок по звуку угадывает, «чья песенка слышится».

Вариант. Постепенное увеличение количества музыкаль­ных инструментов.

Занятие 9

Цель: сформирование умения различать и запоминать по­следовательность музыкальных шумов.

Оборудование: звуковые коробочки с различными напол­нителями.

Порядок действии. Взрослый демонстрирует звучание и выставляет звуковые коробочки в заданной последовательнос­ти, используя слова сначала, потом. Затем предлагает ребен­ку сделать то же самое с его набором коробочек (количество варьируется от двух-трех до четырех-шести в каждом наборе).

Вариант. После того как коробочки будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ре­бенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Занятие 10

Цели: развитие слухового внимания; дифференциация шумов. Оборудование: набор бумаги; мячи; карандаши; монеты; спички.

Порядок действий. Перед ребенком такой же набор пред­метов, как и у взрослого. Тот знакомит ребенка с действия­ми, которые можно совершать с этими предметами, — бро­сать на пол мяч или катать его по столу, катать карандаш или стучать им по столу, мять или рвать бумагу, стучать монетой, ломать спички. Затем побуждает ребенка к выполнению ана­логичного действия.

Вариант. Постепенное увеличение количества предметов.

Занятие 11

Цель: формирование фонематического анализа слова из ре­чевого потока.

Оборудование: игрушка-мышка.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку игрушеч­ную мышку и читает стихотворение, сопровождая текст дви­жениями рукой и побуждая ребенка производить совместные действия.

Мышка, мышка, на горошку! Вылей воду на дорожку! Мышка, мышка, дай горошку! Вылей воду на дорожку!

Рука вытянута вперед ладонью вверх. «Забирающее» движение рукой.


Затем взрослый показывает действие, а ребенок произно­сит слово на или дай в зависимости от движения.

Занятие 12

Цель: формирование фонематического анализа слова из ре­чевого потока.

Оборудование: яблоко; банан; апельсин.

Порядок действий. Перед ребенком на столе фрукты. Взрос­лый предлагает ребенку попросить яблоко, произнося слово дай, затем угостить бананом кого-нибудь, произнося слово на.

Занятие 13

Цель: формирование ритмико-интонационной стороны речи, закрепление умения выделять слова дай, на из речевого потока.

Оборудование: яблоко; конфета; печенье; разноцветные дву­сторонние кружки.

Порядок действий. Взрослый называет предметы и предла­гает ребенку взять тот, который ему больше нравится, попро­сив: «Дай!»

Варианты

  1. Игра «Дай соседу свой предмет» проводится с груп­пой детей. У каждого ребенка своя игрушка (любой предмет). Взрослый предлагает им обменяться предметами, используя слова дай, на.

  2. Детям раздают двусторонние разноцветные кружки (с одной стороны синий, с другой — красный). Взрослый пред­лагает детям поднять кружок красной стороной, если они ус­лышат слово дай, и синей стороной — если услышат слово на.

Занятие 14

Цель: различение голосов ближайшего окружения. Порядок действий. Взрослый, читая стихотворный текст, просит водящего ребенка угадать, кто поет песенку.

Поиграй-ка, Ваня, с нами, Выходи скорей вперед. И с закрытыми глазами Угадай, кто здесь поет!

Эту песенку свою Я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай. Кто я, ну-ка отгадай!
Занятие 15

Цель: формирование регулятивной функции речи на осно­ве упражнений в выполнении инструкций.

Оборудование: ложка; чашка; тарелка.

Порядок действий. Перед ребенком на столе три предмета: ложка, чашка, тарелка. Взрослый просит ребенка быть вни­мательным и правильно выполнять команды. Задания даются краткие и простые, произносятся четко.

Возьми ложку (стакан, тарелку).

Дай мне ложку (стакан, тарелку).

Дай Кате ложку (стакан, тарелку).

Занятие 16

Цели: развитие понимания слов и инструкций при выпол­нении соответствующих действий; организация зрительного восприятия в заданном пространстве.

Оборудование: лист плотной бумаги.

Порядок действий. Взрослый побуждает ребенка найти за­данные предметы в пространстве комнаты и назвать их.

  • Где шкаф? (Окно, стол, стул.)

  • Возьми книгу. Положи книгу на стол.

  • Найди мячик под столом.

  • Подойди к шкафу. Возьми из шкафа пирамидку. Варианты




  1. После предварительного показа взрослый на глазах ре­бенка прячет предмет (книгу, фломастер), затем просит по­вернуться в сторону спрятанного предмета и найти его.

  2. Взрослый предлагает найти спрятанный предмет в про­странстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватыва­ющей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широ­кую трубочку).

Занятие 17

Цели: развитие прослеживающих движений глаз; форми­рование произвольного произнесения звука [у]. Оборудование: мягкие игрушки.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку знако­мые игрушки — мишку, собачку, кошку, производит с ними игровые действия, сопровождая их словами: «К тебе пришли в гости игрушки. Они здороваются с тобой. Кошечка здорова­ется мяу, собачка — ав, а мишка — у-уу». Затем перемещает мишку за ширму и просит ребенка сказать, откуда выйдет мишка (движения игрушки определяются направлением мар­шрута передвижения).

Изменения траектории движения позволяют формировать прослеживающие движения глазных яблок, которые необхо­димы для зрительного восприятия.

Вариант. В гости к малышу «приходят» двое мишек. Их располагают по правую и левую сторону ширмы и по очереди ♦зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

Занятие 18

Цели: формирование произвольного произнесения звука [а]; развитие слухового внимания.

Оборудование: кукла; мягкие игрушки; платок.

