Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кириллова Е.В. «Развитие фонематического воспри... Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста


НазваниеРазвитие фонематического восприятия у детей раннего возраста
АнкорКириллова Е.В. «Развитие фонематического воспри.
Дата25.10.2016
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKirillova_E_V__Razvitie_fonematicheskogo_vospri.doc
ТипДокументы
#510
страница4 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
1. игра «лошаока». Взрослый произносит тихим голосом:

  • что нужно сделать, чтобы лошадка бежала быстрее? Гром­ко скажи ей: «Нно, лошадка».

2. Упражнение на развитие зрительно-кинестетических
ощущений.

Взрослый демонстрирует движение, соответствующее зву­ку [н]:

И.п. — руки перед грудью ладонями к себе, согнуты в лок­тях, локти опущены вниз. Произнося нана-на, выполни дви­жения, как будто ты даришь, даешь что-то (движение по интен­сивности — с незначительным мышечным напряжением).

3. Упражнения в слуховой дифференциации слогов но и на.
Взрослый предлагает ребенку послушать магнитофонную

запись. Одновременно с услышанным слогом но он должен положить желтую деталь мозаики на дорожку, со слогом на — красную:

  • выложи любую дорожку, используя красные и желтые де­тали мозаики;

  • а теперь произнеси цепочку слогов но, на, нажимая паль­цем на каждую из деталей мозаики, а мы запишем тебя на магнитофон.

Вариант. Взрослый предлагает ребенку хлопнуть, когда он услышит но, стукнуть — когда услышит на: но-но-на-но-на-на.

Занятие 58

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнава­ние лексических единиц со звуком [к] (слов-звукоподража­ний кар, ку-ку, ко-ко).

Оборудование: картинки; счетные палочки. Порядок действий. 1. Взрослый последовательно показы­вает картинки с изображениями вороны, кукушки, курицы, рассматривает их вместе с ребенком, называет их сопровож­дая звукоподражание движениями:

кар-кар (ворона) — движение туловищем вперед с наклона­ми головы;
ку-ку (кукушка) — пальцы собраны в щепоть, движения рук сверху вниз;

ко-ко (курица) — пальцы рук прижаты друг к другу, ука­зательный палец соединяется с большим. 2. Упражнение на развитие скоординированное™ движе­ний и речи.

Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к произнесению звукоподражаний с одновременным выполне­нием соответствующих движений.

Ку-ку

Считать кукушка научилась. На том ученье прекратилось! Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ко-ко

Курочка прыг на крыльцо, Она снесла тебе яйцо: Ко-ко, ко-ко, ко-ко.

Вариант. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.

Взрослый просит:

  • построй курочке домик из синих палочек, а кукушке — из красных. «Посади» их в домики. Как они говорят?

  • как будет говорить большая ворона? (Интонационно выде­ляется слово большая.) Громко;

  • как будет говорить маленькая кукушка? Тихо.

Занятие 59

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсомо-торных компонентов чувства ритма.

Оборудование: магнитофон; листы бумаги; фломастеры или цветные карандаши.

Порядок действий. Игра «Дождик».

Взрослый читает стихотворение, сопровождая звукоподра­жание кап ритмичным отхлопыванием.

Капля раз, капля два. Капли медленно сперва —

Кап, кап, кап, кап Дети медленно хлопают.

Стали капли поспевать. Капля каплю догонять —

Кап, кап, кап, кап Зонтик поскорей раскроем. От дождя себя укроем!

Поднимают руки над головой, имитируя зонтик.

Взрослый:

  • как медленно капает дождик? Похлопай;

  • послушай стихотворение еще раз, говори и хлопай за дож­дик, и мы запишем тебя на магнитофон.

Вариант. Упражнение в рисовании «Капельки дождя на оконном стекле».

Взрослый дает ребенку лист бумаги и просит изобразить, как капает дождик (отображать определенные качества дви­жения). Образец для рисования дает взрослый.

Примечание. Ребенку с двигательными нарушениями бу­дет сложно самостоятельно выполнить это упражнение, по­этому его выполняйте совмещенными действиями.

Занятие 60

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнава­ние лексических единиц со звуком [г].

Оборудование: картинки; полоски бумаги; геометрические фигуры; магнитофон.

