• Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Указания по организации занятий
Помните о главной направленности проводимого занятия, чаще повторяйте упражнения в течение дня.
Приготовьте необходимые игрушки, картинки, аксессуары, музыкальные инструменты, магнитофон.
Используйте различные формы поддержки ребенка — улыбку, поглаживание, обнимание.
Всегда положительно реагируйте на желание ребенка общаться.
Побуждайте ребенка подражать вам.
Двигательные нарушения могут ограничивать возможности ребенка принимать участие в игре; вовлекайте его в игру, насколько это возможно.
Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.
Творчески подходите к использованию игр, сделайте занятия веселыми и увлекательными.
Занятие 28Цель: формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей.
Оборудование: игрушки или мелкие предметы; корзинка или большая коробка; бубен; барабан; фонарик; книга из твердой бумаги (картона).
Порядок действий. Игра «Игрушки в корзинке». Взрослый предлагает раскидать на пол (ковер) игрушки или мелкие предметы, бирюльки из корзинки (коробки) на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания
бух или
бом. После того как все игрушки раскиданы на полу, на каждый удар бубна ребенок кладет игрушку обратно в корзинку.
Варианты
Ребенку предлагается перелистывать книгу из твердой бумаги на каждый удар бубна или барабана.
Включая и выключая фонарик, взрослый предлагает ребенку действовать по световому сигналу.
Занятие 29
Цели: знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию.
Оборудование: две мягкие игрушки; барабан.
Порядок действий. Игра «Два зайца». Взрослый показывает две игрушки — большого и маленького зайца. Большой заяц стучит в барабан громко, маленький — тихо. Затем, убрав игрушки за ширму, взрослый предлагает угадать, какой заяц стучит в барабан — большой или маленький?
Варианты
Взрослый предлагает ребенку постучать так, как стучит большой (маленький) заяц.
Взрослый говорит: «Если барабан звучит громко, подними руки вверх, если тихо — разведи руки в стороны».
Занятие 30Цели: закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков (громко — тихо); формирование навыка скоординированных движений.
Оборудование: флажки; барабан (бубен).
Порядок действий. Игра «Громко — тихо». Взрослый дает задания.
Подними флажки вверх, когда бубен зазвучит громко;
Разведи руки с флажками в стороны, когда бубен будет звучать тихо.
Рекомендуется чередовать громкое и тихое звучание бубна не более 4—6 раз.
Варианты
Использование других музыкальных инструментов, вместо флажков — маленькие мячики.
Изменение движения ребенка.
Занятие 31
Цели: закрепление представлений о различной силе неречевых звуков в действиях детей; развитие скоординированных движений.
Оборудование: барабан; флажки; платочки.
Порядок действий. Взрослый дает задания. — Послушай звук барабана, который будет звучать по-разному: очень громко, тихо (интонационно сопровождая произнесение слов нужной силой голоса), и подбери кружки нужного размера (очень большой, большой, маленький) к его звукам.
— Послушай и
подними руки вверх, когда прозвучит очень громкий звук барабана, руки в сторону — под громкий звук, опусти руки — под тихий звук.
Варианты1. Под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий —
шагает на месте, под очень громкий — бежит на месте.
2. Действия с флажками, платочками.
Занятие 32
Цели: формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребенка повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.
Оборудование: магнитофон.
Порядок действий. Игра «Три медведя» (проводится с группой детей). Взрослый демонстрирует сюжет сказки «Три медведя» с целью активизации характеристик героев (предварительно сказка рассказана воспитателем или родителями) и дает задания.
Вспомните, каким голосом говорили Михайло Потапович, Анастасия Петровна, Мишутка?
Угадайте, кому принадлежит голос, и подберите картинку (взрослый за экраном произносит фразы из сказки разными голосами героев).
Сложи разрезную картинку героя (2—4 части). Скажи его голосом, чтобы другие дети могли отгадать, кто изображен у тебя на картинке.
Варианты1. Использование трех и более игрушек, различных по раз-
меру (корова, собака, кошка, мышка).
2. Прослушивание сказки в аудиозаписи.
Занятие 33
Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний
а, у, о, и различной громкости.
Оборудование: магнитофон; предметные картинки.