Порядок действий. Взрослый предлагает поиграть в игру «У куклы болит горло». Он обматывает горлышко куклы платочком и говорит:

  • у куклы Маши заболело горлышко. Надо показать его док­тору. Как кукла покажет горлышко? Какой звук мы услы­шим? ([а]);

  • произнеси тихо (громко) звук [а].

Вариант. Игра «Больные звери» (проводится с группой детей). У каждого ребенка в руках игрушка (мишка, кошка, собачка)и платок.

Взрослый. Вы врачи. К вам пришли больные звери — у каждого болит горлышко. Обмотайте горлышко больного зве­ря платочком. Звери показывают больное горло врачу. Как они это делают? Скажите громко (тихо).

Затем дети меняются игрушками и повторяют игровые дей­ствия.

Примечание. Отработка звука [а] продолжается на последу­ющих 4—6 занятиях с использованием других игрушек.

Занятие 19

Цели: формирование произвольного произнесения звука [о]; развитие основ прослеживающих движений глазных яблок, регулятивной функции речи с помощью упражнений и вы­полнения инструкций.

Оборудование: мягкие игрушки; ширма.

Порядок действий. Игра «Айболит».

Взрослый (создает игровую ситуацию). К Айболиту приходят игрушки: зайка, кукла, крокодил. У зайки болят зубы. Зайка плачет. Как плачет зайка? (Взрослый побужда­ет ребенка произносить звук [о}.)

— Крокодил большой, он плачет громко. Как плачет крокодил?

— Зайка маленький, он тихо плачет. Покажи, как плачет зайка. Вариант. Игра «Зайка в комнате».

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие инст­рукции:

  • возьми зайку на ручки. Как он плачет? Пожалей его;

  • зайка выздоровел, запрыгнул на стул.

Затем взрослый за ширмой производит движения с зай­цем. Игрушки не видно, взрослый следит за направлением глаз ребенка и спрашивает:

— догадайся, откуда выпрыгнет зайчик?

Примечание. Отработка звука [о] продолжается на последу­ющих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, на­глядных средств (обруч, колесико, курочка).

Занятие 20

Цели: формирование умения произвольного произнесения звука [и], активизация ощущений; развитие слухового вни­мания.

Оборудование: мягкие игрушки; ширма.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку игрушеч­ную лошадку, объясняет, что лошадка говорит: и-и-и, предла­гает повторить этот звук. Затем ставит на стол уже знакомые игрушки (мишка, кукла, зайка), закрыв губы экраном, про­износит звук [у] и просит:

  • кто с тобой поздоровался, покажи;

  • как говорит лошадка?

Игрушки убираются за ширму, взрослый предлагает ре­бенку угадать, кто с ним поздоровался. Варианты

  1. Ребенок ощупывает игрушку за ширмой или под столом (не видя ее) и воспроизводит соответствующий звук (мишка — [у], зайка — [о], кукла с обмотанным горлышком — [а], ло­шадка — [и]).

  2. Игра «Лошадка» (упражнение в синхронности движе­ния и звукопроизношения). Взрослый предлагает поиграть в заводную лошадку, «заводит» ребенка, играющего ее роль, ключиком и тот произносит: и-и-и с одновременной ходьбой на месте. Можно предложить ребенку бег на месте.

Примечание. Отработка звука [у] продолжается на после­дующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, картинок.

Занятие 21

Цели: закрепление слухового образа звуков [а], [о], [у], [и]; уточнение слуховых образов звучащих игрушек; развитие так­тильного восприятия.

Оборудование: мягкие игрушки; музыкальные инструмен­ты; газеты.

Порядок действий. Игра «Кто как говорит». За ширму спрятаны знакомые ребенку игрушки. По звуку, произне­сенному взрослым, он догадывается, кто так говорит, и выби­рает соответствующую игрушку за ширмой (не видя ее).

Усложнение. Кто говорит [у]? Найди эту игрушку и поса­ди ее на стул.

Вариант. Перед ребенком на столе расположены в ряд му­зыкальные инструменты (дудочка, барабан, бубен, колоколь­чик). Взрослый предъявляет ему предмет, завернутый в газе­ту, и предлагает, ощупав его, не разворачивая, догадаться, какой это музыкальный инструмент, выбрав из ряда нуж­ный.

Примечание. Аналогичная работа проводится с игрушками (лошадка, зайка и др.). Угадывая, какая игрушка завернута в газету (или платок), ребенок воспроизводит соответствую­щее звукоподражание ([и], [о], [у], [а]).

Занятие 22

Цели: формирование фонематического анализа и синтеза на основе упражнений в дифференциации звуков [у], [а]; раз­витие тактильного восприятия.

Оборудование: мягкие игрушки; тактильные дорожки из различных материалов (объемной тесьмы, кусочков меха, кар­тонной полоски с накапанным воском или наклеенными об­ломками спичек).

Порядок действий. Перед ребенком на столе знакомые иг­рушки. Взрослый произносит звук [а] и просит ребенка выб­рать из предложенного ряда ту игрушку, которая так гово­рит.

Игра «По дорожке». Взрослый показывает ребенку две до­рожки: одна сделана из атласной ленты, другая — из наждачной бумаги. Ребенок, ощупав дорожки, должен догадаться, по какой дорожке пойдет маленькая куколка, а по какой — боль­шой мишка. Он проводит пальчиками по дорожке к мишке, произнося нужный звук.

Вариант. Взрослый предъявляет панно с перепутанными дорожками и просит: «Оотведи домой мишку и скажи, как он говорит».

К произнесенному взрослым звуку ребенок выбирает нуж­ную игрушку и ведет ее по дорожке, произнося соответствую­щий звук.

Примечание. Аналогичная работа проводится по дифферен­циации звуков [о], [и] с игрушками или картинками (зайка и лошадка).
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей