Варианты. Использование погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Постепенное увеличение расстояния между предметами.
Занятие 5Цели: определение
места звучащего предмета; развитие направленности слухового внимания.
Оборудование: колокольчик.
Порядок действий. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, тихо встает в стороне от него (справа, слева, впереди, сзади) и звонит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен рукой указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.
Занятие 6Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок.
Оборудование: барабан; колокольчик; погремушка; коробочка с мелкими предметами; ширма.
Порядок действий. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты и звучащие предметы — барабан, колокольчик, погремушка и звучащая коробочка. Взрослый знакомит ребенка с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Взрослый, демонстрируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку определить, какой звучит инструмент. Ребенок должен постучать по лежащему перед ним инструменту, т.е. барабану.
Занятие 7Цель: формирование основ слуховой дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: звуковые коробочки одинакового цвета и формы из небьющегося материала, с плотно закрывающейся крышкой с различными наполнителями.
Порядок действии. Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди двух-трех одинаковых по внешнему виду.
Вариант. Перед ребенком стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Постепенно наполнение коробочек становится более близким по звучанию.
Занятие 8Цели: знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Оборудование: барабан; дудочка; бубен; гармошка с мехами; губная гармошка; колокольчик.
Порядок действий. Взрослый поочередно показывает и называет два музыкальных инструмента, демонстрируя их звучание. Ребенок слушает звуки и рассматривает инструменты. Взрослый за
ширмой повторяет игру на разных инструментах, а ребенок по звуку угадывает, «чья песенка слышится».
Вариант. Постепенное увеличение количества музыкальных инструментов.
Затем взрослый показывает действие, а ребенок произносит слово
на или
дай в зависимости от движения.
Занятие 12Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.
Оборудование: яблоко; банан; апельсин.
Порядок действий. Перед ребенком на столе фрукты. Взрослый
предлагает ребенку попросить яблоко, произнося слово
дай, затем угостить бананом кого-нибудь, произнося слово
на.Занятие 13Цель: формирование ритмико-интонационной стороны речи, закрепление умения выделять слова
дай, на из речевого потока.
Оборудование: яблоко; конфета; печенье; разноцветные двусторонние кружки.
Порядок действий. Взрослый называет предметы и предлагает ребенку взять тот, который ему больше нравится, попросив: «Дай!»
Варианты
Игра «Дай соседу свой предмет» проводится с группой детей. У каждого ребенка своя игрушка (любой предмет). Взрослый предлагает им обменяться предметами, используя слова дай, на.
Детям раздают двусторонние разноцветные кружки (с одной стороны синий, с другой — красный). Взрослый предлагает детям поднять кружок красной стороной, если они услышат слово дай, и синей стороной — если услышат слово на.
Занятие 14Цель: различение голосов ближайшего окружения.
Порядок действий. Взрослый,
читая стихотворный текст, просит водящего ребенка угадать, кто поет песенку.
Поиграй-ка, Ваня, с нами, Выходи скорей вперед. И с закрытыми глазами Угадай, кто здесь поет!
Эту песенку свою Я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай. Кто я, ну-ка отгадай!
Занятие 15Цель: формирование регулятивной функции речи на основе упражнений в выполнении инструкций.
Оборудование: ложка; чашка; тарелка.
Порядок действий. Перед ребенком на столе три предмета: ложка, чашка, тарелка. Взрослый просит ребенка быть внимательным и правильно выполнять команды. Задания даются краткие и простые, произносятся четко.
Возьми ложку (стакан, тарелку).
Дай мне ложку (стакан, тарелку).
Дай Кате ложку (стакан, тарелку).
Занятие 16Цели: развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий; организация зрительного восприятия в заданном пространстве.
Оборудование: лист плотной бумаги.
Порядок действий. Взрослый побуждает ребенка найти заданные предметы в пространстве комнаты и назвать их.
Где шкаф? (Окно, стол, стул.)
Возьми книгу. Положи книгу на стол.
Найди мячик под столом.
Подойди к шкафу. Возьми из шкафа пирамидку. Варианты
После предварительного показа взрослый на глазах ребенка прячет предмет (книгу, фломастер), затем просит повернуться в сторону спрятанного предмета и найти его.
Взрослый предлагает найти спрятанный предмет в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).
Занятие 17Цели: развитие прослеживающих движений глаз; формирование произвольного произнесения звука [у].
Оборудование: мягкие игрушки.
Порядок действий. Взрослый показывает ребенку знакомые игрушки — мишку, собачку, кошку, производит с ними игровые действия, сопровождая их словами: «К тебе пришли в гости игрушки. Они здороваются с тобой. Кошечка здоровается
мяу, собачка —
ав, а мишка —
у-уу». Затем перемещает мишку за ширму и просит ребенка сказать, откуда выйдет мишка (движения игрушки определяются направлением маршрута передвижения).
Изменения траектории движения позволяют формировать прослеживающие движения глазных яблок, которые необходимы для зрительного восприятия.
Вариант. В гости к малышу «приходят» двое мишек. Их располагают по правую и левую сторону ширмы и по очереди ♦зовут» малыша. Он
поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».
Занятие 18Цели: формирование произвольного произнесения звука [а]; развитие слухового внимания.
Оборудование: кукла; мягкие игрушки; платок.