Порядок действий. Взрослый дает задания.
— Посмотри на картинку и послушай звук на магнитофоне: большой самолет — звук [у] — громкий;
маленький самолет — [у] — тихий; большая кукла — [а] — громкий; маленькая кукла — [а] — тихий; большой заяц — [о] — громкий; маленький заяц — [о] — тихий; большая лошадка — [и] — громкий; маленькая лошадка — [и] — тихий.
Повтори, как гудит большой (маленький) самолет, как плачет маленькая (большая) кукла и т.д.
Разбери перемешанные картинки по парам и озвучь их.
Выбери из предложенных картинок только те, чьи голоса звучат громко (тихо).
Взрослый следит за тем, чтобы ребенок соблюдал соответствующую картинке силу голоса.
Занятие 34Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений в дифференциации слов-звукоподражаний
а, у.Оборудование: ширма; мягкие игрушки; магнитофон; мешочек с мелкими игрушками.
Порядок действий. Игра «У нас в гостях». Взрослый дает задания.
Послушай, как говорят наши гости, которые спрятались за ширму; догадайся, сколько их — один, два или много? (Взрослый произносита-а а — за куклу, бегемота, у-у-у — за мишку, волка.) Позови того, кого ты хочешь пригласить к себе в гости, таким же звуком;
Послушай магнитофонную запись и расставь игрушки в том порядке, в каком звучали их голоса:
у-а — волк, кукла;
а-у-а — бегемот, мишка, кукла;
у-у-а-а — волк, мишка, кукла, бегемот.
— Поднимай вверх ту игрушку, чей голос ты услышишь (взрослый по очереди произносит
а, о, у в разной последовательности, закрыв губы экраном).
Варианты
Игра «Чудесный мешочек». Подбери звук к той игрушке, которую ты возьмешь из мешочка (использовать мелкие игрушки).
Игра «Кто ушел?». Взрослый кладет перед ребенком три игрушки (самолет, волк, кукла) и говорит:
Занятие 38
Цель: дать представление о коммуникативных вариантах общения при помощи различных звукосочетаний на примере
ау-уа.Оборудование: картинки; колокольчик.
Порядок действий. Взрослый, показывая ребенку картинку «Дети в лесу», говорит:
дети заблудились в лесу. Как они зовут на помощь? Позови громко (тихо);
а вот на картинке малыш в коляске, он зовет маму: уа. Позови маму, как малыш, тихо (громко).
Затем взрослый переворачивает картинки и предлагает ребенку:
выбери любую картинку и озвучь ее;
послушай и запомни, какие звуки прозвучат в конце стихотворения, повтори их:
уа — наш малыш кричит с утра:
уа, уа, уа!ау — заблудились мы в лесу, закричали все
ау\Вариант. Упражнение на проговаривание звукосочетаний со сменой движения.
Взрослый. Пока я тихо звоню в колокольчик, повторяй попеременно слова
ау — уа.Усложнение. Звукосочетания
ау и
уа проговариваются с одновременным отхлопыванием ладошками на звук [а]:
ау-уааууа-ау-уа.Занятие 39
Цель: развитие фонематического анализа на основе узнавания и различения звука [у].
Оборудование: флажок; магнитофон.
Порядок действий. Игра «Будь внимательным!». Взрослый дает задания.
— Слушай меня внимательно и постарайся «поймать» звук [у], хлопнув в ладоши:
а, у, и, у, о, и, у, а, у.— Подними вверх флажок, когда услышишь звук [у] в магнитофонной записи.
Варианты1. Взрослый произносит звуки, закрыв губы экраном.
2.
Ребенок сидит спиной к взрослому, который просит его произнести ряд звуков, и спрятать среди них звук [у], сказав его тихо.
Примечание. Аналогичные занятия по узнаванию и различению проводятся со звуками [а], [и], [о].
Занятие 40
Цель: развитие ассоциативных связей на основе упражнений в скоординированной работе речедвигательного и зрительного анализаторов.
Оборудование: кружки синего, зеленого и красного цвета; мозаика.
Порядок действий. Упражнение на соотнесение. Взрослый дает задания.
Послушай и запомни цепочку гласных звуков — [а], [о], [У]-
Повтори их в этой же последовательности.
Запомни цвет каждого кружка: [а] — синий, [и] — зеленый, [о] — красный.
Назови звук по цвету.
Вариант. Игра «Запомни звуки». Взрослый произносит цепочку гласных звуков, выкладывая перед ребенком разноцветную мозаику. Каждый звук соотносится с определенным цветом: [а] — синий, [и] — зеленый, [о] — красный. Затем просит ребенка повторить звуки в той же последовательности, нажимая на каждую мозаику, обращая его внимание на то, что цвет мозаик разный и звуки различные.
Усложнение. Вначале взрослый, произнося звуки, четко артикулирует. Затем закрывает губы экраном или произносит звуки, стоя за спиной ребенка.
Примечание. Вместо мозаики на дальнейших занятиях можно использовать различные геометрические фигуры, счетные палочки, природный материал — листья, шишки и др.
Занятие 41
Цели: обогащение лексического запаса новыми звукоподражаниями
би, бом, бай-бай, бобо; развитие слухового внимания.
Оборудование: картинки; счетные палочки.
Порядок действий. Упражнение в соотнесении звукоподражания с картинкой. Взрослый раскладывает серию картинок (барабан, машина, девочка спит, мальчик болеет), предлагая ребенку озвучить их.
Как гудит машина? (Би-би.)
Как звучит барабан? (Бом-бом.)
Как баюкаем девочку? (Бай-бай.)
— У мальчика горлышко болит.
(Бобо.) Примечание. Если ребенок затрудняется в подборе слов-заместителей, взрослый дает образец звукоподражания.
Варианты
Картинки перемешивают, одну прячут (затем две). Взрослый спрашивает, каких картинок нет. Ребенок произносит соответствующее звукоподражание.
Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты.
Взрослый, читая стихотворный текст, просит ребенка показать соответствующую картинку и произнести звукоподражание 2 раза:
С барабаном мы идем, Громко песенки поем: Бом-бом, бом-бом!
«Не поеду без бензина», — Гудит машина: Би-би, би-би! Маша-Маша, засыпай, Бай-бай, бай-бай!
Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит», Бо-бо, бо-бо!
3. Упражнение на развитие слухового внимания. Взрослый просит:
просигналь, как машина один раз, и положи одну палочку на стол (би);
просигналь много раз и положи много палочек (биби-би-би-би );
просигналь столько раз, сколько перед тобой палочек (один раз — много).
Примечание. Аналогичная работа проводится со звукоподражаниями
бом, бай, бо.Занятие 42
Цель: развитие межанализаторных связей на основе упражнений в скоординированной работе речеслухового, двигательного и зрительного анализаторов.
Оборудование: бубен; барабан.
Порядок действий. Игра «Кулак — ладонь». Взрослый предлагает ребенку:
сжимать пальцы в кулак; разжимая кулак, класть ладони на стол;
когда удары бубна будут убыстряться, убыстрять свои движения, если удары замедлятся, то движения должны быть медленными и плавными.
Варианты
Использование барабана, звуковой коробочки, погремушки за ширмой.
Изменение действий ребенка:
пальцы сжаты в кулак — разжаты;
движения головой попеременно вправо-влево.
3.
Игра «Быстро — медленно» (проводится с группой
детей).
Дети ходят по комнате под удары барабана в любом направлении, меняя темп движений в зависимости от ритмичности ударов.
Занятие 43
Цель: развитие ритмично-интонационной стороны речи.
Оборудование: магнитофон; мозаика.
Порядок действий. 1. Упражнение на развитие слухового и тактильного восприятия. Взрослый, выкладывая сплошную дорожку из деталей мозаики, произнося звукоподражание (слог) и нажимая пальцем на каждую, просит:
слушай внимательно и нажимай также пальчиком на мозаику;
повтори этот ряд громко (тихо);
а теперь мы запишем на магнитофон, как ты озвучиваешь эту дорожку: бибибибибибиби;
2. Упражнение на усвоение нового ритмического рисунка.
Взрослый выкладывает синкопированную дорожку из мозаики (с пропуском через одну) и произносит слог, нажимая пальцем на деталь мозаики, молчит, нажимая на пропуск:
би-би-би-би-би; — повтори так же, и мы запишем на магнитофон, как ты озвучиваешь эту дорожку.
Вариант. Упражнение на уточнение и соотнесение слуховых образов ритмических дорожек. Взрослый просит послушать магнитофон и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Ребенок выбирает сплошную или синкопированную дорожку.
Усложнение. Постепенно ритмичность чередования мозаики усложняется:
бибибиби-бибибиби.Занятие 44
Цель: развитие скоординированных действий ритмико-интонационной и двигательной активности ребенка.
Оборудование: магнитофон; набор кружочков; мозаика; полоски бумаги.
Порядок действий. 1. Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков. Взрослый, показывая ребенку карточку-табличку с изображенными на ней кружками, просит:
посмотри, послушай и запомни, как нужно говорить по этой схеме. Если два кружочка нарисованы рядом, хлопать нужно 2 раза подряд; если между кружочками пусто, нужно молчать, соблюдая паузу;
отхлопай ритмический рисунок;
послушай, как это прозвучит на магнитофоне:
2 хлопка — пауза; 1 хлопок — пауза; 2 хлопка.
2. Упражнение на выкладывание схемы ритма. Взрослый предлагает ребенку набор кружочков (или мозаик) одного цвета и просит:
— внимательно слушай и выложи из своих кружочков на полоску бумаги тот ритм, который я отхлопаю. Например, 2 хлопка — пауза; 2 хлопка — пауза; 1 хлопок.
Ребенок соответственно выкладывает: ОО ОО О
Примечание. Вместо кружков можно использовать различные геометрические фигуры, счетные палочки, пуговицы и др.
Вариант. Упражнение на дифференциацию ритмических рисунков. Взрослый дает ребенку две карточки-таблички с ритмическими рисунками и предлагает:
—
послушай диктофон внимательно и догадайся, ритмический рисунок какой карточки звучит. Подними эту карточку вверх.
Занятие 45
Цель: отработка навыка скоординированных действий ре-чеслухового и двигательного анализаторов.
Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; магнитофон; мозаика; картинки.
Порядок действий. Упражнение на соотнесение графических схем и ритмических цепочек.
Взрослый дает ребенку карточку-табличку со схемой ритма и предлагает:
произнеси слово бом, ориентируясь на схему. Затем дает ребенку 2—3 карточки-схемы и просит:
послушай магнитофон и подбери нужную карточку;
выбери из предложенных карточек одну и отхлопай ее так, чтобы я догадалась, что ты выбрал.
Варианты. Взрослый дает задания.
Придумай и выложи из фишек (мозаики) свою схему ритма.
Выбери любую картинку (картинки перевернуты — барабан, машина, мальчик болеет, девочка спит ... и т.д.), и скажи звукоподражание по своей схеме. Примечание. В дальнейшем ребенок учится воспроизводить
заданный ритмический рисунок отстукиванием кулаком по столу, на барабане, звуком колокольчика, отстукиванием мяча об пол. Схема ритма постепенно усложняется. Например:
биби — пауза;
би-би-би — пауза;
би пауза;
би-би. Занятие 46
Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений на узнавание и различение звукоподражательных слов
ав, фу.Оборудование: большая и маленькая игрушечные собачки.
Порядок действий. 1.
Игра «Собачка». Взрослый, показывая ребенку игрушечную собачку, предлагает послушать, как она лает:
ав-ав-ав! Ребенок вместе со взрослым, а затем самостоятельно повторяет, как лает собачка. Затем взрослый ставит на стол пустую коробку, «подводит» собачку к коробке, та «пытается залезть» в нее. Взрослый, грозя собачке пальцем, строго говорит:
«фффу. ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается залезть» в коробку, ребенок самостоятельно повторяет запрет:
ффу. ффу-Затем взрослый спрашивает:
как лает собачка?
как мы говорим собачке «нельзя»?
2. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса. Взрослый показывает большую и маленькую игрушечные собачки и объясняет:
— маленькая собачка лает тихо:
ав-ав, большая — громко. Маленькой собачке говорим:
«ффу, нельзя!» тихим голосом, а как скажем это большой собачке?
— как лает маленькая (большая) собачка?
— как скажем «нельзя» маленькой (большой) собачке?
Варианты1. Когда услышишь, как лает маленькая собачка, подними
ее вверх, а когда будет лаять большая собачка, посади ее на
стульчик.
2. Когда услышишь
фу — хлопни в ладоши.
Взрослый произносит цепочку слогов:
ма, му, би. фу (хло-
пок),
ав, ам, фу (хлопок) и т.д.
Занятие 47
Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражаний
му. мяу.Оборудование: картинки; кусочки меха и кожи; блюдце с молоком; травка.
Порядок действий. 1. Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинками.
Взрослый показывает две картинки (кошку и корову) и спрашивает:
как говорит кошка? корова? спрячь кошечку (ребенок закрывает ладошкой картинку с указанным изображением);
кого нет? как она говорит? (Прячет одну из картинок.)
2. Упражнение на развитие тактильного восприятия. Взрослый показывает кусочки меха и кожи и спрашивает:
— потрогай кусочки и определи, чья это шкурка? Как говорит это животное?
Взрослый показывает блюдце с молоком и травку:
чья это пища?
как говорит это животное?
— выбери предметы, которые относятся к корове (кожа, травка).
Варианты1. Упражнение на включение слов в тексты с использова-
нием двигательных опор.
Взрослый просит.
Я покажу два движения, а ты догадайся, кто как ходит:
мяу — попеременно поглаживает руками по поверхности стола;
му — попеременно руками, сжатыми в кулаки, стучит по столу;
покажи, как ходит кошечка (корова);
какими маленькими словами пользуются эти животные?
2. Отработанные звукоподражания включаются в стихо-
творные и повествовательные тексты с одновременными дви-
жениями рук.
«Му-му!» (движение) Молока кому?
Ой, бычок, ты, бычок
Золотистый бочок.
Не бодайся, не мычи,
Ты иди, не топочи!
Му-му! Му-му! (движения)
Сидит на окошке
Маленькая кошка:
Мяу-мяу! Мяу-мяу! (движение)
«Мяу-мяу!» (движение)
Кот пищит:
«У меня живот болит!»
Взрослый дает задания.
— Жила-была корова. Она говорила...
(ребенок отвечает). К ней пришла кошечка и сказала ... . Корова с пей поздоровалась .... Кошечка попросила у коровы молока ....
Занятие 48
Цель: развитие слухового внимания и ритмико-интонаци-онной стороны речи.
Оборудование: кусочки меха и кожи; две щетки с мягким и жестким ворсом.
Порядок действий. Упражнение в уточнении слуховых образов слогов.
Взрослый произносит цепочку из трех слогов и предлагает ребенку повторить их в той же последовательности:
ма-му-мо ми-маму мо-ми-ма Варианты1. Упражнение в фонематическом анализе. Взрослый про-
сит:
как только ты услышишь, как мычит корова (му), «поймай» слог, т.е. хлопни в ладоши: ма му (хлопок) — мо-ма-му (хлопок) — мимо;
когда услышишь голос коровы, подними вверх кусочек кожи, голос кошечки — кусочек меха.
2. Упражнение в слуховой дифференциации слов
му—мяу. Взрослый дает задания.
— Когда услышишь, как говорит кошечка, подними руки вверх, как говорит корова — руки в стороны.
Ма-ам-му (руки в стороны),
ми-мяу (руки вверх).
Усложнение. Взрослый закрывает губы экраном и предлагает ребенку:
— когда услышишь голос коровы, подними вверх кусочек кожи, голос кошечки — кусочек меха.
Упражнение на смену темпа:
— скажи
ма-ма-ма быстро, хлопая по мягкой щеточке,
му-му-му — медленно, хлопая по жесткой щетке.
Занятие 49
Цель: формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов
оп, пи, пу. Оборудование: игрушки; картинки.
Порядок действий. Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинкой. Взрослый последовательно предъявляет ребенку картинки (игрушки) и дает образец звукоподражания: мышка —
пи-пи-пи, пистолет —
пупу, мяч —
оп-оп. Затем задает вопросы.
Покажи, что стреляет? Как?
Как прыгает мяч?
Как пищат мышки? Просит:
— проводи пальчики к мышке (мячику, пистолету). Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке.