Порядок действий. Взрослый последовательно показывает картинки с изображением гуся и лошадки и дает образец звукоподражания.

Гага(гусь) Наши гуси у пруда: — Га-га-га! Га-га-га.

Гоп-гоп (лошадь) Гоп-гоп! Конь живой. И с хвостом и с гривой... Он качает головой, Вот какой красивый! Гоп-гоп-гоп!

Затем взрослый переворачивает картинки и предлагает:

  • Выбери любую картинку и озвучь ее.

  • Как говорят гуси?

  • Как скачет конь?


— Угости лошадку травкой, а гуся зернышками. Варианты

1. Упражнения в повторении слогового ряда.
Взрослый:

— Как только услышишь, как говорит гусь, положи на по­лоску бумаги желтый квадрат, услышишь, как скачет конь — синий.

Затем произносит цепочку слогов. Например: га-гоп-га — ребенок накладывает квадраты соответствующих цветов на полоску бумаги.

2. Взрослый дает ребенку карточку-табличку с цветными
квадратами и предлагает самостоятельно воспроизвести зву-
коподражания (га, гоп), ориентируясь на цвет квадратов.

Усложнение. Аудиозапись произнесения ребенком слого­вого ряда и самостоятельная проверка.

Занятие 61

Цели: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнава­ние лексических единиц (рефлективных восклицаний); раз­витие речедвигательного образа звука [х] и адекватного эмо­ционального реагирования.

Оборудование: картинки; конфеты; магнитофон.

Порядок действий.

1. Взрослый последовательно показывает ребенку картин-
ки (сова, девочка смеется, девочка плачет), называет их и
дает образец звукоподражаний.

  • Это сова. Она кричит: ух-ух!

  • Это девочка. Она увидела сову и испугалась: ох-ох-ох!

  • А другая девочка не испугалась, она смеется: ха-ха-ха.

  • Покажи сову (девочку, которая плачет, смеется).

  • Как кричит сова?

  • Как девочка плачет (смеется)?

  • Пожалей печальную девочку, угости ее конфетой.

  • Когда мы говорим: ох! ух! ах! ха!

2.Упражнения на развитие зрительно-кинестетических
ощущений.

Взрослый показывает ребенку правильную артикуляцию звука [х], сопровождая ее движениями рук:

— И.П. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук сжаты в кулаки на уровне плеч. Произнося [х].
резко опусти руки вниз (движение по интенсивности — со значительным мышечным напряжением).

Усложнение. Без интервала в движении взрослый произно­сит звукоподражания (звук [х] в сочетании со звуками [у], [а], [о], [э]) (см. занятие 25) и просит:

  • угадай, какой слог я загадала;

  • повтори слог и произведи соответствующие действия рука­ми: ах,ох, эх, ух, их;

  • придумай свои слоги и произнеси их с движениями рук, а мы запишем тебя на магнитофон.

Занятие 62

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнава­ние звуков [т], [д], [к], [г], [х].

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий.

1. Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.
Взрослый говорит ребенку:

— послушай звуки, записанные на магнитофон, и повтори их в такой же последовательности: [х], [т], [г].

2. Упражнение на развитие зрительно-кинестетических
ощущений.

Взрослый предлагает ребенку запомнить движения к каж­дому звуку:

[т] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти «смотрят» в разные стороны, кисти сжаты в кулаки. Произнося т-т-т или та та-та,резко разожми попеременно правый и левый кула­ки (можно топать соответствующей ногой) (движение по ин­тенсивности — со значительным мышечным напряжением).

[д] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти на уровне груди ладонями от себя. Произнося да-да-да, руками и головой выполнять естественные движения, означа­ющие согласие (движение по интенсивности — с незначи­тельным мышечным напряжением).

[к] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч «смотрят» в разные стороны, кисти сжаты в кулаки на уровне шеи. Произнося к-к-к или кака-ка, локти отведи резко назад с одновременным запрокидыванием головы (для этого подборо­док слегка опущен) (движение по интенсивности — со значи­тельным мышечным напряжением).

[г] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти «смотрят» вниз, кисти на уровне плеч. Произнося га-гага, соедини все пальцы и снизу «подопри» большим (движение по интенсив­ности — с незначительным мышечным напряжением).

