1. игра «лошаока». Взрослый произносит тихим голосом:
что нужно сделать, чтобы лошадка бежала быстрее? Громко скажи ей: «Нно, лошадка».
2. Упражнение на развитие зрительно-кинестетических
ощущений.
Взрослый демонстрирует движение, соответствующее звуку [н]:
И.п. — руки перед грудью ладонями к себе, согнуты в локтях, локти опущены вниз. Произнося
нана-на, выполни движения, как будто ты даришь, даешь что-то (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).
3. Упражнения в слуховой дифференциации слогов
но и
на.
Взрослый предлагает ребенку послушать магнитофонную
запись. Одновременно с услышанным слогом
но он должен положить желтую деталь мозаики на дорожку, со слогом
на — красную:
выложи любую дорожку, используя красные и желтые детали мозаики;
а теперь произнеси цепочку слогов но, на, нажимая пальцем на каждую из деталей мозаики, а мы запишем тебя на магнитофон.
Вариант. Взрослый предлагает ребенку хлопнуть, когда он услышит
но, стукнуть — когда услышит
на: но-но-на-но-на-на.
Занятие 58
Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц со звуком [к] (слов-звукоподражаний
кар, ку-ку, ко-ко).Оборудование: картинки; счетные палочки.
Порядок действий. 1. Взрослый последовательно показывает картинки с изображениями вороны, кукушки, курицы, рассматривает их вместе с ребенком, называет их сопровождая звукоподражание движениями:
кар-кар (ворона) — движение туловищем вперед с наклонами головы;
ку-ку (кукушка) — пальцы собраны в щепоть,
движения рук сверху вниз;
ко-ко (курица) — пальцы рук прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим. 2. Упражнение на развитие скоординированное™ движений и речи.
Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к произнесению звукоподражаний с одновременным выполнением соответствующих движений.
Ку-куСчитать кукушка научилась. На том ученье прекратилось! Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Ко-коКурочка прыг на крыльцо, Она снесла тебе яйцо: Ко-ко, ко-ко, ко-ко.
Вариант. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.
Взрослый просит:
построй курочке домик из синих палочек, а кукушке — из красных. «Посади» их в домики. Как они говорят?
как будет говорить большая ворона? (Интонационно выделяется слово большая.) Громко;
как будет говорить маленькая кукушка? Тихо.
Занятие 59
Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсомо-торных компонентов чувства ритма.
Оборудование: магнитофон; листы бумаги; фломастеры или цветные карандаши.
Порядок действий. Игра «Дождик».Взрослый читает стихотворение, сопровождая звукоподражание
кап ритмичным отхлопыванием.
Капля раз, капля два. Капли медленно сперва —
Кап, кап, кап, кап
Дети медленно хлопают.Стали капли поспевать. Капля каплю догонять —
Взрослый:
как медленно капает дождик? Похлопай;
послушай стихотворение еще раз, говори и хлопай за дождик, и мы запишем тебя на магнитофон.
Вариант. Упражнение в рисовании
«Капельки дождя на оконном стекле».Взрослый дает ребенку лист бумаги и просит изобразить, как капает дождик (отображать определенные качества движения). Образец для рисования дает взрослый.
Примечание. Ребенку с двигательными нарушениями будет сложно самостоятельно выполнить это упражнение, поэтому его выполняйте совмещенными действиями.
Занятие 60
Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц со звуком [г].
Оборудование: картинки; полоски бумаги; геометрические фигуры; магнитофон.
Порядок действий. Взрослый последовательно показывает картинки с изображением гуся и лошадки и дает образец звукоподражания.
Гага(гусь) Наши гуси у пруда: — Га-га-га! Га-га-га.
Гоп-гоп (лошадь) Гоп-гоп! Конь живой. И с хвостом и с гривой... Он качает головой, Вот какой красивый! Гоп-гоп-гоп!
Затем взрослый переворачивает картинки и предлагает:
Выбери любую картинку и озвучь ее.
Как говорят гуси?
Как скачет конь?
— Угости лошадку травкой, а гуся зернышками.
Варианты1. Упражнения в повторении слогового ряда.
Взрослый:
— Как только услышишь, как говорит гусь, положи на полоску бумаги желтый квадрат, услышишь, как скачет конь — синий.
Затем произносит цепочку слогов. Например:
га-гоп-га — ребенок накладывает квадраты соответствующих цветов на полоску бумаги.
2. Взрослый дает ребенку карточку-табличку с цветными
квадратами и предлагает самостоятельно воспроизвести зву-
коподражания
(га, гоп), ориентируясь на цвет квадратов.
Усложнение. Аудиозапись произнесения ребенком слогового ряда и самостоятельная проверка.
Занятие 61
Цели: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц (рефлективных восклицаний); развитие речедвигательного образа звука [х] и адекватного эмоционального реагирования.
Оборудование: картинки; конфеты; магнитофон.
Порядок действий.1. Взрослый последовательно показывает ребенку картин-
ки (сова, девочка смеется, девочка плачет), называет их и
дает образец звукоподражаний.
Это сова. Она кричит: ух-ух!
Это девочка. Она увидела сову и испугалась: ох-ох-ох!
А другая девочка не испугалась, она смеется: ха-ха-ха.
Покажи сову (девочку, которая плачет, смеется).
Как кричит сова?
Как девочка плачет (смеется)?
Пожалей печальную девочку, угости ее конфетой.
Когда мы говорим: ох! ух! ах! ха!
2.Упражнения на развитие зрительно-кинестетических
ощущений.
Взрослый показывает ребенку правильную артикуляцию звука [х], сопровождая ее движениями рук:
— И.П. — руки согнуты в локтях,
локти опущены вниз, кисти рук сжаты в кулаки на уровне плеч. Произнося [х].
резко опусти руки вниз (движение по интенсивности — со значительным мышечным напряжением).
Усложнение. Без интервала в движении взрослый произносит звукоподражания (звук [х] в сочетании со звуками [у], [а], [о], [э]) (см. занятие 25) и просит:
угадай, какой слог я загадала;
повтори слог и произведи соответствующие действия руками: ах,ох, эх, ух, их;
придумай свои слоги и произнеси их с движениями рук, а мы запишем тебя на магнитофон.
Занятие 62
Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание звуков [т], [д], [к], [г], [х].
Оборудование: магнитофон.
Порядок действий.1. Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.
Взрослый говорит ребенку:
— послушай звуки, записанные на магнитофон, и повтори их в такой же последовательности: [х], [т], [г].
2. Упражнение на развитие зрительно-кинестетических
ощущений.
Взрослый предлагает ребенку запомнить движения к каждому звуку:
[т] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти «смотрят» в разные стороны, кисти сжаты в кулаки. Произнося
т-т-т или
та та-та,резко разожми попеременно правый и левый кулаки (можно топать соответствующей ногой) (движение по интенсивности — со значительным мышечным напряжением).
[д] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти на уровне груди ладонями от себя. Произнося
да-да-да, руками и головой выполнять естественные движения, означающие согласие (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).
[к] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч «смотрят» в разные стороны, кисти сжаты в кулаки на уровне шеи. Произнося
к-к-к или
кака-ка, локти отведи резко назад с одновременным запрокидыванием головы (для этого подбородок слегка опущен) (движение по интенсивности — со значительным мышечным напряжением).
[г] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз, кисти на уровне плеч. Произнося
га-гага, соедини все пальцы и снизу «подопри» большим (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).
[х] — см. занятие 61.
Занятие 63
Цели: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; дифференциация звуков [т], [д], [к], [г], [х].
Оборудование: фонарик; щетка.
Порядок действий.1. Упражнение на развитие слухового и зрительного вни-
мания.
Взрослый произносит цепочку слогов:
та та-та с одновременными движениями рук и просит ребенка сосчитать, сколько слогов он произнес (см. предыдущее занятие).
Затем взрослый просит:
— произнеси слог
та с движениями рук столько раз, сколько раз загорится фонарик.