Вариант. Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты с адекватным имитирующим действием.
Взрослый просит.
Я покажу движения, а ты догадайся, кому они принадлежат и подними вверх соответствующую картинку:
пу — пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед;
оп — движения раскрытой ладонью сверху вниз (как прыгает мячик);
пи-пи — руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.
Взрослый спрашивает.
Как стреляет пистолет?
Как прыгает мячик?
Как пищат мышки? Просит:
произнеси нужное слово и покажи нужное движение.
Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат:
пи-пи-пи\Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»
Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? «Оп-оп, оп-оп!»
Занятие 50
Цели: формирование понятия об ударном звуке (слоге); выделение ударного звука (слога) из ряда (на материале изученных звукоподражаний); развитие точности и силы двигательных кинестезии.
Оборудование: таблички с изображением схемы ритма; различные по ворсу щетки.
Порядок действии. Взрослый, произнося цепочку звуков, ударный интонирует (произносит с большой силой и длительностью), обращая на это внимание ребенка. Затем просит его назвать ударный (самый громкий) звук в предлагаемой цепочке.
Примечание. Вначале используются цепочки, состоящие из двух-трех звуков, затем количество звуков, а потом и слогов, увеличивается. Ребенок длительно и протяжно произносит ударный звук.
Пример звуковых и слоговых цепочек (ударный выделен прописной буквой) по мере усложнения:
а)аУ б)аОу в) а о У и
Ои Уиа иОау
Иа иаО Уиао
г) ма-МО-му д) ба-бо-БУ-би е) ба-МА-фа
МУ-ма-ми БИ-ба-бо-бу фа-ма-БА
ми-му-МА бу-БА-би-бо ФА-ба-ма
и-бу-ба-БО ба-ма-ФА
ж) ба-ма-ФА-па па-БА-ма-фа БА-фа-па-ма фа-па-ба-МА
Варианты1. Упражнение на развитие слухового внимания (с опорой
на тактильное восприятие).
Взрослый показывает ребенку карточку-табличку с изображением схемы ритма, на которой ударный звук (слог) обозначен большим по размеру кружочком, и предлагает: — слушай внимательно и повтори слоги с одновременным отстукиванием:
мама МА мама, оо О оооо
2. Выделение ударного звука (слога) с использованием
различных по ворсу щеток (ударный слог — жесткая щетка).
геоенок расставляет щетки соответственно звучанию цепочки:
ма (мягкая щетка); МА (жесткая щетка); ма (мягкая щетка).
Занятие 51
Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражательных слов
мэ, бэ.Оборудование: картинки; магнитофон.
Порядок действии. Игра «Баран и козочка». Взрослый последовательно показывает ребенку картинки с изображениями барана и козочки и дает образцы звукоподражания:
бээ-э, мэ-ээ. Затем задает вопросы.
Как говорит баран?
Как говорит козочка?
Обращает внимание на то, что у них есть рога:
у барана вот такие (производит круговые движения рука ми, сжатыми в кулаки, вокруг ушей);
у козочки вот такие (указательные пальцы обеих рук подняты над головой ).
Ребенок повторяет действия взрослого, а затем самостоятельно воспроизводит звукоподражание в сочетании с движениями рук к предложенной картинке.
Варианты1. Упражнение на закрепление звуковых образов слов
бз-мэ.Взрослый предлагает:
— послушай магнитофон и подними вверх ту картинку, голос какого животного будет звучать:
бэ-мэ-мэбэ-бэ.2. Ритмико-интонационные упражнения:
— послушай внимательно и повтори так же, выделяя ударное слово голосом и сопровождая каждое произнесенное слово движениями рук:
бэ-бэ-БЭ; МЭ-бэ-бэ; БЭ-мэ-мэ; бэ-МЭ-мэ.
Усложнение. Ребенок повторяет цепочку слов после прослушивания магнитофонной записи.
Занятие 52
Цель: развитие восприятия артикуляционных укладов гласных звуков [а], [у], [о], [и], [э] на основе зрительно-кинестетических ощущений.
Оборудование: магнитофон.
Порядок действий. Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.