[х] — см. занятие 61.

Занятие 63

Цели: развитие внимания, связанного с координацией слу­хового и двигательного анализаторов; дифференциация зву­ков [т], [д], [к], [г], [х].

Оборудование: фонарик; щетка.

Порядок действий.

1. Упражнение на развитие слухового и зрительного вни-
мания.

Взрослый произносит цепочку слогов: та та-та с одно­временными движениями рук и просит ребенка сосчитать, сколько слогов он произнес (см. предыдущее занятие).

Затем взрослый просит:

— произнеси слог та с движениями рук столько раз, сколь­ко раз загорится фонарик.

Взрослый произносит цепочку слогов и просит ребенка повторить ее, сочетая произнесение слога с движениями: та да-ка.

Усложнение. Губы взрослого закрыты экраном или он сто­ит за спиной ребенка.

2. Упражнение на выделение ударного слога из ряда.
Взрослый просит ребенка назвать ударный слог в цепочке

услышанных слогов: та-да-ка Варианты

  1. Повторить всю цепочку слогов, а ударный слог — с дви­жениями рук.

  2. Повторить цепочку слогов, хлопнув на ударный слог по жесткой щетке.

Занятие 64

Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства. Оборудование: картинки.

Порядок действий. Упражнения на послоговое проговари-вание слов из двух одинаковых слогов с ритмическими дви­жениями рук.

Взрослый медленно произносит слово мама,интонацион­но выделяя гласные звуки и одновременно отхлопывая каж­дый из слогов — маа(хлопок) — маа(хлопок). Затем про­сит ребенка повторить.

Далее взрослый побуждает ребенка произнести также (с ритмическими движениями рук) слова тата, гага, нана, баба, папа.

Вариант. Игра «Запомни слова».

Взрослый называет два слова и просит ребенка повторить их в той же последовательности с отхлопыванием: мама, тата; баба, гага; нана, папа.

Усложнение.

  1. При назывании слов ребенку даются картинки.

  2. Количество слов увеличивается до 3—5.

Занятие 65

Цели: формирование слогового анализа с опорой на вне­шние вспомогательные средства; развитие фонематического слуха.

Оборудование: магнитофон; картинки.

Порядок действий. Упражнение в послоговом проговарива-нии слов из двух открытых различных слогов с ритмически­ми движениями рук.

Взрослый называет слово и просит ребенка его отхлопать (губы,вата,киса, деда). Затем показывает ребенку картин­ки (слова состоят из двух открытых различных слогов) и про­сит его самостоятельно отхлопать ритмическую структуру.

Вариант. Игра «Имена».

Взрослый читает ряд слов, среди которых есть имена, и объясняет ребенку:

— как только ты услышишь имя мальчика или девочки, сразу его отхлопай — козы, Поля, розы, Паша, Галя, лапа. Толя, Катя, Ваня, ножи. Коля.

Затем спрашивает и просит:

  • какие имена ты запомнил?

  • сколько раз ты хлопал, когда произносил эти имена?

  • а теперь послушай ряд слов, записанных на магнитофон, и отхлопывай только имена.

Примечание. В магнитофонной записи звучат слова, про­изнесенные разными людьми: бабушкой, папой, соседкой.

Цели: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства; развитие сенсомотор-ных компонентов чувства ритма.

Оборудование: картинки; счетные палочки; листы бумаги; цветные карандаши.

Порядок действий.

1. Упражнение на послоговое проговаривание трехсложных
слов без стечения согласных с ритмичными движениями рук.

Взрослый, показывая ребенку картинку (корова), произно­сит слово, интонационно выделяя гласные звуки и одновре­менно отхлопывая каждый слог: ко (хлопок) -ро (хлопок) -ва (хлопок). Затем дает задания:

  • сколько хлопков ты услышал? Возьми столько же палочек;

  • хлопни столько же раз, сколько у тебя палочек;

— скажи слово корова и одновременно отхлопай его ритм. Ребенок самостоятельно отхлопывает ритм слова по пред­ложенным картинкам (корона, молоко, ворона, болото).