Порядок действий. Взрослый предлагает поиграть в
игру «У куклы болит горло». Он обматывает горлышко куклы платочком и говорит:
у куклы Маши заболело горлышко. Надо показать его доктору. Как кукла покажет горлышко? Какой звук мы услышим? ([а]);
произнеси тихо (громко) звук [а].
Вариант. Игра «Больные звери» (проводится с группой детей). У каждого ребенка в руках игрушка (мишка, кошка, собачка)и платок.
Взрослый. Вы врачи. К вам пришли больные звери — у каждого болит горлышко. Обмотайте горлышко больного зверя платочком. Звери показывают больное горло врачу. Как они это делают? Скажите громко (тихо).
Затем дети меняются игрушками и повторяют игровые действия.
Примечание. Отработка звука [а] продолжается на последующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек.
Занятие 19Цели: формирование произвольного произнесения звука [о]; развитие основ прослеживающих движений глазных яблок, регулятивной функции речи с помощью упражнений и выполнения инструкций.
Оборудование: мягкие игрушки; ширма.
Порядок действий. Игра «Айболит».Взрослый
(создает игровую ситуацию). К Айболиту приходят игрушки: зайка, кукла, крокодил. У зайки болят зубы. Зайка плачет. Как плачет зайка?
(Взрослый побуждает ребенка произносить звук [о}.)— Крокодил большой, он плачет громко. Как плачет крокодил?
— Зайка маленький, он тихо плачет. Покажи, как плачет зайка.
Вариант. Игра «Зайка в комнате».Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие инструкции:
возьми зайку на ручки. Как он плачет? Пожалей его;
зайка выздоровел, запрыгнул на стул.
Затем взрослый за ширмой производит движения с зайцем. Игрушки не видно, взрослый следит за направлением глаз ребенка и спрашивает:
— догадайся, откуда выпрыгнет зайчик?
Примечание. Отработка звука [о] продолжается на последующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, наглядных средств (обруч, колесико, курочка).
Занятие 20Цели: формирование умения произвольного произнесения звука [и], активизация ощущений; развитие слухового внимания.
Оборудование: мягкие игрушки; ширма.
Порядок действий. Взрослый показывает ребенку игрушечную лошадку, объясняет, что лошадка говорит:
и-и-и, предлагает повторить этот звук. Затем ставит на стол уже знакомые игрушки (мишка, кукла, зайка), закрыв губы экраном, произносит звук [у] и просит:
кто с тобой поздоровался, покажи;
как говорит лошадка?
Игрушки убираются за ширму, взрослый предлагает ребенку угадать, кто с ним поздоровался.
Варианты
Ребенок ощупывает игрушку за ширмой или под столом (не видя ее) и воспроизводит соответствующий звук (мишка — [у], зайка — [о], кукла с обмотанным горлышком — [а], лошадка — [и]).
Игра «Лошадка» (упражнение в синхронности движения и звукопроизношения). Взрослый предлагает поиграть в заводную лошадку, «заводит» ребенка, играющего ее роль, ключиком и тот произносит: и-и-и с одновременной ходьбой на месте. Можно предложить ребенку бег на месте.
Примечание. Отработка звука [у] продолжается на последующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, картинок.
Занятие 21Цели: закрепление слухового образа звуков [а], [о], [у], [и]; уточнение слуховых образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия.
Оборудование: мягкие игрушки; музыкальные инструменты; газеты.
Порядок действий. Игра «Кто как говорит». За ширму спрятаны знакомые ребенку игрушки. По звуку, произнесенному взрослым, он догадывается, кто так говорит, и выбирает соответствующую игрушку за ширмой (не видя ее).
Усложнение. Кто говорит [у]? Найди эту игрушку и посади ее на стул.
Вариант. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты (дудочка, барабан, бубен, колокольчик).
Взрослый предъявляет ему предмет, завернутый в газету, и предлагает, ощупав его, не разворачивая, догадаться, какой это музыкальный инструмент, выбрав из ряда нужный.
Примечание. Аналогичная работа проводится с игрушками (лошадка, зайка и др.). Угадывая, какая игрушка завернута в газету (или платок), ребенок воспроизводит соответствующее звукоподражание ([и], [о], [у], [а]).
Занятие 22Цели: формирование фонематического анализа и синтеза на основе упражнений в дифференциации звуков [у], [а]; развитие тактильного восприятия.
Оборудование: мягкие игрушки; тактильные дорожки из различных материалов (объемной тесьмы, кусочков меха, картонной полоски с накапанным воском или наклеенными обломками спичек).
Порядок действий. Перед ребенком на столе знакомые игрушки. Взрослый произносит звук [а] и просит ребенка выбрать из предложенного ряда ту игрушку, которая так говорит.
Игра «По дорожке». Взрослый показывает ребенку две дорожки: одна сделана из атласной ленты, другая — из наждачной бумаги. Ребенок, ощупав дорожки, должен догадаться, по какой дорожке пойдет маленькая куколка, а по какой — большой мишка. Он проводит пальчиками по дорожке к мишке, произнося нужный звук.
Вариант. Взрослый предъявляет панно с перепутанными дорожками и просит: «Оотведи домой мишку и скажи, как он говорит».
К произнесенному взрослым звуку ребенок выбирает нужную игрушку и ведет ее по дорожке, произнося соответствующий звук.
Примечание. Аналогичная работа проводится по дифференциации звуков [о], [и] с игрушками или картинками (зайка и лошадка).
перейти в каталог файлов