Взрослый предлагает:
— послушай магнитофон и повтори звуки в такой же последовательности :
а у и: о э а;э и а.Затем взрослый демонстрирует движения, соответствующие каждому из звуков.
[а] — Исходное положение (И.п.) — руки впереди, вытянуты, ладони вверх. Произнося длительно звук
а-а-а, руки разведи в стороны (движение по интенсивности — слабое).
[о] — И.п. — руки внизу, округло соединены. Произнося
о-о-о, руки через стороны подними вверх и округло соедини над головой (движение по интенсивности — слабое).
[у] — И.п. — руки перед грудью, сжаты в кулаки. Произнося
у-у-у, руки вытяни вперед (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).
[и] — И.п. — движения такие же, как в упражнении на звук [у]. Произнося
и-и-и, сначала руки в стороны, затем заведи их слегка назад с одновременным приподниманием на носки (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).
[э] — И.п. — руки вытянуты вперед, ладони вверх. Произнося
ээ-э, руки разведи, кисти рук
слегка подними вверх и опусти на плечи, локти тоже чуть опусти (движение по интенсивности — без мышечного напряжения).
Взрослый просит:
называй звук на движение, которое я покажу;
покажи движение, которое относится к звуку [о] ([а], [у],
[и], [э]);
— повтори звук, записанный на магнитофон, с одновременными движениями руками.
Варианты. Игра «Угадай, кто так говорит?». Взрослый воспроизводит двигательные коды, соответствующие звукоподражанию «ау», и просит ребенка:
— догадайся, кто так говорит, и назови это звукоподражание
( у а, иа).Занятие 53
Цель: развитие восприятия артикуляционных укладов звуков [м], [ф], [в], [п], [б] на основе развития зрительно-кинестетических ощущений.
Оборудование: магнитофон.
Порядок действий. По приведенной в предыдущем занятии схеме отрабатываются указанные выше звуки, которые оформляются в следующие движения.
[м] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти разведены в разные стороны, тыльная сторона кистей направлена на щеки. Произнося
м-м-м, руки вытяни вперед (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).
[ф] — И.п. — руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, ладони сжаты в кулаки перед грудью. Произнося
ф-ф-ф, руки отведи назад, не разгибая локтей (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).
[в] — И.п. —пальцы рук подняты ко рту. Поочередно отведи их плавным движением руки при одновременном произнесении
в-вв (движение по интенсивности — слегка напряженное).
[п] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, ладони на уровне груди, повернуты к себе. Произнося
пп-п, встряхни кистями рук (движение по интенсивности — слабое).
[б] — И.п. — движения такие же, как при произнесении
п-п-п. При произнесении
б-б-б встряхни кистями рук, одновременно наклоняя туловище вперед (движение по интенсивности — слабое).
Усложнение. Без интервала в движении и произношении переходить на звук
а-а-а, выполняя движение, соответствующее произнесению этого звука, получая, таким образом, слог
м-м-аа.Занятие 54
Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов.
Оборудование: магнитофон.
Порядок действий. Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.
Взрослый, произнося цепочку звуков (начиная с трех гласных), предлагает повторить
ее: а у и длительно и протяжно. Затем просит:
послушай, как прозвучат эти звуки на магнитофоне;
повтори звуки в той же последовательности;
какой звук был первый? (2-й, 3-й);
повтори цепочку звуков еще раз;
назови только 2-й звук.
При работе со знакомыми согласными [м], [ф], [в], [п], [б] звуки произносятся четко, с несколько утрированной артикуляцией без призвука [э] (не
ЭМ,не
МЭ1):м п б;б п ф:в м б.Усложнения
Постепенно количество звуков в ряду увеличивается.
Звуки повторяются с движениями рук (см. занятия 52—
53).
Примечание. Формирование речедвигательного и речеслу-хового образа изолированных звуков проводится в конце второго этапа в связи с особенностями развития детей с неврологическими нарушениями.
Развитие ассоциативных связей и сенсомоторики
Задачи
Совершенствование слухового и зрительного внимания, слу-хоречевой памяти.
Развитие артикуляционной моторики и чувства ритма.
Зрительно-кинестетических ощущений.
Слухового внимания с подключением предметных и графических визуальных опор (символами и схемами).