2.Упражнение на использование способностей рисования
для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Взрослый дает ребенку лист бумаги и цветные карандаши (или краски и кисточку) и просит нарисовать столько кру­жочков, сколько раз он хлопнул, произнося слово ворона.

Вариант. На листе бумаги, который взрослый предлагает ребенку, нарисовано несколько одинаковых фигур (квадраты, треугольники, овалы). Взрослый просит ребенка раскрасить столько фигур, сколько раз он отхлопал.

О О О О О О

молоко

О О О О О О

корона

Примечание. Ребенку с двигательными нарушениями бу­дет сложно самостоятельно выполнить это упражнение, по­этому нужны совмещенные действия.

Занятие 67

Цели: развитие речедвигательного, речеслухового образа звука [ы]; коррекция фонематического восприятия на основе упражнений на повторение слоговых цепочек со звуком [ы].

Оборудование: картинки; магнитофон.
Порядок Оеиствии.

1. Упражнения в фонематическом восприятии звука [ы] на основе зрительно-кинестетических ощущений.

Игра «Пароход». Взрослый показывает картинку, на ко­торой изображен пароход и говорит:

  • прежде чем отплыть, пароход дает сигнал: ы-ы-ы... .

  • как загудел пароход? (Ребенок произносит: ы ы-ы...);

  • поплыл пароход по реке, а навстречу ему лодка. Чтобы не столкнуться, пароход дает сигнал: ы-ы-ы... . Как он дает сигнал?

Взрослый произнесение звука [ы] сопровождает движени­ями рук:

— И.п. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, кисти рук на уровне подбородка, «повернуты» к нему. Про­износя ы-ы-ы.., резко оттолкни кисти рук от себя (движение по интенсивности — с сильным мышечным напряжением).

Игра «Угадай, какой слог!». Взрослый беззвучно артику­лирует звук [п], сопровождая его движениями, и без интерва­ла переходит на звук [ы], выполняя движение, соответствую­щее произнесению этого звука, получая таким образом, слог пы. Ребенок угадывает слог.

Вариант. Игра«Будь внимательным!» на повторение слоговых рядов со звуком [ы]. Взрослый просит:

— слушай и повтори мы-пы, бы-фы, ды-хы, мы-пыды. Усложнение. Слоговые цепочки повторяются после прослу­шивания магнитофонной записи.

Занятие 68

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие.

Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; мозаи­ка; магнитофон.

Порядок действий. 1. Упражнение в ритмическом повто­рении. Взрослый показывает ребенку карточку-табличку со схемой ритма и просит воспроизвести ритмический рисунок, произнося слог мы и соблюдая паузы.

ОО ОО СЮ — мы-мымы-мымы-мы

пауза пауза
2. Игра «Будь внимательным!». Взрослый просит ребенка:

  • положи столько мозаик (геометрических фигур, кон­фет), сколько раз услышишь слог бы: быбы-бы;

  • выложи из мозаики ритмический рисунок слоговой це­почки кы-кы кы-кы:

ОО ОО

Вариант. Упражнение на закрепление понятия о схеме ритма.

Взрослый просит:

  • придумай свой ритмический рисунок и выложи его из де­талей мозаики.

  • смотри на свой рисунок и произноси слог ты, нажимая пальцем на каждую из мозаик и соблюдая паузы, а мы тебя запишем на магнитофон.

Примечание. В дальнейшем слоговая цепочка удлиняется, ритмический рисунок усложняется.

Занятие 69

Цель: закрепление понятий о слоговой структуре слова с опорой на восприятие тыльной стороной ладони движений нижней челюсти.

Оборудование: картинки; зеркало; счетные палочки.

Порядок действий. Игра «Угадай слово». Взрослый кла­дет перед ребенком три картинки (мак, сова, ворона) и пред­лагает ему догадаться, какое слово задумано, подсчитав коли­чество хлопков. Затем отхлопывает одно из слов, например: сова,и спрашивает ребенка:

  • какое слово было задумано?

  • как ты догадался?

Картинки меняются. Упражнение в отгадывании задуман­ного слова повторяется. Делается вывод о том, что слова де­лятся на части (одну, две или три).

Варианты

1. Упражнение на соотнесение количества движений ниж­ней челюсти и количества слогов.