Взрослый произносит цепочку слогов и просит ребенка повторить ее, сочетая произнесение слога с движениями:
та да-ка.Усложнение. Губы взрослого закрыты экраном или он стоит за спиной ребенка.
2. Упражнение на выделение ударного слога из ряда.
Взрослый просит ребенка назвать ударный слог в цепочке
услышанных слогов:
та-да-ка Варианты
Повторить всю цепочку слогов, а ударный слог — с движениями рук.
Повторить цепочку слогов, хлопнув на ударный слог по жесткой щетке.
Занятие 64
Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства.
Оборудование: картинки.
Порядок действий. Упражнения на послоговое проговари-вание слов из двух одинаковых слогов с ритмическими движениями рук.
Взрослый медленно произносит слово
мама,интонационно выделяя гласные звуки и одновременно отхлопывая каждый из слогов —
маа(хлопок) —
маа(хлопок). Затем просит ребенка повторить.
Далее взрослый побуждает ребенка произнести также (с ритмическими движениями рук) слова
тата, гага, нана, баба, папа.Вариант. Игра «Запомни слова».Взрослый называет два слова и просит ребенка повторить их в той же последовательности с отхлопыванием:
мама, тата; баба, гага; нана, папа.Усложнение.
При назывании слов ребенку даются картинки.
Количество слов увеличивается до 3—5.
Занятие 65
Цели: формирование слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства; развитие фонематического слуха.
Оборудование: магнитофон; картинки.
Порядок действий. Упражнение в послоговом проговарива-нии слов из двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук.
Взрослый называет слово и просит ребенка его отхлопать
(губы,вата,киса, деда). Затем показывает ребенку картинки (слова состоят из двух открытых различных слогов) и просит его самостоятельно отхлопать ритмическую структуру.
Вариант. Игра «Имена».Взрослый читает ряд слов,
среди которых есть имена, и объясняет ребенку:
— как только ты услышишь имя мальчика или девочки, сразу его отхлопай —
козы, Поля, розы, Паша, Галя, лапа. Толя, Катя, Ваня, ножи. Коля.Затем спрашивает и просит:
какие имена ты запомнил?
сколько раз ты хлопал, когда произносил эти имена?
а теперь послушай ряд слов, записанных на магнитофон, и отхлопывай только имена.
Примечание. В магнитофонной записи звучат слова, произнесенные разными людьми: бабушкой, папой, соседкой.
Цели: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства; развитие сенсомотор-ных компонентов чувства ритма.
Оборудование: картинки; счетные палочки; листы бумаги; цветные карандаши.
Порядок действий.1. Упражнение на послоговое проговаривание трехсложных
слов без стечения согласных с ритмичными движениями рук.
Взрослый, показывая ребенку картинку (корова), произносит слово, интонационно выделяя гласные звуки и одновременно отхлопывая каждый слог:
ко (хлопок)
-ро (хлопок)
-ва (хлопок). Затем дает задания:
сколько хлопков ты услышал? Возьми столько же палочек;
хлопни столько же раз, сколько у тебя палочек;
— скажи слово
корова и одновременно отхлопай его ритм. Ребенок самостоятельно отхлопывает ритм слова по предложенным картинкам
(корона, молоко, ворона, болото).2.Упражнение на использование способностей рисования
для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма.
Взрослый дает ребенку лист бумаги и цветные карандаши (или краски и кисточку) и просит нарисовать столько кружочков, сколько раз он хлопнул, произнося слово
ворона.Вариант. На листе бумаги, который взрослый предлагает ребенку, нарисовано несколько одинаковых фигур (квадраты, треугольники, овалы). Взрослый просит ребенка раскрасить столько фигур, сколько раз он отхлопал.
О О О О О О
молокоО О О О О О
коронаПримечание. Ребенку с двигательными нарушениями будет сложно самостоятельно выполнить это упражнение, поэтому нужны совмещенные действия.
Занятие 67
Цели: развитие речедвигательного, речеслухового образа звука [ы]; коррекция фонематического восприятия на основе упражнений на повторение слоговых цепочек со звуком [ы].