Формирование умения делить слова на части с опорой на вспомогательные средства.
Закрепление ритмико-интонационных параметров слова и понятия об ударном слоге.
Уточнение представлений об изученных звуках, их акустических, артикуляционных и произносительных признаках.
Формирование звукового анализа слога с опорой на зрительное восприятие.
Определение позиции звука в слове (в начале, середине, конце слова) на слух и при самостоятельном произношении.
Совершенствование звукослогового анализа слов, слухового внимания и памяти.
Указания по организации занятий
Помните о главной направленности проводимого занятия.
Приготовьте необходимые игрушки, картинки, аксессуары, музыкальные инструменты, магнитофон.
Систематически и целенаправленно расширяйте чувственный опыт ребенка.
Регулярно создавайте проблемные ситуации в повседневной жизни.
Задавайте ребенку вопросы, вовлекайте его в активный диалог.
Поощряйте речевую и коммуникативную активность ребенка.
Создавайте условия для непроизвольного употребления слова, содержащего заданный звук.
Помните о том, что допускается использование «аналога» звука, не совпадающего полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но четко противопоставленного всем остальным звукам.
Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.
Занятие 55
Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т] (звукоподражательных слов, имитирующих неречевые комплексы звуков).
Оборудование: картинки; магнитофон; большой и маленький кружки.
Порядок действий. Упражнение на развитие слухового внимания. Взрослый последовательно показывает ребенку картинки и называет их (поезд, часы, молоток). Потом произносит звукоподражания, сопровождая их имитационными движениями:
тук-тук —
движения кулаком сверху вниз;
туту— руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед-назад;
тик-так — руки на бедрах, наклоны туловищем в стороны (или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу).
Затем взрослый просит ребенка поднять вверх тот предмет (картинку), звук которого он услышал:
— скажи, как звучат часы, как гудит поезд, как стучит молоток, а мы запишем тебя на магнитофон.
Варианты1. Упражнение на соотнесение ритмического рисунка сти-
хов, текста с ритмом движения.
Взрослый побуждает ребенка произнести нужное слово и показать соответствующее ему движение.
Туту— вот поезд наш едет, колеса стучат:
Туту,туту,туту!А в поезде этом ребята сидят:
Туту,туту,туту.Тук-тук — строим, строим новый дом:
Тук-тук — молотком.
Тик-так — наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.2. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.
Взрослый спрашивает:
— как будут тикать большие часы? маленькие? (Интонационно выделяет слова
большие, маленькие.);— большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит
тик-так в замедленном темпе), а маленькие часики тикают быстро (произносит
тик так в ускоренном темпе).
Усложнение. Ребенок после прослушивания магнитофонной записи должен догадаться, какие часы тикают — большие или маленькие. Если большие, должен взять в руки большой кружок.
Занятие 56
Цель: развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы (звукообразные слова) со звуком [д] (с двигательными опорами).
Оборудование: дудочки разного размера; полоски бумаги; геометрические фигуры.
Порядок действий. 1.
Игра «Забьем гвоздь молотком». Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук
д-д-д, звонко, но без крика. Звук не должен произноситься вместе с гласными, т.е. не
дэ, не
да.2. Игра «Дудочка». Взрослый показывает ребенку дудочку, дает образец звукоподражания и читает стихотворный текст, побуждая ребенка к проговариванию звукоподражания и имитированию игры на дудочке.
Ду-ду-ду. ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду. А я дудочку нашла И Ванюше отдала.
Вариант. Упражнения на развитие чувства ритма. Взрослый просит ребенка:
— положи на полоску бумаги столько кружочков, сколько раз ты услышишь звук дудочки:
ду-ду-ду.Затем дает ребенку табличку с изображением схемы ритма и просит сказать слог
ду соответственно заданному ритму:
дуду —- ду — дуду — ду.Усложнение. Упражнение на закрепление характеристики силы голоса. Взрослый показывает ребенку большую и маленькую дудочки и спрашивает:
как играет большая дудочка?
как играет маленькая дудочка?
Занятие 57
Цель: развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц.
Оборудование: лошадка-качалка; магнитофон; мозаика.
Поряиок оеиствии. перейти в каталог файлов