Взрослый просит ребенка тыльной стороной ладони при­коснуться к нижней челюсти и сказать слово, состоящие из прямых слогов (вата),обращая его внимание на то, что ко­личество движений нижней челюсти соответствует количе­ству слогов в слове.
Затем спрашивает:

  • сколько раз ты открыл широко рот?

  • сколько частей в слове вата?

Примечание. Вначале это упражнение нужно проводить перед зеркалом.

2. Упражнение на закрепление понятий о слоговой струк­туре слова.

Взрослый просит ребенка озвучить картинки и положить на стол столько палочек, сколько частей в каждом из слов.

Занятие 70

Цель: развитие фонематического анализа на основе упраж­нений в соотнесении и дифференциации.

Оборудование: полоски цветной бумаги или картона; набор геометрических фигур; магнитофон.

Порядок действий. Упражнение на соотнесение слогов с геометрическими фигурами.

Взрослый дает ребенку коробку с геометрическими фигу­рами и предлагает:

— клади на полоску цветного картона столько кружков, сколько услышишь слогов.

Вначале произносятся цепочки одинаковых слогов:

ма-ма;

ма-ма-ма;

ма-ма-ма-ма;

па-па;

па-па-па;

па-па-па-па.

Затем взрослый произносит цепочки слогов, различающихся гласным звуком, и предлагает ребенку класть кружок, когда он услышит слог ма, и класть квадратик, когда прозвучит слог му: ма-му-ма-му — квадрат — кружок — квадрат — кружок.

Вариант. Упражнение на дифференциацию слогов.

Взрослый дает задания и задает вопросы.

  • Послушай слово, которое я скажу: нога.

  • Сколько ты услышал слогов? Если они разные, клади две разные фигуры.

  • А теперь слушай внимательно слова, которые записаны на магнитофон (4—6 слов) и клади на стол фигуры.

  • Какие слова ты запомнил?


Занятие 71

Цели: развитие фонематического анализа на основе упраж­нений в определении слоговой структуры лексических еди­ниц; закрепление ритмико-интонационных параметров слова.

Оборудование: предметные картинки; разрезанные по вер­тикали; пустая коробка с низкими бортиками.

Порядок действий. Упражнение в графическом соотнесе­нии. Взрослый последовательно предлагает ребенку картин­ки, разрезанные по вертикали, состоящие из двух-трех час­тей (соответственно, из двух-трех слогов). Ребенок складыва­ет картинку, считает количество частей в картинке и слове. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что если картин­ку сложить неправильно, слоги «поменяются» местами и сло­во потеряет смысл.

Усложнение. В коробке перемешаны разрезные картинки из двух-трех частей. Ребенок собирает их и называет количе­ство слогов в слове. Взрослый предлагает выбрать из коробки и сложить картинки, состоящие из двух частей, — на левой половине стола, состоящие из трех частей, — на правой поло­вине стола.

Вариант. Упражнение на определение ударного слога. Взрослый предлагает:

  • слушай внимательно, как я произнесу слово, и повтори его также: вата, ноги, муха (интонирует ударный слог, произ­носит его с большой силой и длительностью, используя дву­сложные слова с ударением на первый слог);

  • назови ударный слог в слове нота;

  • придумай, как можно выложить схему слова нота, исполь­зуя большой и маленький кружок?

Усложнение. По мере усвоения ребенком определения удар­ного слога, ему предлагаются слова:

  • трехсложные с ударением на первом слоге — о о о;

  • двухсложные с ударением на последнем слоге — о о;

— трехсложные с ударением на последнем слоге — о о о. Из предложенных картинок ребенок должен выбрать толь­ко те, которые подойдут к нашей схеме: О О; О О О; О О О.

Занятие 72

Цель: развитие навыка фонематического анализа на основе выполнения конструктивных действий.

Оборудование: пирамидки; счеты; коробочки с бусинами.
Порядок действий. Упражнение на соотнесение количе­ства слогов с производимыми действиями.

Игра «Пирамидки». Взрослый предлагает ребенку нани­зать на стержень пирамидки справа от нее столько колец, сколь­ко слогов в слове канава, а на стержень пирамидки слева — столько колец, сколько слогов в слове вата, одновременно про­говаривая эти слова. Затем объясняет и спрашивает:

  • сравни слова: где колец больше, то слово и длиннее;

  • какое слово длиннее? Почему? Далее игра продолжается по картинкам. Варианты




  1. Использование вместо пирамидок счетов — ребенок про­износит слово по слогам с одновременным отсчитыванием ко­сточек.