Оборудование: картинки; магнитофон.
Порядок Оеиствии.1. Упражнения в фонематическом восприятии звука [ы] на основе зрительно-кинестетических ощущений.
Игра «Пароход». Взрослый показывает картинку, на которой изображен пароход и говорит:
прежде чем отплыть, пароход дает сигнал: ы-ы-ы... .
как загудел пароход? (Ребенок произносит: ы ы-ы...);
поплыл пароход по реке, а навстречу ему лодка. Чтобы не столкнуться, пароход дает сигнал: ы-ы-ы... . Как он дает сигнал?
Взрослый произнесение звука [ы] сопровождает движениями рук:
— И.п. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук на уровне подбородка, «повернуты» к нему. Произнося
ы-ы-ы.., резко оттолкни кисти рук от себя (движение по интенсивности — с сильным мышечным напряжением).
Игра «Угадай, какой слог!». Взрослый беззвучно артикулирует звук [п], сопровождая его движениями, и без интервала переходит на звук [ы], выполняя движение, соответствующее произнесению этого звука, получая таким образом, слог
пы. Ребенок угадывает слог.
Вариант. Игра«Будь внимательным!» на повторение слоговых рядов со звуком [ы]. Взрослый просит:
— слушай и повтори
мы-пы, бы-фы, ды-хы, мы-пыды. Усложнение. Слоговые цепочки повторяются после прослушивания магнитофонной записи.
Занятие 68
Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие.
Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; мозаика; магнитофон.
Порядок действий. 1. Упражнение в ритмическом повторении. Взрослый показывает ребенку карточку-табличку со схемой ритма и просит воспроизвести ритмический рисунок, произнося слог
мы и соблюдая паузы.
ОО ОО СЮ —
мы-мымы-мымы-мыпауза пауза
2.
Игра «Будь внимательным!». Взрослый просит ребенка:
положи столько мозаик (геометрических фигур, конфет), сколько раз услышишь слог бы: быбы-бы;
выложи из мозаики ритмический рисунок слоговой цепочки кы-кы кы-кы:
ОО ОО
Вариант. Упражнение на закрепление понятия о схеме ритма.
Взрослый просит:
придумай свой ритмический рисунок и выложи его из деталей мозаики.
смотри на свой рисунок и произноси слог ты, нажимая пальцем на каждую из мозаик и соблюдая паузы, а мы тебя запишем на магнитофон.
Примечание. В дальнейшем слоговая цепочка удлиняется, ритмический рисунок усложняется.
Занятие 69
Цель: закрепление понятий о слоговой структуре слова с опорой на восприятие тыльной стороной ладони движений нижней челюсти.
Оборудование: картинки; зеркало; счетные палочки.
Порядок действий. Игра «Угадай слово». Взрослый кладет перед ребенком три картинки (мак, сова, ворона) и предлагает ему догадаться, какое слово задумано, подсчитав количество хлопков. Затем отхлопывает одно из слов, например:
сова,и спрашивает ребенка:
какое слово было задумано?
как ты догадался?
Картинки меняются. Упражнение в отгадывании задуманного слова повторяется. Делается вывод о том, что слова делятся на части (одну, две или три).
Варианты1. Упражнение на соотнесение количества движений нижней челюсти и количества слогов.
Взрослый просит ребенка тыльной стороной ладони прикоснуться к нижней челюсти и сказать слово, состоящие из прямых слогов
(вата),обращая его внимание на то, что количество движений нижней челюсти соответствует количеству слогов в слове.
Затем спрашивает:
сколько раз ты открыл широко рот?
сколько частей в слове вата?
Примечание. Вначале это упражнение нужно проводить перед зеркалом.
2. Упражнение на закрепление понятий о слоговой структуре слова.
Взрослый просит ребенка озвучить
картинки и положить на стол столько палочек, сколько частей в каждом из слов.
Занятие 70
Цель: развитие фонематического анализа на основе упражнений в соотнесении и дифференциации.
Оборудование: полоски цветной бумаги или картона; набор геометрических фигур; магнитофон.
Порядок действий. Упражнение на соотнесение слогов с геометрическими фигурами.
Взрослый дает ребенку коробку с геометрическими фигурами и предлагает:
— клади на полоску цветного картона столько кружков, сколько услышишь слогов.
Вначале произносятся цепочки одинаковых слогов:
ма-ма;
ма-ма-ма;
ма-ма-ма-ма;
па-па;
па-па-па;
па-па-па-па.
Затем взрослый произносит цепочки слогов, различающихся гласным звуком, и предлагает ребенку класть кружок, когда он услышит слог
ма, и класть квадратик, когда прозвучит слог
му: ма-му-ма-му — квадрат — кружок — квадрат — кружок.
Вариант. Упражнение на дифференциацию слогов.
Взрослый дает задания и задает вопросы.
Послушай слово, которое я скажу: нога.
Сколько ты услышал слогов? Если они разные, клади две разные фигуры.
А теперь слушай внимательно слова, которые записаны на магнитофон (4—6 слов) и клади на стол фигуры.
Какие слова ты запомнил?
Занятие 71
Цели: развитие фонематического анализа на основе упражнений в определении слоговой структуры лексических единиц; закрепление ритмико-интонационных параметров слова.
Оборудование: предметные картинки; разрезанные по вертикали; пустая коробка с низкими бортиками.
Порядок действий. Упражнение в графическом соотнесении. Взрослый последовательно предлагает ребенку картинки, разрезанные по вертикали, состоящие из двух-трех частей (соответственно, из двух-трех слогов). Ребенок складывает картинку, считает количество частей в картинке и слове. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что если картинку сложить неправильно, слоги «поменяются» местами и слово потеряет смысл.
Усложнение. В коробке перемешаны разрезные картинки из двух-трех частей. Ребенок собирает их и называет количество слогов в слове. Взрослый предлагает выбрать из коробки и сложить картинки, состоящие из двух частей, — на
левой половине стола, состоящие из трех частей, — на правой половине стола.
Вариант. Упражнение на определение ударного слога. Взрослый предлагает:
слушай внимательно, как я произнесу слово, и повтори его также: вата, ноги, муха (интонирует ударный слог, произносит его с большой силой и длительностью, используя двусложные слова с ударением на первый слог);
назови ударный слог в слове нота;
придумай, как можно выложить схему слова нота, используя большой и маленький кружок?
Усложнение. По мере усвоения ребенком определения ударного слога, ему предлагаются слова:
трехсложные с ударением на первом слоге — о о о;
двухсложные с ударением на последнем слоге — о о;
— трехсложные с ударением на последнем слоге — о о
о. Из предложенных картинок ребенок должен выбрать только те, которые подойдут к нашей схеме: О
О; О О О; О О
О.Занятие 72
Цель: развитие навыка фонематического анализа на основе выполнения конструктивных действий.
Оборудование: пирамидки; счеты; коробочки с бусинами.
Порядок действий. Упражнение на соотнесение количества слогов с производимыми действиями.
Игра «Пирамидки». Взрослый предлагает ребенку нанизать на стержень пирамидки справа от нее столько колец, сколько слогов в слове
канава, а на стержень пирамидки слева — столько колец, сколько слогов в слове
вата, одновременно проговаривая эти слова. Затем объясняет и спрашивает:
сравни слова: где колец больше, то слово и длиннее;
какое слово длиннее? Почему? Далее игра продолжается по картинкам. Варианты
Использование вместо пирамидок счетов — ребенок произносит слово по слогам с одновременным отсчитыванием косточек.
Игра «Бусы для куклы». Взрослый показывает коробочку, в которой лежат большие и маленькие бусины и леска, и предлагает ребенку сделать бусы для куклы:
— если в слове ты услышишь три слога, то нанизывай три большие бусины, услышишь два слога — две маленькие бусинки.
Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусины, помогает ему, напоминает о послоговом проговаривании слов.
Примечание. Ребенку с двигательными нарушениями и моторной неловкостью будет сложно самостоятельно выполнить это упражнение. В этом случае необходимы совмещенные действия.