  2. Игра «Бусы для куклы». Взрослый показывает коро­бочку, в которой лежат большие и маленькие бусины и леска, и предлагает ребенку сделать бусы для куклы:

— если в слове ты услышишь три слога, то нанизывай три большие бусины, услышишь два слога — две маленькие бу­синки.

Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусины, помогает ему, напоминает о послоговом проговаривании слов.

Примечание. Ребенку с двигательными нарушениями и моторной неловкостью будет сложно самостоятельно выпол­нить это упражнение. В этом случае необходимы совмещен­ные действия.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Бельтюков В.И.Взаимодействие анализаторов в процессе вос­приятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студ. вузов. М., 2009.

Винарская ЕЛ.Раннее речевое развитие ребенка и проблемы де­фектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпо­сылки овладения языком / Кн. для логопеда. М., 1987.

Власова Т.М.. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Посо­бие для учителя. М., 1996.

Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.

Кириллова Е.В. Работа логопеда по развитию фонетико-фоне-матического восприятия у дошкольников 3—4 лет с ДЦП // Раз­витие и коррекция. М., 1998. Вып. 2.

Кириллова Е.В. Проблемы коммуникации по данным англоязыч­ной литературы (к вопросу о семантическом значении слова) // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их пре­дупреждение / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. Воронеж, 2004.

Кириллова Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с без­речевыми детьми // Логопедия. 2005. № 3 (9).

Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста // Практическая психо­логия и логопедия. 2006. № 2 (19).

Кириллова ЕВ. Формирование предпосылок фонематических пред­ставлений у детей раннего возраста с неврологической симптомати­кой: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепо-вой. М., 2007.

Клюева Н.В.. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Харак­тер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их раз­витие и решать проблемы / Пер. с англ. М., 1991.

Садовникова Л.Г. Ваш ребенок начинает говорить. СПб., 1996.

Худенко ЕД.. Кириллова ЕЯ.Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонематического восприятия у детей с про­блемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999. Вып. 6.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния. М., 1989.

Сооке <7. Еаг1у вепвогу вкШз.-Штвкт. Те1Гогс1 Коас1.В1севт,ег. Охоп ОХС ОТ8.УК. 1996.

Иагетоге Я.С.. Норрег В. СЫ1с1геп Ьеагшп^ Ьап#иа#е / д ргастлса1 тт,гоаЧ1с1юп 1о соттитсаИоп с1еуе1ортепт.. 8теи1аг РиЬИзЫпе Сгоир, 1пс. 8ап Юге^о — Ьопа"оп, 1990.

Содержание

Введение 3

Особенности фонематического восприятия у детей

с неврологическими нарушениями 4

Организация работы по формированию

фонематического восприятия 6

Закрепление материала в течение дня 8

Задачи и приемы работы по формированию

фонематического восприятия 9

Развитие слухового восприятия (внимания и памяти) 11

Развитие чувства ритма 24

Список использованной и рекомендуемой литературы 62

Кириллова Елена Владимировна

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор О Л. Степанова

Редактор Л.С. Киммелъ Дизайпер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка СЛ. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах: «Роспечать. — 18036. «Пресса России» — 39756 По вопросам оптовой закупки книг издательства «ТЦ Сфера» обращаться по тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05. Книги в розницу можно приобрести в Центре образовательной книги по адресу: Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3.

Книги издательства «ТЦ Сфера» можно заказать наложенным платежом по адресу: 129626. Москва, а/я 40. Е-таП: 5Гега@сп1.ги «гмгжЛс-вГега.ги

Издательский отдел: (495) 656-70-33. 656-73-00. (499) 181-09-23

Рекламный отдел: (495) 656-75-05, 656-72-05

978-5-9949-0341-4

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г. Подписано в печать 29.03.10. Формат 60 х 90'/„. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,0. Тираж 7000 экз. Заказ № 3236.

ООО «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» •Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова». 214000. г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарипа. 2.




1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей